Элейская школа. «Путь истины и путь мнения» Парменида. Апории Зенона



Сведения о времени жизни Парменида (вт. пол. VI – сер. V вв. до н. э.) из южноиталийского города Элея достаточно противоречивы. Есть упоминания о том, что его акмэ приходится на 504-501 гг. до н. э., т. е. в данном случае Парменид оказывается ровесником Гераклита. В то же время, Платон сообщает, что 65-летний Парменид беседовал с юным Сократом, а это означает, что Парменид был намного моложе Гераклита, и Ксенофана и родился приблизительно в 515 г. до н. э. Мнение Платона подтверждает и свидетельство о том, что Парменид был какое-то время учеником Ксенофана. Впоследствии Парменид стал сам главой философской школы, сторонников которой называли элеатами (от названия г. Элея).

Философское учение изложено Парменидом в сочинении «О природе». От этой философской поэмы целиком сохранился «Пролог», значительные фрагменты из первой части и некоторые куски из второй. Свои мысли Парменид вкладывает в уста некой богини, которая призывает в свои божественные чертоги юного Парменида. Путь к богине Парменид описывает в прекрасных образах: карета, запряжённая «мудрыми конями», в которой по всей Вселенной летит на встречу с богиней Парменид; управляют ею Девы – дочери Солнца; карета останавливается перед Вратами путей Дня и Ночи; двойные ключи от этих ворот стережёт грозновозмездная Правда; и, наконец, сама богиня, обещающая дать Пармениду великое знание об истинном и неистинном. Этому описанию посвящён «Пролог поэмы».

В первой части («Путь истины») богиня раскрывает Пармениду учение об истинном и умопостигаемом бытии, которое чуждо большинству мнений смертных. По сути дела, здесь поднимаются две важнейшие философские проблемы: вопрос об отношении бытия и небытия, и вопрос об отношении бытия и мышления. Уже в начале этой части поэмы мы встречаемся с дилеммой, имеющей глубочайшее значение, т. к. на ней строится вся философия Парменида: «ЕСТЬ – НЕ ЕСТЬ». ЕСТЬ – это то, что не может не быть, это бытие. НЕ ЕСТЬ – это, наоборот, то, что не может быть, т.е. небытие. Бытие – это то, что существует. Небытие – это то, что не существует. И здесь впервые в античной философии Парменид приводит логические доказательства в пользу своего мнения, ибо до него философы либо изрекали истины, либо опирались на аналогии и метафоры, как, например, Гераклит. Происходит своеобразный переход от протофилософии к философии. Главное доказательство не существования небытия в том, что его невозможно познать, невозможно выразить в слове. Существует же лишь толь то, что мыслимо и выразимо в словах, т.е. бытие. И тогда получается, что «мыслить – то же, что быть». В этой фразе Парменид формулирует идею совпадения, тождества бытия и мышления. Более того, самое главное доказательство существования бытия и состоит в том, что его можно осмыслить. Парменид выделяет основные признаки или свойства бытия: 1) бытие не возникло; 2) бытие не подвержено гибели; 3) бытие целокупно, т. е. не состоит из многих частей; 4) бытие единородно, что надо понимать в смысле его единственности; 5) бытие не подвижно;                  6) бытие закончено или совершенно. Парменид прославился своими знаменитыми парадоксами (это неожиданное высказывание), которые являются выводами из его философствования, например: «Есть то, что есть, а чего нет – не существует».

Во второй части своей поэмы («Путь мнений») Парменид излагает «мнения» смертных, которые не соотносятся с истиной, ибо ошибочны. Первые древнегреческие философы в качестве одной из важнейших проблем рассматривали как раз проблему различения того, что общепринято (мнение) и того, что истинно на самом деле (знание). В трактовке Парменида – мыслить, значит быть. Мышление, логика – вот главная сила человека, вот что может позволить людям познать истину. Остальные же пути познания – ложные.

Вечное, единое, неделимое бытие, по Пармениду, неподвижно. Откуда взяться движению из того, что не изменяется? Невозможность мыслить движение доказывал ученик Парменида Зенон (480-430 гг. до н.э.) в своих знаменитых апориях (греч. – затруднение, недоумение, трудноразрешимая задача). Зенону приписывают 40 доказательств «против множественности бытия», т.е. в защиту парменидовского учения о неделимости, единстве сущего. Все они могут быть сведены к следующему аргументу: «Если есть множество, то должны быть малые и великие части; малые так малы, что вообще не имеют величины, а великие так велики, что бесконечны». Зенон выдвигает пять доказательств «против движения бытия»: 1) «Движущееся не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том месте, где его нет» (апория «Стадион»); 2) «Движение не может закончиться, т.к. прежде чем движущееся тело достигнет конечного пункта, оно должно преодолеть половину пути, затем половину половины, и так бесконечно» (апория «Дихотомия» – «деление на два»);            3) «Быстроногий Ахиллес не догонит черепаху, т.к. пока он пробежит разделяющее их расстояние, она уйдет ещё вперёд, и так далее» (апория «Ахиллес и черепаха»);                           4) «Летящая стрела покоится, ибо в любой момент движения она занимает равное себе положение» (апория «Летящая стрела»); 6) «Движения нет, так как нет смысла и конечной цели его».

Некоторые исследователи истории и философии к ученикам, точнее последователям Парменида причисляют Эмпедокла (ок. 480-е – 420-е гг. до н.э.), жившего на о. Сицилия в г. Агригенте (Аграганте). В подражание Пармениду Эмпедокл изложил свои воззрения в философских поэмах «О природе» и «Очищения». Учился он также и у пифагорейцев, но ему было запрещено участвовать в пифагорейских занятиях, ибо Эмпедокл якобы придал огласке их тайны.

Эмпедокл – одна из самых ярких и колоритных фигур в истории греческой философии. Философ, поэт, прекрасный оратор, учёный-естествоиспытатель, врач, он одновременно был талантливым религиозным проповедником. Более того, сам Эмпедокл, обладая достаточно тщеславным характером, выдавал себя за божество. Так, согласно легенде, он хотел, чтобы люди думали, что боги взяли его ещё живым на Олимп. Потому, чувствуя приближение смерти, он бросился в кратер вулкана Этна. Однако после гибели Эмпедокла вулкан выбросил одну из его медных сандалий. Это было воспринято его современниками как свидетельство, что Эмпедокл не принадлежит к небожителям.

В философском плане учение Эмпедокла сочетает в себе ионийскую и элеатскую традиции. Эмпедокл считал первоначалом мира ни один какой-то элемент, а четыре, названные им «корнями всех вещей». Огонь, воздух, вода и земля, по мнению Эмпедокла, вечны и неизменны. Все прочие вещи получаются из их смешения. Эти первоэлементы в поэмах Эмпедокла часто мифологизированы, отождествлены с богами. Признавая неизменность «корней всех вещей», Эмпедокл придавал им качества бытия Парменида. Точно также, в духе элеатов, он утверждал, что в мире нет ни рождения, ни смерти, а присутствует лишь «смешение» и «разделение». Первоэлементы Эмпедокла сами по себе пассивны. Поэтому все процессы мироздания определяются борьбой двух сил, не имеющих материального воплощения – Любви (которой покровительствуют Гармония, Радость, Афродита) и Ненависти (ей покровительствую Распря, Вражда). Любовь соединяет, смешивает разнородные элементы, Ненависть же разделяет их. В своей борьбе Любовь и Ненависть попеременно одерживают верх друг над другом. В первой фазе побеждает Любовь, а Ненависть вытесняется за пределы мира. В этом случае мироздание представляется Эмпедоклом в виде Сфайроса (шара), в котором нет места Ненависти. Сфайрос также обладает качествами парменидовского бытия и ксенофановского миробога. Затем наступает фаза равновесия Любви и Ненависти. В третьей фазе уже Ненависть получает преобладание над Любовью. Четвёртая фаза вновь характеризуется равновесием Любви и Ненависти. По окончанию каждого четырехфазного цикла начинается новый такой же цикл борьбы двух сил. Иначе говоря, миру присущ неизменный и постоянно повторяющийся «круг времени». Из смешения разных первоэлементов возникает и реальный живой мир. Эмпедокл создаёт фантасмагорическую картину возникновения живого, когда сначала в природе возникают отдельные части живых организмов, затем они под воздействием Любви (Афродиты) беспорядочно сочетаются между собой в самых невообразимых видах и на свет появляются «чудища… крутоногонерасчленённорукие», «двулицые и двугрудые», «быкородные человеколицые», «человекородные быкоголовые». Человеческая природа определяется также смешением первоэлементов. Именно поэтому, кстати, человек и способен к познанию мира, ибо «Землёю мы видим Землю, Водою – Воду, Эфиром – дивный Эфир, а Огнём – Огонь истребляющий, Нежностью – Нежность, а Ненависть – злой Ненавистью». Да и само сознание, по Эмпедоклу, имеет материальный носитель – сознание живёт в крови людей.

В поэме «Очищения» ощутимо влияние пифагорейцев. Оно проявляется в признании Эмпедоклом идеи метемпсихоза – переселения душ:

Некогда я уже был мальчиком и девочкой,

Кустом, птицей и выныривающей из моря немой рыбой.

Эмпедокл стал последним выдающимся представителем италийской философии, пытавшимся примирить натурфилософские и уже собственно философские учения своих предшественников.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 4896; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!