Правопонимание Фридриха Ницше



Проблема правопонимания – в отечественном и мировом правоведении одна из сложнейших. Дискуссиям по этой проблематике сотни лет.Ницшевскоеправопонимание принято трактовать как «волюнтаристское»[16], «аристократическое»[17], кастово-эксплуататорское[18] и т.п.

В юные годы Ницше склонялся к эллинизированной божественной теории происхождения права. Он писал: «Из первоначального титанического порядка ужаса путем постепенных переходов образовался Олимпийский богопорядок».[19] Позднее философ отказался от этой идеи. Правогенез он усматривал в договоре, в договорной теории, т.е. склонялся к изводу естественно-правовой концепции.

Позднее Ницше развил и закрепил эту мысль. По его мнению, право возникло «из договорного отношения между заимодавцем и должником»[20]

Ницше считал право догосударственным феноменом, т.е., по его мнению, право возникло раньше государства. Право-справедливость на этой первой ступени предстает доброй волей людей, приблизительно равномощных поладить друг с другом, “сговориться”»[21]

Следует отметить, что государство, по Ницше, ни в коем случае не является результатом договора, его возникновение сводится только к «актам насилия», формирование ранних государств «доводилось до конца путем сплошных насильственных актов, – что соответственно этому древнейшее “государство” представало и функционировало в виде страшной тирании, некоего раздавливающего и беспощадного машинного устройства, покуда наконец сырье, состоящее из народа и полуживотных, оказывалось не только размятым и тягучим, но и сформованным. Я употребил слово «государство»; нетрудно понять, кто подразумевался под этим – какая-то стая белокурых хищников, раса покорителей и господ, которая обладая военной организованностью и организаторской способностью, без малейших колебаний налагала свои страшные лапы на, должно быть, чудовищно превосходящее ее по численности, но все еще бродяжное население»[22]. Так четко о происхождении государства Ницше выразился единственный раз.

Зарождение права Ницше связывал с договором, а становление его – с насилием, произволом.

Право, не только как общественный феномен, но и как совокупность фиксированных текстов, по Ницше, кроме правителей, законодателей и юристов, не было воспринято, продумано, «восчувствовано» и понято человеческим «стадом».

Ницше «выводил» право из неравенства прав. Люди, по его мнению, никогда не были и не будут равны[23]. Строго структурированное общество – идеал прошлого и будущего человечества. Разрушение этого «прекрасного и яростного мира» мыслитель считал неискупимым и непоправимым грехом исторического христианства, приведшим к губительному смешению, упадку, «декадансу». Величайшим достижением человеческой законотворческой деятельности он провозглашает кодекс «Законов Ману»[24]

Справедливы суждения: «Право, по Ницше, – нечто вторичное, производное от воли к власти, ее рефлекс»[25]; «Чем большей “волей к власти” одарен индивид, тем ярче выражен в нем инстинкт к господству, тем выше его социальная значимость, а следовательно, тем большие права он имеет в обществе»[26]. Из исследования в исследование переходит ставшая «общим местом» мысль: «На основе признания неравенства среди людей, понимания права как привилегии избранных, а также отрицания возможности установления справедливости среди неравных Ницше приходит к выводу о необходимости создания в рамках аристократического кастового государства двух систем права: права господ и права рабов»[27].

Ницше в своем учении о праве различал «право сильнейшего» и «право слабейшего». Эту идею «права сильнейшего» Ницше почерпнул у софистов Фрасимаха, Калликла и Пола Агригентского: «Воля здесь выступала в качестве доминирующего ценностного признака права»[28].В иерархии Ницше и «сильнейший», «и слабейший» занимают почетное место, долг и честь для них – послушание и служение.

Ошибка Нового времени, по Ницше, заключается в том, что «слабейшие», «распропагандированные» «сильнейшими», перешедшими в противоположный стан, стали отвергать сословное право, заменив его буржуазным уравнительным правом, с «равными» для всех «правами». Все это спровоцировало в душах «слабейших» рождение такого сложного явления, как плебейский ресентимент[29]: «… жажда и импульс мести, ненависть, злоба, зависть, враждебность, коварство»[30].

Ницше своеобразно трактует проблему соотношения правонарушения и правовой ответственности: «На протяжении длительного периода человеческой истории наказывали не оттого, что призывали зачинщика к ответственности за его злодеяние, стало быть, не в силу допущения, что наказанию подлежит лишь виновный.., но гнев этот удерживался в рамках и ограничивался идеей, что всякий ущерб имеет в чем-то свой эквивалент и действительно может быть возмещен, хотя бы даже путем боли, причиненной вредителю. Откуда получила власть эта незапамятная, закоренелая, должно быть, нынче уже неискоренимая идея эквивалентности ущерба и боли?»[31]

Ницше, несомненно, «волюнтарист» по своим правовым взглядам: право есть воля «сильнейшего. При этом он – защитник «неравенства прав», но лишь потому, что «слабейшие» не «заслужили» своих прав, т.е., говоря современным языком, не обрели правосознание, соответствующее новым (по Ницше) антибуржуазным и антихристианским ценностям.

 

 

Заключение

                                                               

В заключении проведенной по исследованию Ф. Крахоткинаизложенного в книге «Учение о государстве и праве Фридриха Ницше» работы можно сформулировать следующие выводы. Важнейшая составляющая философии ницшеанской культуры – характерный для его учения нигилизм. В сфере политики нигилизм Ницше – в первую очередь отрицание современного ему государства, но не в духе политического анархизма, а как враждебного культуре. Что касается Ницшевского правового нигилизма, то особенно выразительно он проявился в призыве философа навсегда освободиться от «христианской мантии» права в его либеральном понимании.
Учение о государстве Ф. Ницше – разновидность волюнтаристских элистических концепций. Государство у него в конечном счете оказывается лишь средством в борьбе «воль к власти», используемыми «сверхлюдьми» для утверждения новой культуры. В обусловленности «воль к власти» он усматривает и сущность права, хотя его первоначальное происхождение связывал с гражданско-правовыми договорными отношениями.

И сейчас, независимо ни от чего, нельзя оспорить, что мыслитель внес несомненный вклад в становление философии права XX столетия.

Список используемой литературы

1. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше, М., 1991(перевод А.Н. Ильинского);

2. Нигилизм // Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 301;

3. Ницше Ф. Воля к власти, книга 1,2, М.,1910;

4. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза, с. 376;

5. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории. 2-е изд. М., 1994. С. 19-20;

6. Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Сочинения,1, с. 287, 652 (перевод К.А.Свасьяна);

7. Крахоткин Ф.А., Учение о государстве и праве Ф. Ницше, с. 105, 163 М., 2008;

8. Мотрошилова Н.В. «По ту строну добра и зла» как философская драма // Фридрих Ницше и философия в России. Сборник статей. СПб., 1999. с. 222;

9. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. Перевод В.В.Рынкевича. М., 1990. С. 42, 88;

10. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ницше Ф. Сочинения, 1, 365 (перевод С.Л.Франка);

11. Поляков А.В. Общая теория права. Феноменолого-коммуникативный подход. 2-е изд. СПб., 2003. С. 382-383;

12. Нерсесянц В.С. Фридрих Вильгельм Ницше // Политические учения: история и современность. Марксизм и политическая мысль XIX века. М., 1979. С. 286-287;

13. Дробышевский С.А. Ф.Ницше о государстве, праве и политике // Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи. Учебное пособие. М., 2003. С. 232-236;

14. Фридрих Ницше. Биографические очерки. Первая книга // Новый журнал иностранной литературы, 1904, № 6. С. 286;

15. Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения, 2, 444 (перевод К.А.Свасьяна);

16. Ницше Ф. Сочинения, 2, 450, 462, 466 (перевод К.А.Свасьяна);

17. Сотникова А.Н. Идеи права в постклассической философии (Шопенгауэр, Ницше, Зиммель, Дильтей) // История философии права. СПб., 1998. С. 288;

18. Поляков А.В. Общая теория права. Феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. 2-е издание, дополненное. СПб., 2003. С. 382.

19. Силуянова И. В. Нигилизм в современной немецкой буржуазной философии (Ф. Ницше и М. Хайдеггер). Афтореф. дисс…канд. философ. наук. М., 1979;

20. Горячева М.В. Политические и правовые взгляды Фридриха Ницше. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 14.

 

 


[1] Компиляция материала из книги Даниэль Галеви «Жизнь Фридриха Ницше»          

[2] Нигилизм // Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 301

[3]Силуянова И. В. Нигилизм в современной немецкой буржуазной философии(Ф. Ницше и М. Хайдеггер). Афтореф. дисс…канд. философ. наук. М., 1979

[4]См. Ницше Ф. Воля к власти,книга 1, § 2,М.,1910

[5]См. Ницше Ф. Воля к власти, с. 7-8.

[6] «Нигилизм не есть причина, а лишь логика декаданса»: Ницше Ф. Воля к власти, с. 29

[7] См. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза, с. 376

[8]Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории. 2-е изд. М., 1994. С. 19-20

[9] См. Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Сочинения,1, с. 652 (перевод К.А.Свасьяна).

[10] См. Ницше Ф. Воля к власти, с. 203.

[11] См. Ницше Ф. Воля к власти, с. 55-56.

[12]Крахоткин Ф.А., Учение о государстве и праве Ф. Ницше, с. 105, М., 2008

[13]Мотрошилова Н.В. «По ту строну добра и зла» как философская драма // Фридрих Ницше и философия в России. Сборник статей. СПб., 1999. с. 222.

[14]Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. Перевод В.В.Рынкевича. М., 1990. С. 42.

[15]Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ницше Ф. Сочинения, 1, 365 (перевод С.Л.Франка).

[16]Поляков А.В. Общая теория права. Феноменолого-коммуникативный подход. 2-е изд. СПб., 2003. С. 382-383.

[17]Нерсесянц В.С. Фридрих Вильгельм Ницше // Политические учения: история и современность. Марксизм и политическая мысль XIX века. М., 1979. С. 286-287;

[18]Дробышевский С.А. Ф.Ницше о государстве, праве и политике // Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи. Учебное пособие. М., 2003. С. 232-236.

[19]Фридрих Ницше. Биографические очерки. Первая книга // Новый журнал иностранной литературы, 1904, № 6. С. 286.

[20]Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения, 2, 444 (перевод К.А.Свасьяна).

[21]Ницше Ф. Сочинения, 2, 450 (перевод К.А.Свасьяна).

[22] Ницше Ф. Сочинения, 2, 462, 466 (перевод К.А.Свасьяна).

[23]«… так гласит справедливость: «Люди не равны». И они не должны быть равны» (Ницше Ф. Так говорил Заратустра, 88; перевод В.В.Рынкевича).

[24]Крахоткин Ф.А., Учение о государстве и праве Ф. Ницше, с. 163, М., 2008

[25]Нерсесянц В.С. Фридрих Вильгельм Ницше // Политические учения: история и современность. Марксизм и политическая мысль XIX века. М., 1979. С. 286.

[26]Сотникова А.Н. Идеи права в постклассической философии (Шопенгауэр, Ницше, Зиммель, Дильтей) // История философии права. СПб., 1998. С. 288.

[27]Горячева М.В. Политические и правовые взгляды Фридриха Ницше. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 14.

[28]Поляков А.В. Общая теория права. Феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. 2-е издание, дополненное. СПб., 2003. С. 382.

[29] Понятие введено Ф. Ницше в его работе «К генеалогии морали»(Ресентимент является более сложным понятием, чем зависть или неприязнь. Феномен ресентимента заключается в сублимации чувства неполноценности в особую систему морали.)

[30]Ницше Ф. Сочинения, 1, 287.

[31]Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение // Ницше Ф. Сочинения, 2, 444. Перевод К.А.Свасьяна.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!