Организационная теория ассимиляции Ф. Джаблина



Исследования мигрантов в Америке зародились еще в начале ХХ в. после «великой миграции», происходившей в 1910-е — 1920-е гг., и во многом совпа- ли с зарождением американской социологической науки в целом. Первыми учеными, работавшими в этом направлении, были Р. Парк и другие представи- тели Чикагской школы. Они начали публиковать работы, посвященные отдель- ным этническим группам иммигрантов в Америке, положению афроамери- канцев, дискриминации, межнациональным бракам и т. д. в «Американском социологическом журнале». Первая научная работа, детально анализирующая парадигмы интеграции европейских мигрантов, «Польский крестьянин в Евро- пе и Америке», относится к 1918 г. и считается социологической классикой. Описывая особенности польской глубинки, исторические причины и социаль- ные механизмы миграции, а также истории отдельных людей после эмиграции в США, авторы приходят к выводу, что поляки ассимилируются, но остаются «американцами польского происхождения» (Thomas, Znaniecki 1996 [1918]). Роберт Парк разработал теорию ассимиляции мигрантов, которая в боль- шой степени повлияла на дальнейшее развитие этого направления исследова- ний (Park 1950 [1913]). Согласно его концепции, известной как цикл расовых отношений (Race Relations Cycle), существует 4 этапа на пути ассимиляции, через которые проходят все люди, попадающие в новое общество. Первый этап — это контакт или знакомство. Затем следует конфликт или соперниче- ство, потом попытка аккомодации. После того, как эта попытка не удается, че- ловеку не остается ничего, кроме как ассимилироваться с принимающим об- ществом. Парк и Берджесс выработали концепцию ассимиляции в результате много- летней полевой работы. Они исследовали этнические сообщества Чикаго, и сам город стал их лабораторией. При этом они не разделяют этнические меньшин- ства и мигрантов из Европы, рассматривая их как схожие группы. По их мне- нию, и польские крестьяне, и чернокожие американцы переехали из аграрных районов в городские гетто, что позволяет применять к ним единую рамку ис- следования (Pedraza, Rumbaut 1996). Одной из классических работ по ассимиляции стала книга Ллойда Уорнера середины 1940-х гг. «Социальные системы американских этнических групп». В ней был выдвинут тезис о том, что этнические группы в Америке — это вре- менное явление, и они неизбежно ассимилируются с американцами благодаря Костенко В.В. Теории миграции: от ассимиляции к транснационализму 64 равным для всех законам и системе социальной мобильности. При этом авторы полагали, что мигранты должны «отбросить свои ценности и представления, воспринимающиеся новым обществом как второсортные, чтобы в полной мере усвоить новую культуру» (Warner, Srole 1945: 17). В этой же книге авторы связы- вали скорость ассимиляции с расой и религией, полагая, что представители англо саксонской культуры ассимилируются быстрее всех, а «негры и мула- ты» — медленнее. Теория Парка легла в основу книги Милтона Гордона «Ассимиляция в аме- риканской жизни», написанной в начале 1960-х гг. В этой работе Гордон фор- мулирует 7 типов ассимиляции: аккультурация (принятие норм, ценностей и образа жизни нового общества), структурная ассимиляция (включение в ин- ституты общества), брачная ассимиляция и идентификационная ассимиляция (когда возникает чувство единения скорее с принимающим обществом, чем со своей родной страной). Также он выделяет поведенческую и ценностную асси- миляцию, и, наконец, гражданскую (civic) ассимиляцию, когда человек больше не испытывает конфликта внутренних представлений и ценностей принимаю- щей культуры (Gordon 1964). Здесь важно заметить, что в те годы ассимиляция представлялась как един- ственный, естественный и неизбежный способ включения представителей иных культур в общество. При этом англосаксонская культура понималась как доминирующая и главная, а мигранты должны были, как предполагалось, ис- кать способ встроиться в нее как можно скорее, вне зависимости от их исход- ной идентичности. Описанные выше теории объединяются в единую концеп- цию «плавильного котла». Как пишет Портес в статье «Стремления иммигрантов» («Immigrant Aspirations»), к концу 1960-х гг. теория ассимиляции сменяется новым подхо- дом, делающим акцент на изучении этничности и этнических групп (Portes, McLeod, Parker 1978: 219). Это было в первую очередь связано с тем, что амери- канское общество столкнулось с новыми вызовами в ходе борьбы за права. Если в 1920–1930-е гг. иммигранты, прибывающие из Восточной Европы и России, воcпринимались как угроза или, по крайней мере, как новый фено- мен, нуждающийся в изучении, то в 1960-е гг. эти проблемы отошли на второй план. Кроме того, поколение «великой миграции» уже тем или иным образом интегрировалось, и экономически активной частью общества стали их дети. Концепция «плавильного котла» стала все больше подвергаться критике. Наиболее известной работой в этом направлении считается книга Н. Глейзера и Д. Мойнихана «Вне плавильного котла» («Beyond the Melting Pot»). Авторы книги заявили, что этнические различия продолжают играть важную роль, что дискредитирует теорию «плавильного котла» (Glazer, Moynihan 1970). К 1970 г. прошло уже достаточное время, чтобы оценивать степень интеграции поколе- ния «великой миграции» и их детей. Эта работа обозначила глобальную смену концепции. Социальные изменения 1960-х гг. в Америке вызвали бурный инте- рес к изучению меньшинств и их вклада в американскую культуру. Конформ- ность мейнстриму перестала восприниматься как путь, обязательный для всех мигрантов. Социология миграции 65 Кроме того, в это же время проходила так называемая четвертая волна ми- грации, когда в США прибывали в основном представители азиатских и лати- ноамериканских стран (Reimers 1985). В отличие от трех предыдущих волн, эти люди попадали в постиндустриальное общество, в связи с чем менялись паттер- ны их поведения и способы адаптации, что потребовало нового уровня социо- логического анализа. В течение многих лет теория ассимиляции не использовалась в социологи- ческой науке в связи с ее этноцентризмом и идеологической нагруженностью. На смену ей пришли другие концепции, такие как интеграция, мультикульту- рализм, транснационализм. Но термин не ушел из американской социологии полностью, и в конце 1990-х гг. появились новые исследования ассимиляции. Во-первых, это теория сегментной ассимиляции, которую разрабатывают А. Портес, М. Чжоу, Р. Румбо и ряд других ученых. Во-вторых, это работы Ри- чарда Альбы и Виктора Ни и также группы их коллег, в которых ассимиляция переосмысливается и вновь используется в качестве теоретической рамки (Alba, Nee 2003).


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 948; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!