Используя эти данные, можно получить

Билет 34.

Эхо и реверберация

Часто путают эти два понятия.

Эхо – тоже послезвучание, но отличие в том, что при реверберации послезвучание непрерывно, непрерывно уменьшается, а в процессе эхо мы слышим повтор, то есть между прямым и отраженным звуком существует некая пустота во времени и два звука.

Эхо и реверберацию можно различать следующим образом: если время задержки второго звука относительно первого больше 60 мс, то все зрители слышат повтор, то есть эхо.

Если время задержки прихода второго звука относительно первого меньше 60 мс, то все слышат только послезвучание при динамическом изменении громкости второй звук не слышен, если его уровень меньше 40 дБ относительно первого звука.

Если разность хода больше 20, но меньше 30, то четверть слышит эхо.

Если половина слышит эхо.

Если разность хода больше 40, меньше 50, то ¾ слышит эхо.

Если ~10% не слышит эхо.

Эхо может быть однократным, двукратным и многократным. Разборчивость станет нулевая при многократном эхе. Кроме эха важным фактором восприятия звук

Как круто себя ведет кривая спадания. Восприятие этих процессов приводят либо к ухудшению, либо к улучшению разборчивости.

Еще один показатель: время, за которое спадает (теряется) 80% энергии. Время реверберации зависит от объема помещения, следовательно, чем больше объем, тем больше время реверберации. При передаче информации главным является разборчивость. Следовательно, оптимальное время реверберации, которая передается от исполнителя к слушателю, будет время, которое не ухудшает разборчивость.

Чем больше время реверберации, тем меньше разборчивость. На задних рядах разборчивость ниже, чем на передних.

Разборчивость считается удовлетворительной, если коэффициент разборчивости 0, 7 и выше.

Если разборчивость выше 0,85, то она считается хорошей. Если выше 0,95, то отличная, а если меньше 0,7, то плохая.

Разборчивость – субъективное понятие.

Эталон для разборчивости надо создать. Применяется метод экспертно    й оценки.

Берется не меньше 100 людей совершенно разных типов (женщин/, мужчин, молодых / старых и т.д.), они приглашаются в зал, равномерно распределяются. На сцену выходит профессиональный диктор и начинает произносить слоги, слова, фразы, тексты длиной не меньше 20 секунд,, а слушатели пишут то, что услышали. Далее результаты обрабатываются и усредняются. Удовлетворительный результат : от 75 до 85% текста узнано правильно, а если коэффициент разборчивости 0,96 95% узнано правильно.

Слоговая разборчивость может быть великолепной, а смысловая так себе, и наоборот.

75% смысловой разборчивости гарантирует, что мы поймем все, что будет произноситься.

Оптимальное время реверберации, где разборчивость не меньше удовлетворительной.

А если звуковая программа не содержит речи? Для каждого из исполнительских жанров существует оптимальное время реверберации, при котором человек испытывает наибольшее удовольствие. Поскольку послезвучание зависит от объема, то одно и тоже произведение потребует в зале x объем, y объем и тд.

В зале 1000 м3 для разборчивости речи время реверберации должно быть больше 0,7 – 0,8 с.

Для того, чтобы там проходил эстрадный концерт без усилителей, время реверберации должно быть 1 с.

Если там же драматический спектакль 1,1 с.

Там же концерт симфонической музыки – 1,5 с.

Если там же органный концерт – 2,2 с.

Необходимо регулировать количество зрителей:

Концерт органной музыки – 8 м3 на человека.

Лекторий – 2 м3 на человека.

Речевой зал – 4 м3 на человека.

Зал эстрадной музыки -5 м3 на человека.

1000 / на эти цифры = вместимость зала.

Объем верхней части человека 0,05 м3.

Эффект присутствия можно создать, если все звуки будут очень точными. Для этого надо знать время реверберации, ЧХ времени реверберации.

2. Закон Ома для внешней электрической цепи переменного тока:

Где R-активное сопротивление,

-индуктивное сопротивление,

-емкостное сопротивление


Колебания существуют в любой системе, значит и в механической системе можно применить закон Ома.

Используя эти данные, можно получить


где Zm, кг/с - общее механическое сопротивление,

Хm=ω·m, кг/с - инерционное механическое сопротивление,

Xс=1/ω·Cm, кг/с - упругое механическое сопротивление,

v = х′, м/с - скорость колебаний - скорость с которой частицы среды меняют свое положение в среде, в которой существует звуковая волна.

 

Рассмотрим зависимость колебательной скорости от изменения частоты.

3 участка частот:

Низкочастотный участок, лежащий от частоты н=0 до частоты резонанса,

Высокочастотный участок, лежащий от частоты о до частоты в = ∞ – область частот, лежащая выше частоты резонанса.

· Момент резонанса

 

Полное механическое сопротивление колебательной системы :

Если приравнять к нулю не зависящие от частоты элементы, то :

Зависимость полного механического сопротивления Zm от частоты при активном сопротивлении колебательной системы r равном нулю:

На частоте равной нулю ωн=0 произведение ωн m будет равно нулю, а выражение для механического сопротивления примет вид:

Колебательная скорость равна:

ð

С ростом частоты от 0 Гц инерционная компонента ωнm уравнения растет, а упругая 1/(ωнL) уменьшается. Следовательно и колебательная скорость также растет.

 

На частоте резонанса, то есть на частоте ω=ωо, инерционное механическое сопротивление равно упругому, то есть ωоm=1/ωоС, а выражение принимает вид:

 , т.е. полное механическое сопротивление равно нулю, а колебательная скорость будет равна бесконечности

 

Это основное свойство любой резонансной колебательной системы. На частоте резонанса упругие и инерционные элементы не определяют полное механическое сопротивление колебательной системы, то есть, исключаются и не участвуют в колебательном процессе. Механическое сопротивление в этом случае определяется только активным сопротивлением, то есть сопротивлением трения r. Поэтому колебательная скорость

 

будет определяться исключительно сопротивлением трения, которое в реальности не может быть равным 0.

 

На на высоких частотах полное механическое сопротивление определяется инерционным сопротивлением подвижной массы колебательной системы. В том числе собственно колеблющейся массы колебательной системы и массы соколеблющегося с ней воздуха.

 

До частоты резонанса, на низких частотах, полное механическое сопротивление определяется упругим сопротивлением, то есть гибкостью подвеса колеблющегося элемента системы, гибкостью соединенного с подвижным элементом воздуха и другими элементами колебательной системы придающими дополнительную гибкость.

 

На резонансной частоте полное механическое сопротивление определяется только активным механическим сопротивлением - трением r. Чем оно больше, тем меньше колебательная скорость.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!