Теологическая теория происхождения государства. Фома Аквинский



Теологическая теория происхождения государства получила широкое распространение во времена средневековья. Основателем теологической теории происхождения государства является Фома Аквинский (1225-1274).

По мнению сторонников теологической теории, государство – это продукт божественной воли. Следовательно, государственная власть является незыблемой и зависит преимущественно от религиозных институтов и деятелей. По этой причине каждый человек обязан подчиняться государю во всем (см. традиционная легитимность). Сложившееся социально-экономическое и правовое неравенство людей также предопределено божественной волей. С этим рекомендуется смириться и не препятствовать продолжателю на земле божественной власти, поскольку непослушание государственной власти может быть расценено как непослушание Богу.

Придавая государству и государям, представителям и выразителям божественных велений ореол святости, сторонники теологической теории поднимали их статус, способствовали становлению в обществе порядка, согласия и духовности. В теологической теории происхождения государства важная роль отводится церкви и религиозным организациям как посредникам между Богом и государством.

В отличие от Аристотеля, считавшего государство формой естественного общежития, Фома Аквинский видел в государстве создание человеческого гения, подобие произведения искусства. Наилучшей формой правления считал монархию, т.к. власть монарха производна от Божественной власти.

Теория общественного договора. Т. Гоббс, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо.

Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному.

По Гоббсу, естественное состояние - это война всех против всех, которая ведет ко взаимному уничтожению. Выходом из этой ситуации является общественный договор, предусматривающий ограничение прав и свобод индивидов в пользу государства. Государственная власть предстает в данной концепции как выражение общего блага и имеет абсолютистский характер.

Мое изложение концепции Гоббса: https://www.youtube.com/watch?v=OKRlvOjyU4w (смотрите 1:37)

 

Марксистская теория происхождения государства. К. Маркс, Ф. Энгельс.

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий». Государство появляется тогда, когда появляется неравенство (деление общество на классы).

По Энгельсу, государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без государства и государственной власти. На определённой ступени экономического развития, которая с необходимостью была связана с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Когда в обществе появляются классы с противоречивыми экономическими интересами, начинается противостояние между ними. Для того, чтобы это противостояние не привело к коллапсу общества, необходима стоящая над обществом сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». Эта сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним и всё более и более отчуждающая себя от него, и есть государство.

Государство отличается от родоплеменной организации разделением подданных по территориальным делениям. Поскольку основой существования родовых объединений была связь членов рода с определённой территорией, то с увеличением мобильности населения, вызванной экономическими причинами, родовое общество перестало выполнять свою функцию. Гражданам предоставили возможность осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени.

Второй отличительной чертой государства является учреждение публичной власти, которая не совпадает непосредственно с населением и призвана держать в повиновении всех граждан. Эта публичная власть существует в каждом государстве и состоит не только из вооружённых людей, но и из принудительных учреждений разного рода, которые не были известны родовому обществу.

Публичная власть усиливается по мере того, как обостряются классовые противоречия внутри государства, и по мере того, как соприкасающиеся между собой государства становятся больше и населённее. Для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан — налоги. С развитием цивилизации становится недостаточно и налогов: государство делает займы, государственные долги.

Поскольку государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетённого класса.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1082; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!