Современное состояние православной церкви в мире

Nbsp;

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО

РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ

 

 

Православие: развитие, вероучение, обрядность

Православие — это направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение I тысячелетия от Рождества Христова, под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима.

Православие исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления семи Вселенских соборов. Включает совокупность учений и духовных практик, которые содержит Православная Церковь, под которой понимается сообщество автокефальных поместных церквей, имеющих между собой евхаристическое общение. Православная церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основателем и Главой которой является — Иисус Христос.

Кроме того, в современном русском просторечии слово «православный» употребляется применительно к чему-либо, относящемуся к этнокультурной традиции, связанной с Русской православной церковью.

Исторически, а также в богословской литературе «православие» обозначает апробированное кафолической церковью учение — в противоположность ереси. Термин появляется как антоним к слову «гетеродоксия», которым обозначались «иные», или внецерковные, богословские взгляды разного рода еретиков и тех учителей, мнения которых Церковь по каким-либо причинам отвергала. В христианском контексте слово «православие» встречается уже в сочинениях апологетов II века .

Терминологическое значение за ним закрепляется у Евсевия Кесарийского, официально впервые фиксируется в актах Халкидонского Собора, а со времени Юстиниана слово «православие» употребляется достаточно широко для обозначения богословских взглядов, относительно которых существует мнение, что они точно соответствуют Евангелию и учению Церкви. В доктринальных документах термин иногда употреблялся как синоним термина «кафолический». В этом смысле он применяется также римско-католической церковью, в том числе и в её литургических текстах, а для дохалкидонских древневосточных православных церквей даже является частью их общепринятого названия.

В русском языке, в научной литературе, термины «православие» и «ортодоксия» употребляются как синонимы в исконном значении — для обозначения сторонников Никейского символа веры («никейцев») как противопоставление арианам, а также для ортодоксальной стороны в дальнейших церковных спорах — монофизитском, иконоборческом. Для обозначения «православия» в узком смысле, после XI века, как противопоставление «католичеству», в русском языке слова «ортодоксия», «ортодоксальный» не используются, хотя такое словоупотребление иногда встречается в светской и переводной литературе.

Вероучение базируется на Священном Писании и Священном Предании, которое включает, в частности, постановления Вселенских Соборов. Основной догматический документ — Никео-Цареградский Символ веры, утверждающий:

- спасение через исповедание веры «во единаго Бога»;

- единосущие Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого;

- исповедание Иисуса — Христом, Господом и Сыном Божиим;

- Боговоплощение;

- вера в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущего века»;

- вера в единство, святость и кафоличность Церкви.

Ведущую роль в работе первых четырёх Вселенских Соборов играли епископы Александрии и Рима. Все Соборы созывались Ромейскими (Византийскими) императорами и обычно проходили под их административным председательством.

Православная Церковь рассматривает всю историю единой Церкви до Великого раскола (1054 г.) как свою историю. Православное вероучение восходит к апостольским временам. Впоследствии формулировалось оросами Вселенских, а также некоторых Поместных Соборов. Православие не признаёт постановлений соборов, которые созывались Римской церковью после Раскола, включая и те, где присутствовали представители Восточных патриархатов.

Первый (Никейский) Вселенский Собор (325 г.): утверждён догмат Единосущия Сына с Отцом, осуждено арианство. Составлен первый, Никейский Символ веры.

Второй Вселенский Собор (381 г.): утверждено единосущие Святого Духа со Отцом и Сыном, после дополнений сформулирована окончательная редакция Никейского Символа веры, известная как Никео-Цареградский Символ веры.

Третий (Ефесский) Вселенский Собор (431 г.): осуждены ереси Нестория и Пелагия, осуждённых ранее на Карфагенских Соборах 416 года. Утверждено именовать Деву Марию - Богородицею.

Четвёртый (Халкидонский) Собор (451 г.): осуждены ереси несторианства и монофизитства. Утверждён догмат о том, что Иисус Христос есть Истинный Человек, во всём подобен нам, кроме греха. По воплощении Он имеет одно Лицо (ипостась) и два Естества, соединённые в Нём.

Пятый Вселенский Собор (553 г.): осуждены персонально авторитеты Антиохийской школы — Феодор Мопсуестийский и Ива Едесский, и их сочинения, а также некоторые сочинения блаженного Феодорита Кирского, близкие к несторианству.

Шестой Вселенский Собор (680 г.): осуждено монофелитство. К Собору примыкает Трулльский Собор, составивший кодекс канонического права Церкви на Востоке. В середине VIII века Иоанн Дамаскин составил «Точное изложение Православной веры» — первую богословскую систематизацию христианского вероучения.

Седьмой Вселенский Собор (787 г.): восстановлено иконопочитание, честь воздаваемая образу, переходит к первообразному, и почитающие икону почитают личность, изображенную на ней.

Торжество Православия (11 марта 843 г.): после Поместного Собора в Константинополе, созванного императрицей Феодорой для окончательного восстановления иконопочитания, состоялись церковные торжества, получившие название «Торжество Православия». Были произнесены анафемы на иконоборцев и других еретиков. Данный чин по настоящее время совершается ежегодно в Неделю Торжества Православия (первая Неделя Великого поста). Анафематизмы и многолетия чина могут рассматриваться в качестве формулы Православия как веры Церкви.

Поместный (часто именуется Восьмым Вселенским) Собор в храме Святой Софии (879 г.): восстановление на патриаршем престоле Фотия; осуждение каких бы то ни было изменений в Символе веры.

Полемика святителя Григория Паламы с Варлаамом (середина XIV века) - подтверждение возможности созерцания человеком нетварного Фаворского света и непосредственного общения человека с Богом, единения с Ним и бесконечного Обожения.

Основные канонические нормы и институты:

- Иерархическое священство (клир), имеющее 3 степени: епископ, пресвитер, диакон.

- Институт монашества.

- Установленные календарные посты.

Исторически православие допускало использование различных обрядов, но после раскола в Церкви утвердилось почти исключительное использование византийского обряда. Литургия — главное богослужебное последование, во время которого совершается таинство евхаристии: состоит из Литургии Слова (главный элемент которой — чтение Евангелия) и Анафоры. Причащение совершается под двумя видами. Для таинства используется квасной хлеб — просфора.

Исторически сложившееся в Византии общественное (церковное) богослужение заключает в себе 4 богослужебных круга:

- суточный;

- седмичный;

- неподвижный годовой;

- подвижный годовой круг.

Сформулированное вычленение из богослужения семи таинств было сделано в латинском схоластическом богословии, учение о семи таинствах было соборно утверждено в католичестве на их Вселенских соборах: Флорентийском и Тридентском (Тридентский собор принял канон, согласно которому предаются анафеме все, кто учит, что таинств больше или меньше семи). В конце XVI века это учение стало печататься в книгах, изданных православными авторами, что было вызвано тем, что православные учились в католических учебных заведениях и копировали это учение, а также начавшейся в Константинополе богословской полемикой спротестантами, а в Москве — сильным влиянием киевской школы (Киево-Могилянская академия) на зарождающееся академическое богословие. Однако, традиция различения таинств от других священнодействий церкви (монашеский постриг, отпевание, великое водоосвящение и пр.) имела место в позднейшем школьном богословии (это учение вошло в состав различных, изданных православными книг).

 

Современное состояние православной церкви в мире

Православие является довольно распространенным среди ряда народов мира. Численность приверженцев точно установить невозможно, так как в ряде стран традиционного распространения православия государственные и церковные органы не ведут учёта членов Церкви. Численность верующих канонических православных церквей оценивается в 225 млн. (2007 г.) и 227 млн. (2013 г.) Вместе с древневосточными церквями, число православных составляет 260-270 млн. человек. Вселенский Патриарх Варфоломей и другие источники дают оценку общей численности православных порядка 250—300 млн.

Благодаря эмиграции XX века православных христиан разных национальностей, Западная Европа познакомилась с Православием. Православная литература активно переводилась и издавалась на английском, французском и немецком языках, в меньшей степени – на остальных. Стали популярны иконы, византийские песнопения. Благодаря такому знакомству, а также, не в последнюю очередь, кризису западного христианства, с середины ХХ века в большинстве западноевропейских стран все больше стало случаев обращения коренных жителей в Православие, имели место даже случаи перехода целых католических монастырей. Этот процесс продолжается и сейчас, но в основном к Православию приходят отдельные уверовавшие, переходы целых общин крайне редки. Масштабы этого процесса не стоит переоценивать: в наиболее благоприятных в плане миссии странах, к которым можно причислить Англию, Францию, Бельгию, Германию, Италию и Венгрию, число коренных жителей, перешедших в Православие, колеблется от нескольких сот до тысячи (в каждой). В Исландии только строится первый православный храм, в Андорре и Лихтенштейне нет даже приходов, скромна миссия в Польше, совершенно не приходится говорить о какой-либо православной миссии в таких странах, как Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, а также прибалтийских государствах, хотя везде действуют православные епархии.

Способствует миссии то, что в большинстве европейских стран есть храмы, где службы проходят на местных языках и совершаются священниками из числа обратившихся коренных жителей. Однако полноценной миссии почти нигде не ведется, и подавляющее большинство простых жителей западной и особенно северной Европы ничего не знают о Православии. Распространению и укреплению истинной Церкви Христовой в этих землях не способствует параллельное сосуществование разных юрисдикций, разделенных по национальному признаку, которое порой омрачается внутренними конфликтами.

Что касается стран восточной и южной Европы, то многие из них, такие как Греция, Кипр, Сербия, Черногория, Македония, Румыния, Болгария, Молдова, Беларусь и Украина, являются православными по культуре и выбору большинства населения. При этом почти во всех указанных государствах проживают меньшинства, исповедующие католицизм или ислам. Однако миссионерской работы среди них не ведется, за исключением Болгарии, где такую работу предпринимает отец Боян Саръев. И, конечно, приятным исключением является Албания, где трудами архиепископа Анастасия и при помощи американских православных миссионеров, а также местных помощников за последние годы происходит бурное возвращение и обращение албанского народа к Православию. По некоторым оценкам, уже до 40 % населения являются православными, Церковь оказывает значительное влияние на все общество, православным является и президент страны.

Почти все страны Ближнего Востока являются мусульманскими, христианская миссия в большинстве из них официально запрещена, а там, где нет официального запрета, есть резко негативное общественное мнение. Единичные случаи переходов в Православие имеют место в таких странах, но они, как правило, остаются в строжайшей тайне; часто местным мусульманам, желающим принять Православие, приходится выезжать в другие страны для того, чтобы там получить крещение.

В Израиле, который является еврейским государством, православная миссия также запрещена, но неявным образом она ведется, имеют место случаи перехода иудеев в Православие, есть ивритоязычные приходы, распространяется литература и на арабском языке, но по большей части миссия направлена на обращение и укрепление в православной вере выходцев из бывшего СССР. Ливан – единственное формально светское арабское государство, где президентом является обязательно христианин, но миссии нет и здесь, во многом из-за тяжелой общественной обстановки. Хотя именно в Ливане печатается почти вся православная литература на арабском языке, которая потом распространяется на приходах в соседних странах, где есть арабоязычная паства.

Из немусульманских стран, примыкающих к этому региону, стоит упомянуть Армению. Большинство населения придерживается монофизитской веры – но православной миссии среди них не ведется. А также православную Грузию, которая активно и очень успешно проповедует и обращает проживающих на ее территории мусульман – был даже случай в новейшее время, когда сразу 5 тысяч мусульман в один день приняли крещение. По имеющимся данным, за последние 20 лет большинство жителей Аджарии перешли из ислама в Православие.

В континентальной части, на территории КНР, в настоящее время миссия ограничена и может проводиться только китайскими гражданами при наличии соответствующих разрешений со стороны властей. Усилия Русской Православной Церкви во многом сосредоточены на том, чтобы возродить нормальную церковную жизнь в Китайской Автономной Церкви среди тех верующих, которые сохранили Православие (таких более 10 тысяч). Эти усилия пока не встречают должного понимания со стороны руководства Китайской Народной Республики. Тем не менее, за последние годы кое-что сделано. Регулярные богослужения совершаются в Пекине на территории Российского посольства и в Шанхае на территории Российского консульства. В Урумчи, Кульдже, Харбине и Лабдарине есть официально открытые православные храмы, но из-за отсутствия священников службы в них совершаются мирским чином. Также открыты и действуют приходы в Гуанчжоу, Шэньчжэне и Гонконге. Идет активная работа по переводу и изданию православной богослужебной и катехизической литературы на китайском языке, значительную роль в этом процессе играет возглавляемое протоиереем Дионисием Поздняевым гонконгское Православное братство святых апостолов Петра и Павла (Московский Патриархат), которое также выпустило первый документальный фильм о Православии на китайском языке. Ряд студентов из Китая проходят обучение в семинариях Русской Православной Церкви. Кроме политических ограничений, миссия серьезно ограничена из-за недостатка материальных средств и людей, готовых посвятить себя делу проповеди Православия в этом регионе.

Монголия– одна из тех стран, где начало православной проповеди было положено русскими миссионерами, а пресечено событиями, последовавшими после революции в России. Православная церковь во имя Святой Троицы действовала в Угре с 1864 по 1927 год, было также еще три прихода. В 1998 году сюда прибыл протоиерей Анатолий Фасечко, который возродил Троицкий приход; он возглавлял его до 2005 года, когда его сменил священник Алексий Трубач. Отец Алексий совершает строительство нового православного храма в Улан-Баторе, а также предпринимает и некоторые миссионерские усилия – в частности, издает на монгольском языке книгу об истории Православия в Монголии, готовит перевод молитвослова, крестит некоторых местных жителей. В настоящее время на приходе около десяти православных монголов. В Монголии существует много благоприятных условий для православной миссии; это выражается и в том, что президент страны благоволит Православию, и в том, что большинство населения очень положительно относится к русским. Тем не менее, миссия здесь пока весьма скромна, и во многом из-за отсутствия миссионеров-помощников.

В Северной Корее с 2006 года построен и действует один православный храм в Пхеньяне (Московский Патриархат), в котором служит северокорейское духовенство, но никакой миссии не ведется, православных корейцев – единицы.

После изгнания русских православных миссионеров из Южной Кореи, случившегося в 1949 году, для православных корейцев наступили непростые времена. Новый этап миссии связан с трудами Сеульского митрополита Сотерия (Трамбаса). Он приехал в страну в 1975 году и стал настоятелем собора святого Николая в Сеуле. В последующие годы он создал храмы в Пусане, Инчхоне, Чонджу, Палан-ри, монастырь Преображения Господня в Капьюнге, часовню в Ильсане и открыл православную семинарию в Сеуле. Сейчас он возглавляет митрополию Константинопольского Патриархата, в которую входит большинство православных южнокорейцев – их около 2 тысяч. Православие русской традиции представлено в стране двумя приходами: сеульским храмом во имя преподобного Максима Грека (Московский Патриархат), где служит игумен Феофан (Ким), и храмом святой Анны в г. Самчоке (Русская Православная Церковь за границей), где служит отец Иустин Канг. Миссионерские инициативы последнего во многом ограничены из-за недостатка средств.

В Японии лучше всего сохранилось и преумножилось наследие дореволюционных русских миссионеров. В стране действует автономная Японская Православная Церковь (Московского Патриархата), три епархии которой включают несколько десятков приходов и 10 тысяч верующих. Миссионерская работа ведется, но дает весьма скромные результаты по сравнению с тем успехом, который сопровождал рождение этой Церкви. Во многом это объясняется охлаждением общества к вопросам веры вообще.

С 1999 года в Таиланде открыт приход Московского Патриархата в Бангкоке и построен храм во имя святителя Николая, где служит игумен Олег (Черепанин). Кроме Бангкока, крепкие православные общины сформированы в провинциях Пхукет и Чонбури (Паттай). Миссия ведется достаточно активно и успешно, переведена литургия святителя Иоанна Златоуста на тайский язык, изданы на тайском молитвослов и книга о Русской Православной Церкви; обратилось в Православие уже несколько десятков тайцев; закончил обучение в семинарии и готовится к принятию священного сана тайский студент; в скором времени планируется открытие приходов в других частях страны. Миссию ограничивает лишь нехватка миссионеров.

Лаос - это страна, где действует православная община Московского Патриархата, которую окормляет специально приезжающий в страну игумен Олег (Черепанин). В общину входят и несколько лаосцев, принявших Православие. Стране не хватает своего православного миссионера, готового посвятить себя проповеди среди лаосского народа.

В Сингапуреоткрыты два православных прихода: один – Константинопольского Патриархата, другой – Московского Патриархата, но оба в основном окормляют живущих в стране православных иностранцев; о миссионерских успехах пока говорить не приходится.

В Камбодже есть один православных храм в Пномпене, при посольстве Болгарии. Крайне малую православную общину окормляет игумен Олег (Черепанин). Миссии не ведется; есть информация, что храм вместе с территорией, возможно, вскоре будет продан.

Во Вьетнаме с 2002 года действует приход Московского Патриархата в г. Вунгтау. Он занимается исключительно окормлением русскоязычных жителей страны. До сего дня вьетнамцам никто никогда не проповедовал Православия, хотя для христианства они весьма открыты, что показала история успешной католической миссии: ныне здесь живет большое количество католиков, сохранивших веру, несмотря на гонения коммунистических властей.

Первый православный храм в период новой истории Индии появился в 1781 году в Калькутте (Западная Бенгалия). В 1980-е годы греческими миссионерами здесь была проведена успешная миссия, открыты еще два прихода в других городах штата, ныне служит шесть священников и три диакона, насчитывается около 5 тысяч православных бенгальцев. В 17 из 52 деревень, где проходила миссионерская деятельность, Церкви принадлежит имущество в виде домов и земли. Во всех этих местах живут православные, и клирики стараются посещать деревни не реже раза в месяц для молитвы, бесед и утешения. Кроме этого, в настоящее время строится храм Русской Православной Церкви в Дели, но православной миссии в других местах, кроме Западной Бенгалии, нет. Большую перспективу с точки зрения миссии представляет также возможное присоединение к Православию традиционных индийских христиан; по крайней мере, встречалась информация об их открытости к диалогу по данному вопросу, но пока что активных усилий в данном направлении со стороны православных не предпринимается.

В Филиппинах, первую православную церковь в стране открыли в 1935 году русские эмигранты, но миссия среди местных жителей началась совсем недавно, с 1983 года, и развивается довольно успешно. В 1995 году группа филиппинцев во главе со священником Филимоном Кастро перешла в Православную Церковь и была принята под омофор Константинопольского Патриарха. Большую роль в этом сыграл нынешний Сеульский митрополит Сотирий. Отец Филимон вместе с отцом Викентием активно трудятся на миссионерском поприще. Благодаря их трудам ныне в юрисдикции Константинопольского Патриархата действуют три храма, четыре часовни, один женский монастырь (в котором подвизаются монахини, перешедшие из католицизма), шесть миссий, трое священников и около 600 прихожан из числа филиппинцев, принявших Православие. Кроме того, миссией в стране также занимается Антиохийский Патриархат. В марте 2008 года стало известно, что, благодаря трудам антиохийских миссионеров, сразу две филиппинские деноминации – одна, принадлежавшая Католической Патриархии Востока, а вторая – к протестантам-евангеликам – перешли в православную веру и были приняты в состав Австралийско-Новозеландской епархии Антиохийского Патриархата. Эти деноминации окормляли 30 священников и пасторов, и теперь Австралийско-Новозеландская архиепископия взялась за их православное образование и подготовку к рукоположению.

Индонезийская миссия началась в самом конце 1980-х годов благодаря трудам индонезийца, обратившегося в Православие, – архимандрита Даниила (Баянторо). За прошедшие годы ему удалось многое: построены храмы и основаны общины почти во всех частях страны, рукоположено немало священников из числа местного населения, ведется активная переводческая и издательская деятельность. Церковная жизнь несколько омрачена юрисдикционным разделением. Часть приходов ныне находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата, другая часть, во главе с архимандритом Даниилом, входит в Русскую Православную Церковь за рубежом; есть и два прихода, находящиеся в подчинении Московскому Патриархату. Индонезийские священники продолжают дело проповеди; в настоящее время насчитывается около 2,5 тысяч православных индонезийцев.

В Малайзиинет ни православного храма, ни прихода, однако есть некоторое число православных христиан из местного населения, и с территории Сингапура архимандрит Даниил (Тойнби) раз в месяц совершает пастырские поездки в Куала-лумпур для окормления этой общины.

В таких странах южной и западной Азии как: Шри-Ланка,Бруней,Мьянма,Бангладеш,Бутан,Непал, никогда не звучала православная проповедь и нет православных приходов.

В Казахстане,Туркменистане,Узбекистане,ТаджикистанеиКиргизстане есть приходы Московского Патриархата, но какой-либо заметной и целенаправленной православной миссии в этих странах не ведется, хотя иногда местные жители по тем или иным причинам сами обращаются в Православие – больше всего таких в Казахстане.

Африканский континент являет собой наибольшие успехи в проповеди Православия во второй половине ХХ века. Миссия не ведется только в странах северной части континента, где она запрещена или ограничена мусульманским законодательством. Это Египет,Ливия,Тунис,Алжире,Марокко. Также неизвестно о православной миссии в Эфиопии. Но практически во всех остальных странах западной, центральной, восточной и южной Африки проповедь идет и имеет большой успех, особенно в Конго,Кении,ТанзаниииУганде. Люди обращались и обращаются десятками и сотнями тысяч.

По словам Патриарха Александрийского Петра VII, сегодня на Африканском континенте насчитывается свыше тысячи православных храмов и проживает 5 миллионов православных христиан, большая часть которых – представители коренного чернокожего населения. Они есть и среди епископата Александрийского Патриархата. Африканская православная миссия, как наиболее обширная и динамичная, постоянно нуждается в миссионерах-помощниках и финансовой поддержке, то и другое по большей части предоставляют греки и православные американцы, хотя оказывают помощь и представители других православных народов – например в ЮАР успешную миссию ведут сербские священники и монахи.

Если говорить о Северной Америке, то здесь ситуацию с проповедью Православия также можно признать в целом благополучной. Особенно это касается США и Канады. В Мексике за последние годы тоже было несколько крупных миссионерских успехов. В США, по некоторым оценкам, Православие является самой быстрорастущей деноминацией. Нередко переходят сразу целые общины вместе со священниками и пасторами, иногда даже епископами. Наиболее миссионерски активными и успешными стоит признать Православную Церковь в Америке и Североамериканскую митрополию Антиохийского Патриархата. Дело миссии поставлено очень грамотно, успеху способствует и большая степень осознания необходимости миссионерской деятельности у паствы. Некоторым препятствием для проповеди является, как и в других случаях, раздробленность православных на разные юрисдикции. Немало действует раскольников, называющих себя православными.

Если переходить к Центральной Америке, то здесь уже дело миссии обстоит намного хуже. Только недавно кое-где появились храмы и приходы,  но большинство стран не имеют в настоящее время полноценной православной миссии. Есть места, где нет даже прихода.

Если же говорить о Южной Америке, то этот континент приходится признать тем местом, где православная миссия находится в наихудшем положении, если учесть тот факт, что законодательно она нигде не запрещена и что на ее востребованность указывает факт успешности проповеди разнообразных раскольников, называющих себя православными. В крупнейших странах континента – Бразилии и Аргентине – действуют православные епархии Антиохийской, Константинопольской и Русской Церквей, но все их усилия направлены на окормление национальных диаспор. Острую нехватку священников и средств на содержание храмов испытывают все канонические юрисдикции. Что касается других стран, то здесь положение еще хуже. Лишь в 2008 году в Боливии появился первый православный храм при посольстве России; он обслуживает исключительно нужды посольства. В Эквадоре и других странах до сих пор нет ни одного храма. Южная Америка в церковном отношении выглядит далекой провинцией, о духовных нуждах которой заботятся по остаточному принципу. За все время своего существования этот континент пока еще не знал православного миссионера, подобного святителю Николаю Японскому или отцу Даниилу (Баянторо).

В Австралии и Новой Зеландии к концу ХХ века сложились крепкие епархии Константинопольского Патриархата, Антиохийского Патриархата и Русской Православной Церкви за рубежом. Миссионерские усилия ими предпринимаются, но не приносят особого результата, чему причиной по большей части равнодушное отношение сытого общества к вопросам веры. Хотя имеют место и специальные миссионерские приходы со службами на английском, и православные издания, и рукоположения в священный сан обратившихся местных жителей. Объектом миссии становятся не только «белые» католики и протестанты, но и приехавшие в страну китайцы и даже аборигены. Случаи обращения в Православие есть из всех упомянутых расовых групп.

В островных государствах Океании православная миссия никогда не велась и не ведется и сегодня; здесь нет ни одного православного храма и ни одного прихода.

 

Список использованной литературы

1. Бажан Т.А. , Старков О.В. Религиоведение для юристов. СПб., 2007.

2. Лобазова О.Ф. Религиоведение. Учебное пособие. – М., 2012.

3. Религиоведение: учебн. пособие для студентов вузов / В.П.Павловский, Н. Д. Эриашвили, А.В.Щеглов. – 3-е изд - М., 2012.

4. Религиоведение: учебное пособие / А. В. Щеглов; В. В. Горохова;   Г. М. Реуцкая. – М.: Московский университет МВД России, 2011.

5. Религиоведение: курс лекций / А. В. Щеглов; В. В. Горохова. – М. : Московский университет МВД России, 2013.

6. Суслонов П. Е. Религиоведение: учеб. пособие / П. Е. Суслонов. - М.: ЦОКР МВД России, 2010.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 652; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!