Периодизация истории российской юридической науки



Необходимо выделить следующие этапы развития российской политико- правовой культуры:

1-й этап – Развитие собственной правовой культуры и стиля юридического мышления. Условно охватывает период с IX (VIII) по XVII вв. Думается, однако, что здесь необходимо сделать определенные уточнения в рамках внутреннего подразделения этого этапа на ряд периодов. В качестве самостоятельного необходимо рассматривать период Киевской Руси от 882 г. – объединения Севера и Юга под властью князя Олега (дата, условно рассматриваемая в историко- правовой литературе как дата образования древнерусского государства) до периода княжения во Владимиро-Суздальской Руси Андрея Юрьевича Боголюбского (1157-1174 гг.), поскольку именно этот князь впервые в истории взял Киев, разграбил его, и не остался в нём княжить, а вернулся в свою столицу – недавно отстроенный город Владимир, что свидетельствует об утрате Киевом позиции центра Руси, а Русью – единства.

 В качестве второго периода можно назвать время Московской Руси (условно) от мероприятий Андрея Боголюбского (середина XII в.) до Смуты начала XVII в. Такие рамки обусловлены тем, что т.н. монголо-татарское иго (если таковое всё-таки было) оказало катализирующее влияние на уже запущенные в русских землях процессы и, как своего рода, «кровопускание», способствовало консолидации северо-восточной Руси в единое образование, при том что тюркские народы органично влились в ткань великорусского этноса и российского суперэтноса в целом. В юридическом плане итогом развития в этот период выступает принятие Судебников 1497, 1550 и других, в которых наглядно отразилось самобытное русское восприятие позитивного государственного права, которому отводился удел не более чем правосудия.

3-й период – Российское государство при первых Романовых. В этот период происходит окончательное оформление русского московского права, которое получает внешнее выражение в форме Соборного уложения 1649 г.

2-й этап – XVIII век. – Компилятивно-подражательный стиль развития русской правовой культуры. Яркий пример – Аритикул воинский 1715 г., который представляет собой не более чем некачественный, с многочисленными ошибками, перевод со шведского артикула Карла Густава 1625 г. Первый юрист в России – С.Е. Десницкий, по сути – ученик западноевропейских правоведов. Характерно, что именно на этом этапе развития российского общества происходит раскол между высшим его слоем – дворянством, и народом, когда первые всем своим видом, мышлением, языком и образом жизни стараются обособиться от остального общества, отделиться от него.

3-й этап – XIX – начало XX в. - Попытка поиска самостоятельного пути развития и политическое поражение консервативного движения в России. С начала XIX века в русской культуре возникает протест против однозначного копирования западной политико-правовой культуры. В рядах русской интеллигенции происходит раскол на течения западников и славянофилов (причем, последних этим термином назвали именно западники). Славянофилы, а вслед за ними и другие представители охранительного направления отечественной политико- правовой мысли, в том числе и юридической науки, отстаивали право России на оформление собственной политико-правовой культуры. К таковым собственно русским мыслителям можно отнести А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, И.С. Аксакова, И.В. Киреевского, Ю.Ф. Самарина, И.Д. Беляева, В.Н. Лешкова (славянофилы) и др., Ф.М. Достоевского, А.А. Григорьева, Н.Н. Страхова (почвенники) и др., К.П. Победоносцева, К.Н. Леонтьева, М.Н. Каткова, Л.А. Тихомирова и др. К концу XIX – началу XX века охранительное направление в России потерпело поражение. В основной части русской интеллигенции в целом преобладала прозападная установка. Однако, внутренний раскол не миновал и западников, разделив их на либералов и социалистов.

4-й этап – XX век (с 1917 г.). В рамках этого этапа предпринимаются две попытки реализации западно-европейских вариантов развития, соответственно обозначенным лагерям внутри западнической интеллигенции – сначала, после победы социалистов, с 20-х годов – социалистический вариант, а затем, с середины 80-х, с победой либералов – либеральный. Господству этих двух течений соответствуют два периода в развитии отечественной юриспруденции – это советский (1917-1991) и постсоветский, не имеющий пока что собственного названия и ярко выраженной концептуальной наполненности, дабы таковое ему дать. Многие идеи, подходы, принципы и дискуссии, возникшие в советское время, продолжились и в постсоветский период, особенно в аналитической юриспруденции, внедрение в юридическую науку новых «веяний» философии науки и философии права второй половины XX века происходит медленно, сложно и пока не составляет массового явления. Консервативное направление сохранилось в эмиграции, в лице большинства представителей русской религиозной философии, например, в рамках получившего развитие в течение всего XX века и в начале века XIX движения под названием «евразийство» - Н.Н. Алексеев, Н.С. Трубецкой, Л.Н. Гумилев, Г.В. Вернадский, П.С. Савицкий, а также отпавшие от этого течения Г.В. Флоровский, Л.П. Карсавин. Предтечей евразийства называют такого русского мыслителя, как Н.Я. Данилевский, а непосредственным учителем – П.И. Новгородцева. Так или иначе, но именно в рамках консервативного направления отечественной политико-правовой мысли отстаивалось право России на собственный путь развития. Вследствие этого, методологически точным будет считать отечественной, русской (вне зависимости от национальности) именно охранительную правовую мысль – по словам К.Н. Леонтьева, консерватизм у каждого народа свой, в отличие от либерализма, который космополитичен.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 3150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!