Изменяемые части служб суточного круга в праздник бденному святому в будний день



Далее рассмотрим только те изменяемые молитвословия всенощного бдения святому, которые отличают эту службу от полиелейной.

На Господи воззвах:

Стихиры всегда на 8, Слава – стихира святого в Минее на ряду, И ныне - Богородичен-догматик 1-го пр. по гласу стихиры на славу.

На литии:

Стихира храма[46], стихиры святого в Минее на ряду, Слава – в Минее на ряду, И ныне – в Минее на ряду.

Если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то нужно по гласу стихиры на славу искать соответствующий текст в 1-м или 2-м приложениях Минеи.

Если же в Минее вовсе отсутствует Богородичен, то поется стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры на славу.

По "Ныне отпущаеши…":

Тропарь святому – 2-жды, "Богородице Дево…" – единожды.

 

Об изменяемых частях утрени и часов см. в разделе посвященном службе полиелейному святому.

 

На Литургии

Антифоны изобразительны. "Блаженны"на 8: 3-я песнь канона святого на 4 и 6-я песнь канона на 4. Если святому 2 канона, то: 3-я песнь 1-го канона на 4

По входе:

В храме Господском или Богородичном:

Тропарь храма, тропарь святого; "Слава": кондак святого, "И ныне": кондак храма;

В храме святого:

Тропарь празднуемого святого; "Слава": празднуемого кондак святого, "И ныне": "Предстательство христиан...".

Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен— празднуемого святого (рядовые Апостол и Евангелие переносятся на предыдущий или, реже, на грядущий день[47]).

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ванюков С., свящ. Субботнее богослужение с “Бог Господь” при малых праздниках месяцеслова // Московские епархиальные ведомости. М., 2008. № 3–4. С. 123–134.

2. Георгиевский А.И. Чинопоследование Божественной Литургии. – М., 1951.

3. Кашкин А. С. Устав православного богослужения. – Саратов.: Изд-во Саратовской епархии, 2010.

4. Киприан (Керн), архимандрит. Евхаристия. – М.,1999.

5. Киприан (Керн), архимандрит. Литургика: гимнография и эортология. – М.,1997.

6. Кустовский Е. С. Вседневное последование вечерни и утрени. – М., 2015.

7. Кустовский Е. С. Катавасия. – М., 2014.

8. Никольский К., прот. Учебный устав богослужения. – М.,1999.

9. Розанов В. В. Богослужебный устав Православной Церкви. – Киев 2008.

10. Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. – М.,1995.

 

Приложение 1.

Порядок чтения кафизм в период пения Октоиха

Дни недели

Летний период

Зимний период

Утреня Вечерня Утреня Вечерня
Неделя *2, 3 (и 17 по уставу) Не стихословится 2, 3 и полиелей Не стихословится
Понедельник 4, 5 6 4, 5, 6 18
Вторник 7, 8 9 7, 8, 9 18
Среда 10, 11 12 10, 11, 12 18
Четверток 13, 14 15 13, 14, 15 18
Пяток 19, 20 18 19, 20 18
Суббота 16, 17 1 16, 17 1

* В приходской практике стихословие 17-й кафизмы на воскресном бдении заменяется пением полиелея.

Летним периодом называется период от Фоминой недели до отдания Воздвижения (по 21 сентября/ 4 октября включительно).

По "летнему" расписанию также читаются кафизмы в период с предпразднства Рождества Христова по отдание Богоявления (с 20 декабря/ 2 января по 14/27 января).

"Летнее" расписание действует также в периоды пред- и попразднства двунадесятых праздников, а также в двухнедельный период от недели о блудном сыне до недели сыропустной (до прощёного воскресенья).

Зимний период начинается после отдания Воздвижения (с 22 сентября/ 5 октября) и заканчивается субботой перед неделей о блудном сыне.

Дни недели и время суток указаны по "гражданскому" календарю. Т.е. вечерня понедельника относится ко вторнику, вечерня вторника – к среде и т.д.

Чтение кафизмы на вечерне отменяется, если накануне совершалось всенощное бдение. НО если бдение совершается 2 дня подряд – пение "Блажен муж…" не отменяется.

Если в будний день зимнего периода случится праздник с бдением – на утрени читаются 2 кафизмы, а 3-я отменяется.

Если в будний день зимнего периода случится праздник со славословием или полиелеем – на утрени – 2 кафизмы. 3-я переносится на вечерню следующего дня и читается вместо положенной 18-й кафизмы.

 

 

Приложение 2.

 

Приложения Минеи (и Ирмология), содержащие Богородичны

№ п/п. и название приложения Содержание приложения

После стихир:

I. "Богородичны воскресны на осмь гласов всего лета" а) Богородичны-Догматики, поемые после стихир на "Господи воззвах" в праздники со славословием, полиелеем, бдение, в какой бы день седмицы они ни случились; б) Богородичны с пометкой "на стиховне", поемые после стихир на стиховне в праздники святых со славословием, полиелеем и бдением, в какой бы день седмицы они ни случились.
II. "Богородичны осми гласов, поемые, егда есть Слава святому Минеи, И ныне, по гласу сия" поются в будние дни и в субботу, если совершается служба баз знака, либо на 6. Также эти Богородичны могут петься после стихир на стиховне и на хвалитех в службах на 6, со славословием, полиелеем и бдением кроме воскресных дней.

После тропарей:

III. "Отпустительныя воскресны осми гласов Богородичны" Поются в праздники со славословием, полиелеем и бдением, в какой бы день они не случились.
IV. "Богородичны отпустительныя по тропарех святых, поемыя во все лето…" Поются после тропарей в конце вечерни, на Бог Господь и в конце утрени в будние дни и в субботу, если совершается служба без праздничного знака, либо на 6.

Для удобства и краткости в учебной литературе и "Богослужебных указаниях" при ссылке на эти приложения указываются не их полные названия, а только порядковый номер (Пример: …поется Богородичен 1-го приложения по гласу славы).

Богородичны 3-го и 4-го приложений также называются Богородичнами "от меньших", поскольку они поются в службах меньших праздников, либо вовсе не имеющих праздничного знака.

В среду и пяток, если совершается служба без знака или на 6, вместо Богородичнов 2-го приложения после стихир поются Крестобогородичны, указанные на ряду в Минее.

 

 

Другие случаи, когда пение Богородичнов из приложений заменяется пением других текстов, рассмотрены в основной части пособия.

В "Богослужебных указаниях" на каждый год отдельным приложением печатаются Богородичны, которые сокращаются на ряду в Богослужебных книгах, но не содержатся в приложениях.

 

 

Приложение 3.

Рядовая катавасия

Устав о катавасии изложен в 19 гл. Типикона.

Катавасией называется ирмос завершающий песнь канона.

В воскресные дни, а также в дни праздников и памяти святых с великим славословием, полиелеем и всенощным бдением устав предписывает пение так называемой "рядовой катавасии". Согласно уставу такая катавасия поется после каждой песни канона, однако на практике ее чаще всего исполняют по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни, как и в непраздничные дни.

Весь богослужебный год разделен на несколько периодов, в каждом из них Церковь назначила петь особую катавасию. Пределами этих периодов служат праздники и отдания их.

 

Начальные слова. Период пения.
"Отверзу уста моя" (4-й глас) Поется, когда нет ни предпразднства, ни попразднства или отдания праздника Господня, во всю Четыредесятницу в седмичные дни; в Неделю Всех святых.
"Крест начертав Моисей" (8-й глас) От 24 августа/6 сентября* - до отдания Воздвижения 21 сентября/4 октября.
"Христос раждается" (1-й глас) От 21 ноября/4 декабря (Введение во храм Пресвятыя Богородицы) - до 31 декабря/14 января (отдание праздника Рождества Христова).
"Глубины открыл есть дно" (2-й глас) с 1/14 по 14/27 января (т.е. до отдания Богоявления).
"Сушу глубородительную землю" (3-й глас) от 15/28 января - до отдания Сретения, которое зависит от близости Великого поста и не во все годы бывает в одни и те же числа (со 2/15 по 9/22 февраля).
"Лицы израильтестии" (4-й глас) В попразднство Преображения и до отдания, но не в отдание и не в самый праздник, когда поется: "Крест начертав Моисей".
"Преукрашенная Божественною славою" (1-й глас) От 14/27 августа - до 23 августа/5 сентября (от предпразднства до отдания Успения).    
"Воскресения день" (1-й глас) От дня Пасхи до её отдания, кроме дней, в которые положено петь: "Море огустил еси" (в день Преполовения и в отдание его).
"Спасителю Богу" (5-й глас) В Неделю 6-ю по Пасхе и на отдание Пасхи; после дня Вознесения до его отдания.
"Божественным покровен" (4-й глас) На праздник Вознесения, в Неделю 7-ю по Пасхе; от Недели Пятидесятницы до отдания ее

*Число слева от знака "/" - дата по старому стилю; справа – по новому.

В Недели о блудном сыне, мясопустную, сыропустную, 1-ю и 3-ю, Ваий и Страстную Великого поста; в субботы Троицкую и мясопустную поется особая катавасия из Триоди.  Если же на эти Недели приходится праздник Сретения Господня, то катавасия праздника.

 

Приложение 4.

Особенности субботнего богослужения с "Бог Господь…" в дни памяти беззначных, шестеричных и славословных святых

Особое место субботнего дня среди дней седмицы утвердилось в литургическом богословии христианской Церкви достаточно рано, в V в. по Р.Х. Основные темы, характерные для богослужения субботы – это воспоминание всех святых и поминовение усопших.

Не менее важной особенностью субботнего богослужения является его связь с богослужением воскресного дня. С одной стороны, суббота является последним днем седмицы, как бы "отданием" прошедшего воскресного дня. Именно по этой причине в субботней службе исполняются песнопения прошедшего воскресного дня; совершается т.н. отдание гласа. С другой стороны, суббота готовит нас к наступающему воскресному дню.

Данный раздел составлен по материалам статьи прот. С. А. Ванюкова "Субботнее богослужение с “Бог Господь” при малых праздниках месяцеслова"[48] Схемы вседневной вечерни, а также вседневной и славословной утрени были описаны в предыдущих разделах. Здесь же будут рассмотрены только изменяемые части изучаемых богослужений.

 

Святой без знака
(малый святой)

Шестеричный святой

Два малых святых

Славословный святой

Вседневная вечерня

Кафизма

Кафизма 18-я. Если накануне совершалось бдение – не стихословится.

Стихиры на Господи,
воззвах

Стихиры Минеи на 6.

Стихиры Минеи на 6: 1-го святого – 3, 2-го святого – 3.

Стихиры Минеи на 6.

Слава: Минеи (если есть); И ныне: догматик уходящего (отдаваемого) гласа (1-е Приложение).

Вход

не совершается

Прокимен

дня.

Стихиры на стиховне

Стихиры Октоиха: мученичны гласа с Господи, воззвах – 3 (2-й, 3-й и 4-й) со вседневными стихами (из Часослова).
Слава: Минеи (если есть); И ныне: Богородичен 2-го приложения, по гласу Славы.
Если славник в Минее отсутствует, то на Слава, и ныне –
стиховный Богородичен Октоиха (на ряду).

Стихиры Минеи (со своими припевами).
Слава: Минеи; И ныне: Богородичен Минеи
на ряду или Богородичен
2-го приложения, по гласу Славы.

Тропари в конец вечерни

Тропарь Минеи.
Слава, и ныне: Богородичен отдаваемого гласа, 3-го приложения.

Тропарь Минеи (1-го святого). Слава: тропарь Минеи (2-го святого); И ныне: Богородичен отдаваемого гласа 3-го приложения.

Тропарь Минеи.
Слава, и ныне: Богородичен отдаваемого гласа 3-го приложения.

Утреня

Тип утрени

вседневная

славословная

Тропари на Бог Господь

Тропарь Минеи (дважды).
Слава, и ныне: Богородичен по гласу
тропаря, от больших (прил. 3-е).

Тропарь Минеи (1-го святого) (дважды). Слава: тропарь Минеи (2-го святого); И ныне: Богородичен по гласу Славы, от больших (прил. 3-е).

Тропарь Минеи (дважды).
Слава, и ныне: Богородичен отдаваемого гласа, от больших (прил. 3-е).

Кафизмы

Кафизмы 16-я и 17-я.
На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на "Господи,
воззвах"; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12)36.

Малые ектеньи по кафизмах

Произносятся37

Седальны по кафизмах

Октоиха

Минеи

Святой без знака
(малый святой)

Шестеричный святой

Два малых святых

Славословный святой

КАНОН

Храм Гоcподский и Богородицы Храм свято-го Храм свято-го Храм Гоcподский и Богоро-дицы Храм Господски, Богородицы и святого Храм святого Храм Господ-ский и Бoго-родицы
Канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), Минеи на 4 и Октоиха (мученичный)40 на 4

Канон Минеи со ирмосом на 6
(ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученич-ный)
на 4

Канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), Минеи на 6 и Октоиха (мученичный) на 4 Канон Минеи (1-го святого) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), Минеи (2-го святого) на 4 и Октоиха (мученичный) на 4 Канон Богородицы (отдаваемого гласа)[49] со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Минеи на 8 Канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Минеи на 8
Библейские песни

Поем Господеви...

Катавасия

По 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – покрывающий ирмос
(мученичного канона Октоиха)

Катавасия рядовая (по каждой песни)[50]

По 3 песни

Седален Минеи.
Слава, и ныне: Богородичен (на ряду).

Кондак и икос Минеи (2-го святого), если есть; седален Минеи (2-го святого [или 1-го святого]). Слава: седален Минеи (1-го святого [или 2-го святого]); И ныне: Богородичен (на ряду).

Седален Минеи (дважды). Слава, и ныне: Богородичен (на ряду).

По 6 песни

Кондак (и икос) Минеи

Кондак (и икос) Минеи (1-го святого)

Кондак и икос Минеи

По 8 песни

Честнейшую... (каждение алтаря и храма)

Достойно есть

поется

не поется

По 9 песни

Светилен Минеи (если есть).
Слава: ексапостиларий Октоиха: Иже и мертвыми…,
И ныне: Богородичен ексапостилария
Октоиха: Мы о Тебе хвалимся…

Светилен Минеи (дважды); Слава, и ныне: Богородичен Минеи.

Всякое дыхание53

нет

есть

Хвалитные стихиры56

не поются

Если в Минее есть хвалитные стихиры, то они поются на 4.
Слава: Минеи;
И ныне: Богородичен 2-го приложения, по гласу Славы

не поются

Стихиры Минеи на 4.
Слава: Минеи;
И ныне: Богородичен Минеи на ряду или Богородичен 2-го приложения, по гласу Славы[51]

Слава, и ныне: Тебе слава подобает...60

читается

Если не пелись хвалитные стихиры, то читается. Если стихиры на хвалитех пелись, то не читается.

читается

не читается

Славословие

вседневное (читается)

великое
(поется)

Стихиры на стиховне

Стихиры Октоиха: мученичны из числа стихир на хвалитех – 3 (1-й, 2-й и 3-й) с будничными стиховными стихами (из Часослова).
Слава: Минеи (если есть); И ныне: Богородичен 2-го приложения, по гласу Славы.
Если славник в Минее отсутствует, то на Слава, и ныне – Богородичен хвалитных стихир Октоиха.

не поются

Тропари в конец утрени

Тропарь Минеи.
Слава, и ныне: Богородичен 4-го приложения отдаваемого гласа.

Тропарь Минеи (1-го святого). Слава: тропарь Минеи (2-го святого); И ныне: Богородичен отдаваемого гласа, (прил. 4-е).

Тропарь Минеи.
Слава, и ныне: Богородичен отдаваемого гласа (прил. 3-е).

На часах

Тропарь и кондак Минеи

Тропарь Минеи (1-го святого). Слава: тропарь Минеи (2-го святого). Кондаки святых читаются попеременно.[52]

Тропарь и кондак Минеи

Литургия св. Иоанна Златоуста

Антифоны

Изобразительны

Блаженны

Если в службе Минеи не назначаются Блаженны: Октоиха на 6.
Если в службе Минеи назначаются Блаженны: канона Минеи песнь 3-я на 4 (со ирмосом) и Октоиха на 4.

Канона Минеи песнь 3-я на 4 (со ирмосом) и песнь 6-я на 4

Входное

Приидите, поклонимся... во святых Дивен сый...

Тропари и кондаки по Входе

Тропарь храма (Господского или Богородицы),
тропарь дня (субботы): Апостоли, мученицы и пророцы...,
тропарь[и] Минеи;
кондак храма (Господского или Богородицы),
кондак[и] Минеи.
Слава – кондак: Со святыми упокой…,
И ныне – кондак дня (субботы): Яко начатки естества…

Тропарь храма, тропарь
Минеи; кондак храма святого.
Слава: кондак Минеи,
И ныне: кондак храма Господского или Богородицы, в храме святого – кондак: Предстательство христиан...

Прокимен, Аллилуиарий и причастен

Минеи (если есть) и дня (субботы)

Апостол и Евангелие

Минеи (если есть) и рядовые

               

 

 

Учебное издание

 

КАБУШЕВ Константин Сергеевич

 

Богослужебный устав: конспект лекций.

 

Адрес: г.Минск, ул. Притыцкого, 65.

Минское духовное училище

Тел./факс: 365-05-19

http://mindu.by

 

 


 


[1] Время совершения того или иного богослужения приводится ориентировочно, исходя из практики большинства приходов Белорусской Православной Церкви.

[2] В некоторые дни (воскресенье, великие праздники) возможно совершение двух Литургий, к примеру, в 7:00 и в 10:00. 3-й и 6-й часы в таких случаях совершаются, соответственно в 6:30 и в 9:30.

[3] В Церковном Уставе и обиходе словом "седми́ца" называется семидневый период с воскресенья по субботу, словом "неде́ля" – воскресный день.

[4] Богослужение субботних дней в дни памяти святых без знака, на 6 и со славословием не входит в программу экзамена за 1-й курс. Тем не менее, в своей неизменяемой части оно похоже на богослужение будних дней. В связи с этим, раздел, посвященный субботнему богослужению был вынесен в отдельное приложение (см. Приложение 4.).

[5] Ектенья (от греч. слова со знач. "прилежный") – молитвословие состоящее из прошений, произносимых диаконом или священником и ответов хора либо народа на эти прошения. Во время произнесения диаконом ектеньи священник тайно (негромко) читает соответствующую молитву из Служебника. Окончанием этой молитвы является возглас, произносимый священником. По произнесении возгласа хор поет "Аминь" (от евр. выражения со знач. "да будет так", "воистину").

[6] "Господи воззвах…" всегда поется по гласу 1-й положенной по уставу стихиры.

[7] Прокимен на вечерне, за редким исключением (например, великая вечерня, совершаемая в день двунадесятого праздника), зависит только от дня седмицы. Вечерние прокимны содержатся в последовании вечерни в Часослове.

[8] Сугубая ектенья может произноситься как с двумя первыми прошениями "Рцем вси…" и "Господи, Вседержителю…" так и без них, начиная с прошения "Помилуй нас Боже…". В первом случае на 2 первых прошения хор отвечает "Господи, помилуй" единожды, на последующие - "Господи, помилуй" трижды. Во втором случае хор на все прошения отвечает "Господи, помилуй" трижды.

[9] Существует более полный вариант окончания вечерни, бывающий в случае, если вечерня совершается отдельно от утрени (в монастырском уставе). В приходской практике, за редким исключением, вечерня заканчивается так, как написано в схеме

[10] Припев "Бог Господь и явися нам…" всегда поется по гласу 1-го положенного по уставу тропаря на Бог Господь.

[11] В литературе эти покрывающие ирмосы часто называются катавасиями. Это неверно, так как катавасии – это ирмосы, поемые по завершении каждой песни канона на службах праздников со славословием, полиелеем и бдением. Для пения катавасии по уставу 2 хора сходились на середине храма (катавасия, букв. с греч. означает "схождение" ), тогда как покрывающие ирмосы полагается исполнять на клиросах.

[12] Песнь Богородицы ("Честнейшую…") является частью 9-й песни, в связи с этим в Типиконе и Богослужебных указаниях говорится, что эта песнь поется "На 9-й песни", а не "по 8-й".

[13] "Достойно есть…" по 9-й песни канона на вседневной утрени не поется в период пред-/попразднства двунадесятых праздников, а также в период пения Цветной Триоди.

[14] О приложениях Минеи и Ирмология содержащих Богородичны см. Приложение 2.

[15] Выражение "на ряду" означает, что текст написан непосредственно в службе Минеи, Октоиха и т.п., а не в отдельном приложении

[16] Вечерний вход или вход с кадилом совершается на великой вечерне при пении стихиры на И ныне и "Свете тихий…"

[17] Тропарь святого указывается в Минее на ряду, как правило, в конце вечерни; в начале и в конце утрени поется тот же тропарь святого, что и на вечерни, если иное не указано в Типиконе или Минее.

[18] В приходской практике количество тропарей в песнях канона, как правило, сокращается. Допускается сокращение количества тропарей вдвое: из 1-го канона – ирмос (единожды) и 2 тропаря, из 2-го канона – 2 тропаря, из 3-го канона – 2 тропаря (итого, ирмос + 6 тропарей). Существует еще одна распространенная практика: из 1-го канона ирмос и 1 тропарь, из 2-го канона – 1 тропарь, из 3-го канона – 2 тропаря (итого, ирмос + 4 тропаря).

[19] Эти эксапостиларии и Богородичны содержатся в приложении Октоиха "Ексапостиларии седмичнии".

[20] Находится в приложении "Ексапостиларии седмичнии".

[21] Если в Уставе не указаны чтения святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона).

[22] Однако если одному из святых указаны в Типиконе "Блаженны" (очень редко, например, 3/16 сентября, 22 октября/4 ноября, 22 января/4 февраля), то поются антифоны изобразительны и читаются "Блаженны" Октоиха на 4 и 3-я песнь канона святого на 4.

[23] Если в Уставе не указаны чтения святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона).

 

[24] Если в уставе не указано петь "Блаженны", что в случае шестеричных святых бывает крайне редко – антифоны вседневные.

[25] Рядовою называется катавасия, устав которой зависит от периода года и близстоящих праздников. Устав о катавасии описан в 19-й главе Типикона. Устав о катавасии в виде таблицы приведен в Приложении 3. В приходской практике катавасии, как правило, поются по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни, как покрывающие ирмосы на вседневной утрени

[26] В тех случаях, когда по отпусте следует петь "Великаго господина…" "Аминь" поется не на всех приходах, хотя логически это подразумевается.

[27]1-й вариант встречается в Богослужебных указаниях; в учебнике А. Кашкина указано в таких случаях петь стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу славы (см. стр. 224). В любом случае следует сверяться с Типиконом, Богослужебными указаниями и т.п.

[28] Составители "Богослужебных указаний" со ссылкой на В. Розанова (Розанов В. Богослужебный устав православной церкви. С. 138) утверждают, что в период зимнего расписания 3-я кафизма не отменяется. Малой ектеньи после 3-й кафизмы нет, седальны после неё читаются из рядовой службы Октоиха "по 3-м стихословии". В приходской практике 3-я кафизма на славословных службах зимнего периода не стихословится.

[29] Если в Минее указаны 2 седальна, то каждый читается единожды.

[30] На практике, поются избранные стихи 1-х псалмов 1-й кафизмы.

[31] Существует 2 варианта написания этого слова: "паремии" и "паримии". В богослужебных книгах эти отрывки Священного Писания часто называются просто чтениями: "… и святителю чтения 3…"

[32] Чтец объявляет название книги, из которой берется отрывок: "Бытия чтение", "Притчей чтение" и т.п.

[33] Величание и стихи, на практике, поются, пока не завершится каждение храма.

[34] 50-й псалом заходом не предваряется.

[35] Иногда в Минее/Типиконе указано петь "Слава" перед 2-м тропарем, "И ныне" – перед Богородичном. Так логичнее поступать, если тропари посвящены разным святым.

[36] Глас исполнения одного и того же прокимна на утрене и Литургии может отличаться.

[37] Опевы на Слава и И ныне, а также 1-й стих 50-го пс. могут петься на 6-й глас, либо на глас последующей стихиры, что зависит от традиции прихода.

[38] Канон Богородице может содержаться в Минее на ряду. Если его там нет – он может быть взят из Часослова (см. главу "Последование общего молебна"), либо из приложения Октоиха: Канон молебный Богородице "Скорбных наведения…" (последнее приложение в обеих частях Октоиха)

[39] Если в службе Богородицы на ряду содержится только 1 канон – то первым поется канон из молебна Часослова или приложения Октоиха (как в службе святого), если в уставе не указано иного.

[40] В любом случае, следует сверяться с данными Типикона и Богослужебных указаний.

[41] Иногда в Минее/Типиконе указано петь "Слава" перед 2-м тропарем, "И ныне" – перед Богородичном. Так логичнее поступать, если тропари посвящены разным святым.

[42] В некоторых приходах слова "Господи, благослови" поет хор.

[43] Возглас, произносимый обычно перед шестопсалмием, на всенощном бдении произносится в начале вечерни.

[44] Литийный сосуд (литийница) – блюдо на высокой ножке. На блюде полагаются 5 хлебов для освящения в память о чуде насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. У основания ножки закреплены 3 стаканчика для пшеницы вина и елея. С стороны сосуда, обращенной к алтарю имеется подсвечник для трёх свечей.

[45] Этим возгласом на всенощном бдении завершается великая вечерня.

[46] Стихирой храма называется стихира, взятая из службы святого или праздника, в честь которого освящен храм. Как правило, берется первая стихира из стихир на литии в службе храмового праздника. Если в службе храмового праздника литийных стихир нет – берется любая стихира на усмотрение настоятеля или уставщика (например – стихира на славу на Господи воззвах или на стиховне). Важно, чтобы стихира была не слишком пространной, но – содержательной, и передавала суть события, в честь которого освящен храм.

[47] На следующий день рядовые чтения переносятся в случае, если накануне совершалось бдение: по понедельникам (т.к. накануне было воскресное бдение) и в других подобных случаях (например, в храме Воскресения Христова престольный праздник совершается 13/26 сентября — праздник Обновления храма Воскресения, потому рядовое чтение на Воздвижение может быть перенесено только па 15/28 сентября).

[48] Ванюков С., свящ. Субботнее богослужение с “Бог Господь” при малых праздниках месяцеслова // Московские епархиальные ведомости. М., 2008. № 3–4. С. 123–134.

 

[49] Этот канон берется с воскресной утрени отдаваемого гласа.

[50] На практике катавасия поется по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни.

[51] Богородичен также может быть указан в Минее на ряду.

[52] На 1-м и 6-м часе – 1-го святого; на 3-м и 9-м – 2-го святого


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 727; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!