ИКОНА «БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ ЭФЕССКАЯ (КОРСУНСКАЯ)»,
ПЕРВОБЫТНОЕИСКУССТВО НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ.
Искусство первобытной эпохи – начальный этап в истории белорусского искусства.
Древнейшими стоянками первобытных людей на территории Беларусиявляютсястоянки эпохи позднего палеолита(древнекаменный век)— Ю́ровичии Бе́рдыж(Гомельская область, возраст – 26-24тысяч лет).
Древним видом архитектуры являются жилые постройки.Жилище имело круглую в плане форму. Нижняя часть сооружения создавалась из больших камней и костей животных, а верхнюю часть – шатровая конструкция из дерева, костей и шкур животных.
Древнейшие памятники искусства имели главным образом культовый характер.Искусство эпохи палеолита –это орнаментискульптура.Орнамент был чаще всего геометрическим, им украшали орудия труда, а также предметы для магических обрядов –костяные пластины, костяные подвески, ожерелья, амулеты.
Вскульптуресоздавались изображения животных, а также женский образ,отражающийкульт женщины,какпрародительницы рода и символ плодородия. Небольшого размера скульптурные фигурки вырезали из кости, бивня мамонта, камня.
Дляискусства эпохинеолита(III тыс. до н.э.) характерно прядение, ткачество,возникновение керамики.Глиняные сосуды и костяные изделия покрывали геометрическими орнаментамис изображениями животных, птиц, человека.Также создавались скульптурные изображенияживотных и человекаиз кости, рога и дерева, предметы культа и разнообразные украшения.
|
|
Обискусстве бронзового века(конец III тыс. до н.э. – VI в. до н.э.)на территории Беларуси можно судить попогребальным сооружениям(насыпные курганы и грунтовые могилы). Погребальный инвентарь состоит из керамики разнообразных форм и орнаментации, кремневых наконечников, стрел, дротиков, топоров, разнообразных украшений из янтаря, меди и бронзы (подвески, браслеты, височные кольца).
В эпоху железного века(VII-VI вв. до н.э. – IV в. н.э.)наибольшее распространение получают два вида поселения – городища и селища. В южных районах Беларуси строили землянки и полуземлянки, в северных –деревянныеизбы.
Важными памятниками эпохи железа являютсяязыческие святилища(храмы)ипогребальные курганы.Погребальные курганы вначале были коллективными родовыми усыпальницами, затем местом захоронения знати.
Древниесвятилища представляли собой культовое сооружение, где проходили языческие обряды и ритуальные жертвоприношения. Обычно это были круглые или овальные в плане площадки, с установленными на них скульптурные фигурами языческих богов, окруженные валом и рвом.
Высокий уровень развития имеладекоративно-прикладного искусства, это металлические и стеклянные украшения, а такжеизделия бытовогохарактера.
|
|
Скульптураэпохи железапредставлена мелкой пластикой, в которой чаще встречаются образы птиц и животных, выполненные из камня, кости, металла, глины и служившие амулетами (оберегами). Создавались также монументальные фигурыкультового характера из камня и дерева – идолы(«Шкловский идол»).
Разложение первобытного общества на территории Беларуси совпало по времени с заселением ее славянскимиплеменами. Славяне пришли на территорию Беларуси в VI - VII вв. н.э. икX в. заселили большую часть Беларуси.Расселение славян на территории Беларуси совпало с формированием феодального обществаи возникновением городов.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕБЕЛОРУССКИХ КНЯЖЕСТВ
(IX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIII ВЕКОВ)
В IX – XIII вв. территория современной Беларуси входила в состав древнерусского государства –Киевская Русь.
Древние города состояли из трех частей:детинец(град),обнесённый оборонительными сооружениями, окольный город (со второй линией валов) и неукрепленное поселение –посад(место).
Архитектура этого времени (княжеские хоромы, церкви, монастыри, оборонительные и жилые сооружения) строилась из дерева.
Принятие христианства на белорусских землях в X векеспособствовало развитию каменного церковного зодчества,формированиюкиево-византийского стиля (древнерусский стиль)ираспространениюкрестово-купольноготипахрама.
|
|
Самым древним каменно-кирпичным храмом в Беларуси являетсяСОФИЙСКИЙ СОБОР В ПОЛОЦКЕ, построенный в киево-византийском стиле в середине XI века княземВсеславом Чародеем как символ мощи и независимости Полоцкого княжества.
На стенах Софийского собора в Полоцке сохранились самые ранние фрески, известные на территории Беларуси.
Собор многократно разрушался ив середине XVIII века собор был перестроен в стиле виленского барокко.
Большое значение для развития искусства этого времени имели монастыри.Спасо-Преображенский(Евфросиниевский)монастырь в Полоцкесвязан с первой белорусской святой – Евфросинией Полоцкой.
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯЦЕРКОВЬСПАСО-ЕВФРОСИНИЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ(1150-е, зодчий Иоанн) является одним из древнейших памятников архитектуры, дошедших до наших дней практически в первозданном виде (лишь верхняя часть храма значительно более поздняя, XIX века) и сохранивший своеобразные черты полоцкой архитектуры. Стремясь всячески подчеркнуть вертикальную устремленность композиции, мастер Иоанн создал первый образец башнеобразного ярусного храма.
|
|
Внутри собора полностью сохранились фрески середины XII века, росписи являются одним из наиболее ранних образцов монументальной живописи в Беларуси.
БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ВИТЕБСКЕ (1140-е)также во многом соответствует традициям полоцкой архитектурной школы.
Характерные особенности каменного зодчества гродненской школы сохранилаБОРИСОГЛЕ́БСКАЯ (КОЛО́ЖСКАЯ) ЦЕРКОВЬ В ГРОДНО.
Кладка стен выполнена из кирпича-плинфы, аснаружи стены украшены тесаным шлифованным камнем, а также керамической полихромной плиткой.
Произведения живописиэтого времениимеют византийско-киевские традиции – этомонументальная роспись храмов, иконопись, книжная миниатюра:
ИКОНА «БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ ЭФЕССКАЯ (КОРСУНСКАЯ)»,
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!