Аттрактивные свойства местности



Аттрактивность – основное системное свойство рекреационных ресурсов, природных и культурно-исторических объектов, свидетельствующее об их рекреационной ценности.

Аттрактивность рекреационной деятельности – индивидуальная или групповая привлекательность занятий рекреационной деятельности и их сочетаний.

Аттрактивность места – фундаментальная его характеристика, которая со всей необходимостью должна изучаться и учитываться при проектировании рекреационных объектов и систем.

Специалисты в области рекреационной географии стремятся так или иначе охарактеризовать такую сторону ландшафтов, как их привлекательность. Они выделяют ряд критериев, по которым можно было бы ее оценить. Например, А.Д. Волков и А.Н. Громцев считают, что ведущими признаками, определяющими рекреационное качество ландшафта, являются контрастность форм рельефа, мозаичность и типологический спектр лесов, наличие водных объектов, ягодных и грибных угодий, транспортная доступность.

Приведем в систему те проявления, что определяют аттрактивные свойства местности. Можно выделить три блока таких свойств: топологические, функциональные и эстетические.

Привлекательны уникальные (индивидуальные, т.е. неповторимые) места, определяемые прилагательным «самый» (самый большой, самый высокий, самый глубокий и т.д.). К уникальной местности следует отнести любой зарегистрированный памятник природы, при этом чем выше статус такого памятника, тем выше показатель его уникальности. Высокой привлекательностью обладают территории, где обычные рекреационные ресурсы сплетаются в редкий по богатству сочетаний клубок, к примеру: лес, озеро, река, горы, равнинные участки – все в одном месте. Здесь на первый план выступают мозаичные, композиционные свойства ландшафта. Значение имеет наличие и качество водных объектов – рек, озер, водохранилищ, древесной растительности – хвойных или смешанных лесов, куртин и рощ. Они обогащают пейзаж, насыщают цветовую гамму, создают дополнительные рекреационные возможности и в целом повышают привлекательность ландшафтов. Это топологические характеристики местности.

Учитывая утилитарные, потребительские запросы человека в отношении природы, к привлекательным следует отнести места, обладающие благоприятными условиями для любительских промыслов (грибной и ягодной охоты, рыбалки, непромышленной охоты на зверей и птиц и пр.) или для садово-дачного обустройства. Богатые фито- и зооресурсы – необходимое условие для любительских промыслов, плодородие почвы, наличие ровных площадок – условие для отчуждения территории под садово-дачную застройку. Это функциональные (утилитарные) характеристики местности.

Наиболее трудно формализуемой характеристикой являются эстетические качества места.Понятие «эстетика места», применяемое здесь, отражает способность его воздействовать некоторым своими качествами на нервную систему человека, на психоэмоциональную сферу рекреанта. Определяющим является фактор возникновения положительных эмоций. Эстетические качества с большим трудом могут быть сформулированы и выражены в форме категорий, имеющих соответствующее значение для проектирования. Однако несмотря на эти трудности, некоторые ученые считают, что именно эстетический подход к планированию ландшафтов будет вызывать в будущем самый пристальный интерес.

Что должно стать объектом исследования при изучении такой характеристики, как эстетические качества местности? По всей видимости, то, что давно волнует всех художников, изучающих и познающих по-своему этот мир, – пейзаж.«Пейзаж, который является особым местом проявления отношений между индивидуумом, обществом и окружающей средой, завоевывает в настоящее время социальный статут. Он становится одновременно объектом исследования и познания. Он все больше заставляет признать себя предметом сознательного созидания», – отмечает Реми Перельман, директор французского Национального агрономического института по проблемам пейзажа. Пейзаж стал объектом пристального внимания исследователей в странах старой Европы, Северной Америки, прежде всего в странах индустриально развитых.

Самое общее значение слова «пейзаж» – вид какой-либо местности (в этом отношении «пейзаж» является синонимом обыденного значения слова «ландшафт»); в искусстве пейзаж – это изображение природы, например, картина, рисунок в живописи, описание природы в литературном произведении.

В восприятии красоты природы принимают участие все наши чувства, при этом созерцание местности, ландшафта дает нам лишь часть того, что мы чувственно воспринимаем в нем. Между всеми видами чувственных восприятий (визуальное, аудитивное, тактильное, вкусовое, обонятельное), существует непосредственная внутренняя связь (синестезия – взаимодействие восприятий), без которой индивид в целом просто немыслим. И все же в восприятии ландшафтов или их живописных изображений – пейзажей самая важная роль принадлежит зрению, которое, как известно, еще Платон вместе со слухом отнес к «высшим» чувствам, в отличие от низших (обоняния, вкуса и осязания). Высшие чувства называют также чувствами дальнего действия.

Пейзаж – самый доступный элемент природы. Его восприятие может происходить и с близкого, и с далекого расстояния. В этом отношении он является всеобщим достоянием, как, скажем, облик города или фасады зданий. Возможно, именно в силу всеобщей значимости такой характеристики места, как пейзаж, на изучение его в последние десятилетия обращены взоры многих специалистов. Пейзаж стал интересовать не только художников, но и градостроителей, географов, биологов.

Методы предлагаемых классификаций пейзажей основываются на разделении пейзажей на все меньшие однородные единицы, которые описываются с большей или меньшей точностью. Описание этих единиц (катены, экотипы, урочища, интерьеры пейзажей) дает обширную информацию о пейзаже, которая может быть использована практически. Можно выделить три направления в анализе пейзажей: географическое, биологическое и архитектурное. Существует ряд работ, описывающих методики по отдельным направлениям. Каждое из направлений опирается на специфический аппарат, выработанный научной дисциплиной. Так, архитектурное направление решает проблему композиции в пейзаже, т.е. выявляет ценности, необходимые для его формирования.

Какие ценности будут играть главную роль в оценке пейзажа? Ценный пейзаж прежде всего должен отличаться высокой степенью естественности и малой насыщенностью вторичными элементами. Неизмененный природный пейзаж становится редким явлением на планете, ценность его непрерывно возрастает по мере исчезновения «белых пятен» и доступности прежде недосягаемых мест. Особенно высокое значение он имеет для городского жителя, проживающего в окружении пейзажей из асфальта и бетона; горожане в наибольшей мере отчужденны от живой, девственной природы и воссоединяются с ней лишь в недолгие моменты загородного отдыха.

Следует согласиться с точным высказыванием одного из признанных экспертов по туризму Й. Криппендорфа: «Главную привлекательность туризма составляют не отели, канатные дороги, подъемники и бассейны. В центре внимания, как и прежде, находятся эстетические свойства ландшафта. Его своеобразие, красота, способность воздействовать на чувства и эмоции людей играют решающую роль. Значение же инженерных сооружений часто переоценивают. В конце концов, они только средства достижения цели и служат для того, чтобы удобней и полней можно было пользоваться природой и ландшафтом».

Особенно заметный вред природному пейзажу наносят элементы антропогенного происхождения, резко нарушающие его композиционную целостность. Назовем это явление захламленностью естественных пейзажей антропогенным мусором. Захламленность пейзажей – одна из очевидных репеллентных характеристик местности.

Ценностными признаками пейзажей, которые могут воздействовать на чувства, настроения, на физическое и психоэмоциональное состояние человека, по мнению некоторых исследователей (в первую очередь, медиков и психологов), являются цвет, яркость, форма, пространственная структура объектов в границах полей зрения.

Большое значение имеет такая характеристика, как многоплановость пейзажа. Один пейзаж может отличаться от другого мерой «выявленное™» пространства, насыщенности изобразительными предметами. В фотографии, как и в живописи, существует градация: крупный план – средний план – далекий (мелкий) план.

Панорама, в противовес портрету, – это большое число обозреваемых предметов, наличие нескольких изобразительных планов, выбираемых зрителем произвольно. Чем выше степень «панорамности» пейзажа, тем потенциально больше «изобразительных картин (планов)» оказывается в поле зрения человека. Многоплановость является сущностным признаком наряду с цветофактурными качествами живописности пейзажей. Не напрасно считается, что горные территории по живописности намного превосходят равнинные. Поэтому столь значимо, имеются ли на оцениваемой местности возвышенные места – вершинные части хребтов, перевалы и пр., способные служить точками панорамного обзора. С высоких точек открывается возможность обозревать величие, мощь и красоту горных сооружений. Обрывы, скалы, осыпи, курумы, каньоны горных рек, пороги, водопады и т.п. оказывают сильное эмоциональное воздействие на зрителя и зачастую навсегда остаются в памяти человека.

Особенно привлекательны места, где на одной панораме можно обозревать различные, контрастные ландшафты – горы и равнину, лес и степь, пестроцветные альпийские луга и снежные вершины.

Аттрактивные свойства ландшафтов – ключевая характеристика, определяющая рекреационный потенциал места. Она охватывает, например, такие важные значения: отдыхая здесь, я могу «проделывать» – купаться, кататься с гор, удить рыбу (функциональные), изучать особенности местности (топологические), любоваться природой (эстетические).

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1930; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!