Закономерности формирования и изменения навыков письма и почерка



С.П. представлялось, что должны редко попадаться в судопроизводство письменные документы, но С.П. сегодня сказали, что попадаются, и полно документов.

Длительное время называли судебным почерковедением, потому что полагалось, что речь идет о получении криминалистическими средствами судебных доказательств. Это чисто криминалистическая подотрасль техники и разработка ее осуществляется в рамках криминалистики, поэтому говорим – криминалистическое почерковедение. Значение очень большое. Цивилистам надо записывать каждую букву, потому что криминалисты поднатаскаются, но цивилисты чаще не обращают внимания. И когда возникает вопрос исследования письменных документов в ГПП, АПП, в корпоративных спорах, мы это можем сделать сами. Например, чтобы найти «крысу» нужно почерковедческое исследование. И если мы неправильно собрали материал, то мы не получим ответа на заданный вопрос.

План:

Понятие и научные основы криминалистического исследования письма.

Идентификационные признаки письма.

Подготовка и назначение почерковедческой экспертизы.

Производство автороведческой экспертизы.

Говоря об исследовании письменной речи, мы будем говорить о ее смысловом содержании и о техническом исполнении, потому что это два разных объекта исследования, исследуются разными экспертизами.

Литература:

1.Винберг Л.А. Почерковедческая экспертиза. Волгоград.

2. Жижина М.В. Судебно-почерковедческая экспертиза.

3. Орлова В.Ф. Судебно-почерковедческая диагностика.

4. Почерковедение и почерковедческая экспертиза. Курс лекций под ред. В.В.Серегина.

Понятие письма.

Письмо – способ фиксации речи, выражающийся в передаче информации, содержания речи на бумаге или ином носителе посредством символов, знаков, букв.

Письменная речь имеет две стороны:

1) смысловую сторону (письменная речь);

2) графическую сторону (исполнение письма).

Это две разные вещи, иногда совпадает и автор, и исполнитель документа, но это не всегда, поэтому мы сталкиваемся с моментами, когда у нас и автор, и исполнитель разные люди и необходимо ограничить эти стороны письма. Если для графической стороны для нас важно, как написано, то для смыслового содержания почерк абсолютно не имеет значения, и мы можем автора письма устанавливать по фонограмме, это очень возможно. Если записано, мы можем установить, что это читаемый текст, мы можем его записать, переписать, вывести в бумажную форму.

Мы создаем документы не только с помощью рукописных текстов, не только с помощью рукописи, но и компьютерные тексты. Дальше мы поговорим, как мы исследует графическую сторону письма. Надо подумать, есть ли специфическая, отражающая только наш стиль графика машинописного письма. Хотя, наверное, это цифровая информация, компьютерная информация.

Мы будем говорить о рукописных текстах. В письме, когда мы говорим о смысловом содержании письменной речи, нас интересует содержание, и мы говорим, что мы можем по содержанию установить автора. Причем, не только установить конкретного автора, но и решить не только идентификационные вопросы и задачи, но и ориентирующие вопросы. Например, что можно установить по смыслу письма? Психо-эмоциональное состояние, образование. Как мы образование видим? По терминологии, пунктуации и т.д. Даже профессию можно установить – нельзя говорить «закрыли уголовное дело», «подельники» и т.д. Национальность можно установить? Да – человек пишет на родном языке или на иностранном. Это можно понять. Даже регион можно определить. Автороведческая экспертиза может нам дать много информации.

Еще большие помощники для нас – почерковеды – возможность установления конкретного исполнителя. Автора и исполнителя нужно четко различать, это не одно лицо! Когда будем писать экзамен, нужно следить за собой, кого мы устанавливаем –автора или исполнителя текста.

 

Смысловая сторона – письменная речь Графическая (техническая) сторона -исполнение письма
Содержание Почерк
Возможность установления автора → автороведческая экспертиза Возможность установления исполнителя → почерковедческая экспертиза

 

Что такое письмо? Письмо – выражение речи графическим способом, и письмо основано на очень сложной и очень многообразной системе различных навыков. В целом, эти навыки образуют т.н. ФДК (функционально-динамический комплекс), в то время как физиологи говорят о динамическом стереотипе. В криминалистике мы говорим о целом письменном ФДК. Функциональный – выполнение определенных процедур, определенных действий, поэтому мы говорим, что составляя письменный документ, мы выполняем определенную функцию – запечатление речи, она сопровождается определенной динамикой, которая обусловлена внешними и внутренними условиями. Внешние – поговорим об этом. Внутренняя сторона составляет специфику деятельности головного мозга, т.е. определенную динамику, которая приобретает стереотип по ходу овладения письменной графикой. К какому возрасту складывается почерк? К старшим классам – к 10-11 классу мы приобретаем стереотип.

Структура письма.

Это надо понять, чтобы видеть это в рукописном тексте.

Во-первых, в письменной речи мы сразу выделим интеллектуальный навык (навыки восприятия, мышления, памяти, отражают способ познания окружающей действительности, обусловлены личным опытом человека и особенностями психики. Понятийно-смысловая структура текста). Этот вывод мы делаем, когда знакомимся с понятийно-смысловой структурой текста, о чем текст, т.е. мы понимаем, насколько развит человек, как он владеет речью, т.е. интеллектуальная составляющая.

Во-вторых, письменно-речевая составляющая для нас очень важна. В этой части мы смотрим на лексику, грамматику, стилистику, орфографию и пунктуацию.

Изготавливаем экспериментальные образцы. Диктуется текст. Человек спрашивает: «Как пишется, карова или корова?». Нужно ответить – «Пишите так, как считаете правильным».

В-третьих, письменно-графический навык. Связан с графической и технической сторонами письма, т.е. это та степень автоматизированности, которая направлена на организацию нормального письма, т.е. мы подстраиваем общую обстановку к тому, как мы пишем. По-удобнее положить лист ровнее, взять пишущий предмет. Но если у нас этого нет, мы стараемся сделать письмо более понятным и читаемым, поэтому здесь важны различные моменты. Технические навыки – комплекс автоматизированных действий человека, направленных на организацию и поддержание нормальных, гигиенически целесообразных условий акта письма и правильное обращение с письменными принадлежностями

Графические навыки – конфигурация, т.е. то, как мы выводим графические знаки, цифры и т.д. Лекцию мы пишем быстро, заявление на работу или резюме мы будем писать очень аккуратно, красиво и т.д.

Закономерности формирования и изменения навыков письма и почерка.

Оказывается, что так или иначе разные виды письма имеют у нас одну графическую структуру и мы пишем одинаково, другое дело, что у нас есть определенные стереотипы. Это все основывается на учении академика И.П. Павлова, который разрабатывал теории условно-рефлекторной деятельности и динамическом стереотипе. Развивали эту теорию физиологи П.К.Анохин и Н.А. Бернштейн.

Итак, динамика – это движение, стереотип – постоянство определенное, стереотип складывается к 16-17 годам.

Ее суть: каждый акт реализации письменно-двигательного навыка человека представляет собой сложную саморегулирующуюся функциональную систему с уровневой иерархической организацией, которая действует по принципу рефлекторного кольца.

Определенное поколение учится по одним прописям, но проходит время, и мы подстраиваемся под свои нормальные гигиенические целесообразные условия акта письма, исходя из особенностей нашего зрения, из особенностей строения нашей руки и других обстоятельств. Поэтому у нас у каждого свой почерк, еще помнить, что у нас несколько почерков.

Возвращаемся к Павлову. Сформированный навык письма становится костным, т.е. закрепленным и трудноизменяемым. И основы почерка лежат в высшей нервной деятельности. Отсюда важный вывод – почерк не может быть изменен пишущим. Мы не изменяем почерк, а пишем также, только упрощаем или усложняем.

Почерк – это зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе которой лежит письменно-двигательный навык (Винберг Л.А.)

Почерк – это основанная на письменно-двигательном ФДК и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений (Орлова В.Ф.)

Из этого мы должны сделать вывод, что это динамический стереотип. Что он индивидуален и он устойчив. Для криминалистики главное, что он индивидуален и устойчив.

Потом будут некоторые картиночки, там будет видно образец почерка человека с разницей в 20, 30 лет.

Признаки почерка.

- Общие признаки характеризуют почерк в целом как систему движения.

- Частные, отражающие особенности движений при написании отдельных букв, их частей и межбуквенных соединений.

Общие признаки почерка.

1. Признаки, отражающие степень сформированности и характер письменно-двигательного навыка (выработанность, координация движений, темп письма, строение почерка). Выработанность нельзя подделать! Маловыработанный почерк подделать можно, но чем выше выработан почерк, тем меньше возможность подделки почерка.

Выработанность – уровень овладения техникой письма (малая, средняя, высокая), характеризуется темпом, координацией движения и устойчивостью почерка.

2. Признаки, которые отражают структурные характеристики движения (форма, направление движений, размер почерка, разгон, связность).

3. Отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений.

Наклон почерка:

- правый;

- левый;

- вертикальный.

Размер почерка:

- малый;

- средний;

- большой.

Разгон почерка.

Соотношение протяженности движений по горизонтали и вертикали: малый (сжатый – ширина букв менее или равна высоте), размашистый.

Связность почерка.

Это черта выработанности почерка. Это непрерывность движения. Со сплошной связанностью, высокосвязный (от 6 букв), средний (505), малый (2-3), отрывистый.

Поскольку у нас почерк отражает высшую нервную деятельность и находится у нас в голове … в каком случае почерк может измениться? Если что-то произошло с рукой, но направление движения сохранится. Почерк меняется, когда наступает заболевание, т.к. почерк у нас в голове. Психиатры говорят, что в некоторые заболевания психические выливаются в изменение почерка, причем, определенным образом. Также при алкогольной интоксикации. Что важно для нас?

Частные признаки почерка.

Потому они и частные, что они индивидуальные. Они определяются чем?

1. Форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов

2. Направление движений

3. Протяженность движений

4. Связность движений

5. Относительное размещение точек начала, окончания, пересечения и соединения движений

6. Последовательность движений

7. Сложность движений при написании букв

Все эти черты индивидуальны, поэтому они называются частными признаками почерка. Именно их наряду с общими признаками изучает экспертиза. Вот что нужно знать юристу, а не только криминалисту.

Признаки изменения почерка:

Путем изменения выработанности почерка (снижение), может быть изменение наклона, размера, разгона, изменение частных признаков, упрощение строения, снижение четкости, замедление темпа, изменение связности, нажима.

Как это будет видно? Эти признаки подлога, изменения почерка, как они будут выглядеть?

1) Повышение стройности и четкости, потому что медленные движения;

2) Увеличение высоты букв (трудно подделывать бисерный почерк, т.к. там мелкая моторика);

3) Снижение связности (потому что все напряжение внимание на выписывание буквы, на соединение не хватает);

4) Уменьшение разгона (за счет большего напряжения при движении);

5) Изменение строения букв;

6) Автоподлог – умышленное искажение своего собственного письма, своей рукописи.

Почерк в криминалистике.

Очень краткая справочка. Эпоха византийского императора Юстиниана (5-6 век), закон указывал на исследование почерка в судебных целях.Византия в этот период времени находилась в расцвете, право, культура и искусство развивались, много было грамотных.

В России в 15 веке, с образованием было плохо, с письмом было плохо, но письмо наблюдалось, поэтому в 15 веке использовали при установлении подлинности документов сличение почерка. Кто может сличать почерк? Думские дьяки. Мы говорили, что специалист в какой-то области науки, знания, ремесла, т.е. просили дьяков сличить почерк, потому что они все время работали с почерком, они больше всего обрабатывали материала, экспертное исследование не проводилось.

1857 год – уже сличение почерков используется по назначению суда, т.е. как судебное исследование, и осуществлялось секретарями, учителями чистописания или другими преподавателями, т.е. людьми, которые учили графическому письму, преподавали, знали прописи и имели представление о способах начертания букв.

В XVII в. изучение письма проводили графологи (стремились установить по почерку характер человека). Основатель французский аббат Мишон.

 XIX—XX в. труды по графологии французских криминалистов А. Бертильона и Э. Локара.

 Россия - Е. Ф. Буринский впервые обратил вниманием на взаимосвязь между физиологическими особенностями человека и его почерком.

Расцвет судебного почерковедения 1970-1990-е XX века: предприняты удачные попытки установления пола, возраста, образования и даже роста исполнителя рукописи.

Почерк – это интересное выражение. Когда С.П. училась здесь, это были 70-е гг., лекции читал профессор Крылов, он говорил: кто назовет почерковедческую экспертизу графологической, тот будет сразу же исключен из ЛГУ. В бытность С.П. о графологии не было и речи, это считалось псевдонаукой, ложной наукой, нет научного обоснования. Но прошло время, и сейчас уже, если посмотреть, появляются серьезные исследования, более того, элементы графологической экспертизы присутствуют, но все это начиналось, как раз 16-17 век, расширяется мышление, стремление к познанию человека, к его духовной сути, к его содержательности, психологии, поэтому стремление установить по почерку характер человека, его скрытых черт было сильно, и в 17 веке 18 век – появилось много работ. Они были малонаучны, поэтом относились больше к догадкам. Некоторые исследования до сих пор напоминают любительские опусы, но в то же время исследование почерка для понимания авторства, мы говорили – ориентировочные вопросы, установление: мужчина или женщина, есть свои подходы, эти вопросы старались решать. Есть графологическая экспертиза, графология – определение психического портрета по почерку. Может иметь идентификационное значение такая экспертиза? Дали почерк и говорим: Каков психологический портрет человека, составившего этот документ? Идентификационное значение не может иметь. Когда нам интересен графологический портрет? Дает ориентирующие признаки. Бывают моменты, например, предсмертные записки или записки с угрозами, предупреждения о терактах, записки, связанные с вымогательством, т.е. у нас мало за что зацепиться, поэтому надо как-то использовать образцы письменной речи, здесь графолог помогает.

Верит ли С.П. в графологию? Как для получения ориентирующей информации – да. Что пишут графологи? Как разделить мужской и женский почерк? Мужской: беззаботный, неробкий, торопливый, неправильный, некрасивый, плохо выглядит, размашистый, ошибки, наклон вперед, слитный, свободный. Подходит? Женский почерк: тщательный, чистый, единообразный, точный, правильный, округленный стандартный.

Но нужно четко разграничивать почерковедческую и графологическую (психология) и автороведческую экспертизу!


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 2493; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!