Билет 51: Русская философия: становление и характерные черты



Люди с давних пор стремились понять окружающий мир и свое место в нем, осознать собственное предназначение в жизни в отличии от других творений природы. Это осознание отложилось в форме философских размышлений, трактатов о смысле индивидуальной человеческой жизни, исторического пути человечества, существования мира, Вселенной.

В Древней Руси князь Владимир Мономах сформулировал систему этических правил, обращенных к человеку (мирянину). Ему рекомендовалось обходиться «делами добрыми» - покаянием, слезами и милостынею. К числу необходимых этических норм относились также: не убивать, не гордиться, не лениться, не лгать. Мономах раскрывал также принципы взаимоотношений между человеком и обществом. Основой всего поведения человека должен быть страх божий, трепет и ужас перед возможным божьим наказанием. Спасение души – вот что является важнейшей задачей бытия человека в этом мире.

 

Билет 52: Идеи космизма. Учение В.И. Вернадского о ноосфере

В русском космизме выделяют три течения:

1) естественнонаучное (Н.Г.Холодный, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский);

2) религиозно-философское (Н.Ф.Федоров);

3) поэтически-художественное (С.П.Дьячков, В.Ф.Одоевский).

Русский космизм возник как антитеза физикалистской парадигме мышления, основанной на разграничении человека и природы. Была предпринята попытка возродить онтологию целостного видения, органично соединяющего человека и космос. По мнению Холодного, антропоцентризм прошел несколько этапов в своем развитии: на первой стадии человек не выделял себя из природы, скорее он “очеловечивал” природные силы — это было отношение слабого к сильному; на втором этапе человек, выделяя себя из природы, начинает смотреть на нее как на объект исследования; на следующей стадии человек возносит себя над природой, опираясь на силу духа, он познает Вселенную, и наконец на следующем этапе наступает кризис антропоцентрического мировоззрения. Н.Г.Холодный отмечал, что антропоцентризм сыграл позитивную роль в качестве мировоззрения, освободившего человека от страха перед силами природы. Постепенно с антропоцентризмом стали возникать зачатки нового взгляда — антропокосмического. Существенным элементом в антропокосмизме была попытка пересмотреть вопрос о месте человека в природе и о взаимоотношении его с Космосом на основе естественнонаучных знаний.

Циолковский не просто указывает на взаимосвязь человека и Космоса, но подчеркивает зависимость человека от него. Эта идея — влияния космоса на жизнь человека — подробно анализировалась А.Л.Чижевским. Однако ряд достижений науки XX века, по мнению Чижевского, позволяет сделать вывод, что “в науках о природе идея о единстве и связанности всех явлений в мире и чувство мира как неделимого целого достигли в наши дни особой ясности и глубины.

В сциентистской традиции русского космизма проблема единого мира нашла свою значительную разработку в концепции В.И.Вернадского. Он отмечал, что “в науке нет до сих пор ясного сознания, что явления жизни и явления мертвой природы, взятые с геологической, т.е. планетарной точки зрения, являются проявлением единого процесса”. Но, как подчеркивает Вернадский, биологи не должны забывать, что изучаемый ими мир жизни является неразрывной частью земной коры и оказывает на нее активное обратное влияние, изменяя ее. Они не должны рассматривать жизнь в отрыве от эволюции целостного космоса.

В.И.Вернадский рассматривает человечество как часть биосферы. Возникающее в процессе биоэволюции человеческое сознание становится особым фактором эволюции, значение которого возрастает с течением времени. Перерастание биосферы в ноосферу как бы является логическим завершением эволюции материи: все части развивающегося мира оказываются взаимосвязанными, и человек закономерно вписывается в этот мир.

Биосфера представляет собой целостную систему, обладающую высочайшей степенью самоорганизации и способностью к эволюции. Она является результатом “достаточно длительной эволюции во взаимосвязи с неорганическими условиями” и может быть рассмотрена как закономерный этап в развитии материи. Биосфера предстает в качестве особого геологического тела, структура и функции которого определяются специфическими особенностями Земли и Космоса. Рассматривая биосферу как самовоспроизводящуюся систему, Вернадский отмечал, что в значительной мере ее функционирование обуславливается “существованием в ней живого вещества — совокупности живых организмов, в ней живущих”.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 839; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!