Доктрина Да тун – общество великого единения



Да тун – общество великого единения.

Словосочетание да тун впервые прозвучало в Шу цзине (8–5 вв. до н.э.) как обозначение результата разделения земли древним «совершенномудрым» правителем Юем на девять областей и образования таким образом иерархизированного множества территорий.

Да тун подразумевает такое положение в обществе, когда все инстанции, влияющие на принятие важного государственного решения, единодушны. Перечисление этих инстанций (государь, оракулы, сановники, служилые люди, народ) предполагает четкую социальную иерархию. Определение в Люй-ши чунь цю (3 в. до н.э.): «[Когда] Небо, Земля и тьма вещей [подобны] телу одного человека, это называется да тун». Понебесная – во главе со справедливым правителем, правильным единоначалием и отсутствие каких-либо бесконтрольных проявлений частных интересов и самостийных группировок

В «Каноне исторических преданий» («Шу цзин»), составление и редактирование которого традиционно приписываются Конфуцию, указано, что «согласие сановников и простого народа называется Да Тун».

В «Ли юнь» говорится: «[Когда] действовало Великое Дао, Поднебесная была гун (Тянься вэй гунн – «Поднебесная принадлежала всем»). Выбирали добродетельных, содействовали способным; учили верности, совершенствовали в дружелюбии. Поэтому для людей родными были не только [кровные] родственники, детьми были не только [свои] дети; старцы имели пристанище, дабы окончить свои дни; сильные телом имели применение; дети имели [возможность] расти; сироты, вдовы, бобыли и калеки - все они имели пропитание. Мужчины имели положенную долю, женщины - прибежище. [Люди] не любили бросать добро на землю, но и не таили [его] для себя; не любили не давать силам выхода, но и не работали [только] для себя. Вот почему злых помыслов не допускали, не грабили, не воровали, смуты не учиняли, вот почему, выходя наружу, двери домов не запирали. Это называлось Великим Единением».

Кан Ю-вэй, лидер Движения за реформы 1898 г. Основной труд, сосредоточивший в себе все направления мысли Кан Ю-вэя: «Да Тун шу» («Книга о Великом Единении»), был написан в 1902 г. В эру Великого Единения для всех людей семьей становится мир, нет более эгоизма (сы), сердца - справедливы, и нет более корыстолюбия

Одно из наиболее часто используемых суждений Конфуция в современном Китае: «стремление к единству через разномыслие – является самым ценным в правилах», – не позволяет проводить преобразования методом называемой шоковой терапии, а предполагает постепенное, согласованное, а значит продуманное и эффективное решение задач модернизации страны. Согласно сложившейся традиции, пленумам и съездам ЦК КПК предшествует обязательная процедура совещания с лидерами демократических партий, с тем чтобы они могли высказать свои мнения по важным государственным проблемам. Данное обстоятельство имеет особое значение для сферы законодательства, так как обеспечивает социальную адаптацию законов, усиливает их всеобщий и обязательный характер, способствует их реальному внедрению в массовое правосознание.

В 2005 г. китайскими лидерами была сформулирована концепция “гармоничного мира”. . Основным показателем жизненной силы и цементирующей силы общества служит степень гармоничности общества. С помощью этой концепции Китай впервые выступает в качестве представителя общих интересов мира.

 

Билет №11

Доктрина Сяо кан – общества малого благоденствия

Сяо кан – общество малого благоденствия (передышки, достатка). Понятие "сяокан" впервые было упомянуто в известном сборнике песен "Шицзин" или "Книге песен", составление которого приписывается Конфуцию. Это "уютное, упорядоченное общество", основанное на дружных семьях». («Ныне, когда Великое дао уже скрылось. Поднебесная принадлежит семьям»).

Общность (гун) человеческой Поднебесной, основанная на этических нормах Великого Дао, распалась на отдельные семьи (цзя), преследующие частный интерес, и теперь Конфуций скрепляет их национальной концепцией «сяо кан». Он возрождает в «сяо кан» духовный архетип Дао пяти постоянств (у чан) в составе ритуала (ли), долга (и), человеколюбия (жэнь), веры/доверия (синь) и уступчивости (жан), поведенчески фокусирует этот архетип на норме ритуала (ли), придает ритуалу осознанность посредством долга (и) и скрепляет ритуалом и долгом семейные и социальные верхи и низы, являя им закон постоянства (чан), или, в современном звучании, закон стабильности.

В 1971-1973 гг. в КНР после убийства министра обороны Линь Бяо, поклонявшегося Конфуцию, была инициировано кампания «критики Линь Бяо и Конфуция».

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 603; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!