В становлении и развитии американского романтизма выделено три периода



1. Ранний американский романтизм (1819-1830 гг.), к которому критики и ученые отнесли творчество В. Ирвинга, Ф. Купера, Д. Кеннеди и др. Непосредственным предшественником этого периода был передромантизм, который развивался еще в рамках просветительской литературы. Творчество писателей раннего этапа носила оптимистичный характер, связанный с героическим время Войны за независимость.

2. Зрелый американский романтизм (1840-1850-е гг.) - это творчество Н. Готорна, Э. По, Г. Мелвилла и др. Большинство писателей этого периода пережила глубокое неудовлетворение ходом развития страны, поэтому в их произведениях преобладали драматические, даже трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека, настроения тоски, осознание трагизма человеческого бытия. Появился новый герой - человек с раздвоенной психикой, которая несла в своей душе отпечаток обреченности. На этом этапе американский романтизм приобрел философской направленности. В произведения писателей стала проникать романтическая символика и поучительная аллегоричность, значительную роль стали играть сверхъестественные силы, усилились мистические мотивы.

3. Поздний американский романтизм (60-е pp.XIX ст.). Это период кризисных явлений. На данном этапе работали те писатели предыдущего этапа, которые продолжали свой творческий путь в литературе.

Главное, что привлекало в произведениях - история и современность, природа и обычаи, коллизии и процессы, человеческие типы и характеры.

Писатели - романтики в своих книгах с увлечением путешествовали вместе с героями и читателями морскими просторами, лесами, реками. Нетронутая цивилизацией природа представала сразу же за порогом дома. Природа малоизвестного континента или экзотических островов часто становилась одним из персонажей.

Исторические произведения о недавнем прошлом имели целью укрепить чувства привязанности к своей земле, гордости за нее. С другой стороны, в этих произведениях история часто было лишь проекцией проблем и конфликтов современности.

Джеймс Фенимор Купер (1789—1851). Купер одним из первых в американской литературе XIX века выступил с резкой критикой капиталистической Америки. В своих романах он создал широкую панораму жизни страны, в ярких художественных образах отразил процесс ее капитализации, рассказал о самоотверженной борьбе индейских племен против колонизаторов. Купер способствовал утверждению жанра исторического романа в американской литературе. В мировой литературе его имя по праву стоит рядом с именем Вальтера Скотта. Однако романы Купера «совершенно самобытны и, кроме высокого художественного достоинства, не имеют ничего общего с романами Вальтера Скотта, хотя, впрочем, и были их результатом в смысле исторической последовательности развития новейшей литературы».

За свою жизнь Купер написал большое количество произведений, которые по их тематике могут быть разделены на несколько циклов: исторические романы, морские романы, романы о борьбе индейских племен. В исторических романах («Шпион», «Лайонель Линкольн», «Два адмирала», «Браво», «Гейденмауер, или Бенедиктинцы» и других) Купер обращается к событиям американской войны за независимость, а также к историческому прошлому европейских государств и критикует феодальные порядки. В морских романах («Пират», «Лоцман», «Красный корсар»), отразивших впечатления, полученные Купером во время его службы во флоте, большое место занимает приключенческий элемент. Однако в целом романы этого цикла уступают остальным произведениям Купера в значительности и актуальности поставленных в них проблем. Наибольшее признание получили романы «индейского цикла» («Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт» и «Зверобой»), известные под общим названием романов о Кожаном Чулке. Поставленная в этих романах тема борьбы свободолюбивых индейских племен против колонизаторов, замечательные образы простых людей, индейцев и белых, привлекли к романам данного цикла особое внимание и симпатии широких читательских кругов и передовой критики.

Три периода следует выделить в творческом пути Фенимора Купера.

Генри Уодсуорта Лонгфелло (1807-1882). С самого начала и до самого конца литературной деятельности Лонгфелло ему неизменно сопутствует успех. Уже первый сборник стихов «Голоса ночи» (1839) принес поэту широкую популярность, возраставшую с выходом каждого последующего сборника: «Баллады и другие стихотворения» (1841), «Башня в Брюгге и другие стихотворения» (1845), «На берегу моря и у камина» (1850) и др.

В произведениях, вошедших в эти сборники, складываются основные черты поэтического стиля Лонгфелло. Язык поэта прозрачен, прост и естествен, лишен вымученной изысканности и напыщенности, и это результат огромной тщательной работы поэта. Стихи Лонгфелло очень мелодичны, легко запоминаются. Поэт использует традиционные стихотворные формы и размеры, но варьирует их в очень широком диапазоне.

Романтический характер мироощущения Лонгфелло проявляется в его обращении к историческому прошлому: красочным картинам европейского средневековья («Башня в Брюгге», «Норманнский барон» и др.), героическим событиям Войны за независимость («Скачка Поля Ревира» и др.), жизни североамериканских индейцев («Похороны Миннисинка» и др.). Лонгфелло тяготеет к фольклорным мотивам, стремясь к созданию мифологически-легендарного национального эпоса. Личное, субъективное начало в поэзии Лонгфелло отступает на второй план перед повествовательными и дидактическими задачами. Но при этом морализм поэта широк и гуманистичен и потому не производит впечатления унылой нравоучительности. Многим стихотворениям присуще настроение сентиментальной меланхолии, но она носит неглубокий, поверхностный характер и не затрагивает основ уравновешенного и гармоничного мира поэта.

Поздняя лирика Лонгфелло носит философский характер. Слава его велика, а авторитет как живого классика - незыблем. Время, прошедшее после смерти поэта, внесло свои коррективы в эти оценки. В XX в. больший интерес и у читателей и у литературоведов вызывает не наследие Лонгфелло, а творчество непризнанных при жизни У. Уитмена и Э. Дикинсон.

Натаниел Готорн (1804-1864) - новеллист, романист, детский писатель, автор записных книжек, журналист.

Творчество Н. Готорна было тесно связано с пуританским прошлым Новой Англии, но сам он не был пуританином в общепринятом смысле этого слова и не принял ортодоксальную доктрину пуританства. В пуританах XVII в. он ценил свободолюбие, энергию, патриотизм - все то, что помогло им свергнуть английское иго, а также их строгость в вопросах морали. Готорн понимал, что пуритане, основав в Америке свою общину, сами жестоко преследовали инакомыслящих. Готорн не считал себя профессиональным деятелем демократической партии, но был ее членом. Верность демократическим взглядам Готорн сохранил до конца жизни.

Гражданская война 1861 -1865 гг. в США стала для Готорна значительным событием. В письмах к друзьям он неоднократно выражал сожаление, что возраст не позволяет ему записаться добровольцем и сражаться на стороне северян. Однако решительные действия аболиционистов вызывали его неодобрение, и он, как обычно, пытался взглянуть на дело с позиций обеих сторон, т. е. с позиций северян и южан. Готорн понимал отрицательные последствия войны и сожалел, что в результате нее погибло так много американцев.

Готорн не был трансценденталистом, но лично знал многих из них (Эмерсона, Торо, М. Фуллер и др.), изучал их труды, принимал некоторые положения их этики, такие, как стремление к простой трудовой жизни, христианская доброта. Однако, уважая их талант и взгляды, он шел своим путем, во многом не соглашаясь с ними (например, отказался принять тезис Эмерсона о «божественности» человеческого сознания, отверг идею автономии личности).

Наряду с В. Ирвингом и Э. А. По Готорн считается родоначальником жанра американской новеллы. По тематике его романтическую прозу малыхформ можно разделить на несколько видов: рассказы и скетчи о пуританском прошлом Новой Англии, вымышленные «исторические» и мифологические рассказы; аллегорические эссе, рассказы и скетчи на темы морали.

Готорн-новеллист начал печататься в периодических изданиях Северо-Востока под различными псевдонимами. Все напечатанное не создало ему литературной славы, но эти же новеллы, собранные и опубликованные при дружеской поддержке Г. Бриджа в сборнике «Дважды рассказанные истории», положили начало его  известности как писателя-моралиста Новой Англии.

Разнообразна тематика новелл Готорна. Писателя интересовали моральные проблемы, прошлое Новой Англии. Он хотел выпустить сборник новелл «Семь рассказов о моей родине», но, не найдя издателя, уничтожил рукопись. Сохранились лишь две новеллы из этой серии: «Мольба Алисы Доун» и «Долина трех холмов».

В новелле «Мольба Алисы Доун» впервые поднята тема, которую Готорн станет разрабатывать в своем последующем творчестве: тема нравственного осмысления связей прошлого и настоящего, нашедшего свое воплощение в этических категориях добра и зла, вины и искупления, преступления и раскаяния.

Герман Мелвилл (1819-1891) принадлежит ко второму поколению американских романтиков.

В литературе Мелвилл дебютирует вскоре после своего возвращения в США автобиографическим романом «Тайпи» (1846). Он был воспринят как увлекательный рассказ о приключениях автора среди каннибальских племен. Затем последовал роман «Ому» (1847), во многом выглядевший как продолжение первого.

В эти первые годы литературного труда Мелвилл усиленно, хотя и без строгой системы, занимается само  образованием, знакомится с сочинениями древних авторов и философскими теориями, занимавшими умы его современников. Сближение Мелвилла с литературно-политической группировкой «Молодая Америка» способствует тому, что он начинает принимать участие в литературной жизни, страны.

Другим важным моментом в жизни писателя этого периода было его знакомство с учением трансцендентализма, прежде всего с произведениями Р. Эмерсона. Их воздействие и сложная полемика с идеями трансцендентализма будут ощущаться почти во всех последующих произведениях Мелвилла.

Два из трех следующих романов Мелвилла «Редберн» (1849) и «Белый бушлат» (1850) также написаны на биографическом материале (автор сам служил матросом на торговом судне и на военном корабле). Они принадлежат к жанру «морского» романа, который в творчестве Мелвилла приобрел новое качество по сравнению с «морскими» романами Купера и других его современников. Море у Мелвилла - не фон и не декорация; море - это сама жизнь, раскрывающая истинную цену и сущность каждого человека.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!