Учение Г. Гегеля о государстве и праве



Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – "Конституция Германии", "Феноменология духа" итд. Право, по Г.В.Ф. Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика которой совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы. Свобода, по Г.В.Ф. Гегелю, составляет субстанцию и основное определение воли. Речь при этом идет о развитой, разумной воле, которая свободна.

Понятие "право" употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: право как свобода ("идея права"); право как определенная ступень и форма свободы ("особое право"); право как закон ("позитивное право").

Идея права. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, "свобода" и "право" выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться философией свободы. Отношения "свободы" и "права" опосредуются через диалектику свободной воли.

Особое право. Система права как царство осуществленной свободы представляет собой иерархию "особых прав" (от абстрактных его форм до конкретных). Каждая ступень самоуглубления идеи свободы (и, следовательно, конкретизации понятия права) есть определенное наличное бытие свободы (свободной воли), а значит, и "особое право" Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству. Эти "особые права" даны исторически и хронологически одновременно (в рамках одной формации объективного духа); они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии.

Позитивное право является одним из "особых прав" Г.В.Ф. Гегель пишет: "То, что есть право в себе, положено в своем объективном наличном бытие, т.е. определено для сознания мыслью, и определено как то, что есть право и считается правом, что известно как закон; право есть вообще, благодаря этому определению, положительное право"

Превращение права в себе в закон путем законодательствования придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.

Различая право и закон, Г.В.Ф. Гегель в то же время стремится в своей конструкции исключить их противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает он "превращение отличия естественного или философского права от положительного в противоположность и противоречие между ними"

Государствопредставляет собой, по Г.В.Ф. Гегелю, идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия. "То, что есть государство, - пишет Г.В.Ф. Гегель, - это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю" Хотя Г.В.Ф. Гегель и признает возможность плохого государства, которое лишь существует, но не действительно, не обладает внутренней необходимостью и разумностью, однако оно остается вне рамок его философии права, исходящей из идеи государства, т.е. действительного разумного государства.

Гегелевская идея государства т.о. представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Свобода (в ее гегелевской трактовке) означает достигнутость такой ситуации правового государства.

Различные трактовки государства в гегелевской философии права: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конституционная монархия, как "политическое государство" и т.д. – являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства.

 

Историческая школа права

Она сформировалась в к.18 - н.19 в.в., оказалась весьма влиятельной. Историческая школа была реакций на естественную школу права, которая была основой революции во Франции. Сторонники этой школы были решительными противниками революции => отвергалась та революционная идеология, т.е. естественная школа права. Право необходимо интерпретировать не так, как его понимали сторонники естественной школы: право – результат сознания, ра­зумной деятельности людей. Историческая школа: право – не результат созна­тельной деятельности людей, не воля сознательная, а продукт народного, на­ци­о­нального духа, право возникает само собой, стихийно, независимо от воли людей, та же, как появился язык. Право формируется так, как формируются, например, правила игры; и изменяется право как явление, которое порождается национальным духом в результате изменений под воздействием изменения жизни народов, изменения общего сознания народа и его духа. Сам народный дух как таковой не изменяется, а лишь развивается в процессе развития. Дух, присущий кон­кретному народу, дан Всевышним => он является постоянным, в процессе рас­крытия происходит и изменения в самом праве.

Основатель – Густав Гуго(1764-1844) – профессор Геттингемпского университета, специалист по римскому праву.

Власть и право возникают не в результате договора, не по чьему-то указу, не от Бога, а появилось стихийно. Всё то, что происходит в обществе – это всё закономерно, оправдано; и то, что в Германии существует партикуляризм права, то, что существуют феодальные правовые, политические и экономические институты, -- всё является неприкосновенным, неизменным. Он оправдывает рабство, т.к. оно существовало тысячелетиями.

Его резко критиковал Маркс. Всё что существует, приобретает в его глазах зна­чение авторитета, который признаётся за основание. Это школа, которая под­­­­лость сегодняшнего дня оправдывает подлость дня вчерашнего.

Дальше эти положения развивал его соотечественник Савиньи(1779-1861). Изложил свою позицию в 6-титомном курсе “Структура современного РП” (учебник). С. акцентирует внимание на националистическом характере духа, который порождает право. Гитлер использовал положение исторической школы о том, что немецкой нации присущ особый дух, который обеспечивает высший порядок. Всякое право в своём развитии проходит 3 ступени:

природное право – живёт в сознании народа, свойственно национальному духу, прирождённое народу, это право возникает под влиянием внутри действующих сил, и объективируется как право;

учёное право – тоже обычное право, но подвергшееся научной обработке. Это право живёт как бы двойной жизнью: как право природное и учёное. Это не двойное, а единое право, т.к. имеет один источник – народный дух;

кодификация. Как объединение в единой форме законов, процесс, который, в частности, происходил в Риме, когда Юстиниан создал кодекс. Этот процесс, с т.з. С., ещё не наступил.

Пухта Георг Фридрих (1798-1846). Профессор Берлинского университета, специалист по римскому праву. Право в своём развитии проходит 3 стадии:

обычай – первоначальный источник права;

законодательство – персонификация общей воли;

право юристов – юристы вскрывают нормы, таящиеся в духе народа, наци­ональном духе, но их нормы ещё нет ни в обычае, ни в законодательстве.

Национальный дух в конечном итоге народу даётся Всевышним. “Если бы кто подумал, что наши воззрения противоречат богу, он бы нас не понял. Бог вложил в нацию силу создавать право”.

 

22. Т. Джефферсон (1743-1826 гг.) - выдающийся американский политик и просветитель. Особую известность в истории Т. Джефферсон получил как один из создателей Декларации независимости и Конституции США. Социально-политические идеи Джефферсона нашли воплощение в его работах: "Общий обзор Британской Америки" (1774), "Заметки о штате Верджиния" (1785), "Автобиография" (1821), а также в многочисленных (около 25 тыс.) письмах.

С позиции теории общественного договора и естественных прав человека Джефферсон критиковал монархическую форму государства и отстаивал идею народного суверенитета. Опираясь на теорию договорного происхождения государства, Джефферсон считал королевскую власть производной от власти народа. Никто из людей, по его мнению, не может быть лишен права участвовать в создании государственной власти и контроля над нею. Если же власть пожирает права народа, последний вправе переменить правительство и заменить его таким, которое наилучшим способом служит его интересам. Этим Джефферсон обосновывал право народа на восстание против тирании, идею народного суверенитета.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 839; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!