II. Определяется соотношение дош и выбор способов их уравновешивания



Доши – один из основополагающих принципов индотибетской медицины. Вата, Пита, Капха – Ветер, Желчь и Слизь – три основы мирозданья и человеческого тела. Также три эти доши определяют Пракрити, тип телесной конституции. Знание собственного типа позволяет человеку регулировать свой образ жизни, диету, индивидуальную практику с целью добиться идеального баланса.

Методов исследования состояния дош немало – пульсовая диагностика, диагностика по моче, по внешнему виду, диагностика методами функциональных проб (адреналиновая, инсулиновая и пр.), разработанная Л.Л. Хундановым, Л.Л. Хундановой, Т.В.Батомункуевой. Очень простым и надёжным способом является метод тестирования, впервые предложенный по отношению к аюрведической диагностике доктором Д.Чопрой. Впоследствии эта идея прижилась и подобные опросники можно найти в подавляющем большинстве книг по Аюрведе и тибетской медицине. Не составит особого труда найти эти книги и провести несложное тестирование. Однако лучше не ограничиваться одним тестом, а использовав несколько, сравнить результаты.

Чистые доши встречаются очень редко, чаще – комбинации двух дош, обычно же все доши представлены в разных пропорциях. Определив их соотношение, можно приступить к выбору способов их уравновешивания, то есть приведения к идеальному состоянию 1:1:1, именуемому в тибетской медицине “состоянием Будды”.

Очень эффективным средством выравнивания дош являются очистительные практики йоги – крийи или кармы. Обычно в Йоге говорят о 6 кармах (шаткарма), хотя в Аюрведе применяются 5 (панчакарма). Из них наиболее сильным влиянием на доши обладают 3 – очищение кишечника (басти), очищение желудка (вамана-дхаути) и сквозное промывание пищеварительного тракта (шанкх пракшалана). Вамана-дхаути снижает капху, басти – вату, шанкх-пракшалана (сахадж-басти-крийя) – питу. Подробное описание этих процедур несложно найти в книгах по аюрведе и тибетской медицине. Крийи в йоге по своему действию идентичны панчакарме в аюрведе, хотя терапевтический потенциал последних на порядок выше за счёт использования трав, масел и сопутствующих процедур. Скажем, для вамана-дхаути в йоге применяется 40-дневный курс, а в аюрведе – максимум 8 дней. Особенно важно точно подобрать крийи сообразно темпераменту. Один из выдающихся йогинов современности Т.Кришнамачарья писал – “Использование крий, когда индивидуальная доша неизвестна, может принести больше вреда, чем пользы. В каждом человеке есть преобладающая доша, и крии должны рассматриваться в соответствии с индивидуальной конструкцией.”

Очень важным элементом является подбор асан, направленных на корректировку дош. Здесь огромную помощь оказывают концепция пяти стихий (панчататтва). В индотибетской медицине считается, что Вата возникла от слияния Ветра (вайю) и Эфира (акаша), Пита из Огня (агни) и Воды (апо), Капха – из Воды (апо) и Земли (притхви). В тоже время йогическая концепция чакр говорит о том, что местоприбыванием таттвы Земли является Муладхара-чакра, Воды – Свадхистана, Огня – Манипура, Воздуха – Анахата, Эфира – Вишуддха.

Муладхаре в физическом теле соответствует копчик и промежность, Свадхистане – пояснично – крестцовый отдел, Манипуре – пояснично-грудной, Анахате – грудной, Вишуддхе – шейный. Речь идёт не только об одноимённых отделах позвоночника, но и обо всём участке тела, иннервируемым соответствующим отделом спинного мозга. Подбирая асаны по воздействию на данные области, можно усиливать или ослаблять определённые таттвы и как следствие регулировать доши.

Так, например, при процентном соотношении Вата-Пита-Капха 33:33:33 и общем времени практики 60 минут асаны для 3 дош выполняются в равном объёме- по 20 минут, при процентном соотношении 60:30:10 – время изменяется: 34 минуты для капхи, 22 минуты для питы и 4 минуты для ваты. Следовательно, большую часть времени необходимо будет посвятить асанам, воздействующим на область промежности (Муладхара), пояснично-крестцовое (Свадхистана) и пояснично-грудное сочленение (Манипура).

Для Муладхары подойдёт большинство стоячих асан, от тадасаны до хануманасаны, балансировочные асаны – от врикшасаны до уттхита-паршвасахиты, сидячие – ваджрасана, бхадрасана, сиддхасана, падмасана, а также гарудасана и гомукхасана.

Для Свадхистаны: прогибы в пояснично-крестцовой области – цикл шалабхасаны, ардха-бхуджангасана и др., наклоны – от курмасаны до йоганидрасаны, скрутки – париврита-триконасана, париврита-парсваконасана, меру-вакрасана, цикл маричьясаны и бхарадваджасаны.

Для Манипуры: прогибы – цикл бхуджангасаны, ганда-бхерундасана, вришчикасана, раджакапотасана. Наклоны – цикл халасаны, карна-пидасана, пиндасана. Скрутки – ардха- и парипурна-матсиендрасана, пашасана.Также для Манипуры очень хороша маюрасана.

Для Анахаты: прогибы – пурна-бхуджангасана, урдхва- и адхо-мукха шванасана, цикл дханурасаны, уштрасана, чакрасана, натараджасана, гхерандасана. Наклоны в данной области весьма проблематичны, но всё же они есть – цикл саламба- и ниламба-сарвангасаны, положение рук при гарудасане. Скрутки – некоторые варианты маричьясаны, матсиендрасаны и пашасаны.

Для Вишуддхи: прогибы – матсьясана, капотасана, випарита-дандасана. Наклоны – сарвангасана, шашанкасана, пиндасана. Скрутки – во многих асанах на скрутку, ранее упоминавшихся.

Данный список не претендует на полноту и законченность. Большая часть асан в него не вошла, что отнюдь не умаляет их значимости. Многие асаны воздействует на несколько чакр одновременно. Некоторые же асаны задействуют все чакры, как, например, некоторые варианты чакрасаны и пиндасаны.

Человек, практикуя асаны, постепенно расширяет возможности своего тела, что со временем сказывается на терапевтической эффективности асан не лучшим образом. Для нейтрализации этого “привыкания” используются более продвинутые варианты асан.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 694; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!