Византийская империя в XI-XV вв



Примерно к концу XII века. Византия переживала период взлета своей мощи и влияния в мире. После этого началась эпоха ее упадка, что прогрессировал, которая закончилась полным крахом империи и исчезновением ее навсегда с политической карты мира в середине XV века. Вряд ли кто мог предсказать такой конец блестящей государства еще в начале XI века, когда при власти находилась Македонская династия. У1081 г. ее сменила на престоле не менее импозантная династия императоров из рода Комнинов, что оставалась правящей до 1118 г.

Византия считалась одной из самых могущественных и богатых государств мира, ее владения охватывали огромную территорию - около 1 млн кв. км с населением 20-24 млн человек. Столица государства Константинополь с его миллионным населением, величественными зданиями, бесчисленными сокровищами для европейских народов был центром всего цивилизованного мира. Золотая монета византийских императоров - безант - оставалась универсальной валютой средневековья. Византийцы считали себя главными хранителями культурного наследия античности и одновременно оплотом христианства Недаром священные писания христиан всего мира - Евангелия - были написаны также на греческом языке.

Растущее могущество Византийской империи отражала активная внешняя политика, которая держалась на военных достижениях настолько же, насколько на миссионерской деятельности церкви. Согласно возрожденной идеологией византийского ойкуменізму империя сохраняла за собой исторические и юридические права на все территории, некогда входивших в ее состав или были зависимы от нее. Возвращение этих земель считалось приоритетной задачей византийской внешней политики. Войска империи одерживали одну победу за другой, присоединяя к ней новые провинции на Ближнем Востоке, в Южной Италии, Закавказье, на Балканах. Византийский военно-морской флот, оснащенный "греческим огнем", вытеснил арабов из Средиземного моря.

Невиданный раньше размах приобрела миссионерская деятельность православной церкви. ее основными направлениями стали Балканы, Восточная и Центральная Европа. В ожесточенной конкурентной борьбе с Римом Византия сумела одержать победу в Болгарии, включив ее в орбиту византийской культуры и политики. Огромным успехом имперской внешней политики была христианизация Руси. Византийские влияния становились все более ощутимыми на территории Моравии и Паннонии.

До ХП века. окончательно сложилась классическая византийская модель цивилизации со всеми особенностями ее государственного, социально-экономической и культурной жизни, которые принципиально отличали ее от западноевропейской. Наиболее характерной особенностью Византии было всевластие централизованного государства в виде неограниченной самодержавной монархии. В ее центре находился император, который считался единственным законным наследником римских властителей, отцом великой семьи всех народов и государств, которые принадлежали к сфере влияния Византии. Всепроникающий контроль жестко централизованной государственной машины над обществом, его мелкая регламентация и постоянная опека были бы невозможны без мощной касты государственных чиновников. Эта модель имела четкую иерархию должностей и титулов, состоявшая из 18 классов и 5 разрядов - своеобразный "Табель о рангах". Безликая армия бюрократов в центре и на местах выполняла фискальные, административные, судебно-полицейские функции с усердием и упорством, что для населения оборачивалось постоянно растущим бременем налогов и повинностей, расцветом коррупции и сервілізму. Государственная служба обеспечивала человеку почетное место в обществе, становилась основным источником ее доходов.

Чрезвычайно важным компонентом византийской государственности была церковь. Она обеспечивала духовное единство страны, воспитывала население в духе имперского патриотизма, играла колоссальную роль во внешней политике Византии. В X-XI вв. продолжало расти количество монастырей и монахов, церковно-монастырское землевладение. Хотя согласно византийской традиции церковь была подчинена власти императора, ее роль в общественно-политической и культурной жизни постоянно росла. В той мере, в какой слабела власть императоров, церковь становилась основным носителем доктрины византийского ойкуменізму.

в то же Время в Византии в отличие от стран Запада так и не сформировалось гражданского общества с присущими ему корпоративными связями и институтами, развитой системой частной собственности. Личность там словно находилась один на один с императором и Богом. Подобная социальная система получила в современной историографии меткое название индивидуализма без свободы.

Характерной чертой социально-экономического развития Византии в IX-XV вв. можно считать доминирование села над городом. В отличие от Западной Европы в Византии феодальные отношения в деревне развивались очень медленно. Частная собственность на землю оставалась чрезвычайно слабой. Длительное существование крестьянской общины, широкое использование рабского труда, государственный контроль и налоговый пресс определяли характер социального развития на селе. Однако со временем возникли крупные земельные имения, принадлежавшие светским и церковным владельцам. Они стали основными центрами ремесленного производства и торговли.

Прогрессирующая деградация города оказалась еще одной особенностью социально-экономического развития Византии. В противоположность Западной Европе город не стал там главным центром и фактором прогресса. Византийские города не имели почти ничего общего с античными. Они скорее напоминали большие села за внешним видом, однообразной архитектурой, примитивным благоустройством, тесными связями их жителей с сельским хозяйством. В стране не сформировались традиции особой городской культуры, самоуправления, осознание собственных муниципальных интересов с присущими для них правами и обязанностями жителей. Город находился под жестким контролем государства. В византийских городах так и не сложились корпоративные профессиональные объединения ремесленников и торговцев по цеховому образцу. В последние десятилетия существования империи ее города фактически превратились в приложение к сельского ремесла и торговли, развивались в феодальных имениях.

Одним из последствий упадка византийского города стала деградация торговли. Византийские купцы постепенно теряли капиталы и влияние в обществе. Государство не защищало их интересов. Основные денежные доходы общественной верхушке приносила не торговля, а государственная служба и земельные владения. Поэтому почти вся внешняя и внутренняя торговля Византии со временем перешла в руки венецианских и генуэзских торговцев.

Византийская культура по сравнению с предыдущим периодом переживала подъем, которое было особенно заметным в литературе, архитектуре, изобразительном искусстве, образовании. В XI ст. в Константинополе возродился университет с философским и юридическим факультетами. Произведения византийской культуры этого времени особенно масштабные, пышные, украшенные сложной символикой и аллегориями. Оживление культурной жизни сопровождалось новым всплеском интереса к достижениям античной эпохи. Византийское общество никогда не теряло интереса к античности. В библиотеках хранились бесценные тексты античных мыслителей, писателей, государственных деятелей и юристов, которые переписывали в многочисленных скрипториях, пересказывали и комментировали тогдашние византийские интеллектуалы. Правда, обращение к античности отнюдь не означало разрыва со средневековой церковной культурой. Наоборот, главными знатоками античных текстов становились деятели церкви. Преклонение перед античным наследием имело в основном формальный характер, тесно сочетаясь с православной ортодоксией. Возможно именно поэтому античная традиция в Византии в отличие от Запада не стала импульсом для возникновения нового культурного течения - гуманизма - и не привела к Ренессансу.

Контроль государства и церкви над культурной жизнью, усиливался, способствовал его унификации и канонизации. В культурной жизни воцарились шаблон, освященная временем традиция. Православное духовенство культивировала настроения аскетизма, ухода от активной деятельности, пассивно-споглядацьке отношение к окружающему миру. Самосознание обычного византийца была пропитана фатализмом и пессимизмом. Все эти тенденции духовной жизни общества воплотились в ісихазмі - религиозно-философском учении, разработанном монахом Григорием Палимою и официально признанному православной церковью на поместном соборе в 1351 г. Победа исихазма над гуманизмом и рационализмом в значительной мере способствовала отставанию Византии от Запада и может считаться интеллектуальным предвестником упадка страны.

Возвышение Византийской империи в XI-XII вв. было последним в ее тысячелетней истории. Оно не сопровождалось реформами, которые бы позволили модернизировать архаичную систему государственного управления и раскрепостить индивидуальные возможности и сословные интересы. Все боролись за власть, однако никто не имел отваги или желание перемен. Вдохнуть новую жизнь в закостеніле в своем развитии общество не повезло. Вследствие этого Византия стала полем борьбы цивилизаций Востока и Запада, которые быстро прогрессировали, представленных миром ислама и католичества.

Первыми нанесли удар турки-сельджуки. Тяжелое поражение, которое потерпела от них византийская армия в 1176р., встряхнула "здание" империи так, что в ней возникли трещины как снаружи, так и изнутри. Империю охватило пламя гражданской войны. Из-под ее влияния освободившихся православные Болгария и Сербия. Однако это была лишь прелюдия до следующего потрясения.

В 1204 г. Константинополь захватила и беспощадно ограбила армия крестоносцев. Византийская империя на время прекратила свое существование. На ее территории образовались католическая Латинская, православные Никейская, Трапезундская империи и Епірська государство. И хотя в 1261 г. никейском императору Михаилу VIII Пал влагу повезло вернуть древнюю столицу и восстановить Византийскую империю, она уже никогда не поднималась до вершин былой славы и могущества. Византийские императоры новой династии Палеологов уже не мечтали о территориальные завоевания, стремясь сохранить то, что имели.

Византийское общество по внешнеполитической ориентацией раскололось на три основные группировки. Меньшинство, представлена образованной верхушкой, искала союза и помощи на Западе, проявляя готовность расплатиться за это потерей церковного суверенитета или даже принятием католичества. Однако каждый раз официально заключены соглашения относительно религиозной унии, в частности 1274 и 1439 гг., наталкивались на ожесточенное сопротивление православной церкви и основной массы населения, враждебных Западу. По сугубо религиозными делами скрывались глубокие принципиальные расхождения двух христианских цивилизаций - западной и восточной, а их органический синтез был тогда невозможен.

В противовес так называемым латинофілам в Византии сформировалась партия туркофілів, убежденных, что турецкая чалма для их родины лучше, чем папская тиара. При этом основным аргументом была убежденность в религиозной толерантности мусульман. Также существовала многочисленная группа так называемых ортодоксов, которые призывали ничего не менять и оставить все так, как е. Православные страны в свою очередь не обнаружили способности к консолидации, воюя с Византией на стороне или мусульман, или католиков. Расплата за это не замедлила.

С 60-х годов XIV века. турецкие султаны перешли к систематическому завоеванию Балкан. В 1362 г. они захватили большой византийский город Адрианополь, перенеся сюда свою столицу. Победная для турок битва на Косовом поле в 1389 г., в которой они нанесли поражение сербским и боснийским войскам, была решающей для судьбы балканских стран. У1392 г. жертвой завоевателей стала Македония, а еще через год - болгарская столица Тир-ново.

Битва на Косовом поле. В 1356р. турки пересекли Эгейское море и вторглись в Европу, в 1362р. захватили Салоники и Адрианополь - две важнейшие греческие города после Афин. Только Сербия оказывала серьезное сопротивление, и на Косово правитель Сербии Лазарь собрал 15 - 20-тысячную армию, состоявшую из сербов, болгар, боснийцев, албанцев, поляков, венгров и монголов. Турецкая армия М рада насчитывала 27-30 тысяч человек. Во время боя сербский воин проник в турецкий лагерь, изображая себя за дезертира, и отравленным кинжалом смертельно ранил Мурада. Турки сначала были смущены, однако во время боя им удалось нанести общее поражение армии, которая, по преданию, разговаривала семью разными языками. Лазарь попал в плен и был жестоко убит, Сербия должна была платить дань туркам, а сербы - служить в турецкой армии. Битва на Косовом поле, подвиги сербских воинов, героически сражались с противником, нашли свое отражение в сербском героическом эпосе. У1448 г. армия под командованием венгерского князя Яноша Хуньяди еще раз боролась против турков в Косово. Эта битва была последней попыткой сохранить Константинополь, но в решающий момент боя валашские союзники венгерского князя перешли на сторону турок, которые вновь одержали решающую победу. Через пять лет турки окончательно заняли Константинополь.

Когда Запад осознал масштабы турецкой угрозы, было уже поздно. Оба крестовые походы против Османской империи, организованные католическими странами, закончились катастрофой. Войска крестоносцев были разбиты турками в битве при Никополе 1396. и под Варной 1444. Последним актом этой драмы стало падение Константинополя в 1453 г. Византийская империя прекратила существование, ее некому было защищать, кроме горстки гражданского населения и нескольких сотен отчаянных итальянских наемников - кондотьєрів.

Однако византинизм как феномен культуры продолжал существовать в жизни народов региона. Его традиции частично были усвоены Османской империей - наследницей Византии в геополитическом аспекте, частично перешли к Московии - единственной на то время православной страны, сохранившей независимость.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 477; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!