Предмет, основные понятия и структура культурологии

Московский государственный университет им.М.Ю.Ломоносова.

Институт журналистики. Факультет рекламы и связи с общественностью.

 

 

Реферат по культурологии

Тема: «Сущность и предмет культуры .основные понятия и термины»

 

Группа Р-17т специальности реклама

Студентка: Сторожева Д.А.

Преподаватель: к.м.н. Баранов Л.А

 

 

Москва 2018г.

Содержание

Введение

1. Сущность понятия культуры

2. Предмет, основные понятия и структура культурологии

3. Структура культуры

4. Функции культуры

5. Феномен культуры и его понимание

6. Культурная идентификация

Заключение

Список использованной литературы…………………………………….…..20

 


Введение

Слово "культура" впервые появляется в древнем Риме и первично обозначает действия по обработке, возделыванию земли. В то же время оно сохраняет корневую связь с понятием "культ" почитанием, поклонением. У Цицерона, римского оратора и философа, встречается понимание философии как культуры духа или ума. Здесь подразумевается воздействие философии на ум с целью его "обработки", воспитания, развития, в результате чего формируется более высокий уровень духовности. Эти оттенки связи с человеческой деятельностью и возникновения чего-то высшего, требующего почитания и уважения, сохраняются в слове "культура" до сих пор. В Германии XVII в. термин "культура" уже употребляется как самостоятельный, он означает результаты деятельности людей, общества. При этом подчеркивается противопоставление культуры природному, естественному в человеке и мире. Несводимость мира культуры к миру природного, отличия от него, в дальнейшем тоже остаются навсегда, но противопоставление при этом не обязательно это черта лишь европейского понимания культуры. Миропонимание культур Востока, напротив, основано на ощущении близости к природе, корневого родства с ней. В Европе же в последующих веках термин "культура" все чаще связывается со словом "цивилизация", причем иногда почти полностью совпадает с ним, а иногда противопоставляется ему.

Попытки дать единое научное определение культуры индуктивным методом, т.е. обобщением смысла различных применений слова "культура" в современных языках, в целом провалились. Дело в том, что это слово используется в самых различных оттенках и число их бесконечно. Культура  это и обычай уступать место в транспорте, и величайшие произведения искусства, это научная мысль и система образования, это культура производства, чистота городских улиц и многое, многое другое. Определений сейчас насчитывается около 400, но единого так и не создано. Самое общепринятое, но и самое абстрактное из них звучит так: "Культура есть искусственный мир человека, способ его бытия, приспособления к естественному миру и преобразования последнего в своих целях". Такого понимания вполне достаточно для начала рассуждений о культуре и мы из него будем исходить, постепенно наполняя более конкретным содержанием.

С учетом многообразия смысловых значений слова "культура" людям давно стало ясно, что нужно не просто искать предельно широкие формулировки, объединяющие эти смыслы, а искать единство под каким-то углом зрения, задаваемым теоретически. Но при таком подходе тоже возникают свои сложности: этих самых углов зрения тоже почти бесконечное множество, они определяются прежде всего разнообразием дисциплин, изучающих культуру. И у каждой из них свое понимание, что такое культура.

Философия культуры ориентируется на поиски предельно общей сущности культуры и тогда она понимается как содержание или способ бытия общества и общественного человека. Социология культуры изучает ее как фактор организации общественной жизни, выделяя такие моменты, как верования, ценности, нормы поведения, язык, обычаи, эстетические вкусы данной культуры, принятый способ мышления и т.д. То есть здесь речь идет уже о конкретном типе общества, а не обществе вообще. Культурная антропология исходит из признания самоценности культуры каждого народа, независимо от этапа его развития, и из равноценности всех культур, являющихся неповторимым образом жизни каждого общества и каждого человека. Ряд наук, которые можно объединить общим понятием "культурография", то есть описание культуры, изучает уникальные черты каждой культуры на разных этапах её развития. Этим занимаются этнография (описание народов и их жизни), искусствоведение, история культуры в целом.

 

Какое же место занимает среди этих дисциплин культурологияНа самом общем уровне это место можно определить так. Это теория среднего уровня, изучающая не единичное в культуре, как этнография, история культуры, и не всеобщие закономерности культурной жизни, как философия культуры, а особенное в культуре, т.е. целостную характеристику определенных типов культур. В этом смысле её предмет более реален, чем у философии культуры. Ведь типы культур, отдельные культурные миры существуют издавна, а общая культура человечества только ещё формируется. Каждый тип культуры понимается в культурологии как особенный самоценный культурный мир и рассматривается в качестве органической системы со своей спецификой происхождения, становления, развития и возможной гибели. Само выделение культурологии из философии культуры было во многом связано именно с осознанием того, что разнообразие культур нельзя свести к их различному положению на "ступенях прогресса". До этого философы полагали, что есть единый процесс культурной эволюции человечества и все культуры, идя по европейскому пути развития, отличаются только степенью приближения к этому идеалу. Но со второй половины XIX в. все более утверждается взгляд, что главная особенность культуры не уровень экономического или политического развития, а способность сохранять свое "лицо", свою самоидентичность. Одни и те же факторы no-разному проявляли себя в разных культурах и возникла необходимость присмотреться к их внутренней сущности. Теперь уже мало было простого описания, требовалось в каждом случае выявлять особенный механизм развития, свои закономерности каждой культуры, определяющие и характер взаимодействия, контакты культур.

Так возникла теоретическая культорология, основы которой ? учение о культурно-исторических типах заложил русский ученый Н. Данилевский, рассматривавший каждую из культур как своеобразный живой организм, даже совокупную личность со своими стремлениями, задачами, типом мышления и т.д. Одним из главных методов новой науки, помимо общефилософских и общенаучных, стал метод сравнительного анализа различных культур для выявления их сущностной специфики и типологизации. В прикладной культорологии, занимающейся частными проблемами отдельных сфер культуры, практическими аспектами взаимодействия культур и культурных контактов, кроме того, широко применяются обычные методы сопутствующих дисциплин: социологические и социально-психологические, искусствоведческие и т.д. Для познания первобытного общества, например, большое значение имели методы экспериментальной археологии, опрокинувшие ранее существовавшие представления о материальной базе этого общества, а также метод включенного наблюдения, т.е. совместного проживания исследователей с первобытными племенами, заимствованный из этнографии. Исследования ценностных предпочтений включают и различные опросы, и анализ текстов, особенно эпоса и фольклора. Даже анекдоты могут стать материалом для серьезных выводов культурологического характера. Таким образом, культурология  лишь теоретическое ядро культуроведения  обширного массива наук, изучающих культуру в её самых различных проявлениях и пользующихся разными методами для формирования целостного представления о способе жизни данного типа культуры. Практическое значение культурологии особенно наглядно видно в периоды кризисов и реформ, тогда четко проявляется основной системный закон жизни культуры: любое общественное изменение приведет к неожиданным, обратным, негативным результатам, если оно не соответствует собственным тенденциям и ценностям данной культуры, идет вопреки ее традициям, не учитывает тип человека и способ его бытия в данном культурном мире.

 


 

Сущность понятия культуры.

Понятие «культура» используется многими науками. Различные сторо­ны культуры являются предметом изучения археологии, этногра­фии, истории, философии, социологии, искусствоведения и других гуманитарных дисциплин. В каждой из них культура истолковыва­ется по-разному. Поэтому и существует огромное многообразие оп­ределений культуры. Это понятие прошло длительный путь исторического развития, на протяжении которого смысл и содержание его сущест­венно менялись. В современной литературе существует множество определений культуры. Их общее количество уже превышает 500. Разумеется, перечислить все значения и интерпре­тации культуры невозможно, да и не нужно, однако можно класси­фицировать существующие определения, выделив несколько важ­нейших групп:

антропологические, в которых культура понимается как выражение сущности человеческой природы;

деятельностные, когда культура объясняется как результат человеческой творческой деятельности;

социологические, когда культура понимается как фактор организации жизни общества;

аксиологические (ценностные), определяющие культуру как систему ценностей, которые придают различным явлениям культуры определенный смысл;

нормативные, когда культура объясняется как совокупность норм и правил, регламентирующих жизнь человека и общества;

функциональные, когда культуру характеризуют через ее важнейшие функции в обществе: например как систему знаков, выполняющих коммуникационную функцию между людьми;

 

Все эти объяснения культуры оправданы и имеют рациональное зерно, каждое из них указывает на какие-то существенные черты культуры, проясняя ее многообразную роль в жизни человека. В то же время можно указать и на недостатки каждого определения, его принципиальную неполноту и односторонность. Как правило, эти определения не являются взаимоисключающими, но дополняют друг друга. Разброс определений понятия «культура» вызван многими причинами, из которых главными являются следующие: (1) специ­фические интересы каждой конкретной науки, изучающей культуру; (2) разнообразие мировоззренческих позиций различных ученых и групп исследова­телей внутри каждой отдельной науки; (3) сложность и многоуров­невый характер самого феномена культуры.

Но всё же можно найти и то, что объединяет эти определения: практически все они едины в одном: культура – это характеристика или способ жизнедеятельности человека, а не животных. Культура – основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей. Человек в процессе творческой преобразовательной деятельности меняет саму среду обитания, он создает искусственную среду или «вторую природу». И в дальнейшем человек, чтобы стать собственно человеком (социокультурным существом), должен освоить культуру, созданную до него.

В качестве рабочего определения можно выделить следующее определение: Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в историческом процессе, а также сам процесс их создания, сохранения и передачи последующим поколениям. Культура – это специфически человеческий способ жизни, когда созданные предыдущими поколениями культурные формы организуют всю жизнь людей: организуют взаимодействие человека с природой (орудия труда, технологии производства, трудовые навыки, экологическое мировоззрение и право и т.д.), взаимодействие человека с человеком (язык, обычай, общие верования иэтикетные нормы и т.д.), сам процесс мышления человека (система понятий, законы логики и т.д.).

Основные функции культуры.

Культура – это специфически человеческий способ жизни, и нет ни одной сферы жизнедеятельности человека, к которой она не имела бы отношения. Созданные предыдущими поколениями достижения культуры и культурные формы организуют всю жизнь людей. С их помощью организуется взаимодействие человека и природы (благодаря созданным орудиям труда, технологии производства, трудовых навыков, сформировавшегося экологического мировоззрения и права и т.д.). При помощи языка, обычаев, общих верований и этикетных норм, законов и т.д. культура налаживает взаимодействие человека с человеком. Да и сам процесс нашего мышления осуществляется при помощи системы понятий, законов логики и науки, которые – плоды культуры.

Организуя всю жизнь людей, культура выполняет множество разнообразных функций, важнейшими из которых являются:

1)Адаптивная функция – культура организует приспособление человека к меняющимся природным условиям, к окружающей среде; в природе живые организмы приспосабливаются к среде, биологически изменяясь, человек же приспосабливает среду к себе, то есть изменяет ее в соответствии со своими потребностями и создает вокруг себя искусственную, культурную среду.

2)Познавательная функция – культура организует познание человеком окружающего мира, целью которого является истинное знание, необходимое для адаптации и преобразования мира; формы познавательной деятельности исторически менялись от мифа к науке; наиболее полно эта функция проявляется в науке (получение объективных знаний о мире является здесь важнейшей и осознанной целью), но, разумеется, знания приобретаются и в других сферах культуры (вненаучные формы познания), где они являются побочным результатом человеческой деятельности.

3)Интегративная функция – культура организует объединение людей, необходимое для решения жизненно важных задач; интеграция людей возможна на разных культурных основаниях: язык, общая система ценностей, обычаи, общая религия или иное мировоззрение и т.д.; стоит, однако, помнить, что все эти культурные формы могут людей объединять, но могут и разъединять люде, порождая противостояние и даже конфликты.

4) Информационная функция – культура выступает механизмом «социальной памяти», сохраняя и передавая от поколения к поколению полученную информацию, накопленный опыт интеллектуального и духовного развития. Культура является специфически человеческой формой производства, накопления, хранения и трансляции знаний. В отличие от животных, у которых передача информации от одного поколения к другому происходит в основном генетическим путем, у людей информация кодируется в разнообразных знаковых системах, благодаря чему она отделяется от индивидов, добывших ее, приобретает самостоятельное существование, не исчезая после их смерти – она становится общественным достоянием, и каждое новое поколение не начинает свой жизненный путь с нуля, а активно осваивает опыт, накопленный предшествующими поколениями.

5) Коммуникативная функция – культура организует взаимопонимание и взаимодействие людей, выступая средством связи между ними; культура есть условие и результат общения людей: условие – потому что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им и средства общения – знаковые системы, языки; результат – так как только благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру: в общении они учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать («опредмечивать») в них свои мысли и усваивать («распредмечивать») зафиксированные в них мысли других людей.

6) Знаковая функция – культура это и определенная картина мира, где каждое явление имеет свое обозначение, свое «имя», знак, и соответствующее имени значение; если явления не обозначены человеком в рамках определенной культурной картины мира, то эти явления не имеет значения, а следовательно их как бы и нет для человека; культура как картина мира дает возможность видеть мир не как непрерывный поток информации, а получать эту информацию в уже упорядоченном и структурированном виде; любой предмет или явление внешнего мира воспринимается и понимается человеком через эту сетку образов и значений, ему находится место в этой системе и дается оценка как полезного, опасного или безразличного для человека – через культурную картину мира мы видим мир и понимаем его.

7) Регулятивная (нормативная) функция – культура регулирует поведение человека для сохранения равновесия интересов внутри определенной общности и, следовательно, для сохранения самой общности и индивидов как членов этой общности; делается это, прежде всего, с помощью системы социальных норм: правовых, моральных, норм обычая и т.д. Нормы поведения представляют собой указание на допустимые пределы и границы, в которых человек должен действовать, чтобы его поведение получило положительную оценку других людей и общества в целом. Нормы могут быть разрешительными, запретительными, побудительными. Посредством этих норм общество регулирует, координирует действия отдельных людей и человеческих групп, вырабатывает оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, дает рекомендации при решении жизненно важных вопросов.

8) Аксиологическая (оценочная) функция – культура определяет поведение человека и через систему ценностей (или ценностных ориентаций) - своеобразных духовных ориентиров, которые дают людям общее представление о том, что хорошо и плохо, важно и неважно в жизни, прекрасно и безобразно, справедливо и несправедливо, и т.д. - помогая людям ориентироваться в различных жизненных ситуация, осуществлять свободный выбор поступка; ценности (ценностные ориентации) являются фундаментом определенной культуры, закрепляются в культурных традициях общества и передаются от поколения к поколению через систему образования и воспитания, таким образом обеспечивая преемственность поколений, их опыта;

9) Преобразовательная функция – культура в основе своей есть преобразовательная деятельность людей, направленная на совершенствование мира и человека; сущностным отличительным признаком человека является его стремление к совершенствованию.

Релаксационная (рекреативная или компенсаторная) функция – культура организует восстановление духовных и физических сил человека, необходимых для преобразовательной деятельности, для жизни вообще; культурные формы, выполняющие эту функцию, весьма разнообразны: например, семейные и народные праздники, различные формы досуга и развлечений, традиции спортивных единоборств и т.д.

Гуманистическая (функция социализации или человекотворческая) функция – культура выполняет важнейшую функцию социализации и инкультурации, обеспечивая формирование человека как социокультурного существа, живущего в обществе, по его правилам и нормам, осуществляющего свою деятельность и общение в определенных культурных формах. Социализация – процесс усвоения индивидом определенных знаний, норм и социальных форм, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества, что обеспечивает сохранение и функционирование общества. Инкультурация – это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для жизни в определенной культуре. Эти процессы безусловно пересекаются, взаимопроникая друг в друга, но каждый имеет свои особенности и назначение.


Предмет, основные понятия и структура культурологии

 

Культурология – система знаний о сущности, закономерностях существования и развития, значении и способах постижения культуры. Культурология исследует генезис, функционирование и развитие культуры в целом.

Слово «Kulturologie» впервые использовал немецкий ученый В. Освальд в 1913 году, термин «kulturologu» первым употребил антрополог Л. Уайт в 1949 году.

Культурология стремится к изучению культуры во всей полноте ее проявлений и в ее сущности. Культурология обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.

В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.

Первый– рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру в ее историческом развитии и социальном функционировании, в результате чего формируется система знаний о культуре.

Второй– представляет культурологию как один из разделов дисциплин, изучающих культуру. В этом плане возможно отождествление культурологии с такой дисциплиной как социология культуры и т.п.

Третий– рассматривает культурологию как самостоятельную научную дисциплину.

Наиболее приемлемым является взгляд на культурологию как на систему знаний, как на относительно самостоятельную отрасль общественно-гуманитарного знания.

Культурология теснейшим образом связана с целым рядом других наук (философия, история, социология, психология и др.) и основывается на их достижениях и опыте. Это объясняется не только тем, что она молодая, только еще складывающаяся наука, но и комплексным характером самой культуры как ее предмета.

Как было упомянуто выше, предметом культурологи является культура, а объектом выступают творцы и носители культуры - люди, а также различные культурные явления, протекающие в обществе, учреждения, связанные с культурой, деятельностью людей и общества в целом.

Говоря о структуре современной культурологии, можно выделить смысловые и структурные ее части: теорию культуры, историю культуры, философию культуры, социологию культуры.

Теория культуры прежде всего вводит в круг проблем культурологии и дает представление о ее понятийном аппарате; в ней изучаются содержание и развитие основных культурных категорий, общие вопросы определения культурных норм, традиций и т.д. Теория культуры вскрывает закономерности освоения человеком окружающего мира, охватывает рассмотрение всех сторон его культурного бытия. В рамках теории культуры рассматриваются такие проблемы как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, соотношение культур и их взаимодействие, типология культур; вырабатываются критерии для понимания культурных явлений.

История культуры охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития и присущие им способы прочтения содержания культуры и понимания культурных идеалов и ценностей (например, красоты, истины и т.п.) История культуры помогает увидеть истоки становления многих современных явлений и проблем, проследить их причины, установить их предтеч и вдохновителей.

Философия культуры. Культурология, как уже говорилось, это в том числе и философская наука. Поскольку культура есть человеческое творение и человеческий способ жить в мире, то культурология никак не может обойти того, как в культуре представлены проблемы смысла, цели, предназначения человеческого бытия. Философия культуры – это по сути предельный вариант человековедения, когда человек взят в предельном значении и выражении своей человеческой природы и сущности. Философия культуры формулирует проблемы отношения культуры человека, человека и мира, человека и общества. Философский взгляд на отношение человека и мира есть ось культурного анализа.

Социология культуры представляет собой направление теоретических и эмпирических исследований всех звеньев культурного процесса. Социальность является исходной характеристикой культуры, ибо сама культура возникает как способ организации бесконфликтного бытия человека в обществе. Социология культуры изучает и анализирует процессы распространения культуры в том или ином слое населения, в стране, в мире, характер потребления продуктов культуры и отношение к ним.

Культурология начинается с определения и объяснения культуры, и в первую очередь – самой категории «культура».

Первое, на чем фиксируется внимание при рассмотрении понятия «культура», - это его многозначность, применение в различных отношениях.

Обратившись к истории самого слова «культура, выясняем, что оно имеет латинское происхождение. Древние римляне называли им возделывание, обработку, улучшение. И в классической латыни слово «cultura» употреблялось в значении земледельческого труда – agricultura. Agricultura – это оберегание, уход, отделение одного от другого («зерна от плевел»), сохранение отобранного, создание условий для его развития. Не произвольное, а целенаправленное. Главное во всем этом процессе – отделение, сохранение и планомерное развитие. Растение или животное изымается из естественных условий, отделяется от других, так как обладает некими преимуществами, обнаруженными человеком. Затем это отобранное пересаживается в другую среду, где о нем заботятся, ухаживают, развивая одни качества и отсекая другие. Растение или животное видоизменяется в нужном направлении, получается продукт целенаправленного человеческого труда, обладающий требуемыми качествами. Если просто пересадить дикую яблоню в сад, то плоды ее не станут от этого слаще. Выделение из природной среды – это только первый шаг, начало «окультуривания», за которым непременно следует длительная работа огородника.

В современном значении понятие культура утвердилось в Германии. Уже в конце XVIII века это слово встречается в немецких книгах, имея два смысловых оттенка: первый – господство над природой с помощью знаний и ремесла, и второй – духовное богатство личности. В этих двух значениях оно постепенно вошло почти во все европейские языки. В. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующее толкование этого слова: «…обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное…».

В современной культурологии насчитывается более 400 определений культуры. Это объясняется как многогранностью и многоаспектностью феномена культуры, так и зависимостью результатов изучения исследовательских установок. Основными исследовательскими подходами к объяснению культуры являются:

1. Антропологический,при котором культура понимается как выражение человеческой природы.

2. Еще один подход к культуре можно назвать философско-исторический. Еще одно его название – деятельностный. «Действие» здесь понимается как предусмотрительное, планирующее изменение действительности, истории. Наиболее распространенным является представление о культуре как результате человеческой деятельности. Существует точка зрения, что культура включает в себя только творческую деятельность, другие авторы убеждены, что все виды репродуктивной деятельности (воспроизведение, повторение достигнутого) также должны рассматриваться как культурные.

3. Еще один подход в трактовке культуры: социологический. Здесь культура понимается как фактор организации жизни общества. Общество создает культурные ценности, а они в дальнейшем определяют развитие этого общества: это язык, верования, эстетические вкусы, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи.

4. Кроме того, весьма распространен еще один подход к изучению культуры аксиологический(ценностный), определяющий культуру как комплекс определенных ценностей, образующих ее смысловое ядро. Роль ценностей в структуре и функционировании культуры не вызывает сомнений, поскольку они упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале и придают смысл человеческой жизни.

Таким образом, при аксиологическом подходе под культурой понимается совокупность признаваемых человечеством ценностей, которую оно целенаправленно создает, сохраняет и развивает.

Итак, культура – понятие многогранное. Ей нельзя присвоить однозначного смысла. Можно говорить лишь о более или менее универсальном подходе в поисках сущности термина. Эта неисчерпаемость явлений культуры есть отражение природы ее носителя – человека. Если же в человеке выделять главное с точки зрения культуры – это будет активная жизненная позиция, направленная на познание и преобразование мира, а также духовно-телесное совершенствование его самого.


 

Структура культуры

 

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей выражает достигнутый человеком уровень исторического развития, а культурный процесс включает в себя способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, потребных человеку. При этом овладение культурой предполагает освоение умений и знаний для труда, общения и познания – главных составляющих жизнедеятельности любого общества, а также интеллектуальное развитие и формирование гуманистического мировоззрения. Она тем самым раскрывает единство человека с природой и обществом, являясь характеристикой развития творческих сил и способностей личности.

Соответственно двум основным видам производства – материального и духовного – культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты; совокупность материальных благ, созданных людьми. Она характеризует преобразующую деятельность человека (с точки зрения ее влияния на развитие человека), раскрывая в какой-то мере его способности, творческие возможности, дарования. Материальная культура включает: 1) культуру труда и материального производства (орудия труда, технологические процессы, способы возделывания земли и выращивания продуктов питания); 2) культуру быта; 3) культуру топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); 4) культуру отношения к собственному телу и т.д. По определению американского социолога У. Огборна, термин материальная культура относится ко всем материальным предметам, а также изобретениям и переменам в развитии технологии. Материальную культуру изучают археология, этнография, история, экономические и др. науки.

Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет: духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию «духовных продуктов» (творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т.д.); сами продукты духовной деятельности – духовные ценности, научные результаты, книги, полотна, законы, обычаи и т.д. Духовная культура проявляется через общественное сознание (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, национальное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности. К духовной культуре общества относятся религия, наука, просвещение, образование, искусство, язык и письменность и т.д.

Духовную культуру можно охарактеризовать как отраженную человечность, как собирательную историю ума и чувств человечества.

Жесткой разграничительной линии между материальной и духовной культурой нет. Но приоритет в этом единстве, например, марксизм отдает материальной основе, считая, что именно она играет решающую роль в развитии культуры, обеспечивая преемственность общественной эволюции. Однако чрезмерное внимание приоритету материальных факторов над духовными негативно повлияло на развитие культуры в целом.

Культура характеризуется только тем, что она является продуктом и результатом человеческой деятельности, но и тем, что именно человек занимает центральное место в ее ценностном содержании. Во всех многообразных и зачастую противоречивых проявлениях культуры неизменно присутствует человек: его культура вырабатывает свое видение, собственный образ и придает ему определенный ценностный статус. В силу этого всякий культурный процесс служит одновременно процессом становления и развития человека.

Применительно к человеческому обществу термин «культура» подчеркивает его собственно человеческое, а не биологическое существование. В течение всей активной жизни, путем деятельности и общения, через самосознание и рефлексию, человек осуществляет культурный процесс, который имеет четко выраженные исторические особенности. Однако во все времена от доклассовых общностей до современной эпохи человечество раскрывается в трех главных областях культуры. Это – отношения человека с природой; отношения человека с человеком (общественные отношения); отношения человека с самим собой. Каждая из этих областей может быть рассмотрена с позиций Знания, Добра и Красоты, т.е. с позиций науки, законов этики и эстетики. В то же время одни и те же предметы, вещи, символы и культурные традиции представителями разных исследовательских школ могут быть оценены по-разному.

Такая особенность характерна для исследования любой области культуры, поэтому в изучении культуры, а более широко – в изучении социальной формы бытия нет и не может быть единой точки зрения, здесь должны господствовать и плодотворно развиваться самые различные взгляды и мнения. Именно из много цветной палитры мнений складывается культурно-интеллектуальный процесс познания духовного мира.

 


Функции культуры

 

Культура социальна в самой своей основе и возникает, когда человек, выделив себя из окружающего мира, становится способным вступить с ним в разнообразные отношения и взаимодействия. Культура отнюдь не выступает при этом как некая законченная и изолированная вещь, в своем многообразном проявлении она составляет содержание и определяет форму самой жизни общества. С одной стороны, человек создает культуру, но, с другой стороны, культура, будучи созданной и функционируя уже как сложившаяся система, в свою очередь, формирует человека в соответствии с нормами и представлениями, доминирующими в обществе, воздействует на человека как в плане социального его участия в жизни общества, так и в плане его личностного становления и развития.

Среди разнообразных функций, которые выполняет в обществе культура, ведущая роль должна быть отведена гуманистической, или человекотворческойфункции. Гуманизм (лат. humanus – человеческий, человечный) обычно определяется двояко. В семантическом смысле данный термин объясняет культурное движение эпохи Возрождения. В современном знании – это система взглядов, в которой признается ценность человека как личности, его неотъемлемое право на свободу и благополучие, развитие и проявление своих способностей. Добиваясь условий жизни, люди одновременно развивают свою собственную природу. Это главное. Культура – совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогресса прогрессов. Гуманизм выступает основанием, общим знаменателем этого важнейшего человекотворческого акта.

Смыслообразующаяфункция выражает фундаментальную природу культуры, отличая ее от других социальных явлений, например, науки, в которой абсолютным принципом является рациональность, или религии, где в таком качестве выступает вера. Соответственно – культура формирует свой особый смысловой мир, в то время как наука – рациональный (рассудочный) мир, а религия – вероисповедный мир. В культуре смыслы не противоречат рациональности и вере: наука и религия – составные части культуры. В то же время смыслы культуры способны выходить далеко за пределы традиционных истин, вовлекая человека в познание мира и его освоение с помощью как разума, так и чувств.

Смыслообразующая функция культуры состоит в том, что люди наделяют свой внутренний и окружающий их внешний природный, социальный и духовный мир общезначимыми смыслами. Последние составляют культуру, сотворенную разумом, чувствами, волей и характером человека. В этом отношении мир как носитель смыслов и есть не что иное, как человеческая культура.

Культуру творит человек, и одной из важнейших ее функций является деятельностная (праксиологическая),или преобразовательная, поскольку деятельность людей направлена на преобразование природы и общества, а также личностное самосовершенствование. Деятельностная функция есть эквивалент практической деятельности и поведения людей в социальной жизни и межличностном общении.

Познавательная (гносеологическая)функция культуры. Она реализуется различными путями. Культура обладает собственной развитой научной основой, с помощью которой познаются природа, общество и человек. Поскольку культурологические науки носят разветвленный характер, то создается реальная возможность теоретического освоения действительности в ее широком многообразии. Познание, осуществляемое этими науками, имеет свои особенности по содержанию, формам, набору общих и конкретных методов. В органическом сочетании научной рациональности и чувственных форм постижения собственной души и внешнего мира состоят важные гносеологические особенности и преимущества культуры.

Нормативная функция культуры исходит из того, что нормы (лат. norma – руководящее начало, правило, образец) играют в обществе значительную роль, нормы узакониваются государством либо становятся общепринятыми с точки зрения господствующей морали, традиций. Культура отбирает из них те, которые соответствуют ее гуманистическим требованиям и принципам. В таком качестве они становятся нормами культуры в целом и отдельных культурных направлений человеческой деятельности.

Специфический характер носитрегулятивнаяфункция культуры. Она связана прежде всего с общественным и отраслевым разделением труда, имеющим культурное значение. деятельность различных социальных групп регулируется тем, что они осваивают те или иные области культуры, как материальной, так и духовной. Одни занимаются преимущественным образом производством, научной работой, другие - техническим творчеством и сосредоточивают свои усилия в таких областях, как образование, просвещение, искусство, воспитание, религия, информатика, культурный досуг и т.п. Чем более развито общество в социально-экономическом отношении и богаче его стратификационнаяструктура, тем конкретнее участие людей в творческом труде, имеющем культурное значение. Помимо этого, регулятивная функция культуры проявляется и в том, что независимо от профессиональной деятельности люди нуждаются и в эмоциональной разрядке, смене видов занятий в снятии напряжения.

Многофакторный характер носит информационно-коммуникативная функция. Информативная функция культуры способствует передаче знаний и опыта предшествующих поколений. В обществе сохраняется культурная генетическая наследственность человечества (историческая память). Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях древности, литературных памятниках, нотах, в «языках» науки и искусства. Информативная функция культуры позволяет людям осуществлять обмен знаниями и навыками. Коммуникативная функция состоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Это общение может быть прямым, непосредственным (общение людей одной профессии) или косвенным ( с помощью произведений науки и искусства). Подлинная культура призвана развивать личность, способствовать ее росту, духовному совершенствованию.

 К особой функции культуры следует отнести социализацию– процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. В процессе и итоге социализации человек приобретает качества, ценности и убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в обществе, правильного взаимодействия со своим социокультурным окружением.

Существенное значение имеет адаптационно-охранительнаяфункция культуры. Она связана с тем, что общество, человек и культура развиваются разными темпами, «скоростями». Культура в названной триаде наиболее устойчива и консервативна. Если современное общество в цивилизационном и особенно формационном плане изменяется относительно быстро и человек ныне в большей степени подвержен разного рода внешним влияниям природной и социальной среды, то культура имеет иные по длительности исторические циклы эволюции. Ввиду этого возникает сложная двуединая проблема: адаптация культуры к переменам в данном обществе и мировом сообществе в целом и сохранение своей собственной культурной идентичности. При этом культура использует особые механизмы, позволяющие ей сохранять свое первородство.

Воспитательнаяфункция культуры. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие человека. Оно осуществляется культурой в целом и ее важнейшими отраслями. Всестороннее развитие личности ни теоретически, ни практически невозможно без освоения культурных ценностей и норм. В значительной степени культура выполняет свою воспитательную функцию через систему образования человека. Становление человека посредством усвоения ценностей культуры происходит в форме жизненного процесса, который возвышает человека, обогащает его душу и социальную зрелость. Сама культура – важнейший институт воспитания и регулятор взаимодействия людей.

Независимо от смены тех или иных культурных форм, функции, выполняемые культурой, остаются в своей основе теми же. Могут меняться акценты в пользу доминирования той или иной функции, может изменяться определение их роли и ценности. Однако выполнение культурой своих функций остается необходимым условие сохранения и функционирования самого общества, обеспечения его стабильности. Культурные нормы скрепляют общество, способствуя осознанию его членами принадлежности к общей культуре.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 710; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!