Субъекты массовой коммуникации



Аудитория-это устойчивая совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных интересов и возможностей, а так же форм, способов и каналов удовлетворения их потребностей.

Массовая  аудитория-  совокупность индивидов, получающих одновременно или в разное время информацию, значимую на данном этапе.

 

Субъект — это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект - то, что противостоит субъекту, на что направлена его деятельность. В отличие от объективной реальности объектом является лишь та ее часть, которая включена в деятельность субъекта.

 

 

24. Функции массовой коммуникации в современном обществе.

Социально значимые функции СМИ, можно объединить в три группы:

-первая группа информационная -заключается в передачи актуальной информации в обществе.

 -вторая группа регулирующая- массовая коммуникация регулирует, влияет на формирование мнения людей, на функцию социального развития.

-третья группа культурологическая- выполняет позновательную функцию в сфере культуры и искусства. Способствует сохранению и передачи культурных традиций.

Функция интеграции- объединяет людей.

Функции для общества

-установить общие взгляды на окружающую среду.

-социализировать новых членов, побудить их к выполнению социальных ролей, норм и обычаев.

-представить развлечение для членов общества(социума), для того, чтобы отключить внимание от неудовлетворенности жизни.

-добиться политического единодушия, завоевать сторонников и последователей, установить контроль над поведением.

Функции для индивида

-проверить и расширить картину реальности, узнать о возможности окружающей среды и тех опасностях, которые с ней связаны.

-приобрести навыки и знания необходимые для «устроенной» жизни общества.

-прийти к решению там, где существует выбор, предпринять действия на основе полученной информации и наметить социально-предпочитаемую линию поведения.

 

Модель Шрама

Это модель циклическая сторона коммуникации. В рамках данной модели участника коммуникационного процесса предстают в одинаковых ролях, поскольку выполняют одни и те же функции: кодирование, декодирование, интерпретация сообщения. Новый элемент: обратная связь.

В данной модели указывается на то, что эффективность коммуникации обусловлена социальным контекстом в котором она реализуется, сложившимися между коммуникативными отношениями, а так же ценностями аргументации присущеми коммуникатором.

Ценности:

1-финальные

2-материальные

3-гуманистические(духовные)

4-инструментальные

5производная

 

 

Ценность массовой информации базируется на следующих принципах:

•ф- диалектическое единство ее количественных и качественных ха­рактеристик;

•ф- органическая взаимосвязь и взаимозависимость всех видов мас­совой информации, циркулирующих в обществе;

•ф- постулирование эффективности информационных процессов, удовлетворяющих потребности получателей информации;

•ф- наличие объективной стороны при оценке масовой информа­ции (когда ценность рассматривается как свойство самой ин­формации);

•ф- наличие субъективной стороны при ее оценке, поскольку цен­ности отражают воззрения индивидов и не имеют смысла без их сторонников.

 

Функции массовой коммуникации. В 1948 г. Г. Лассуэлл выде­лил три основные функции массовой коммуникации: обозрение ок­ружающего мира, что можно интерпретировать как информацион­ную функцию; корреляция с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие на общество и его познание через обратную связь; передача культурного наследия, что можно понимать как познавательно-культурологическую функцию, функ­цию преемственности культур.

В 1960 г. американский исследователь К. Райт выявил еще одну функцию массовой коммуникации — развлекательную.

 

Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информа­ции о самых различных сферах деятельности — деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п.

Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздейст­вия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и кончая контролем над обществом.

Культурологическая функция включает в себя ознакомление с достижениями культуры и искусства и способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сомнения культурных традиций.

 

 

25. Понятие межкультурной коммуникации. Уровни межкультурной коммуникации.

куль­тура может рассматриваться как общая, универсальная для общества (этноса, нации) система ценностных ориентации, стереотипов сознания и поведения, форм общения и организации совместной деятельности людей, которые передаются от поколения к поколению.

Межкультурная коммуникация характеризуется тем, что при встрече представителей разных культур каждый из них действует в соответствии со своими культурными нормами.

Межкультурная коммуникация может осуществляться и быть иссле­дована либо на уровне групп, либо на индивидуальном уровне. Дру­гими словами, можно изучать коммуникативные процессы между различными культурными группами (большими и малыми) или между отдельными людьми. Большинство исследований, проводив­шихся на уровне групп, носят характер культурно-антропологичес­ких и социологических исследований, которые рассматривают культурную группу как коллективное единство (целое) и пытаются ее целостно понимать.

Конечным субъек­том межкультурного общения выступает сам человек. Именно люди вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом. В то же время, добровольно или нет, эти люди входят в состав тех или иных общественных групп, обладающих своими культурными осо­бенностями.

следет учитывать, что на процесс коммуникации и ин­терпретации сообщений в межличностном общении помимо куль­турных различий влияют возраст, пол, профессия, социальный ста­тус коммуниканта. Они также накладывают отпечаток на характер каждого конкретного акта коммуникации и уровень взаимопонима­ния его участников.

Понятие «межкулътурнпя коммуникация» является производным от понятия «культура». Наиболее функциональным с точки зрения изучения коммуникации культур является определение культуры как универсальной для общества (этноса, нации) системы ценностных ориентации, стерео­типов сознания, норм и правил поведения, форм общения и организации совместной деятельности людей. В таком случае межкулътурная коммуни­кация может быть определена как культурное взаимодействие и адекват­ное взаимопонимание участников коммуникативного акта, принадлежа­щих к разным культурам

. Межкулътурная коммуникация может осуществляться как на уровне групп (больших и малых), так и на индивидуальном уровне. Субъекты меж­культурной коммуникации - отдельные индивиды, принадлежащие к раз­ным группам, малые группы, этносы, нации, цивилизации.

3. В культурологии понятию «межкулътурная коммуникация» соответ­ствует понятие «аккулътурация», означающее процесс и результат вза­имного влияния разных культур. Взаимовлияние культур далеко не всегда бывает адекватным - это позволяет выделить такие формы межкультур­ной коммуникации, как культурная экспансия, культурная диффузия, культурный конфликт.

 

 

26. Аккультурация, культурная экспансия, культурная диффузия, культурный конфликт как формы межкультурной коммуникации.

 

Аккуль­турация представляет одновременно процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (культуры-реципиента) перенимают нормы, ценности и традиции другой (культуры-донора).

Сегодня целью аккультурации считается достижение ин­теграции культур, дающее в результате бикультуральную или мультикультуральную личность.

Среди факторов, влияющих на характер аккультурации, выделя­ют следующие:

•ф- степень дифференциации принимающей культуры — общество, располагающее развитыми системами морали, права, художественной культуры, эстетики, философии, в состоянии адаптировать функционально приемлемые нововведения, не подрывая основную духовную структуру;

•ф- длительность контакта — растянутое во времени воз­действие вызывает не шоковое состояние и отторжение, а при­выкание и постепенное принятие;

•ф- политико-экономические условия взаимодействия — ситуация политического и экономического господства или зави­симости во многом определяет содержание культурного общения.

Культурная экспансия представляет собой расширение сферы влия­ния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы.

 

Культурная диффузия как форма межкультурной коммуника­циипредставляет собой взаимное проникновение (заимствование) куль­турных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосно­вении (культурном контакте).

Культурная диффузия может происходить не только между стра­нами и народами, но и между группами (социальными, демографи­ческими, профессиональными, конфессиональными и др.) — носи- . телями субкультур. Поэтому различают два ее направления:

•ф- горизонтальное распространение культурных новшеств наблюдается между равными по статусу группами, поэтому его также можно назвать межгрупповой культурной диффузией (на­пример, проникновение элементов городской культуры в сель­скую местность);

-ф- вертикальное распространение элементов культуры проис­ходит между субъектами с неравным статусом, его называют стратификационной культурной диффузией (заимствование аристократией элементов простонародного говора).Результатом культурной диффузии становится культурная интег­рация, когда происходит объединение различных частей взаимодействую­щих культур в некую целостность, обеспечивающую их взаимосвязь.

 

Культурный конфликт как форма межкультурной коммуни­кации предполагает столкновение субъектов культуры — носителей различных культурных ценностей и норм. Причиной культурных конфликтов служат культурные различия между народами или внут­ри отдельного общества, которые могут принимать форму противо­речия или даже открытого столкновения.

 

Выделяют несколько видов культурных конфликтов:

-ф- конфликты между различными этническими группами и их куль­турами (русскими и представителями кавказских этносов, армя­нами и азербайджанцами, американцами и индейцами, хутту и тутси в Руанде и др.);

-ф- конфликты между религиозными группами, представителями различных религий или течений внутри отдельных религий (ре­лигиозные войны в Европе, конфликт между католиками и про­тестантами в Северной Ирландии, между православными и униа­тами в Западной Украине, суннитами и шиитами в мусульманст­ве и т.п.);

-ф- конфликты между поколениями, носителями разных субкультур (конфликт отцов и детей);

-ф- конфликты между различными частями единой нормативной системы доминирующей культуры (например, в рамках одного общества могут сосуществовать группы, по-разному относящие­ся к вопросам допущения или недопущения разводов, добрач­ных сексуальных связей или абортов и т.п.);

-ф конфликты между традициями и новациями в культуре (такие конфликты присущи быстро изменяющимся обществам, к кото­рым можно отнести современную Россию. Переход к рыночным отношениям требует новых ценностных ориентиров, в частнос­ти финансового успеха, конкурентной борьбы, выживания силь­нейшего, коммерческого расчета и т.п. Однако большая часть населения, за исключением молодежи, выступает живым носи­телем социалистических ценностей, которые противоположны нормам капиталистической морали);

•ф- конфликты между различными лингвокультурными сообщества­ми и их отдельными представителями, возникающие вследствие языковых барьеров и интерпретативных ошибок. Культурные конфликты могут возникать не только на группо­вом, но и на индивидуальном уровне, поскольку непосредственным носителем культуры является сам человек.

 

27. Связи с общественностью, реклама, пропаганда как специфические социальные коммуникации.  

Социальная коммуникация-процесс передачи или обмена информацией.

  Связи с общественностью помогают организации и ее общественно­му окружению адаптироваться друг к другу.

Связи с общественностью — это усилия организации по построению кооперации с группой людей.

Связи с общественностью помогают организации налаживать эффек­тивные коммуникации и эффективное взаимодействие со своей целе­вой аудиторией.

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Недобросовестной признается реклама, которая:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения.

4. Реклама не должна:

1) побуждать к совершению противоправных действий;

2) призывать к насилию и жестокости;

3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.

Пропаганда — это инструмент политики и инструмент социального контроля. Главная ее цель заключается не столько в том, чтобы обра­щать в свою веру, сколько в том, чтобы привлекать к себе последова­телей и удерживать их в строю. Задачей пропаганды, при наличии со­ответствующих возможностей, является охват каждой из сфер человеческой деятельности для того, чтобы окружение каждого человека изменилось и приняло взгляды нашего всемирного движения.

В действительности, пропаганда нацелена на «распространение веры», на обращение людей к вере, возможно, с помощью не совсем честных или совсем не честных методов.

Дж. Грюниг и Т. Хант (Grunig and Hunt, 1984) разработали историчес­кую периодизацию развития связей с общественностью в США, которая со­стоит из пяти отдельных фаз:

  • Одурачивание общественности
  • «Общественность может идти к черту!»
  • Общественная информация
  • Пропаганда и убеждение
  • Общественное понимание
  • Одурачивание общественности

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1293; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!