Понятие метода и методологии. Особенности социогуманитарного познания



Формы познания. Значение и пределы рационального познания.

Познание- это совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и использует информацию о мире и о самом себе.

В человеческом познании выделяют, прежде всего, такие уровни, как чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание – это познание мира с помощью органов чувств, главными из которых являются зрение и слух.

Рациональное познание – это изучение мира с помощью разума, то есть мышления, интеллекта.

Форма познания– это способ отражения субъектом объекта, способ фиксации знаний.

Чувственное познаниесодержит такие формы познания как:

· Ощущение

· Восприятие

· Представление

Ощущения делятся на виды в соответствии со спецификой органов чувств – на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Ощущение является первичной формой познания и на его основе формируется восприятие а затем представление об объекте познания.

Вторая сутпень познания- это рациональное познание,которое в свою очередь состоит из таких форм как:

· Понятие

· Суждение

· Умозаключение

Понятие –это мысль, которая обобщает и выделяет предмет (из ряда ему подобных) на основе указания на его существенные и необходимые признаки.

Суждение– это высказывание (форма мысли), в которой что-либо утверждается или отрицается, которое может быть истинным или ложным.

Умозаключение представляет собой определённое рассуждение, в ходе которого на основании одного или нескольких суждений формируется новое суждение, логически вытекающее из предыдущих. Проще говоря,умозаключение – это логический вывод из одного или нескольких суждений.

Рациональное познание, формирует наглядный образ и понятие о предмете, где пределом познания является определлынный вывод об объекте познания, сделанный в ходе сложного последовательного процесса на основе форм чувственного и рационального познания.

Чувственное и рациональное познание выступают необходимыми моментами целостного процесса познания, где чувственное обеспечивает эмпирический этап познания, а рациональное — теоретический. Первый служит предпосылкой второго, ибо на эмпирическом этапе осуществляется познание объекта как явления, а на теоретическом — объясняется его сущность. Теоретический уровень познания является пределом рационального познания.

Определение науки.

 Существует множество определений науки,

• наука – это форма человеческих знаний, составная часть духовной культуры;

• особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, которая включает ученых с их знаниями и способностями, научными учреждениями и исследованиями на основе определенных методов познания объективных законов развития природы, общества и мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества;

• система понятий о явлениях и законах действительности;

• система всех проверенных практикой знаний, которые являются общим продуктом развития общества;

• определенный вид общественной деятельности людей, который сформировался в процессе исторического развития и направлен па познание законов действительности в интересах практики;

• форма общественного сознания, отображения действительности в общественном сознании;

• итоговый опыт человечества в концентрированном виде, способ предвидения и активного осмысления с помощью теоретического анализа явлений объективной реальности для последующего использования полученных результатов в практике.

Наука как познавательная деятельность. Любая деятельность – это целенаправленная, процессуальная, структурированная активность, имеющая в своей структуре элементы: цель, предмет, средства деятельности. В случае научной деятельности целью является получение нового научного знания, предметом – имеющаяся теоретическая и эмпирическая информация, соотносительная с подлежащей решению научной проблемой, средства – методы анализа и коммуникации, способствующие достижению приемлемого для научного сообщества решения заявленной проблемы. Научно-познавательная деятельность, как и другие виды познания, возникает в практической деятельности людей, но по мере дальнейшего развития начинает опережать практику по освоению новых объектов.

Наука как социальный институт. В самом общем смысле слова, социальные институты – это организованные объединения людей, выполняющие определённые социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Наука как особая сфера культуры. Наука является органичным элементом– культуры, понимаемой как совокупность всех способов и результатов взаимодействия человека с окружающей его действительностью. В рамках такой тотальности наука испытывает на себе влияние со стороны других элементов культуры (обыденного опыта, права, искусства, политики, экономики, религии, материальной деятельности и др.).

 

3. Виды наук. Своеобразие общественных (гуманитарных) наук.

 В ходе разных промежутков времени (от Античности до Нашего Времени) в истории существовали различные подходы к классификации наук, точка зрения каждого из подходов зависела от эволюции времени, в котором совершенствовались и появлялись новые науки.

Виды наук Ф. Бэкона. Его классификация в последующем стала столь же канонической для Нового времени, как система Аристотеля для средневековья.

Ф. Бэкон пересматривает принципы классификации (а точнее модифицирует их), на основе которых действовали Платон и Аристотель. Он отказывается от выделения видов наук на базе различия видов духовной деятельности, которые и являлись причиной создания отдельных наук. Различные направления духовной деятельности Ф. Бэкон характеризует как субъективный фактор. Эти различия не могут служить основанием деления наук, так как они являются следствием интеллектуальной деятельности, которая значительно шире научной сферы.

Поскольку виды духовной деятельности носят теперь субъективный характер, а это наши интеллектуальные способности, то основа для классификации исходит из сферы психологии. Последняя в эпоху Ф. Бэкона знала три основные вида интеллектуальной деятельности: память, фантазию и рассудок. Отсюда берет начало трехчленное деление наук, где памяти соответствует история науки, фантазии – поэзия, рассудку – совокупность объяснительных наук, объединяемых общим понятием «философия».

Виды наук по О. Конту.В основе классификации, по О. Конту, должен лежать монистический принцип и линейный порядок. В начале единого строя наук должны идти те дисциплины, которые изучают самые общие, присущие всем объектам качества. Такой наукой является математика. Она, в свою очередь, распадается на абстрактную и конкретную части. Абстрактная часть представлена анализом (общая арифметика), конкретная – геометрией (наукой о пространственных величинах). За геометрией идет механика (наука о движении тел), за ней – астрономия (наука о мировых телах и мировых системах в их связи). Далее следует физика (наука о земных телах и их частицах), после – химия (наука об изменениях качественных свойств веществ), затем – биология (наука об индивидуальных жизненных явлениях), и завершает данный линейный порядок социология (наука об обществе). Данный порядок имеет двойственный смысл: снизу вверх субъективно последовательно возрастает абстрактность; сверху вниз объективно возрастает сложность свойств объектов. По мнению О. Конта, человеческий дух склонен к более раннему познанию абстрактного, нежели конкретного по той причине, что оно (абстрактное) более просто, а для исследования сложных объектов необходима опора на знание более простых и абстрактных предметов.

К специфике социально-гуманитарных наук относится то, что социальное познание ориентировано преимущественно на нормы и идеалы неклассической и постнеклассической научности.

В социально-гуманитарных науках воплощаются общие закономерности, которые принимают специфическую форму. К числу таких общих закономерностей относится то, что познавательный процесс описывается в терминах «объект», «предмет» и «субъект» познания.

Социально-гуманитарные науки анализируют как закономерности социальной жизни, так и ее ценностные состояния и мотивы действующих субъектов.Здесь конструируются разные предметы познания и различными способами.

 

 

Юриспруденция как наука.

Правовая (юридическая) наука представляет собой большую совокупность знаний о государстве и праве, накопленных обществом за всю его многовековую историю. Можно выделить три большие сферы правовой науки: во-первых, знания о современных государстве и праве, способах и закономерностях их функционирования и развития; во-вторых, исторические знания, т. е. дошедшие до наших времен сведения о ранее существовавших и существующих сейчас системах законодательства, типах и формах государства; в- третьих, историю самой правовой науки во всем многообразии присущих ей политических и правовых доктрин, теорий, концепций, идеологий.

В развитии системы знаний по истории юридической науки можно выделить следующие этапы:

· юридические знания в Древнем мире

· правоведение в период Средних веков

· юридическая наука в Новое время;

· система юридических знаний в Новейшее время.

Таким образом, юридическая наука – это система специальных знаний и особая сфера деятельности, в пределах и посредством которой изучаются реальные проявления права и государства, закономерности их существования и развития, осуществляется теоретико-прикладное освоение явлений права и государства.

Юридическая наука обладает рядом важнейших признаков:

· это общественная наука, поскольку изучает общественные явления;

· она является политической наукой, так как изучает общественные явления, относящиеся к области права, государства и политики;

· данную науку можно считать общественной наукой, имеющей прикладной характер. Причина этого заключается в том, что правовые явления изучаются юриспруденцией для практических нужд.

Юридическая наука имеет свое строение, свою систему. В ее структуре можно выделить:

- общетеоретические науки (теория государства и права);

-историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений);

-науки, изучающие отдельные отрасли права (науки гражданского права, административного, уголовного и др.);

-науки, изучающие международное права (международное публичное право и международное частное право);

-прикладные (специальные) юридические науки, имеющие комплексный характер (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина и др.);

науки, изучающие зарубежное право (конституционное право зарубежных стран).

Понятие метода и методологии. Особенности социогуманитарного познания.

Понятие «метод» (от греч. «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Так, видный философ XVII века Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте.
Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией. Методология дословно означает «учение о методах» (ибо происходит этот термин от двух греческих слов: «методос» — метод и «логос» — учение). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии явля-ется изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.

Среди общепринятых положений о методологии науки можно выделить следующие характерные черты этого компонента науки:

· методология науки признается как система способов (совокупность способов), с помощью которых изучается предмет познания;

· методология науки — это учение о методах, особая наука (гносеология), ставящая своей непосредственной целью и задачей разработку и совершенствование системы приемов и способов научного познания. Ибо «логос» не может быть ничем иным, как учением, мыслью, понятием.

Социально-гуманитарное познание- главный принцип исследования данного познания является принцип ЭВОЛЮЦИОНИЗМА (историзма). В социально-гуманитарном познании исключительное внимание уделяется - единичному, индивидуальному, но на основе конкретно-всеобщего, закономерного. Это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия. 

Социальное познание является воспроизведением человеческого бытия. Человеческое бытие всегда осмысленное бытие. М.Вебер считал, что важнейшая задача гуманитарных наук – установить есть ли в этом мире смысл, и есть ли смысл существовать в этом мире

Социальное познание неразрывно связано с предметными ценностями – это оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости, а также с субъективным, т.е. с установками, взглядами и т.д. Это указывает на человечески значимую и культурную роль определенных явлений действительности.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2096; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!