Культура есть универсальный способ или форма существования человеческого сообщества, основанного на ... (впишите три основных способа существования культуры)



2. Общей чертой всех этих аспектов культуры является то, что каждый из них выражает способ достижения:

A) понимания,

B) знания,

C) умения.

3. Первоначальный смысл идеи культуры:

A) воспитание,

B) поклонение,

C) искусственная среда.

4. Исходная оппозиция культуры:

A) культура - натура;

B) культура - природа;

C) культура - жизнь.

5. Если в природе царствует необходимость и причинно-следственные зависимости, то в культуре:

A) свобода и смысловые отношения;

B) зависимость и абсурдность.

C) Нет.

8. Архетип - это:

A) культурные иллюзии;

B) культурные первообразы;

C) культурные изделия.

9. Автором понятия «архетип» является:

A) К.Г. Юнг,

B) О. Шпенглер,

C) 3. Фрейд.

10. Архетипы - это форма проявления:

A) коллективного бессознательного;

B) индивидуального бессознательного.

11. Форма речевого общения, в которой Истина (Смысл) возникает из единства различных высказываний - это:

12. Материальная (т.е. пространственно - локализованная) вещь, которая служит в качестве представителя некоторой другой вещи, выступает посредником между материальной и идеальной сторонами бытия, это:

A) символ,

B) знак,

C) артефакт.

13. Архетип культуры, выражающий принцип жизни, который противоположен труду это:

A) наслаждение,

B) творчество,

C) игра.

Область культуры (культурная форма), в рамках которой на основе творческого или эстетического отношения человека к миру происходит создание и восприятие художественных произведений, это... (впишите слово).

15. Социальная форма диалога - это:

A) обмен,

B) дар,

C) коммуникация.

16. К специфическим свойства мифа можно отнести:

A) единство желаемого и действительного, слова и вещи;

B) персонификацию природных сил;

C) синкретическое (внутренне нерасчлененное) представление о явлениях природы и общественной жизни;

D) все вышеперечисленное.

17. Правомерным определением мифологии можно считать:

A) систему научных представлений о мире, обществе и человеке;

B) бессознательно-стихийную ложь первобытного человека;

C) праформу (первую, исходную форму) духовной культуры человечества;

D) иррациональную составляющую человеческого бытия.

18. Образование - процесс усвоения индивидуумом знаний, умений и навыков (культурных образцов) в той мере, в которой результатом выступает:

A) общество,

B) личность,

C) культура.

19. Культурная норма поведения, разновидность традиции:

A) стереотип,

B) обычай,

C) этикет.

К какому типу относится религия, основанная на стремлении к установлению человеческого (народного или группового) всеединства на почве избранного «священного объекта»: царя, государства, идеологии, техники и т.п. (в рамках этого типа возникают разного рода культы: культ личности, культ знания (разума) и пр.)?

A) Эго-центрическому;

B) Социо-центрическому;

C) Космо-центрическому.

21. Теизмом называется:

A) полагание Абсолюта в качестве Бога и стремление к установлению (некогда разорванной) связи человека с ним;

B) полагание связи Бога и мира, которая представлена в форме тех законов, по которым живет человек и природа;

C) отрицание существования персонального Бога, замещение его неким безличным законом, энергетическим центром мироздания и т. п.

22. Культурный феномен, который призван представлять одно через другое, целое через часть, духовное через материальное, есть:

A) знак,

B) произведение искусства,

C) символ.

Симулякр - это образ отсутствующей реальности?

A) Да.

B) Нет.

24. Главная особенность современной культуры состоит в том, что на первое место выходит:

A) процесс создания произведений, т. е. новаторство и творчество;

B) накопление предметности (ценностей - книг, произведений искусства, фиксированных знаний, техники и пр.);

C) процесс передачи (трансляции, копирования) содержания созданных образцов, досгигнутого уровня знания (в межличностном общении, системе массовых коммуникаций, обучении).

25. Осмысленная вещность - предмет, который позволяет человеку реализовать себя как сознательное существо, - это:

A) символ,

B) знак,

C) ценность.

26. Язык:

A) является базовым элементом и феноменом культуры;

B) не является базовым элементом и феноменом культуры.

27. Идею культуры как «технэ» выразил:

A) Платон,

B) Аристотель,

C) Августин.

28. Культура является частью «жизненного порыва», поэтому в ней должна находить воплощение «творческая эволюция», - считал:

A) И. Кант,

B) О. Конт,

C) А. Бергсон.

29. Разделения понятий культуры и цивилизации придерживался:

A) Н. Бердяев,

B) Дж. Вико,

C) Г. Гердер,

D) О. Шпенглер.

30. Автором концепции культуры «Вызов - Ответ» является:

A) В. Соловьев,

B) А. Тойнби,

C) 3. Фрейд.

31.3. Фрейд понимал культуру как:

A) систему запретов;

B) среду для формирования человеческой уникальности;

C) как материальную среду человека.

32. Современную эпоху как «кризис культуры» рассматривали:

A) постмодернисты,

B) А. Швейцер,

C) X. Ортега-и-Гассет,

D) все перечисленные.

33. Г. Гердер является:

A) автором самой первой систематической концепции культуры;

B) основателем теории локальных культур;

C) автором концепции конфликта культуры и жизни;

D) автором первой педагогической системы.

34. Мистическое понимание, согласно которому культура создает такой тип человека, который способен вместить в себе сверхразумный смысл бытия, в идею культуры привнес:

A) И. Кант,

B) Г. Гегель,

C) В. С. Соловьев.

35. Взглядам И. Канта соответствует следующее суждение о культуре:

A) искусство является высшей формой культуры;

B) препятствием к складыванию единой культуры является религия, которая вырабатывает предрассудки, разъединяющие людей на враждующие культуры;

C) культура - это мир свободы, где человек существует, руководствуясь законами не природной необходимости, а свободного разума;

D) первичным фактором развития культуры является сфера экономических отношений.

36. Сторонником идеи единой и универсальной культуры из философов Просвещения был:

A) Г. Гердер,

B) Ф. Вольтер,

C) оба философа.

 

 

Приложение – 1

ГЛОССАРИЙ

Абсолют –основная категория философии Шеллинга, означающая наличие высшей духовной сущности.

Абсолютный дух – в философии Гегеля конечное звено развития духа, проходящее к абсолютному знанию.

Абсолютная идея – в философии Гегеля категория основы мира, творческого начала, вечное начало бытия.

Абсолютная истина – полное исчерпывающее знание о действительности. Сведения, которые правильно отражают свойства предметов.

Агностицизм – концепция, отрицающая познаваемость мира.

Адаптация – взаимодействие личности или социальной группы со средой.

Аксиология – учение о ценностях.

Альтруизм – нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям.

Аналитическая философия – направление в философии 20 в., сводящее философию к анализу языка.

Антикультура – совокупность антиценностей.

Антиномии – противоречащие суждения.

Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек – центр Вселенной.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.

Апейрон – бесконечное, бесформенное вещество, из которого состоят все вещи.

Апостериорный – существующий после опыта.

Априорный – существующий до опыта, врожденный.

Аскетизм – обуздание плоти для возрастания духа.

Атрибут – признак предмета, существенное свойство.

Атеизм – отрицание существования Бога.

Атом – мельчайшая частица химического элемента, сохраняющая его свойства.

Бессознательное – психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания.

Богопознание – постижения бога как высшей истины и ценности.

Бытие – философская категория, обозначающая существование, объективная реальность, существующая независимо от сознания человека.

Вера – принятие чего-либо за истину без подтверждения, не могущее претендовать на объективную реальность.

Вербальное внушение – внушение с помощью слов.

Вероятность – не имеющая достаточных оснований претензия на истину.

Вещь в себе – сущность предмета, которая не может быть познана (по Канту).

Вещь для нас – явление, которое может быть познано человеком (по Канту).

Волюнтаризм – направление, в котором воля является первоосновой бытия.

Гелиоцентризм – система мира Коперника, в которой солнце – центр вселенной.

Генезис – происхождение, развитие.

Географическая среда – среда, включающая естественную и искусственную среды.

Гелеоцентризм – система взглядов, в которой солнце – центр вселенной.

Гностицизм – философская концепция, признающая познаваемость мира.

Движение – всякое изменение, способ существования материи (Энгельс).

Дедукция – логический вывод от общего к частному.

Деизм – вера, признающая существование Бога и отрицающая его участие в развитии мира.

Диалектика – искусство аргументации, учение о наиболее общих закономерных связях в становлении, учение о развитии.

Диалектический материализм – философское направление, признающее мир саморазвивающейся материальной системой.

Дифференциация – процесс разделения системы на части,выделение различающихся моментов.

Доктрина – систематизированное философское, политическое учение, совокупность принципов.

Дуализм – существование двух различных состояний (принципов, мировоззрений, волеустремлений).

Дух – философское понятие, невещественное начало.

Душа – нематериальная субстанция, независимая от тела. Совокупность побуждений человеческого сознания.

Идеализм – философское направление, где сознание первично.

Идеализация – мыслительный акт, посредством которого сущность вещи полагается как идея.

Идеальное – материальное, пересаженное в голову и преобразованное в ней (Маркс).

Идеология – метод установления правил воспитания, характеристика неистинного мировоззрения.

Индивидуальность – совокупность качеств и отличий, выражающих сущность индивида.

Индукция – философский и научный метод движения знания от отдельного к закономерному (общему).

Интеграция – процесс, имеющий своим результатом соединение, восстановление единства.

Истина – адекватное отражение субъектом предметов и явлений действительности.

Интерес – привлечение, участие, склонность.

Интеграция – процесс объединения разрозненного.

Изменчивость – превращение в другое, переход из одного качественно определенного бытия в другое.

Императив – приказ, закон, требование.

Имманентный – внутренне присущее данной вещи.

Интуиция – интеллектуальное созерцание, понимание сути предмета с помощью видения.

Иррациональность – недоступность рассудку.

Казуистика – часть науки о морали, которая определяет поведение.

Канон – свод правил.

Категории диалектики – понятия, характеризующие всеобщие свойства развиващегося мира.

Категорический императив – правило, требующееся обязательного исполнения.

Клерикализм – направление, цель которого усиление влияния церкви в жизни.

Конечность – ограниченность и временность бытия.

Конкретное – видимое, осязаемое, находящееся в определенное время в определенном месте.

Константа – остающееся неизменным при расчете.

Конструктивный – объективно определяющий сущность вещи.

Коллектив – группа, характеризуемая особыми признаками, без учета характера отдельных личностей.

Конфликт – столкновение двух мнений, мотивов, неразрешимых одновременно.

Комплекс – нерасчлененное целое, группа представлений, связанных с единым эффектом.

Концепция – основной замысел, способ понимания.

Корреляция – отношение между двумя одинаковыми по форме связями. Изменения одной части влечет изменение остальных частей.

Креационизм – учение о сотворении Мира и души Богом из ничего.

Критерий – признак на основании которого производится оценка.

Критика – способность человека, предохраняющая его от последствий заблуждений и ошибок.

Культура – совокупность достижения человека в творчестве, материальном и духовном.

Лживость – умышленное утаивание истины.

Либерализм – свободное убеждение, стремившееся избавиться от традиций и обычаев. В политике противопоставление консерватизму. В философии утверждает ценность личности. В религии против ортодоксии.

Либидо – бессознательное половое влечение, стремление, желание, психическая энергия (Фрейд).

Личность – индивид как субъект социальной деятельности, свойства которого детерминированы историческими условиями жизни общества.

Логика – способность правильно мыслить, учение о тождестве и его отрицаниях, учение о познании.

Логический – соответствующий закону мышления.

Локализация – определение места.

Любовь – нравственное чувство, помогающее найти связь между людьми (Фейербах). Уважение к другому человеку, сострадание. Начало познания.

Материализм – философское направление, где материя первична.

Метафизика – основная философская наука, в которой коренятся все философские дисциплины (Аристотель).

Мессианизм – учение об исторической миссии народа, религии, организации.

Метод – прием, средство, способ познания.

Методология – способ познания реальности с помощью системы универсальных принципов и заключений.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, отношение к окружающей действительности и самому себе.

Модификация – изменять, ограничивать, доводить.

Модусы – свойства.

Монизм – в основе мира лежит одна субстанция.

Монотеизм – поклонение одному богу.

Мораль – система ценностей, ориентирующих людей на духовные ценности, братство и любовь.

Мотив – движущая сила, повод, причина.

Мотивация – система внутренних факторов, вызывающих ориентированное на достижение цели поведение.

Наука – деятельность, связанная с выработкой объективных знаний о действительности.

Натурфилософия – философия природы, ее умозрительное истолкование.

Неопозитивизм – отрицание познаваемости мира философскими методами.

Неофрейдизм – направление в философии, соединяющее психоанализ с социологией и этнографией.

Номинализм – воззрение, согласно которому все общие понятия представляют собой субъективные формы мысли.

Норма – образец поведения, действия.

Нормативная этика – часть этики, решающая проблемы долга, смысла жизни, добра и зла.

Нравственность – значимый фактор общественной жизни, соответствие облика члена общества со стремлениями и интересами его сограждан.

Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение.

Обособление – философское понятие индивидуализации.

Обратная связь – обратный результат процесса воздействия.

Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, группа людей, создавшаяся благодаря совместной целенаправленной деятельности.

Объект – предмет, вещь, противостоящее субъекту.

Объективный – относящийся к объекту реальный, фактический, не зависимый от субъекта.

Опредмечивание – учение о бытии, метафизика бытия и вещей. Утверждение человека конечной целью мирового порядка.

Относительная истина – неполные, незавершенные знания, которые невозможно уточнить.

Отражение – свойство материи посредством собственных изменений воспроизводить свойства взаимодействующих с ними тел.

Отрицание – непринятие какого-либо положения.

Отчуждение – процесс влияния на предмет с целью его отторжения человеком.

Пантеизм – философское учение, сближающее понятие природа и бог.

Патристика – учение церкви 4-8 вв.

Плюрализм – признание множественных сущностей, субстанций.

Познание – процесс человеческой деятельности, направленный на отражение объективной действительности в сознании человека.

Политеизм – поклонение многим богам.

Потенция – возможность, сила, способная к действию.

Полемика – научный спор, словесная «война».

Пространство – всеобщая форма бытия матери, характеризующая ее протяженность, структурность.

Правовое государство – в котором нет законов, противоречащих нравственной идее прав.

Прагматизм – действие, поведение, мышление, ориентированное на достижение успеха.

Практика – источник и цель познания, деятельность человека, преобразующая природные и социальные объекты на основе познания.

Предпосылка – то, что является условием другого.

Презумпция – предположение, принятое в качестве вероятного.

Примат – господство, первенство, преобладание.

Принцип – основное положение, предпосылка первооснова, основное знание, этическая норма.

Противоположность – стороны целого, одновременно отрицающие и предполагающие друг друга.

Психика – свойство высокоорганизованной материи, особая форма отражения субъектом объективной реальности.

Рационализм – познание с помощью разума, течение, возвеличивающее человека, его возможности познания и возможность преобразования природы.

Реализм – точка зрения реальности, утверждает бытие действительности, лежащей вне сознания.

Революция – переворот, насильственное изменение.

Регресс – движение назад, процесс деградации.

Религия – мировоззрение, мироощущение и поведение, определяемое верой в существование Бога.

Релятивизм – философская точка зрения, рассматривающая все знания относительно правильными.

Ренессанс – возрождение, возникновение нового ощущения чувства жизни.

Репрезентация – вспомогательное понятие, служащее для выяснения сущности представления.

Свобода человека – способность действовать в соответствии с интересами, желаниями и целями.

Секуляризация -освобождение от религии.

Сенсуализм –направление в теории познания, единством познания считающее ощущения.

Система – совокупность элементов, находящихся в упорядоченном взаимодействии.

Скептицизм – философское направление, основой которого является сомнение в качестве принципа мышления.

Снятие – отрицание, уничтожение и через отрицаемое снова выступающее как полагаемое на более высоком уровне.

Соборность – объединяющее начало в сознании, поведении, требующее коллективности в выборе пути развития общества.

София – мудрость Божия, в которой заключаются все мировые идеи.

Страты – социальные слои, сложившиеся по уровню доходов, престижности профессии, района проживания.

Структура – неизменяемое состояние системы.

Субстрат – общая материальная основа системы.

Субъект – личность, социальная группа, общество, осуществляющие духовную и практическую деятельность.

Субъективный дух - философская категория, показывающая жизнь индивидуального сознания (Гегель).

Творчество -интеллектуальная и эмоциональная деятельность человека, связанная с созданием нового.

Теза- основополагающее положение, утверждение.

Теизм -вера в единого, индивидуального Бога.

Томизм -соединение философии Аристотеля с христианским мировоззрением Ф.Аквинского.

Трансцендентный - выходящий за пределы внешнего сознания, потусторонний.

Труд -целенаправленная деятельность человека.

Универсалии -общие понятия, идеи.

Универсальный -всеобщий, всеохватывающий.

Управление -функции организационной системы, обеспечивающая сохранение определенной системы.

Утилитаризм -этическая система, основа которой в признании полезности как основной ценности.

Факт -совершившееся, сделанное.

Феномен -явление, данное нам в опыте чувственного познания.

Феноменология -философское направление, стремящееся освободить сознание от связи с внешним миром.

Философия -концептуальное мировоззрение.

Фрейдизм -школы в психоанализе, применяющие его для объяснения явлений культуры, общества.

Функция -обязанность, круг деятельности.

Футурология -общая концепция будущего земли.

Хаос -неорганизованное состояние вселенной.

Холизм -направление философии, понимающее мир как совокупность ценностей несущих духовность.

Ценность -позитивно значимые явления.

Человек -единичный представитель человеческого рода.

Чувство -в психологии непосредственное переживание сущности сменяющихся состояний.

Экзистенциализм -философия существования, направление в иррационализме.

Экология -наука, изучающая взаимоотношение организмов друг с другом и средой обитания.

Этика -учение о нравственности и морали.

Эстетика -учение о прекрасном.

Явление -все, что воспринимается чувствами.

Список литературы

 

Основная литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. — 588 с.

Дополнительная литература

1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2009. – 336с.

2. Кохановский В.П. Философия: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д.: “Феникс”, 2007. – 576с.

3. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – Санкт-Петербург: “Питер”, 2008. – 432с.

4.Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Юрайт, 2011. – 828 с.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 490; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!