Определение понятия «одиночество»



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ: Библиотечно-информационная деятельность

КАФЕДРА    Литературоведения

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Русская литература

на тему: «Тема одиночества в лирике Лермонтова»

 

Выполнил студент 1 курса БИФ БО 110/1-2 группы Нефедова Александра Игоревна                                         
  _________________________________________________                             (подпись, дата)
Направление подготовки (специальность) библиотечно-информационная деятельность, 51.03.06
Профиль подготовки (специализация ) библиотечно-информационная деятельность, 51.03.06
Форма обучения очная
Научный руководитель доктор филологических наук, доцент Щенникова Людмила Павловна  
  _________________________________________________                            (подпись, дата)

 

 

Санкт-Петербург

2016

Вступление

Яркая, глубокая, противоречивая и мятежная личность Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) остается притягательной и в наши дни: о ней горячо спорят, ее пытаются разгадать, воспеть, разоблачить. Этот классик – живой. В последнее время мы все чаще обращаемся к его духовному наследию, открывая новые стороны, заставляющие нас совершенно по-иному взглянуть на мир, на те или иные явления действительности.

По характеру дарования Лермонтов по преимуществу лирик с необычайно рано сформировавшимся и обостренным чувством личности. Лирика Лермонтова составляет важнейшую часть его литературного наследия.

«Л́́ирика (от греческого lyrikos – музыкальный, напевный; буквально – то, что произносится под звук лиры) – один из трёх родов литературы, отражающий чувства, мысли и переживания лирического субъекта, выражающий его подчёркнуто субъективное мировосприятие. Центральный «персонаж» лирического произведения – сам поэт и его внутренний мир. Наиболее чистой формой лирики считается медитация – сосредоточенное размышление, самосозерцание, непосредственный поток сознания, идущий из сокровенных глубин авторского «Я». В остальных случаях лирика осложняется элементами эпического и драматического способов изображения действительности». [1].  

В центре лирики Лермонтова - художественно обобщенный образ, близкий самому поэту, что придает его творчеству исключительную целостность и единство.

Лирика Лермонтова обозначила послепушкинский этап в развитии русской поэзии, отразила важный сдвиг в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Лермонтовская  лирика развивалась в русле русской романтической поэзии 30-х гг. и европейского  романтизма.

    Признание безграничных прав личности и наряду с этим утрата веры в осуществимость общественного идеала в условиях социальной изоляции предопределили протестующий и трагический характер лермонтовской лирики. Однако социально-политические идеи редко выражаются в поэзии Лермонтова непосредственно; чаще всего они как бы сквозят в духовном облике лирического героя, напряжённо всматривающегося в окружающий мир и в свою собственную жизнь. Для Лермонтова характерно стремление осмыслить окружающее в категориях философии, психологии и морали, в противопоставлениях покоя и деятельности, земного и небесного, жизни и смерти, добра и зла.

      Начиная с раннего периода  в лирике Лермонтова появляется жанр лирического размышления, напоминающего отрывок из дневника. Поэт как бы ставит себя в центр созданного им поэтического мира, который предстаёт ему как чужой и враждебный, обрекающий мыслящую и чувствующую личность на бесконечное одиночество.

Тема одиночества постоянно присутствует в переживаниях лирического героя Лермонтова. В связи с этим Ю. М. Лотман отмечал: «Исконное одиночество лирического „Я“ (равно как и героя сюжетных произведений романтизма) выступает одновременно и как награда за исключительность, за „непошлость“, и как проклятие, обрекающее его на изгнанничество, непонимание, с одной стороны, и злость, эгоизм — с другой» [2].

        

Цель работы: выявить особенности лирики Лермонтова в контексте темы одиночества.

Задачи:

1. Дать определение понятия "одиночество";

2. ознакомиться с биографией Лермонтова;

3. проанализировать лирические произведения, содержащие мотивы одиночества;

4. ознакомиться с работами исследователей творчества М.Ю.Лермонтова.

Определение понятия «одиночество»

Феномен одиночества имеет сложное содержание, включает в себя множество форм, каждая из которых может по-разному переживаться людьми. В силу этого данное понятие часто превращается в безразмерную метафору. «Это переживание человеком своей отдаленности от "всеобъемлющей" сущности. Это душевное состояние человека, осознающего, что его "жизненная программа" остается нереализованной, что его личность не замечена обществом, что он не оставил "свой след в истории". Это переживания человека, связанные с тем, что его ценности, идеалы, представления о должном, сформировавшиеся в определенной культурной среде, не находят отклика и понимания у окружающих людей» [3].

Между тем Н.А Бердяев справедливо замечал: «...человек имеет священное право на одиночество, так как через момент одиночества рождается личность, самопознание личности, в одиночестве переживается единичность и неповторимость своего "Я"» [4].

 Проблема одиночества является предметом разностороннего научного исследования в ряде наук о человеке: философии, психологии, медицине, теологии, педагогике. У каждой из них есть своя специфика, вносящая в изучение феномена новый аспект, обогащающая подходы к его пониманию. Теоретическое и художественное осмысление проблемы имеет древние традиции. Об этом свидетельствуют мифы разных народов, библейские и коранические тексты, сочинения теологов, древние восточные литературные произведения, подтверждающие факт острого восприятия одиночества людьми той эпохи. Не меньший интерес эта проблема вызывает и в наши дни у философов, ученых, деятелей литературы и искусства, а миллионы людей сталкиваются с ней в повседневной жизни.

Оригинальный подход к изучению одиночества представлен в классической русской философии. С. Н. Соловьев, Н. А. Бердяев, Е. Н. Трубецкой, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, П. А. Флоренский рассматривали одиночество как проблему духовного и культурного кризиса человечества. Основную причину переживания одиночества они видели в потере сущности нравственного единения человеческого рода, утрате истинного, смыслового содержания этого понятия. Проблема одиночества имеет всечеловеческий масштаб. С другой стороны, за человеком признается право на одиночество как необходимое условие становления его нравственного самосознания.

У каждого человека есть свои причины, которые обусловливают его одиночество в любой степени проявления. Практически всегда эти причины идут из жизни человека, из определенной ситуации или стечения обстоятельств.

Известно, что мотив одиночества, который пронизывает практически все произведения Лермонтова, связан со многими фактами его биографии. «Новое, что внес Лермонтов в трактовку темы одиночества, – это прежде всего его абсолютный и глубоко личный характер, связанный с неприятием лермонтовским героем мира, коренных основ миропорядка», – писал Д.П. Муравьев [5].

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!