Либертарно-юридический подход



Развиваемый нами ли6ертарно-юридический подход опирается на различение права и закона (позитивного права) и под правом в его различении (соотношении, расхождении или совпадении с законом) имеет в виду не естественное право, а бытие и нормативное выражение (конкретизацию) принципа формального равенства (как сущности и отличительного принципа права)

При этом принцип формального равенства трактуется и раскрывается в рамках либертарно-юридического подхода как единство трех основных компонентов правовой формы (права как формы отношений): 1) абстрактно-формальной всеобщности нормы и меры равенства (равной для всех нормы и меры); 2) свободы 3) справедливости.

Как составные моменты принципа формального равенства (а поэтому и компоненты правовой формы отношений) все элементы данного триединства (равная мера, свобода и справедливость) в рамках развиваемого нами либертарно-юридического правопонимания являются абстрактно-всеобщими (и, следовательно, по необходимости формализованными) выражениями как сущности, так и вместе с тем ценности права. Важно также отметить, что названные элементы не только дополняют, но и предполагают, подразумевают друг друга, ибо являются лишь различными проявлениями (разными аспектами и формами проявления) единого правового начала – принципа формального равенства, его онтологических и аксиологических свойств и характеристик.

С точки зрения общей теории правопонимания, либертарно-юридический подход – в его соотношении с естественноправовым подходом – это теоретически более последовательная и развитая концепция юридического правопонимания. Либертарный подход предполагает (и включает в себя) все возможные формы различения и соотношения права и закона – от разрыва и противостояния между ними (в случае антиправового, правонарушающего закона) до их совпадения (в случае правового закона).

Согласно либертарно-юридической онтологии, гносеологии и аксиологии, право – это форма отношений равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства участников данной формы отношений. Везде, где есть (действует) принцип формального равенства (и конкретизирующие его нормы), там есть (действует) право, правовая форма отношений. Формальное равенство как принцип права и есть правовое начало, отличительное свойство и специфический признак права. В праве нет ничего, кроме принципа формального равенства (и конкретизации этого принципа). Все выходящее за рамки этого принципа и противоречащее ему, является неправовым и антиправовым.

 

 

Вопрос 3. Правовая культура

Правовая культура - это особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Изучение правовой культуры - одна из функций философии права. С позиций философского подхода правовая культура по концепции Алексеева С.С. "рассматривается как чисто аналитическое явление и представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, некоторых правовых ценностей, юридической техники, совершенстве законодательства и правовой практик, которые в цело относятся к духовной культуре и правовому процессу общества."

Правовая культура как часть правосознания теснейшим образом сопряжена с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами.

Критерием правовой культуры общества является степень проявленности в положительном праве норм естественного права. При этом естественное право является выражением должного в правовой культуре. Правовая реальность должна соответствовать определенным идеальным принципам, вытекающим из разумной природы человека, и только в этом случае мы можем вести речь о правовой культуре общества, т.е. о цивилизованном состоянии человеческих отношений.

Правовая культура личности -- необходимая предпосылка и созидательное начало правового состояния общества, его цель и составная часть, но вместе с тем, это степень и характер правового развития самой личности, которые находят выражение в уровне ее правомерной деятельности. Будучи обусловленной в определенной степени правовым состоянием общества, она лежит в его основании, образуя ценностное ядро. Правовая культура личности предполагает ее позитивное правовое сознание в действии. Она представляет собой творческую деятельность, соответствующую прогрессивным достижениям общества в правовой сфере, благодаря которой и происходит постоянное правовое обогащение индивида.

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1697; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!