Политико-правовые идеи Августина Блаженного



Эпоха.

Относительно ранний период христианства (IV — V вв.) (христианство стало господствующей религией в Риме, приспособление доктрины к новому статусу).

Августин (354 — 430 гг.) (отец язычник, мать христианка, преподавал грамматику, риторику, стал епископом).

Происхождение государства.

Христианская мистика и мифология (история человечества подчинена божественному провидению, заранее установленному плану; история начинается с грехопадения Адама и Евы и заканчивается Страшным судом; все социальные, правовые и государственные учреждения — результат греховности человека, его извращенной свободной воли).

Разделяет представления античных авторов о возникновении государства в ходе естественной эволюции, но процессы обусловлены божественной волей (природа толкает людей к объединению сначала в семьи, потом в государства для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности; стремление к объединению приводит к общественному договору, с которым связываются представления об общественных обязанностях).

В семье власть принадлежит отцу, политическая власть вытекает из уважения к качествам первых королей (в рациональное объяснения вторгается Божья воля — власть принадлежит им по воле Бога, который делегирует ее каждому народу; в одних случаях Бог сам назначает правителя, в других — его воля проявляется через естественный ход событий).

Характеристика государства (определение государства).

Цель власти — обеспечение справедливости, мира и согласия между правителями и подданными (действия государств, в которых не соблюдается справедливость — грабеж).

Собственность (все должно быть общее; в естественном состоянии у людей должна быть коллективная собственность; каждый берет из общего запаса все, что ему нужно; все сверх индивидуальных потребностей принадлежит обществу и используется в его интересах) (отрицание абсолютного права частной собственности).

Рабство не отрицал (но осуждал — порабощение человека — грех).

Отношение церкви к государству, духовной власти ксветской (теория разделения церковной и государственной властей; они различны, обладают суверенитетом, независимостью; но между ними есть взаимодействие, должны оказывать поддержку друг другу).

Церковная власть — высшая (духовная сфера выше мирской, shpora.su).

Формы государства (идеальное государство).

Сам человек бессилен избавиться от греха и создать совершенное земное общество (на нем печать предопределения; греховный земной град рушится; надежды связываются с градом Божьим (община праведников, следующих божественным установлениям); церковь — предизображение небесного града).

Безразличие к формам государства (в его эпоху рушились классические институты; традиционное деление на правильные и неправильные формы).

Неправильные формы (несправедливый царь — тиран, несправедливый народ — тоже тиран, несправедливая аристократия — власть эгоистической группировки).

Правильные формы (соблюдается право — нет предпочтений; выбор формы второстепенен; любая форма правления может оказаться хорошей, когда уважают Бога и человека).

Особенности теории.

Теория разделения церковной и государственной властей.

Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского

Эпоха.

XIII в. Христианская церковь воплотилась в стабильную, стройную и всепроникающую организацию (поискам, откровениям, прозрениям положен конец; создалось догматическое, формализованное учение, основанное на авторитете официально признанной интерпретации священных писаний; религиозные философы подтверждают догматы веры).

Схоластика — попытка рационального доказательства иррациональных истин.

Фома (1226 — 1274 гг.) (аристократ, преподавал философию и теологию; главное произведение «Сумма теологии», политические взгляды «О правлении государей» и комментарии к труда Аристотеля).

Происхождение государства.

Фома стремится вывести Бога из бытия вещей (в анализе реальностей следует здравому смыслу и пользуется античным наследием (реализмом Аристотеля и достижениями Римского права); признает естественный характер государства).

Рационалистический реализм анализа земных проблем — угроза для богословской настройки (подготовка почвы для идеологии Возрождения, покончившей с монополией католицизма).

Существование государства, объединение людей в политическое общество — естественный закон (человек — животное политическое, стремится к объединению, к общению для обеспечения лучших условий жизни, для раскрытия своих способностей; общество объединяет людей разных способностей, которые взаимодополняют друг друга).

Создание государства — результат естественной склонности к общественной жизни (но он предопределен волей Бога и опосредован разумом человека; не исключается общественный договор в качестве способа создания государства; цель государства — общее благо (материальное и духовное)).


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!