Политико-правовые идеи Реформации: М. Лютер, Т. Мюнцер



 

Массовое движение против католической церкви получило название - РЕФОРМАЦИЯ. Главным очагом европейской реформации была Германия.

Начало Реформации положил профессор Виттенберского университета, доктор богословия - Мартин Лютер (1485-1546 гг.). Опираясь на святое писание, он доказывал, что вся иерархия католической церкви, монашество, большинство обрядов и служб не основаны на "подлин-ном слове Божем", "истинном Евангелие". Вопреки учению католицизма о необходимости совершать для спасения души различные обряды, делать взносы церкви, Лютер, ссылаясь на послание апостола Павла, утверждал, что "человек оправдывается одной верой". Одним из основных положений лютеранства является независимость светской власти от папства. Он, наставлял подданных быть покорными монархам, не восставать против власти и смиренно сносить чинимые ею несправедливости. Утверждал, что властвует целесообразно, управляет разумно тот князь (монарх), для которого власть на привилегия, а бремя возложенное на него богом. Христианский "управитель должен считать себя слугой, а не господином народа"В лютеранство перешли часть городов Германии, скандинавских стран. После ряда решений договорились "чей князь, та и вер".

Жан Кальвин (1509-1564 гг.) - второй крупный реформатор. Основал в Женеве новуюцер-ковь, опирающуюся на демократически-республиканские принципы. Одной из центральных идей Кальвина была идея абсолютного предопределения - судьба каждого человека опреде-лена богом. Люди бессильны изменить волю бога, но могут догадываться о ней по тому, как складываются у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность идет успешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям, значит бог благово-лит к ним.

Черты Кальвинистов: трудолюбие, прибыль в делах - признак предопределенности; вер-ность слову; личное хозяйство отделено от бизнеса, вся прибыль идет в дело. Быть макси-мально бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждение и расточительность (сами живут скромно).

Одним из вождей крестьянской войны 1524г против церковных и светских феодалов был Томас Мюнцер (ок. 1490-1525 гг.). Начавшуюся Реформацию и крестьянское движение Мюнцер толковал наиболее радикальным образом; в "Пражском воззвании" он призывал к полному социальному перевороту и установлению народной власти.

 

 

Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж. Бодена.

 

С обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов в период религиозных войн во Франции выступил Жан Боден (1530-1596 гг.). Боден впервые сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: "Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими зако-нами власть над гражданами и подданными".

Суверенитет, по Бодену, означает прежде всего независимость государства от папы рим-ского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. Сувере-нитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.

Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает распростра-ненное деление форм государства на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств. Между тем, рассуждал Боден, суть дела только в том, кому принадлежит суверенитет, реальная власть: одному, немногим или большинству. На том же основании Боден отрицает смешанную форму государства - власть никак не разделить "поровну", какой-то элемент будет иметь решающее значение в государ-стве; кому принадлежит высшая власть принимать законы, таково и есть государство в це-лом.

целесообразность и прочность каждой из форм зависит от исторических и природных осо-бенностей разных стран и народов. К демократии Боден относился отрицательно. Наилуч-шей формой государства Боден считал монархию.

Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Боден ставил вопрос о сложныхгосу-дарствах. К соединениям, основанным на неравенстве, он относил государственные образо-вания, включающие части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерацию, которая, по мысли Бодена, основана на неравенстве, ибо суверенитетом обладает только союз в целом, а не отдельные его части (Римская имп.). Второй вид соеди-нений государств основан на равенстве - такова Швейцарская конфедерация, каждый из членов которой сохраняет суверенитет.

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 508; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!