Тема 3. Моделирование формы и передача пространства



ТЕСТЫ ПО АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ

(автор-разработчик: доцент кафедры дизайна, к.п.н. В.Ф.Ахадуллин,

12.12.2012, 04.10.2013)

I семестр

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ НАТУРНОГО РИСОВАНИЯ

Тема 1. Введение. Понятие «Рисунок»

1.Цель и задачи художественной дисциплины «Академический рисунок»

Что не является задачей академического рисунка?

вычерчивание конструкции предметов натуры

фиксация различных видов освещения натуры

создание на плоскости правдивого изображения с целью запечатления видимой формы

анализ характерных особенностей и свойств изображаемых предметов

 

Основные признаки академического рисунка:

наглядность и натурность

завершенность, детальная проработанность изображения

стилизованность, воображаемость

повествовательность или иносказательность

 

Что изучают обучающиеся на занятиях«Академического рисунка»?

основы натурного рисунка

азы проектной графики

вопросы композиционной грамоты

технологию печатной графики

 

Почему рисунок является основой для всех видов пластических искусств?

 

широкое использование выразительных средств искусства

многообразие в применении художественных материалов

приемы изображения просты и уникальны уникальность разнообразных способов изображения

 

Известный педагог рисунка Чистяков П.П. утверждал, что «рисование состоит не в срисовывании конкретного предмета, а в…?

рисовании нескольких предметов (группы предметов)

изображении предмета вообще

построении схожих между собой предметов реальности

в придумывании и запечатлении воображаемых предметов

 

Что понимают под фразой А.Н.Бенуа «Всякий штрих – это результат строгих и систематичных знаний…»?

штрих должен быть всегда логичен и последователен в нанесении

прежде чем начать рисовать стоит познакомиться с техникой штрихового рисунка

штрих рекомендуется использовать четко и уверенно при выявлении формы в рисунке

не следует рисовать то, что считается неизученным, невоспринятым и непонятым им

 

2.Искусство рисунка

Самые ранние европейские рисунки относятся к:

X веку

XIII веку

XX веку

XVвеку

 

Что, как правило, представлял собой рисунок раннего Возрождения?

наброски птиц и животных

эскиз будущей фрески

зарисовки античной гипсовой головы

учебный рисунок натюрморта

 

Отображение в рисунке сложного движения, открытого жеста, динамической позы впервые появляется:

в Древнем Египте

в Древнем Китае

в эпоху Возрождения

в русском искусстве ХIX веке

 

Какой графический материал стал использовать для рисунка только в XX веке?

тушь

уголь

фломастер

графит

 

В рисунках какого художника огромную выразительную силу имеет свет, освещение?

Рембрандт

Микеланджело

Дюрер

Ватто

 

В искусстве какой страны незавершенность рисунка становится частью идейного замысла?

Япония

Россия

Голландия

Англия

 

Какой вид рисунка с особой силой воплощает индивидуальность автора?

учебный рисунок гипсовых слепков

рисунок натюрморта

набросок

копия с классического образца

 

Рисунки XVIII века отличаются:

тщательностью регулярной штриховки

красотой, подвижностью, легкостью, ощущением мгновения

чистой контурной линией идеально выверенной формы

отсутствием реального пространства, соотношением изображения с Космосом

 

Схематично-чертежная линия, концептуальность, экспрессивность присущи рисункам:

Пикассо П.

Тулуз-Лотрека А.

Домье О.

Гейнсборо Т.

 

Стремительность, охват натуры целиком, отображение самого главного, существенного характерно для:

штудии

эскиза

длительного рисунка

зарисовки

 

Основные выразительные средства в искусстве рисунка:

мазок, пятно

точка, линия, штрих, пятно

объем (рельеф), текстура, фактура

цветная линия и пятно

 

3.Краткосрочные виды натурного рисунка

К краткосрочным видам рисунка относится:

чертеж с тремя видами изображений

набросок

технический рисунок

творческий рисунок

 

Как называются быстро сделанные черновые наброски, выполненные с натуры и отличающиеся линейным схематизмом и обобщенностью тонового решения?

набросок

зарисовка

крока

форэскиз

 

Какой вид краткосрочных изображений не относится к натурным рисункам?

зарисовка

эскиз

набросок

крока

 

Что такое зарисовка?

рисунок мягким графическим материалом

эскиз длительной композиции

линейный беглый набросок по представлению

кратковременный рисунок с детальной проработкой натуры

 

Каким типом графитного карандаша художники предпочитают делать натурные наброски и завершать длительный рисунок?

твердым

мягким

твердо-мягким

значения не имеет (любым)

 

4.Учебный и творческий рисунок

Что для обучающихся учебный рисунок?

средство познания в искусстве (дизайне)

творческое решение художественно-образных задач по воображению

способ цветового создания образа

результат проектно-графической деятельности

 

Творческий рисунок – это:

линейно выявление конструкции объектов натуры

схематический рисунок по памяти и представлению

художественно-образное решение средствами графики (рисунка)

длительная зарисовка с натуры

 

Чем является творческий рисунок?

графическим произведением изобразительного искусства

наброском, сделанным с натуры

натурной зарисовкой

длительным рисунком, направленным на анализ окружающей реальности

 

Главная задача учебного рисунка состоит:

в решении образных задач средствами рисунка

в методично-грамотном выполнении графического изображения по определенному заданию

в творческой реализации замысла графитным карандашом

в освоении техник графики при создании художественного образа

 

Основными средствами учебного рисунка являются:

уникальные приемы оригинальной графики

спецэффекты печатной графики

академические принципы графического изображения и способы натурного рисования

нетрадиционные способы работы мягкими графическими материалами

 

В чем состоит отличие учебного рисунка от творческого рисунка?

в индивидуализации и типизировании явлений действительности

в конкретизации и художественно-образном обобщении реальности

во внешне эффектном запечатлении окружающей среды средствами графики

в конструктивном обобщении (фигуратизме) натуры и документальном отображении реальности

 

5а. Линейно-конструктивный рисунок

Какой вид рисунка выявляет форму и внутреннее строение изображаемых предметов?

тоновой

линейно-конструктивный

обобщенно-схематический

декоративный

 

Одна из задач конструктивного рисунка – это:

светотеневое моделирование объемной формы предмета

выявление характера освещения и передача его в рисунке

мысленное разложение сложной формы на несколько простых

тональная проработка объемной формы

 

Какой рисунок включает изображение невидимых линий предмета?

тоновой

линейно-конструктивный

контурный

силуэтный

 

Какой вид линий не относится к вспомогательным?

осевые

контурные

габаритные

засечки

 

5б.Тоновой рисунок

Документальность отображения действительности достигается исключительно с помощью:

тонового рисунка

конструктивно-линейного рисунка

обобщенно-тонового (силуэтного) рисунка

линейно-тонового рисунка

 

Какое графическое средство не имеет особого значения для тонового рисунка?

пятно-валёр

штрих

точка

линия

 

Какое качество натуры в тоновом рисунке позволяет передать штрих?

структуру и конструкцию формы

объем формы

фактуру поверхность

текстуру формы

 

Рисунок одним пятном называют:

конструктивный

тональный

обобщенно-силуэтный

схематический

 

Объемную форму предметов в тоновом рисунке выявляют средствами:

светотени

освещения

линейной перспективы

воздушной перспективы

 

Что выявляют светотеневые градации (валёры) в тоновом рисунке?

объем формы в определенной системе освещения

предметный тон формы

тип поверхности (фактуру, текстуру)

пространственные отношения

 

Выберете верный порядок этапов выполнения тонового рисунка.

передача объема тоном; линейное построение композиции; определение предметного тона; выявление материальных качеств элементов натуры; запечатление пространственных качеств натуры

линейное построение композиции; определение предметного тона; передача объема тоном; запечатление пространственных качеств натуры; выявление материальных качеств элементов натуры

линейное построение композиции; определение предметного тона; передача объема тоном; выявление материальных качеств элементов натуры; запечатление пространственных качеств натуры

линейное построение композиции; определение предметного тона; выявление материальных качеств элементов натуры; передача объема тоном; запечатление пространственных качеств натуры

 

Заключительной стадией тонового рисунка является:

тоновая конкретизация (детализация) формы

тоновое обобщение и расстановка акцентов

определение тоновых отношений

выявление материальных качеств натуры

 

6.Требования к выполнению учебных работ и критерии их оценки

Академический рисунок выполняют:

от руки и на глаз

с помощью линейки и с использованием других измерительных инструментов

по памяти и воображению

путем использование технических средств (компьютерного оборудования)

 

Основным требованием к процессу создания учебного рисунка является:

произвольный выбор изобразительных (графических) средств

тематическое рисование по памяти и представлению

умение передавать объем различными графическими материалами

методичное (последовательное и целенаправленное) выполнение грамотного графического изображения

 

Требование к композиции учебного рисунка включает критерий:

компоновка натурной постановки на формате

выявление объема

запечатление материальных качеств натуры

передача пространства

 

Критерий линейного построения формы в академическом рисунке предполагает:

расстановку светотеневых градаций на объемной форме

выявление конструкции формы и её перспективных изменений в пространстве

определение тонового масштаба в графическом изображении

передачу воздушно-пространственной среды

 

Требование к светотеневой моделировке формы в учебном рисунке заключается:

в выявлении объема формы с помощью штриховки (тушевки)

в передаче фактуры и текстуры поверхности формы

в определении общего тона графического изображения

в построении формы с учетом наблюдательной перспективы

 

Верное определение предметного тона в натурном рисунке позволяет выявить:

общий тон в композиции рисунка

систему освещения в натурной постановке

пространственные планы

тоновые отношения между элементами графического изображения

 

Требование к выявлению материальных качеств натуры в рисунке состоит в:

расстановке светотеневых градаций на форме

имитации различных видов поверхностей формы графическими средствами

передаче пространственных качеств окружающей среды

построении формы с учетом наблюдательной перспективы

 

Что в академическом рисунке помогает передать воздушную среду?

выявление пространственных планов (уровней от зрителя до натуры)

установка предметных тонов

детальная проработка формы

передача объема

 

Критерий линейного построения формы с учетом наблюдательной перспективы выражается в определении:

системы освещения (расположения источника света)

конструкции формы

тоновых и иных материальных качеств натуры

положения формы относительно линии горизонта и точки зрения

 

Что предполагает этап выполнения учебного рисунка: «исправление технических неточностей в графическом решении».

корректировка изображения для достижения предельной чистота и техничности исполнения

замена неудачной работы на новую (выполнение рисунка заново)

использование спецэффектов для художественной выразительности

отход от академической технологии реалистического изображения

 

7.Материалы, инструменты и приспособления для выполнения

академического рисунка

Что характеризует буква Н, В (или Т, М) на графитных карандаш?

марка изготовителя

степень твердости или мягкости грифеля (тип карандаша)

сокращенное наименование страны производителя карандаша

тип материала оправы карандаша

 

От чего, прежде всего, зависит выбор типа карандаша?

условий освещения в момент выполнения рисунка

темперамента художника и его желания

особенностей объекта изображения (натуры)

качества бумаги и творческой задачи художника

 

Мягкий карандаш используют в длительном рисунке

на начальной стадии композиционного размещения элементов изображения

на промежуточной стадии детальной проработки изображения

на первоначальном этапе установления тоновых отношений в графическом решении

на завершающем этапе расстановки акцентов и тонового обобщения работы

 

Деревянную оправу карандаша перед выполнением рисунка обычно стачивают на:

30-40 мм

25-30 мм

5-10 мм

10-15 мм

 

При художественной заточке карандаша графит следует обнажать на:

2-6 мм

10-15мм

15-20 мм

8-10мм

 

Какой вид бумаги используют для академического рисунка?

тонированную рыхлую, шероховатую

белую плотную гладкую

тонированную плотную, фактурную

белую рыхлую с эффектом текстуры

 

Какую бумагу не используют для академического рисования?

листы-свитки

отдельные чертежные листы в папке

блок-альбомы

рулонную бумагу

 

Какой способ заточки карандаша используют художники-академисты?

ручная заточка резаком

механическая заточка точилкой

ручная заточка наждачной бумагой, напильником, рубанком

электрическая заточка точилом (наждачным кругом)

 

Какой инструмент используют для исправления или удаления карандашного рисунка?

тряпка

губка

ластик

щетинная кисть

 

С какой целью резинка (ластик) не используется в рисунке?

исправления деталей изображения

высветления изображения

очищения листа бумаги от графита

растирания графита с целью втирания его в структуру бумаги

 

Какие типы резинок используют в рисовании?

твердые и мягкие

твердые

мягкие

никакие не используют

 

Ластик для рисования отличаются:

жесткостью, фактурностью

эластичностью, упругостью

мягкостью, текучестью

твердостью, текстурностью

 

При подготовке резинки к рисованию следует предварительно

заострить конец

размять

обработать мыльным раствором

отмочить в воде

 

Тема 2. Композиция рисунка

1.Композиционная организация листа и различных видов форматов

Компоновка элементов изображения

На подготовительном и начальном этапе рисования осуществляется:

анализ натуры и поиск композиционного решения

линейное построение

светотеневая моделировка форм

тоновое обобщение и расстановка акцентов

 

От чего не зависит удачное решение композиции в натурном рисовании?

определения точки и угла зрения на натуру

обоснованного выбора вида формата (горизонтального, вертикального и др.)

творческой установки (идейного замысла) рисовальщика

организации рабочего места рисовальщика

 

Творческое переосмысление в учебном рисунке предполагает:

незначительное преобразование постановки в рамках «академизма» (сдвиги предметов)

свободный выбор графических средств

тематическое (идейное) домысливание образа натуры

отход от натуралистических принципов в изображении (стилизация формы)

 

В каких видах вспомогательного изображения продумывается идея длительного рисунка?

схематическое изображение, чертеж

эскиз-набросок и эскиз-зарисовка

беглый набросок (крока)

длительная зарисовка

 

Эскиз помогает за определенное время зафиксировать:

«конструктивную идею» будущей композиции рисунка

схемы построения предметов постановки

тоновые отношения в рисунке

материальные качества натуры

 

Результатом какого этапа выполнения длительного рисунка является композиционный эскиз?

подготовительного этапа

исполнительного этапа

промежуточного этапа

заключительного этапа

 

В композиционные задачи рисунка входит:

построение формы с учетом наблюдательной перспективы

передача пространственных отношений

имитация фактур и текстур поверхностей предметов

выбор формата листа и размещение на плоскости элементов изображения

 

Что не имеет никакого отношения к композиции рисунка?

соответствие пространственного расположения формы предметов расположению их на листе бумаги

линейное конструирование формы и моделирование её объема

соотношение размеров изображений размеру листа бумаги (масштабирование)

равновесие изображения на листе бумаги

 

Размещение группы предметов на плоскости листа называется:

группировка

перестановка

построение

компоновка

 

Что необходимо сделать в композиции рисунка, чтобы выделить главное, подчинив все второстепенные детали?

выявить и выделить композиционный центр

найти уникальный ритм элементов изображения

продумать плановость в распределении форм

продумать конструктивную идею в построении изображения

 

Композиционное расположение предмета на плоскости листа предполагает:

небольшой сдвиг в сторону

смещение в сторону источника света

незначительное смещение его вверх

размещение его точно по центру

 

Что помогает правильно разместить предметы натурной постановки на плоскости листа?

анализ формы каждого предмета

целостность восприятия всех предметов одновременно

соотношение предметов по тону

сравнительный анализ физических качеств предметов постановки

 

В какой формат следует вводить продольную форму абриса стоящих вытянутых предметов постановки?

в горизонтальный прямоугольник

в квадратный

в вертикальный прямоугольник

не имеет значения: в любой

 

Что необходимо сделать, чтобы ввести в вертикальный или горизонтальный формат одинаково пропорциональный по абрису натюрморт (один размер габаритов постановки по высоте и ширине)?

заузить формы предметов натюрморта

незначительно сдвинуть предметы постановки в изображении, растянув один из габаритов натюрморта

изобразить композицию во фрагменте (частичное изображение фигур постановки)

переставить предметы натюрморта на подиуме, поменяв их местоположение

 

Метод «рамки» позволяет определить композицию рисунка путем:

выполнения начертаний габаритов постановки в виде рамки на листе

оформления работы в багетную рамку

определения и вырезания необходимого фрагмента работу с помощью шаблона-рамки

кадрирования визуального объекта (постановки) с помощью рамки-видоискателя

 

Твердый и твердо-мягкие типы графитного карандаша позволяют:

расставить тоновые акценты

задать общий тон работы

усилить тоновые контрасты

наметить композицию рисунка

 

2.Значение законов, правил и приемов композиции в академическом рисовании

Законы композиции в академическом рисунке не позволяют:

избежать «формализма» в графическом изображении

нарушить целостность в образно-пластическом решении

обеспечить образно-пластические связи в графическом решении

способствуют подчинению средств рисунка идейному замыслу

 

Какой закон композиции влияет на установление связи всех элементов изображения в рисунке?

целостность

образность

новизна

рациональность

 

Что не определяет закон целостности в рисунке?

своеобразие композиционного решения

неделимость изображения на части

согласованность всех элементов рисунка

ритмическая упорядоченность всех элементов композиции

 

Неделимость композиции как один из признаков закона целостности, влияющий на установление пластических связей между частями изображения, предполагает наличие:

схемы построения (конструктивной идеи)

композиционного центра

ритмической упорядоченности форм

расстановки акцентов

 

Закон целостности предполагает согласие всех элементов в рисунке, достигаемое с помощью:

повтора (дублирования) частей графического решения

выделения композиционного центра и организации «поддержки»

детальной проработки всех элементов изображения

нюансирования (смягчения) всех элементов рисунка

 

Целостное графическое изображение содержит разнообразие деталей, которое умышленно задается художником путем:

идентичного повтора частей композиции

хаотичного распределения форм

систематического повтора фигур через один и тот же интервал

установления ритмической упорядоченности (чередования) всех элементов рисунка

 

Поочередное рисование предметов натюрморта может привести к:

несогласованности отдельных частей с целым

нарушению пропорций предметов

искажению формы предметов

отрыву предметов от фона

 

Закон образности позволяет установить смысловые связи в композиции через:

нюанс и контраст

ритм и метр

симметрию и асимметрию

аналогию и контраст

 

Сравнительный анализ характерных черт, свойств, качеств, состояний объектов реальности и явлений окружающей жизни в академическом рисунке характеризуют закон:

целостности

рациональности

образности (или аналогии и контрастов)

новизны

 

Всеобщий закон искусства – закон новизны (новаторства) задает в рисунке:

практическую целесообразность реалистического изображения окружающей действительности

оригинальность образу и своеобразную композиционную организацию натурной постановки

образность в трактовке натуры

внутреннюю связь всех элементов графического изображения

 

Закон рациональности в академическом рисунке проявляется в виде:

логичной трактовки образа

строгой последовательности этапов выполнения графического изображения

практической целесообразности выбранных средств изображения и актуальности решения образа натуры

продуманной расстановки элементов изображения на листе

 

Чему способствуют правила композиции в академическом рисунке?

установлению образно-пластических связей в графическом решении

техничному созданию гармоничного и профессионального изображения

созданию уникальной графической композиции

оригинальной трактовке образа натуры

 

Какого правила композиции при выполнении рисунка не существует?

равновесие

соразмерность

единство и соподчинение

контраст и нюанс

 

«Правило равновесия» в академическом рисунке позволяет:

найти верные пропорции и масштаб форм относительно друг друга

задать стилистическое единство графического изображения

сбалансировать все части рисунка по весу (форме, размеру, тону и др.)

соотнести композиционный центр со второстепенными деталями рисунка

 

Если самый крупный предмет постановки значительно сдвинуть на рисунке к краю листа, будет нарушение:

правила равновесия

правила соразмерности

закона целостности

закона аналогии и контраста

 

Симметричность, геометрическая правильность и абсолютная ритмичность элементов рисунка предполагает:

идеальное равновесие (эвритмию)

динамическое равновесие (контрапост)

несбалансированное равновесие

отсутствие равновесия

 

Зрительное уравновешивание элементов композиции, контрастно расположенных относительно друг друга называется:

эвритмией (идеальным равновесием)

пропорцией

контрапостом (динамическим равновесием)

масштабом

 

В академическом рисунке «Правило соразмерности» влияет на:

сбалансированность всех частей рисунка

своеобразное композиционное решение

соотношение по размеру частей композиции между собой и с целым

выбор средств рисунка согласно идейному замыслу

 

Какое качество не характеризует: «Правило единство и соподчинение» в академическом рисунке?

гармоничная взаимосвязь всех частей изображения

единство образного раскрытия темы и пластического решения

оригинальность и неповторимость трактовки образа

стилистическое единство изображения

 

Конструктивно-пластическими способы достижения образной выразительности в ходе натурного рисования, определяющими композиционный строй будущего рисунка, являются:

правила композиции

приемы композиции

законы композиции

средства изображения

 

Что не относится к приемам композиции в рисунке?

масштаб и пропорция

симметрия и асимметрия

контраст и нюанс

ритм и метр

 

Тоновой нюанс – это:

противоположные качества

контраст по тону

различие по тону, полутон

ритмическое расположение пятен

 

3.Понятия «конструкция», «структура», «фактура», «текстура»

Что характеризует в рисунке конструкция изображаемых предметов натуры

устройство и внутренне строение формы

окрас внешней формы

шероховатость (фактуру) поверхности

тоновые особенности формы и текстуру её поверхности

 

Какое понятие характеризует взаимное расположение и способ связи частей формы?

пластика

пропорция

структура

фактура

 

Характер поверхности предмета определяется его:

фактурой

структурой

тоном

конфигурацией

 

Что такое текстура?

рельефные особенности поверхности предмета

рисунок на поверхности предмета, определяющий его внутреннее строение

объемно-пространственная характеристика формы предмета

конструктивные особенности формы предмета

 

Какие качества натуры определяют особенности поверхности изображаемых предметов и их материальные свойства?

пластика

фактура и текстура

каркас

конструкция

 

4.Пропорции и их роль в рисовании: пропорции геометрических тел

Соотношение частей предмета по размеру – это:

контраст

пропорция

соразмерность

гармония

 

Самой приятной для глаза считается «божественная пропорция», которую Леонардо да Винчи назвал:

золотое сечение

средний масштаб

математическая прогрессия

идеальное измерение

 

«Золотое сечение» в рисунке позволяет устанавливать

неравные отношения формы и её частей

не пропорциональные взаимосвязи формы с её частями

числовое выражение с бесконечной дробью (1,32…)

равные отношения частей формы, как между собой, так и каждой части с ней

 

Как называется метод в натурном рисовании, который позволяет соотносить основные параметры формы (длины, ширины и высоты)?

масштабирование

группирование

пропорционирование

моделирование

 

Правильное определение пропорций в процессе длительного рисования с натуры осуществляется с помощью:

глазомера и аналитического мышления

воображения и ощущения

памяти и владения информацией о формах и их размерах

умения пользоваться измерительными приборами

 

Диспропорция (непропорциональность) частей натуры в процессе рисования приводит к:

оригинальному стилизованию формы

искажению до неузнаваемости натуры

достоверному отображению предметов постановки

художественной интерпретации натуры

 

Что отличает геометрическое тело от геометрической фигуры?

размер

силуэт

объем

пропорция

 

Наиболее гармоничным по размеру будет цилиндр в пропорциях ширины и высоты:

1:2

1:1

1:2,5

1:1,7

 

Наиболее привлекательной выглядит пирамида в отношениях её габаритных размеров:

1:1,2

1:1,7

1:2

1:2,5

 

Все предметы натурной постановки…

имеют один оптимальный размер и геометрически переносятся на изображение

произвольно изображаются без пропорциональных отношений габаритных размеров

соразмерны и пропорциональны по-своему и находятся на глаз

имеют определенное соотношение сторон, найденное по математической пропорции «золотого сечения»

 

Пропорции предметов постановки в натурном рисовании находятся:

при помощи измерительных приборов (линейки, циркуля м др.)

способом проецирования формы на прозрачную пленку

путем фотографирования и копирования с фотографии

на глаз или «методом визирования» (например, с помощью карандаша)

5.Общий тон графического изображения. Тоновой масштаб в рисунке.

Тоновой акцент

Количественная и качественная характеристика света на поверхности предмета в зависимости от источника света и окраски самого предмета – это:

тональность

тон

светотень

полутень

 

Общий тон в композиции рисунка – это:

единый (суммированный) тон композиции

тоновые градации (валеры) в изображении

тон каждого предмета постановки

тоновой акцент графической композиции

 

Передача в рисунке тоновых отношений решает задачу:

выявления трехмерной формы объектов изображения

применения законов воздушной перспективы

согласования общего тонального строя всех предметов натуры

отображения силы и характера освещения

 

Характеристики рисунка «светлый», «темный» и «нейтральный» определяют:

общий тон изображения

тоновые отношения

тоновой масштаб

тоновые акценты

 

Что подразумевает понятие «общий тон» в тоновом рисунке?

свето-тоновые градации отдельных предметов натуры

тоновой строй всего графического изображения

индивидуальный тон каждого предмета постановки

тоновые акценты в изображении

 

Что в большей степени влияет на выявление общего тона в натурной постановке?

качество графического материала

определение система освещения в композиции рисунка

техника изображения

предметный тон элементов композиции (предметов натуры)

 

Темный рисунок – это:

«затянутая» по тону графическая работа

работа, состоящая из контрастных по тону форм

светлое изображение с темными акцентами

прокрытая тоном вся плоскость изображения

 

Светлая по тону работа не вызывает ощущения:

воздушности и легкости

нежности и изящества

свежести и пространственности

зажатости и тяжести

 

Серый (нейтральный) по общему тону рисунок характеризуется:

незавершенностью работы художника

обобщенностью тонов в изображении

непрофессиональностью графическое решение

неуверенностью работы художника графитным карандашом (слабым нажимом на карандаш)

 

6.Тоновой масштаб в рисунке

Соотношение тонов в рисунке, определяющее характер тонового решения:

тоновые градации

тоновой масштаб

общий тон изображения

тоновой акцент

 

Какие существуют характеристики тонового масштаба, определяющие выразительность тонового рисунка?

темная, светлая и нейтральная композиция

активный и пассивный тоновой акцент

фактурное и безфактурное распределение градаций тона

контрастная композиция и нюансированное тоновое решение

 

Тоновой масштаб способствует в рисунке установлению:

тоновых отношений

тоновых акцентов

тоновых градаций объемной формы

единого (суммированного) тона изображения

 

Контрастный тоновой масштаб не предполагает:

сочетание сближенных по тону пятен

резкое соотношение тонов

участие противоположных по тону пятен

использование ограниченного состава тонов

 

Нюансированное тоновое решение отличается от контрастного:

резким соотношением противоположных тонов

сближением мягко переходящего друг в друга бесчисленного множества тонов

участием светлых и темных тонов

использованием ограниченного состава тонов

 

От чего зависит степень освещенности предмета?

от расположения предмета относительно других предметов натюрморта

от его положения в пространстве относительно лучей света

от сложности формы предмета

от тона предмета

 

7.Тоновой акцент

Средством выделения композиционного центра в тоновом рисунке является:

тоновые градации

общий тон

тоновой акцент

тоновой масштаб

 

Тоновой акцент в рисунке задается путем:

смягчение тоновых отношений на основных участках рисунка

усиления (подчеркивания) тоном формы главных предметов натурной постановки

детальная проработка линейной формы

обобщение тона в центре композиции рисунка

 

Что позволяет выделить тоновой акцент в рисунке?

фон или пространство натурной постановки

предметный тон второстепенных элементов композиции

фактуру поверхности предметов натуры

переднюю часть ведущего предмета

 

Наиболее освещенными будут участки поверхности предмета, находящиеся по отношению к лучам света:

под углом 180 градусов

под углом 30 градусов

под углом 45 градусов

под прямым углом

 

8.Графические эффекты

Как называются иначе выразительные технические приемы работы графитным карандашом и резинкой-ластиком, направленные на создание тех или иных иллюзий в академическом рисунке?

графические эффекты

законы композиции

правила композиции

линейные построения

 

Графические эффекты в рисунке не зависят от:

способа держания его в руке и наклонов карандаша в момент изображения

марки и качества карандаша

нажима на карандаш

вида заточки карандаша

 

Эффект краевого контраста – это:

оттенение от края формы (ребра, грани)

противопоставление фактур и текстур

абрис формы

размытие (смягчение) контура

 

При компоновке на формате и при нанесении штриховки на крупные плоскости карандаш держат:

в кулаке с упором на указательный палец

в щепоти между тремя пальцами как при письме

произвольно

в ладони с упором на большой палец

 

Каких эффектов невозможно достичь ластиком в академическом рисунке?

мягкие высветления тона поверхности формы или фона

усиление тона с помощью подчеркивания формы

акцентирование контура формы предметов бликом

ослабление контура при передаче световоздушной среды

 

С помощью каких приемов работы ластиком можно добиться эффекта смягчения контура и незначительного ослабления тона?

равномерное прикладывание (прикасание)

ровное штрихование по поверхности рисунка

активные удары штрихами по изображению

контурное рисование по предварительно затонированной поверхности бумаги

 

Острие графита позволяет задать в рисунке:

толстые линии и крупные штрихи

эффект тоновой растяжки (тушевки)

тонкие линии, мелкие штрихи

пятна разных тонов

 

Боковая часть графита сложно передать в рисунке:

точный контур фигур детали

пространственные очертания изображаемой формы

тоновые градации

фактуру и текстуру поверхностей

Тема 3. Моделирование формы и передача пространства

1.Явление линейной перспективы: линия горизонта, точки схода, картинная плоскость, точка зрения, угол зрения и др.

Как называется наука, изучающая приемы изображения предметов видимого мира с наглядными изменениями их величин и очертаний в пространстве на плоскости?

композиция

архитектоника

техническое черчение

перспектива

 

Перспектива возникла в эпоху:

Средневековья

классицизма

Возрождения

модерна

 

Горизонтальные параллельные прямые линии, удаляясь в глубину пространства, сходятся в одной точке – это одно из правил:

воздушной перспективы

обратной перспективы

линейной перспективы

сферической перспективы

 

Задача «перспективы» в академическом рисунке состоит в убедительном изображении видимых форм в пространстве с учетом:

разработанных схем построения объемной формы

требований к выполнению чертежей ортогональной проекции

особенностей зрительного восприятия (глазомера) человека

закономерностей выполнения технического рисунка

 

Картинная плоскость в «перспективе» – это:

лист бумаги, на котором выполняется изображение

воображаемая плоскость, расположенная перпендикулярно лучу зрения

наблюдаемый вид реальности, изображенный на формате

плоскость постановки, ка которой размещаются объекты натуры

 

Где находится картинная плоскость?

между наблюдателем и натурой

За натурной постановкой

За наблюдателем

на плоскости подиума между предметами натуры

 

При удалении от нашего глаза размеры предметов постепенно

увеличиваются

остаются без изменений

искажаются в диспропорции габаритов

уменьшаются

 

Что в изображении определяет уровень глаз?

ось симметрии

линию горизонта

угол зрения

масштаб

 

Параллельные горизонтальные стороны удаляющейся в глубину плоскости

сближаются и сходятся в одной точке на линии горизонта

удаляются и сходятся в разных точках пространства

удаляются и не сходятся на линии горизонта

сближаются и сходятся в двух точках на линии горизонта

 

Какое направление имеют горизонтальные стороны удаляющейся плоскости, которые находятся выше линии горизонта?

снизу вверх

хаотичное

никакое

сверху вниз

 

Какие части объемных фигур, расположенных ниже линии горизонта, больше открывается для восприятия человека?

нижнее основание

верхняя сторона

задние стенки

правая и левая стороны одновременно

 

Что не влияет на определение пространственного положения формы:

точка зрения

положение источника света

угол зрения

уровень планов, масштаб фигур

 

Точка зрения на натуру в академическом рисовании характеризует:

уровень глаз (выше, ниже)

угол зрения (слева; справа, напротив)

плановость (ближе, дальше)

условия работы рисовальщика

 

Распределение планов в «перспективе» – это:

степень удаленности предметов в пространство

угол зрения

уровень (точка) зрения

положение предметов постановки относительно друг друга

 

Изменяя угол зрения от центра натурной постановки предметы:

воспринимаются сверху или снизу

становятся либо ближе, либо дальше от наблюдателя

открывается общий обзор в плане

рассматриваются с левой или правой сторон

 

Сколько точек схода угловая перспектива имеет в построении предметов натуры?

две

одну

три

не имеет

 

Какой вид перспективы позволяет построить предмет, если он расположен напротив рисовальщика?

угловая

фронтальная

прямая

обратная

 

Почему правила линейной перспективы учитываются при построении не только отдельных предметов, но и всех предметов натуры?

все предметы находятся в одном пространственном измерении

удобно для художника (желание рисовальщика)

предметы являются однородными по форме

плоскость листа находится в том же пространстве, что и натура

 

Как выполняются перспективные линейные построения в академическом рисунке

по линейке и с помощью других измерительных приборов

от руки на глаз

от руки по фотографии

по шаблонам и схемам

 

2.Построение геометрических фигур на плоскости, простых и сложных форм (геометрических тел) в пространстве

Рисование геометрических тел в учебном академическом рисунке является:

завершающим этапом профессиональной подготовки специалиста

вспомогательным (факультативным) курсом декоративного рисунка

первоначальным курсом рисунка, направленного на освоение основных принципов и методов изображения различных форм с натуры

промежуточная стадия между рисованием предметов натюрморта и интерьера

 

Что больше всего помогает эффективно освоить в рисунке объемно-пространственные конструкции, пропорциональное формообразование в перспективе, светотеневую моделировку объема в пространстве?

изображение объектов природы

рисование геометрических тел

выполнение анатомических построений лица и тела человека

рисования динамических состояний животных

 

Чему, прежде всего, учит обучающихся рисование геометрических тел:

не отвлекаться на детали

материализовать предметы натуры

находить менее значимое (второстепенное) в главном

видеть форму во всем её многообразии

 

Распространенная ошибка у студентов при изображении гипсовых тел:

конструктивное линейное построение

поиск пропорционального соотношения высоты и ширины фигур

перспективное сокращение формы, удаляющейся в глубину пространства

контурное копирование форм без конструктивного её разбора

 

Плоские геометрические фигуры:

усеченный конус, трехгранная призма

квадрат, треугольник

конус, октаэдр

четырёхгранная пирамида, цилиндр

 

Какая группа фигур не относится к геометрическим телам:

параллелепипед, пирамида, призма

конус, цилиндр, куб

яйцо, тор, шар

прямоугольник, квадрат, круг

 

Какую группу гипсовых тел можно отнести к многогранникам?

цилиндр, конус, октаэдр

куб, призма, пирамида

шар, конус, куб

призма, параллелепипед, тор

 

Что называется «сферой вращения»?

плоская симметричная фигура

объемная фигура, образованная путем вращения плоской формы вокруг оси

объемная форма, состоящая из большого количества граней

симметричная объемная форма, абстрактного характера

 

Какая фигура не является телом вращения?

конус

додекаэдр (октаэдр)

цилиндр

шар

 

При построении сферических объемных форм прежде всего следует:

провести ось симметрии

начать изображение со следа на плоскости

выполнить сечение формы без вспомогательных линий построения

наращивать объем независимо от оси симметрии

 

Почему куб называют «моделью пространства»?

имеет одинаковые по размеру грани и ребра и углы

условное определение, символическая трактовка, знак

содержит плоскости трех пространственных измерений (направлений)

замкнутая в себе форма с внутренней полостью

 

На первом этапе построения гипсовых «фигур вращения» рекомендуется:

определить пропорции формы, выявить сечение предмета

провести осевые линии изображаемых форм

линейно наметить объем формы

Задать видимые и невидимые контуры предмета

 

Фронтальное положение гипсовых многогранников предполагает:

изображение всех граней в перспективном сокращении

изображение передней и задней плоскостей без перспективных изменений (в проекции)

рисование формы с незначительным сферическим искажением

передачу усиленного перспективного сокращения в глубину всех плоскостей формы

 

Угловое построение куба следует начинать с:

изображения угла наклона плоскостей, образующих переднее ребро

выявления следа стоячей формы на горизонтальной плоскости

построения верхней плоскости и невидимых граней, ребер формы

определения формы на формате и расположения переднего вертикального ребра

 

С какой целью проводят базовую (горизонтальную) линию в ходе построения многогранников?

определение положения линии горизонта относительно изображаемой формы

передача положения предметной плоскости (направления подиума) на которой стоит гипсовая модель

выявить углы поворота плоскостей-граней формы относительно картинной плоскости (точки зрения наблюдателя)

проверить правильность расположения листа формата и найти баланс вертикалей и горизонталей в изображении

 

Насколько поворачивается правая грань куба, настолько:

поворачивается левая сторона

открывается верхняя грань

открывается нижнее основание

отворачивается левая сторона

 

Как уровни оснований гипсовых фигур, стоящих ниже уровня глаз, изображаются в рисунке:

нижнее основание повернуто чуть больше верхнего

нижнее основание повернуто чуть меньше верхнего

нижнее основание по форме совпадает с верхним

нижнее и верхнее основание проецируются в линию

 

Грани и сечения гипсовых тел проецируются в линию:

ниже уровня глаз

на уровне глаз

выше уровня глаз

на любом уровне глаз

 

Вращая круг в пространстве, он всегда будет принимать форму

замкнутой кривой неправильной формы

круга бег искажений

эллипса

шара

 

Построение эллипсов-оснований цилиндра, лежащего и удаляющегося от наблюдателя, строится:

относительно вспомогательной вертикальной линии

произвольно на глаз

согласно фронтальному положению проекции формы

относительно перпендикуляра, проведенного к центральной оси формы

 

Что позволяет найти на лежащем и удаляющемся от наблюдателя цилиндре это описание: «через центр основания цилиндра устанавливается вертикальная линия, которая стыкуется с ребром эллипса, через точку стыка проводится линия вдоль вертикальной сферической поверхности цилиндра?

касательную линию формы с плоскостью подиума

осевую линию цилиндра

вспомогательную линию для выявления сечения формы

направление собственной тени по предмету

 

Вершину конуса следует находить

на пересекающихся осях эллипсовидного основания

в середине радиуса основания-эллипса

на центральной оси вращения тела

в любой точке перпендикулярной линии, проведенной к центральной оси вращения

 

Как в линейно-конструктивном рисунке шара показывают объем тела вращения?

изображают эллипс по горизонтальной, вертикальной или наклонной центральной оси объемной формы

изображают разрез ¼ объемной формы

наносят тон в теневой части фигуры

изображают пересекающиеся под разным углом центральные оси вращения

 

3.Виды освещения в натурной постановке и их особенности

Что называется естественными искусственным излучением, позволяющим передать объем формы и особенность её поверхности?

свет (освещение)

тон

техника графического изображения

фактура и текстура

 

Какой вид освещения уплощает форму

прямой и «контражурный» свет

боковой свет

внутренний свет

верхний и нижний свет

 

Что в академическом рисовании помогает выявить боковое освещение?

очертание силуэта формы

текстуру поверхности

объём (рельеф) и фактуру поверхности предметов

предметный тон формы

 

Какое освещение в мастерской натурного рисования не используют?

цветное динамическое (мигающее)

рассеянное дневное

общее искусственное (ламповое от потолочных светильников)

местное искусственное (ламповое от подсветок-софитов)

 

Естественное освещение используется как боковое и предполагает:

яркий свет, контрастное распределение тоновых градаций по форме предметов

слепящий эффект, искажающий формы и объемы предметов падающими тенями

мягкое и равномерное распределение тона по предметам натуры

тусклое распределение, тоновое затягивание всей постановку с искажением предметных качеств натуры

 

При каком освещении предметы выглядят ниже своей натуральной высоты, вокруг каждого предмета равномерно распределяется падающая тень, разобщая все пространство натурной постановки на отдельные части?

рассеянное дневное

общее искусственное (ламповое от потолочных светильников)

местное искусственное (ламповое от подсветок-софитов)

местное от огня свечи

 

Направленное мобильное освещение

софиты (подсветки)

потолочные светильники

рассеянное дневное освещение

настенные светильники

 

Какое освещение необходимо для избирательного подсвечивания натурных постановок с целью решения учебных и творческих задач на занятиях академического рисунка?

рассеянное дневное

общее искусственное

искусственное от подсветок-софитов

естественное от пламени свечи

 

От чего не зависит степень освещенности предмета?

от характера источника света

расстояния от источника света до поверхности предмета

от пластических качеств предмета

от угла падения луча света на поверхность

 

Степень освещенности поверхности предмета зависит от следующего фактора:

угла падения лучей света и расстояния между источником света и предметом

структуры предмета

пространственного положения между предметами

Формы плоскости подиума

 

Чем обусловлено влияние расстояния между изображаемыми предметами и рисовальщиком на освещенность натурной постановки?

законами линейной перспективы

пространственной световоздушной средой

особенностями зрения человека

закономерностями распределения светотени на плоскостях

 

4.Светотеневые градации (валёры) при моделировании формы

Передача объёма тоном с использованием линии, штриха, пятна

Светотеневые градации в рисунке – это:

тоновые отношения между предметами натурной постановки

тоновой контраст блика и падающей тени

тональные переходы в условиях освещения

тоновые эффекты, выявляющие фактуру предмета

 

Какое качество предметов передает художник-рисовальщик с помощью светотени?

фактуру

объем

текстуру

конструкцию

 

На каких предметах светотень размещается полностью со всеми тоновыми градациями при плавном их распределении по поверхности?

плоских геометрических фигурах

простых сферических формах

сложных криволинейных поверхностях

объемных многогранниках

 

На объемном многограннике наиболее освещенной будет та грань, на которую лучи света падают:

под большим углом

под меньшим углом

не попадают

попадают через фильтр или препятствие

 

Назовите верный порядок тоновых градаций:

свет (блик), полутень, падающая тень, собственная тень, рефлекс

свет (блик), собственная тень, полутень, рефлекс, падающая тень

полутень, свет (блик), собственная тень, падающая тень, рефлекс

свет (блик), полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень

 

Как называется самый светлый участок на блестящем предмете?

свет

блик

полутень

рефлекс

 

Где расположен блик на блестящей поверхности граненого предмета

на грани в освещенной части формы

на грани в полутени

на ребре со стороны рефлекса

на ребре в освещенной части формы

 

Что такое рефлекс?

отраженный свет от окружающих поверхностей предметов

плавный переход от света к тени

участок освещенной поверхности предмета

часть падающей тени предмета

 

Какова сила тона у рефлекса?

темнее полутона

светлее собственной тени

совпадает с тоном падающей тени

светлее падающей тени

 

Назовите отличительные особенности рефлекса:

расположение в освещенной части предмета

расположение в теневой части предмета

расположение между бликом и полутенью

расположение в нижней части предмета

 

Собственная тень предмета определяется:

величиной угла падения лучей света

расстоянием между предметом и источником света

расстоянием между предметом и рисовальщиком

тоном предмета

 

Падающая тень, как правило, бывает:

темнее собственной тени

такого же тона, как и собственная тень

светлее собственной тени

светлее рефлекса

 

На первых стадиях светотеневой моделировки формы следует легким тоном положить

собственную тень

полутень

падающую тень

рефлекс

 

Обобщенную прокладку теней необходимо начинать с

светлого объекта

самого темного предмета

нейтрального по тону предмета

темного, но не черного предмета

 

После собственных теней прокладываются:

блики

полутени

рефлексы

падающие тени

 

Какая светотеневая градация «приземляет» на плоскость элементы натуры и придаёт им устойчивость?

падающая тень

собственная тень

освещенная часть

полутень

 

На каком этапе направление штриха в моделировке объема формы имеет особое значение?

начальном

заключительном

промежуточном

на всех этапах

 

Когда при выполнении тонового рисунка следует работать над фоном натурной постановки?

только на этапе тонового обобщения рисунка

исключительно на первом этапе прокладывания собственных теней

в середине работы с целью оттенения освещенных участков

постоянно, начиная с первого этапа и до завершающей стадии обобщения

 

Прорабатывая объем натуры, следует в тенях брать тон:

всегда светлее без утемнения

сразу в полную силу

всегда темнее, чем в реальности

изначально не в полную силу с постепенным утемнением

 

5.Предметный и обусловленный тон

Установления тональных отношений в рисунке

Какой из терминов не относится к светотеневым градациям?

предметный тон

блик

рефлекс

полутень

 

Тон, определенный природой и выступающий как признак предмета:

обусловленный тон

предметный тон

полутон

контражур

 

Определение предметного тона в рисунке предполагает:

расстановку тоновых отношений в графическом изображении

выявление общего тона рисунка

установление тоновых акцентов

организацию системы освещения

 

Как светлотные различия между всеми предметами натурной постановки передаются в рисунке?

прямо пропорционально видимой натуре

с незначительным художественным преобразованием (искажением) в отличие от натуры

чуть контрастнее в сравнении с реальностью

более нейтральнее, чем визуальный облик постановки

 

На каком этапе выполнения тонового рисунка уточняется предметный тон элементов натуры?

в ходе распределения светотеневой моделировки форм постановки

на этапе передаче и имитации материальных качеств предметов натуры (фактуры, текстуры)

на заключительной стадии исправления технических неточностей графического решения

на этапе расстановки тоновых акцентов в изображении

 

Какой тон фиксирует изменения тона предметов натуры под воздействием «случайных факторов»?

предметный тон

полутон

обусловленный тон

локальный тон

 

Какого «случайного фактора» (закономерности) выявления обусловленного тона элементов натуры в академическом рисунке не существует?

характерная точка и угол зрения на натуру

вид освещения натурной постановки

пространственная удаленность форм натуры от наблюдателя

тон окружающих предметов и фона

 

Какую композиционную задачу решает поиск и передача обусловленного тона в длительном тоновом рисунке?

уточнение тоновых градаций

выявление материальных качеств натуры

усиление объема формы предметов натуры

тоновое нюансирование изображения (связь тоновых отношений)

 

6.Передача световоздушной среды и глубины пространства

(воздушной перспективы) в тоновом рисунке

Каким образом передается пространственность в конструктивно-линейном решении

смягчение контуров фигур, расположенных на переднем плане

подчеркивание активной линией передних граней формы впереди стоящих предметов

усиление контуров удаленных предметов в глубину пространства

стирание вспомогательных линий построения осевых линий, невидимых контуров

 

Каким явлением обосновано в натурном тоновом рисунке усиление пространственности?

линейной перспективой

обратной перспективой

прямой перспективой

воздушной перспективой

Воздушная перспектива приводит к:

усилению тонового контраста на переднем плане

ослаблению тонового контраста на переднем плане

усилению тонового контраста на заднем плане

усилению тоновых различий светотеневых градаций на заднем плане

Какая из названных характеристик воздушной перспективы неверна?

удаленные предметы имеют менее четкие очертания

при удалении предметы сближаются по тону

удаленные предметы становятся более яркими и насыщенными

при удалении ослабевает контрастность предметов

 

Очертания (контуры) удаленной формы в академическом рисунке:

размываются и смягчаются ластиком

уточняются и усиливаются

удаляются (стираются)

деформируются и раздваиваются

 

Высветляется на дальнем плане

темная фигура

светлая фигура

серая фигура

ни одна из фигур

 

Объем (рельеф) формы в глубине пространства:

усиливается и становится более выраженным

не изменяется

уплощается

деформируется и искажается пластически

 

Передачу пространственных планов и эффекта глубины в тоновом рисунке невозможно задать

способом крупныхпрокрывок штрихом пространственной среды

смягчением резких контрастов и темных участков рисунка в удаленных от наблюдателя зонах

путем отказа от подробной проработки и детализации (конкретизации) форм на дальнем плане

путем использования эффекта краевого контраста в глубине пространства

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 2019; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!