Характеристика основных стилей руководства



Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными Авторитарный Демократический Либеральный
Приемы принятия решений Единолично решает вопросы Перед принятием решения советуется с подчиненными Ждет указаний от руководства или решения
Способ доведения решения до исполнителей Приказывает, распоряжается Предлагает, просит Просит, упрашивает
Распределение ответственности Берет на себя или перекладывает на подчиненных Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями Снимает с себя всякую ответственность
Отношение к инициативе Подавляет полностью Поощряет в интересах дела Отдает инициативу в руки подчиненных
Отношение к подбору кадров Боится квалифицированных работников Подбирает деловых, грамотных работников Подбором кадров не занимается
Отношение к недостаткам собственных знаний Все знает – все умеет Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных
Стиль общения Держит дистанцию Дружески настроен, любит общение Боится общения, общается с подчиненными по их инициативе
Характер отношений с подчиненными Диктуется настроением Ровная манера поведения. Постоянный самоконтроль Мягок, покладист
Отношение к дисциплине Приверженец формальной жесткой дисциплине Сторонник разумной дисциплине, осуществляет дифференцированный подход к людям Требует формальной дисциплины
Отношение к моральному воздействию на подчиненных Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам Использует различные виды стимулов постоянно Требует формальной дисциплины

В реальной жизни в поведении почти каждого руководителя, в том числе руководителя народного художественного творчества, наблюдаются общие черты, присущие различным стилям при доминирующей роли какого-либо одного из них.

Успешность выбора стиля руководства в решающей мере определяется тем, в какой степени руководитель народного художественного творчества учитывает при этом способности и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиций коллектива, а также свои собственные возможности, обусловливаемые уровнем образования и стажем работы, а также психологическим качествами.

В современной практике доминируют демократический и директивный стили руководства народным художественным творчеством. Причем демократический стиль получает все большее распространение.

 Стиль работы, вырабатываемый руководителем, зависит не только от него самого, но и от уровня подготовки и поведения подчиненных.

Стиль руководства народным художественным творчеством зависит чаще всего от стабильности или изменчивости окружающей среды: при изменении ситуации авторитарный руководитель может не справиться единолично с выбором оптимальной стратегии и ему придется привлекать к выработке решения все творческие силы коллектива; чем сложнее решаемые задачи, тем более обоснованными будут коллегиальные методы управления. При спокойной атмосфере внутри коллектива и стабильной внешней среды авторитарный стиль управления оправдывает себя.

 Руководитель народного художественного творчества, который хочет работать как можно эффективно, получить все, что можно, от подчиненных, не должен позволять себе применить какой-либо один стиль руководства. Скорее руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями управления подчиненными – авторитарным, демократическим, либеральным.

Таким образом, ни один стиль руководства народного художественного творчества не может претендовать на универсальность, применимость в любых условиях. Поэтому важным качеством руководителя творческого коллектива является владение разными стилями, гибкое использование их в зависимости обстановки.

Реализация функций и принципов управления народного художественного творчества осуществляется путем применения различных методов.

Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей[20].     

Слово «метод» - греческого происхождения (в переводе означает способ достижения какой либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.   

В практике управления народного художественного творчества, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.   

Методы управления классифицируются по различным признакам[21]. Так, нередко выделяют методы прямого и косвен­ного воздействия. При использовании первых (приказ, сти­мул) предполагается непосредственный результат воздейст­вия, вторые направлены на создание условий для достижения высоких результатов (качество трудовой жизни).

Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Соотношение их в практике управления отража­ет характерные черты стиля управления. Методы неформаль­ного воздействия включают воспитательную работу руководителя, психологическую атмосферу его взаимодействия с подчиненными, поведение в коллективе и т. д.

Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных закономерностей, присущих производству как объекту управления, на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку выделяют методы:

•   организационные (в том числе административные);

•   экономические;

•   социально-психологические.

Методы управления используются в комплексе, так как неразрывны и органичны отношения, на которых они базируются. Успешное использование методов управления в значительной степени зависит от глубины познания объективных законов развития производства и управления (онтогенетических и филогенетических закономерностей развития и функционирования управляемой системы). В методах управления находит свое выражение практическое использование этих законов.

Организационные методы управления базируются на организационных отношениях между людьми. Всю совокупность организационных методов управления можно классифицировать по трем группам: методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия. Методы организационно-стабилизирующего воздействия предназначены для создания организационной основы совместной работы. Это — распределение функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установление порядка деловых взаимоотношений. Они включают: регламентирование — четкое закрепление функций и работ; нормирование — установление нормативов выполнения работ, допустимых границ деятельности; инструктирование — ознакомление с обстоятельствами выполнения работы, ее разъяснение. Методы распорядительного воздействия предназначены для реагирования на неучтенные моменты организации, корректировки сложившейся системы организации под новые задачи и условия работы. Методы данной группы реализуются в форме директивы, приказа, указания, распоряжения, резолюции, предписания и т. д. Методы дисциплинарного воздействия предназначены для поддержания организационных основ работы, четкого и своевременного выполнения установленных задач и обязанностей, ликвидации возникающих отклонений в системе организации.

Административные методы управления связаны с властной природой управления: одна сторона (вышестоящий орган, должностное лицо) наделяется властными полномочиями и вследствие этого может приказывать другой стороне — управляемому. В этом случае наблюдается, как правило, прямая подчиненность. Каждое нижестоящее звено организационно подчинено вышестоящему органу и обязано выполнять все его решения независимо от собственного мнения.

Экономические методы управления предназначены для воздействия на экономические отношения. Здесь выделяются следующие методы: хозяйственный расчет, капитальные вложения, система амортизационных отчислений; плата за фонды; использование фондов развития производства; системы материального стимулирования, распределения прибыли и др. К экономическим методам управления относятся также ценообразование, кредитование, система дотаций, осуществление материальных санкций. Каждый из этих методов специфичен. Часть из них возможно использовать только в широких масштабах управления — народное хозяйство, отрасль и т. д., другие же используются независимо от уровня управления.

Социально-психологические методы управления предназначены для воздействия на социально-психологические отношения между людьми. Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления. Речь идет о направлениях деятельности, методах, приемах, инструментах влияния на поведение людей в организациях, определяющих сферу компетенции современного менеджера и специалиста по персоналу.

Социально-психологические методы включают: 1) социальное планирование и социальную поддержку; 2) развитие потенциала коллектива, групп и работников; 3) формирование и поддержание благоприятной социально-психологической атмосферы в организации; 4) формирование команд; 5) соучастие работников в принятии решений; 6) формирование привлекательной миссии и видения будущего коллектива, группы, организации; 7) повышение качества трудовой жизни; 8) индивидуальный подход к работникам; 9) создание высокого уровня качества трудовой жизни и т. п.

 

Планирование и учет работы коллектива самодеятельного творчества

 

Для проведения какого-либо мероприятия организатору необходимо иметь хорошо отработанный план действий.

Уровнем планирования, применяемыми принципами и методами построения определяется эффективность всей деятельности руководителя народного художественного творчества.

Термин «планирование» означает некоторое осознанное действие или процедуру, которую совершает каждый человек в повседневной жизни. Смысл планирования состоит в том, что субъект, который управляет некоторой системой, выбирает из множества имеющихся, или вырабатывает новую цель и намечает пути ее достижения.

Планирование - одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей их достижения[22]. Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле.

В узком смысле - планированием является составление специальных документов - планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.

В целом с помощью планирования достигается эффективная ритмичная работа всего сложного организма организации, устраняется отрицательный эффект неопределенности будущего, обеспечивается более полное использование имеющейся материально-технической базы.

В простейшем виде планирование сводится к ответу на 4 вопроса:

1. каково сегодняшнее положение организации?

2. какой мы хотим видеть организацию в будущем?

3. что при этом мешает?

4. что нужно предпринять, чтобы добиться поставленных целей?

В связи с этим можно выделить следующие основные задачи, которые решаются в процессе плановой деятельности:

· определение цели, к достижению которой стремятся в обозреваемый период и виды деятельности, которые для этого необходимы;

· изыскивает требующиеся для этого материальные, людские, информационные и иные ресурсы и распределяет их в соответствии с реальными потребностями;

· обеспечивает формирование или перестройку организационной структуры и системы управления, бесперебойное поступление, обработку и доведение до всех заинтересованных необходимой для работы информации;

· способствует повышению трудовой активности работников, знающих свои задачи и пути их решения, готовности менеджеров;

· позволяет выбрать наиболее рациональный и эффективный способ достижения целей, обеспечивает ее прибыльную работу, повышение производительности труда, ритмичности производства;

· создает основу надежного контроля за деятельностью[23].

Процесс планирования базируется на ряде принципов, или правил, которые необходимо учитывать при его осуществлении. Принципы эти во многом зависят от условий, в которых осуществляется планирование традиций. Теоретических воззрений специалистов, а поэтому со временем постоянно меняются[24].

Выделим некоторые принципы, которые использует руководитель творческого коллектива в своей деятельности.

Научность. Выражается в учете объективных законов и особенностей развития социально-культурной сферы. Учет запросов потребителей, применение научных методов планирования.Реальность, экономичность, обоснование.

Конкретность. Связан с четким определением объекта выбором конкретных форм и методов, определение конкретных сроков проведения и ответственных за их проведение, достижение конкретных результатов, количество платных услуг, количество услуг на бесплатной основе.

 Целевой принцип – выражающий необходимость постановки целей и задач.

Непрерывность. Планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно возобновляющийся процесс составления планов. Постановки целей, выработки стратегий, распределения ресурсов, создания проектов с изменившимися условиями.

Гибкость достигается путем придания планам способности менять свою направленность, но она допустима лишь в определенных пределах, поскольку, например, не всегда удается откладывать принятие решения до тех пор, пока не будет полной уверенности в его правильности.

Координация и интеграция. Координация плановой деятельности происходит «по горизонтали», т.е. между подразделениями одного уровня, а интеграция – «по вертикали» между вышестоящими и нижестоящими.

Экономичность. Ее суть состоит в том, что планы должны предусматривать такой путь достижения целей, который связан с максимумом получаемого эффекта, а затраты на составление плана не превышать его.

Преемственности и системности – органическое единство воспитательной. Организационной, административно-хозяйственно, экономической, финансовой, кадровой и т.д., т.е. всех сфер функционирования учреждения, из которых складывается система,его целостное единство, как системы, как социального института.

Перечисленные выше основные принципы планирования «работают» на всех уровнях управления и являются универсальными.

Важнейшее значение имеет сам процесс разработки плана. Заключается он в определенный организационно-направленной деятельности, разделенной на несколько последовательных этапов[25]:

Организационно-подготовительный à создание организационных условий проведения планирования à информационное обеспечение à этап разработки плана à определение целей и задач на планируемый период à выбор системы планируемых показателей à определение факторов, влияющих на изменение показателей à прогнозирование à принятие планового решения à этапы согласования и утверждения плана à этапы организации контроля выполнения и информации в плане.

Логическая последовательность процесса разработки плана заключается в следующем: постановка главных целей, определение задач, выбор направлений работы, определение содержания работы, выбор форм и методов работы, конкретизация мероприятий, материальной, техническое и кадровое обеспечение планируемой работы.

Таким образом, планирование – это обоснованная разработка приемов и результатов деятельности на определенный период.

Планы, разрабатываемые и используемые в сфере культуры, различаются в зависимости от содержания планируемой деятельности, уровня принятия плановых решений, степени директивности и сроков, на которые они рассчитаны.

В зависимости от уровня принятия планового решения планы делятся на федеральные, региональные, областные, городские, районные, планы учреждений и организаций и их подразделений, индивидуальные[26].

В зависимости от степени директивности, т.е. обязательности выполнения, различаются планы прогнозные – выражающие некоторые ориентировочные представление о планируемом периоде; рекомендательные – содержащие установочные рекомендации; директивные – подлежащие обязательному выполнению.

В директивных планах содержится четкое определение заданий в цифровых показателях с указанием четких сроков выполнения. Показатели рекомендательных планов носит контрольный характер. Это означает, что учреждение свою деятельность должно построить так, чтобы обеспечить достижение показателей не ниже контрольных. Прогнозные планы представляют собой выявление наиболее вероятных тенденций развития сферы.

В зависимости от сроков, на которые разрабатываются планы, они делятся на перспективные (среднесрочные и долгосрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные).

Долгосрочные планы разрабатываются на срок не менее 5 лет. В сфере культуры такие планы разрабатываются на федеральном и региональном уровнях.

Среднесрочное планирование охватывает период от года до 5 лет и отличается обычно большей детализацией.

К краткосрочным относятся планы, разрабатываемые на срок до года, а также оперативные планы. В них конкретизируются задания перспективных планов на текущий год, квартал, месяц, неделю. Поэтому краткосрочные планы называются также планами текущей работы. Текущее планирование осуществляется на тех же уровнях, что и перспективное, а также на уровне отдельных учреждений и их подразделений (в том числе самодеятельных коллективов). Наиболее полно деятельность учреждений культуры выражается в годовых планах работы. Дальнейшая детализация и конкретизация плановых заданий достигается в квартальных, месячных, а также других оперативных планах работы. К оперативным - относятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день, а также оперативные индивидуальные планы.

Следует различать стратегические и тактические планы.

В основе любого плана лежит выработка целей. Цели бывают близкие, достижимые, перспективные и далекие. Цели определяют задачи, которые следует решить для достижения поставленной цели.

Существуют несколько методик разработки целей на планируемый период, разработка любого плана предполагает последовательное прохождение следующей цепочки[27]:

 

ЦЕЛИ - представление о желаемом результате

 

ЗАДАЧИ – которые необходимо решить для                                                               достижения каждой цели

ДЕЙСТВИЯ - которые необходимо выполнить для                                                               решения задач

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ - материальное, финансовое, кадровое                                                               и т.д., необходимое для выполнения                                                               плана.

 

Планирование организует и дисциплинирует деятельность коллектива народного художественного творчества. Руководитель, планируя свою работу, может опираться на следующие источники:

- планы предыдущего года;

- планы учреждения культуры, в котором функционирует (как текущие, так и перспективные);

- календари знаменательных дат (городского, федерального, мирового уровня);

- социальные заказы;

- положительный опыт аналогичного самодеятельного коллектива;

- традиции коллектива или учреждения культуры;

- информация о направленности досуговых интересов участников самодеятельности, и пожелания;

- творческие планы самого руководителя.

Структура плана может варьироваться самим руководителем. Целесообразно всю творческо-производственную деятельность разделить на несколько блоков, такие, как организационно-методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеучебная работа, концертная деятельность. Каждый блок может наполняться, к примеру, таким содержанием:

Примерная структура плана коллектива художественной самодеятельности.

Раздел I. Организационно-методическая работа

1. Дополнительный набор участников в коллектив

2. Подготовка помещений, аудитории (капитальный или косметический ремонт, оснащение, приобретение реквизита, учебных пособий, нотной литературы и т.д.)

3. Проведение собраний

4. Выбор нового актива, отчет актива о проделанной работе

5. Изменение устава

6. Изучение потребностей, запросов населения (проведение социологических исследований в этом направлении).

Раздел II. Учебно-воспитательная, творческая работа

1. Постоянное освоение разделов учебной программы от простого к сложному:

а) занятия по актерскому мастерству, технике речи и художественному слову в драматическом кружке

б) занятия по музыкальной грамоте, сольфеджио, по постановке голоса, вокальному мастерству в хоровых коллективах

в) классический и характерный тренаж, знакомство с теорией и историей хореографии в хореографических коллективах

г) тренаж по физическому развитию и технике циркового искусства в цирковых коллективах

д) обучение навыкам игры на музыкальных инструментах в оркестрах и вокально-инструментальных коллективах и т.д.

2. Постановочная (балетмейстерская, режиссерская, дирижерская работа)

3. Репетиционная работа (отработка поставленных номеров, спектаклей, этюдов, композиций, музыкальных произведений и т.п.)

Раздел III. Внеучебная работа

1. Посещение учреждение культуры и искусства (концертов, спектаклей, выставок)

2. Встречи с деятелями культуры и искусства, профессиональными артистами, танцорами, музыкантами, профессиональными и самодеятельными творческими коллективами и т.п.

3. Проведение мероприятий внутри коллектива (празднование дней рождения участников, коллектива, встреча Нового года, посвящение новичков в участники коллектива и т.д.

Раздел IV. Концертная деятельность

1. Концерты на уровне учреждения культуры, района, города, области.

2. Гастрольная деятельность.

3. Участие в конкурсах, фестивалях, чемпионатах.

Таким образом, планирование в деятельности руководителя народного художественного творчества определяет конкретные шаги по достижению поставленных целей, предусматривает реализацию различного рода мероприятий, показывает планируемые уровни материальных запасов, объемы предоставляемых услуг, стоимость различных видов ресурсов.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1610; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!