Задание: Сформулируйте цель, задачи, содержание экскурсии в Московский Кремль

Билет.

Представление как форма организации культурно-просветительской деятельности (шоу программа)

Задание: сформулируйте цель, задачи, содержание экскурсии в Московский Кремль.

 

Представление как форма организации культурно-просветительской деятельности (шоу программа).

 

Культурно-досуговая деятельность - это составная часть социально-культурной деятельности, которая помогает в решении многих социальных проблем средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.). Культурно-досуговую деятельность определяют: как специализированную подсистему духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющую социальные институты, обеспечивающие воспроизводство, потребление, сохранение и распространение культурных ценностей; как коллективный и индивидуальный способ жизнедеятельности людей, в основе которого лежит многосторонняя деятельность; как сферу жизнедеятельности, открывающую уникальные условия формирования внутреннего мира, повышения культуры и всестороннего развития личности; как средство раскрытия и реализации сущностных сил человека.

 

Культурно-просветительская (деятельность) работа также является частью социально-культурной деятельности. В широком смысле понятием культурно-просветительная работа охватывается любая организованная вне учебных заведений деятельность, способствующая культурному росту человека[9,с. 15].

 

В общем же досуговая деятельность - это деятельность, которая наполняет свободное время человека. Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.

 

Форма организации досугового мероприятия – ограниченное по времени и месту структурированное (форматизированное) свободное времяпрепровождение нескольких лиц, реализующих собственные потребности в двигательной активности, рекреации, релаксации, развитии.

Признаки формы организации на основе подходов, существующих в педагогич. литературе (С.П. Афанасьев, С.Д. Поляков, Е.В. Титова:

- участники деятельности (лица или группы лиц), выполняющие какие-либо точно установленные функции – организаторов, выступающих, зрителей и др.;

- досуговые задачи, которые можно решить при помощи данной формы (потенциал формы, ее содержательность);

- организация времени (фиксированный промежуток времени проведения формы);

- набор актов, ситуаций, процедур;

- порядок действий (алгоритм);

- организация пространства.

Структура взаимодействия включает в себя: функции участников, содержание взаимодействия, методы и приемы взаимодействия, порядок действий, материал, на котором развертывается взаимодействие. Эмоциональный и содержательный ритм формы – определенной организации совместной деятельности во времени, их фазность, повторяемость, периодичность.

 

Одна из трех базовых форм (1-путешествие, 2 – гуляние, 3 – представление) организации досуговых мероприятий – «представление». Минимальное движение участников (либо стоят, либо сидят) в рамках ограниченной площадки.

Форма «представление» характеризуется тем, что организация пространства предполагает наличие ярко-выраженного центра внимания 9сцены, трибуны, спортивной площадки и т.п.), а характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей, даже если в ходе действий происходит обмен этими функциями.

В форме «представление» выделяются разновидности по доминирующим способам организации. К представлениям с преобладанием диалога относятся – дискуссия, просветительская лекция, беседа, диспут. Соединение в представлении диалога и ритуала наблюдается в торжественной церемонии.

К представлениям – показам можно отнести самодеятельный спектакль или концерт, который в качестве досуга дети показывают своим родителям, учителям, друг другу, а также конкурсные программы, проводимые в зрительном зале или на приспособленных для них, площадках. Наиболее известная шоу-программа – КВН.

Если роль участника досугового мероприятия сводится к роли зрителя и слушателя – это представление – просмотр. Например, организованное посещение спектакля в профессиональном театре или концерта симфонической музыки в филармонии.

В качестве развлекательных телепрограмм в 1990-е г. Появились развлекательные кулинарные шоу с эмоциональными элементами – соревновательностью или встречей-беседой с популярным человеком.

 

Одной из самых распрастраненных форм организации досуговых мероприятий является публичное представление (с англ. – «шоу»). Термин «шоу» широко используется в сфере современной медиа- и зрелищной культуры и представляется как яркое сценическое действо с участием известных артистов. Нередко в шоу-программе проводятся мероприятия общественной или культурной жизни (вручение премий, конкурс красоты и др.).

Отличительные черты публичного представления от других форм организации досуга:

1) Массовость, т.е. ориентированность на охват большого круга воспитанников и их родителей. Массовость обуславливает особую масштабность и пышность шоу, способствует реализации механизмов эмоционального заражения участников, передачи эмоционального состояния от человека к человеку. При этом все присутствующие разделяются на выступающих («сцена»), которые показывают представление, и зрителей («зал»), которые смотрят представление. Показ «шоу» предусматривает использование широкого круга средств (музыки, света, цвета, символики). Зрители, просматривая или прослушивая представление, отражают информационный и эмоциональный посылы, а также обмениваются эмоциями друг с другом. Массовость зрительного зала пропорционально увеличивает эффект эмоционального заражения.

2) Зрелищность, достигаемая сочетанием подготовленного и детально продуманного организаторами, сценария и импровизации ведущих. Удачно выстроенный сценарий прогнозирует динамику эмоциональных состояний зрителей и ведет к яркой кульминации. Импровизация создает интригу, непредсказуемость для зала, вовлекает зрителя в действо как сопереживающего участника. Усиливает зрелищность использование соревновательности, когда зритель-болельщик выбирает наиболее привлекательного для него конкурсанта и идентифицирует себя с ним. Так обеспечиваются сопереживание и соучастие зрителя. Применение различных вариантов включения зрителей в действо (голосование, конкурс для зрителей, игра с залом, подсказка зала) создает момент сотворчества участников на сцене и зрителей в зале.

 

При организации публичного представления организатору важно учесть ряд условий:

1) Зрелищность и масштабность поддерживаются использование обширного помещения и сцены, звукоусиливающей аппаратуры и акустики пространства; композицией светового, цветового, музыкального оформления; системой принимаемых аудиторией символов и знаков; участием известных людей.

2) Яркость и целостность действа требуют обеспечения максимального воздействия на все возможные каналы восприятия информации (слух, зрение, ощущения, обоняние и др.), сочетания различных эффектов при наличии выраженного центра внимания.

3) Представление должно строиться с ориентацией на соучастие зрителей. Зрелищность программы можно повысить за счет единой идеи, сквозного сюжета с завязкой, кульминацией и развязкой. Важно при создании зрелища учитывать его композиционное построение. Создание нескольких центров событий разрывает единую линию внимания.

 

Задание: Сформулируйте цель, задачи, содержание экскурсии в Московский Кремль.

Цель экскурсии:раскрыть значение и основное содержание памятников архитектуры Московского Кремля, показать историю создания и значение Московского Кремля; способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и национального самосознания.

Задачи:

1) Общеобразовательная –познакомить учащихся с особенностями архитектуры Московского Кремля, его исторической ценностью для граждан РФ;

 

2) Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к истории своей страны, любовь к Родине, сотрудничество, уважение к истории, ценностям и достояниям российского народа;

 

3) Развивающая – развитие духовно-нравственных ценностей через историю России, развитие устной речи, творческих способностей и интеллектуального уровня учащихся, интереса к истории своей.

 

Ход мероприятия:

I. Основной этап:учитель проводит обзорную экскурсию по Соборной площади Московского Кремля

Учитель:

Сегодня мы поговорим о православной архитектуре. И решили мы начать наше путешествие с Соборной площади – главной площади Московского Кремля. Много площадей в Москве , но всем им прабабушка – Соборная площадь в Кремле.

Площадь окружают три величественных собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский. И возвышается колокольня Ивана Великого. У каждого собора свой облик и назначение. Площадь трёх соборов в её теперешнем виде возникла в конце XV века при великом московском князе Иване III.

Итак, перед вами Успенский собор. Когда мы смотрим на Успенский собор, то он нас поражает тем, как он лёгок и светел при всей впечатляющей массивности. Действительно таким должен быть главный собор Москвы Ивана III, великого князя, сделавшего Московское княжество центром всей нашей Русской земли.

Именно Успенский собор, продолжающий традиции Киева, воплощал идею мощи Москвы, идею силы православной церкви. Успенский собор вобрал в себя старинную русскую традицию: он стал преемником Десятинной церкви Киева, посвящённой Успению Богородицы. Затем символом преемственности Владимира по отношению к Киеву стал в XII веке. Успенский собор в новом центре русской земли. Московский собор более, чем на триста лет моложе Владимирского Успенского собора.

Московский храм – удивительное явление XV века.

После того как рухнула Северная стена уже, по сути, возведённого собора, ( о причинах, приведших к беде, спорят до сих пор) Иван III принимает смелое решение: он приглашает строить русский храм итальянского мастера. Это был Аристотель Фиораванти. За четыре года ( с 1475 по 1479) возвёл собор, который был освещён к празднику Успения Пресвятой Богородицы – 15 августа 1479 года. Образцом для итальянского мастера был, как мы уже и говорили, Успенский собор Владимира. Но московский храм строил итальянец, который привнёс в его архитектурный облик черты, связывающие его с архитектурой Европы того времени, с античной архитектурой.

Успенский собор играет особую роль в истории отечественной культуры не только благодаря своим высочайшим художественным достоинствам, но и по значению в политической жизни России и в более поздние века. В Успенском соборе венчались на царство цари и императоры. Причём это было в те два столетия, когда столицей Империи стал Петербург. Именно потому, что в Москве совершались эти обряды, она в XVIII – XIX веках оставалась второй, по отношению к Петербургу, столицей Российской империи. В Успенском соборе проходило поставление иерархов (высших чинов) церкви.

Вот мы подошли к Благовещенскомусобору. Благовещенский собор – домовая церковь Ивана III соседствует по времени и месту с Успенским собором. Она чуть моложе его, но существенно от него отличается в архитектурном отношении. Её строили псковичи и в её облике угадываются черты северо-западной архитектуры в единстве с чертами, присущим владимирским и суздальским храмам.

Мощь, монументальность, характерные для псковско-новгородских храмов, удивительно сочетаются с изяществом и лёгкостью владимиро-суздальской школой. Высокий подклет, кубическая форма основного объёма храма делают его крепко стоящим на земле. Вместе с тем декоративные полуколонки, опоясывающие храм, килевидные закомары, такие же кокошники, кровля, повторяющая их форму, пристроенные позже четыре одноглавые приделы (самостоятельные церкви), и, главное, обильная позолота куполов и кровли, за что он в народе был прозван Златоверхим, делают его очень эффектным. Подстать внешнему облику собора и его внутреннее пространство и убранство.

А вот перед нами Архангельский собор.Строительство последнего начатого при жизни Ивана III собора Московского Кремля – Архангельского – можно считать архитектурным завещанием великого князя. Предчувствуя скорую смерть, Он решил создать усыпальницу московских князей. Соотечественник Аристотеля Фиораванти, Алевиз Новый, приехавший к московскому князю, пошёл тем же путём, что и строитель Успенского собора. Он соединил традиции русского зодчества с опытом итальянских архитекторов, основывавшихся на изучении античности: плоскости стен украшены широкими карнизами, плоскими колоннами-пилястрами. Нетрадиционно решил итальянский мастер и закомары ( полукруглые или килевидные завершения части наружной стены), они отделены от стены карнизом, а внутри их находятся раковины. Нововведение Алевиза Нового привилось в русской архитектуре. В более поздних храмах можно увидеть подобные конструкции. Так усвоение чужого опыта обогащало нашу культуру.

А это ещё одно звено в пятисоборной площади – церковь Ризоположения.Это однокупольный храм домашняя церковь митрополита. Её строили те же псковские мастера, которые строили Благовещенский собор. В ней то же взаимодействие стилей, характерных для разных земель Руси.

При всей разности соборы Московского Кремля составляют единое целое. Во многом они «обязаны» этим колокольне Ивана Великого – современнице Архангельского собора. Сама по себе высокое, внушительное сооружение – высотой с современный двадцатиэтажный дом. Она поддержана двумя могучими звонницами. В самом начале XV века старую колокольню, объединявшую соборы Московского Кремля, расположенные в непосредственной близости друг от друга, заменили на новую. Она называется Ивановской, или Иваном Великим. Первоначально это были два поставленных друг на друга восьмигранника, надстроенные позже третьим. Впечатление мощи и величия Ивана Великого усиливают лопатки на её гранях, большие арки, в которые видны колокола и венчающая её глава. Колокольня Ивана Великого на протяжении нескольких веков была самым высоким зданием Москвы, и звоны её колоколов были слышны ещё при подъезде к городу. Несмотря на то, что колокольню строил итальянский архитектор, она походит на характерные для средневековой Руси сторожевые башни.

Рядом с Иваном Великим в XVI и XVII веках поднялись ещё две звонницы, возведённые русскими зодчими. Они ниже Ивана Великого, но много мощнее его, поскольку предназначены для тяжёлых колоколов. Одна из них так же увенчана куполом, другая причудливыми пирамидами и шатром.

Есть архитектурные ансамбли, которые строились по единому замыслу, по заранее разработанному общему плану. Таким городом в древности была Александрия. В России XVIII века таким городом стал Петербург. Архитектурное чудо Москвы заключается в том, что город, строившийся на протяжении веков, представляет собой единое прекрасное целое.

 

II. Блиц – опрос

После завершения основного этапа урока учитель проводит опрос учащихся/ За верный ответ можно давать конфеты, которыми после окончания экскурсии дети смогут перекусить.

Учитель:Как называется главная площадь Московского Кремля?

Дети: Соборная площадь

Учитель:Почему эта площадь получила такое название?

Дети:Площадь окружают три величественных собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский.

Учитель:При каком великом князе Московский Кремль стал активно застраиваться?

Дети:При Иване III

Учитель:Кто главный архитектор Успенского собора?

Дети:Аристотель Фиораванти – итальянский мастер.

Учитель:Почему Успенский собор – главный собор Москвы Ивана III?

Дети:В Успенском соборе венчались на царство цари и императоры.

Учитель:Как называлась домовая церковь Ивана III?

Дети:Благовещенский собор

Учитель:Какой собор можно считать архитектурным завещанием великого князя Ивана III?

Дети:Архангельский собор.

Учитель:Почему?

Дети:Предчувствуя скорую смерть, Иван III решил создать усыпальницу московских князей.

Учитель:Какой собор был назван в народе Златоверхим, и за что?

Дети:Благовещенский собор, за обильную позолоту кровли и куполов.

Учитель:А теперь вопрос на сообразительность: почему колокольня Ивана Великого получила такое название?

Дети:Иван – самое распространённое имя на Руси. Эта колокольня была долгое время самым высоким зданием в Москве, поэтому Великий.

После окончания опроса подсчитываем у кого больше верных ответов – количество конфет или жетонов. Победители становятся командирами и набирают себе команду для дальнейшей работы.

 

III. Рефлексия

Затем данные группы ещё раз самостоятельно осматривают архитектуру Соборной площади, делают зарисовки, фотографии.

 

IV. Домашнее задание: сделать фотоотчёт об экскурсии в виде слайдов, презентаций, сообщений по выбору.

 

V. Заключительное слово учителя:

Надеемся, что экскурсия была содержательной, интересной и заставила о многом поразмышлять. А на Соборную площадь мы ещё вернёмся, чтобы ознакомиться с внутренним убранством её соборов.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1010; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!