Структура социологического знания



Оглавление

 

Введение. 3

1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания 4

1.1. Понятие социологии, ее объект и предмет. 4

1.2. Структура социологического знания. 6

2. Система категорий, законы и основные функции социологии. 10

2.1. Законы и категории социологии. 10

2.2. Функции социологии. 12

3. Определение понятий. 16

Заключение. 17

Литература. 18


Введение

 

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т.п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем, все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество – не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология – наука об обществе.

Как отмечает М. К. Горшков в статье «Общество-социология-власть», «Процветание современных динамичных сообществ в значительной степени зависит от эффективного социального управления, достижение которого невозможно без знания реального положения дел в обществе, без всестороннего понимания происходящих в нем процессов. Отсюда - возрастающая потребность современного мира в социологическом знании, в социально значимой информации, в вырабатываемых социологией подходах к анализу социальной реальности»[1]. Поэтому данная тема является актуальной.

При написании данного реферата были использованы учебники

 

В. В. Щербина: Содержание статьи связано с попыткой ответа на ряд вопросов: как трансформировались за последние 40 - 50 лет представления о предметной области социологии, о ее функциях, о содержании теоретических моделей; какие критерии могут быть положены в основание оценки изменений, происходящих в социологии; корректно ли рассматривать изменения в социологии как процесс ее развития; можно ли считать, что социология 1970 - 1999 гг. и социология первых двух десятилетий XXI в. - одна и та же наука; является ли современная социология наукой, действительно производящей полноценное экспертное знание, выходящее в сферу преобразующей практики; какие факторы делают невозможным сохранение классических представлений о предмете социологии и функциях социологической теории.

Осипов: Статья посвящена обсуждению проблем взаимодействия социологической науки с органами государственной власти России в связи с необходимостью повышения качества государственного управления обществом.

Ядов: Рассматриваются особенности современного состояния теоретической социологии в глобальном мир-сообществе. Отмечается сдвиг интересов в сторону исследования социальных проблем особых сообществ и культур. В заключение - некоторые размышления о будущем отечественной социологии.

 

Целью данного реферата является рассмотрение социологии в системе научного знания.


Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания

Понятие социологии, ее объект и предмет

 

Термин «социология» происходит от латинского «societas» ( общество ) и греческого «logos» ( слово, учение ). В этом буквальном смысле слова социология есть наука об обществе. Стремление понять, осмыслить общество, а также выразить свое отношение к нему было свойственно человечеству на всех этапах его истории. В прошлом каждый крупный мыслитель в рамках собственной философской системы выражал и свои взгляды на общество. Само же понятие « социология « было введено в научный оборот французским философом Огюстом Контом в 30 г. прошлого столетия. В его понимании социология была равнозначна обществознанию, которое включало в себя все, что относится к обществу, роль же ее он определял задачами наблюдения фактов и процессов общественной жизни. 

Точка зрения О. Конта на социологию как науку, тождественную обществознанию господствовала в литературе до конца XIX века. В конце XIX - начале XX веков в научных исследованиях общества стал выделяться наряду с экономическим, демографическим, правовым и др. аспектами также и социальный. Поэтому предмет социологии начинает сводиться именно к изучению социальных сторон общественного развития. Первым социологом, который дал узкую трактовку социологическй науки, был Эмиль Дюркгейм. С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществознанию, к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений в жизни общества, т.е. к самостоятельной науке, наряду с другими общественными и гуманитарными науками - философией, политэкономией, историей и др.

С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология - это наука о социальном поведении, которое социология стремится понять и объяснить. Социальное поведение, по Веберу - это определенный поступок человека, который он соотносит с поведением (или поступками) других людей.

Объект социологического познания – вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Поскольку эти связи и отношения в каждом конкретном национальном объекте всегда организованы особым образом, объект социологического познания выступает как социальная система и иначе выступать не может. Обычно под системой понимается определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Предмет социологии. Как пишет Т. Парсонс, несмотря на обилие определений, в качестве ее предмета обычно рассматривали совокупность средств социальной регуляции поведения людей, или, по-другому, то, что было принято именовать социальной организаций. Речь шла о факторе, который обеспечивал превращение разноориентированных, имеющих различные интересы и разные цели индивидов в разнотипные социальные общности[2].

По мнению В. В. Щербиной, принятие такого предметного фокуса социологии делало центральной проблемой социологических исследований проблему формирования и условий обеспечения нормального режима функционирования, развития социальных институтов и организаций[3].

Несмотря на принципиальные различия, этот взгляд на предмет социологии просматривался практически во всех известных социологических теориях. Практически все они (в той или иной степени) несли в себе черты методологического дуализма. В них, в разной пропорции, были представлены и субъективистские представления об устройстве социального мира и объективистская его трактовка. Содержание деятельности ученых, работающих в рамках этой науки, в тот период было связано с тем, что можно обозначить как изучение природы социальности.

Субъективистский взгляд на социальность (если рассматривать его как идеальный тип) в рамках этой ориентации делает акцент на изучение роли агентов изменений в функционировании и реконструкции социального мира и субъективных механизмов, предопределяющих выбор ориентиров социального действия (М. Вебер, Дж.Мид, Блумер, А. Шюц и т.д.). Сами ориентиры рассматривались как отправная точка формирования, воспроизводства и реконструкции социального мира. Центральным результирующим понятием было социальное действие и/или деятельность людей как субъектов этих процессов. Объектом анализа становились индивидуальные и коллективные представления акторов, предопределявших, в конечным итоге, проекты и стратегии социальных изменений. Последние служили основанием для формируемой, воспроизводимой или трансформируемой этими действиями социальной реальности. Однако наличие объективно существующей социальной реальности признавалась представителями этого подхода.

Объективистский же подход, если смотреть на него как на идеальный тип (Э. Дюркгейм, П. Блау, Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Смелзер, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.), был, по преимуществу, ориентирован на изучение того в социальном мире, что по факту было конечным продуктом уже осуществленных действий, разноориентированных социальных акторов и в адаптированном (после адаптации и ряда социальных трансформаций) виде превращалось в действенные, конвенционально воспроизводимые социальные образцы поведения и деятельности людей[4].

Также В. В. Щербина отмечает, что в настоящее время происходит размывание предметного фокуса социологии: «… хотя классический взгляд на предмет социологии, рассматривающий в качестве фокуса проблему социальной организации, никто официально не оспаривал, по факту он был отодвинут на второй план. В качестве предмета социологии начали рассматривать: обеспечение эффективных социальных коммуникаций (Хабермас); логику социальных изменений (Гидденс); поиски скрытых структур разных социальных сред (Бурдье); проблемы символического обмена (Бодрийяр, 2004) и т.д. При этом стал популярным тезис, что ресурсы совершенствования социальных отношений за счет социального порядка в современном обществе практически исчерпаны (И. Пригожин, Р. Будон и др.)».[5]

 

 

Большинство социологов в настоящее время считает, что предметом социологии является совокупность проблем социальной сферы общественной жизни – социальные отношения, процессы, структуры, социальные действия и взаимодействия, институты, социальные общности. [5; 17]

Предметом социологии являются также личность как субъект и продукт общественных отношений, закономерности социальных действий и массового поведения людей. Необходимо указать на сложности в определении предмета социологии, что связано с тем, что предмет социологии изменялся с течением времени. «Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах. Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам».

 

Структура социологического знания

 

В структуре социологии выделяют три относительно самостоятельных уровня.

1. Фундаментальный, общесоциологический уровень. Он представлен общесоциологическими теориями.

Они включают в себя проблемы:

• осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нём человека;

• гносеологические проблемы социологии;

• проблемы разработки методов изучения социальных процессов и явлений;

• проблемы построения математических моделей социальных общностей и процессов.

Концепции, выдвигаемые на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции. При этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс.

Задача теории этого уровня – раскрытие универсальных закономерностей данной области, обоснование наиболее общих принципов.

На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями научного знания: философией, историей, культурологией и т.д.

2. Теории среднего уровня (термин введён американским социологом Р. Мертоном).

Они занимают некоторое промежуточное положение между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации.

Такие теории призваны обобщать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, как изучение семьи, отклоняющегося поведения, конфликта и т.д.

Все теории среднего уровня можно разделить на три группы:

1) теории социальных институтов (социального государства, политических партий);
2) теории социальных общностей (теория социальной стратификации, этносоциология, социология малых групп);

3) теории специализированных социальных процессов (теории конфликтов, девиантного поведения).

Теории среднего уровня – своеобразный мостик между общесоциологическими теориями и эмпирическими данными.

3. Эмпирический уровень – первичное обобщение эмпирических данных.

На этом уровне осуществляется сбор фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. [6; 89]

Также выделяют макро- и микросоциологию. Макро- и микросоциология - два уровня социологического анализа, социологических обобщений. Макросоциология - уровень социологического анализа целых обществ, социальных структур и систем, фундаментальных социальных закономерностей и процессов (структурный функционализм, эволюционизм, теория конфликтов и др.). Базовые понятия этого уровня - общество, социальная система, класс, власть и т.п. Микросоциология - уровень социального анализа, основанный на изучении непосредственных межличностных взаимодействий повседневного уровня, на отношениях в группе (символический интеракционизм, этнометодология и др.). Базовые понятия этого уровня - социальная группа, групповая динамика, лидерство и т.п.

Выделяют теоретический и эмпирический уровни знания. Базовый, исходный – первый – уровень социологического знания образует теория и методология, которые сосредотачивают свое внимание на уточнении и определении объекта и предмета социологической науки, ее понятийного (категориального) аппарата, закономерностей (тенденций) развития как социальной реальности, так и самой социологии, ее функций, места среди других наук. В рамках этого анализа привлекается и исторический материал (история социология), который показывает генезис идей, появление, рождение и угасание поисков (теорий, концепций), а также уточнение места социологии в системе социального и гуманитарного знания. Кроме того, на этом уровне вовлекается (адаптируется, приспособляется) теоретическое знание других наук в том отношении, как оно способствует, уточнению, обогащению и развитию социологического знания. Этот структурный уровень социологического знания называется теоретической социологией.

Эмпирическая социология, которую представляют специальные социологические теории, соединяющие теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных социологических исследований. Эмпирическая социология представляет собой единство теоретического знания (или теоретических замыслов) и эмпирической их проверки, в результате чего уточняется исходные положения, результативность и эффективность методологии и методики.

Фундаментальная социология ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания.

Прикладная социология, как и теоретическая, является составной частью единого социологического знания. Но в отличие от той его части, которая изучает и теоретически отражает фундаментальные, общие, базовые закономерности и характеристики развития общества, прикладная социология, ее категориальный аппарат и исследовательский инструментарий ориентированы на социальную практику, разработку и решение практических проблем социального управления «здесь и сейчас».

По мнению А.И. Кравченко, прикладную социологию следует понимать как способ увязывания принципов и методов общей социологии с конкретными ситуациями в той или иной сфере социальной действительности. «Поэтому отраслевые направления социологии - социология города, семьи, образования - по существу принадлежат уже сфере прикладной социологии»[6].

Как отмечает В. А. Ядов, к настоящему времени мы наблюдаем в отечественной социологии множество теоретико-методологических направлений. А. Ф. Филлипов и его коллеги трудятся в области "фундаментальной социологии", создав Центр под этим названием, и вот уже 10 лет публикуют ранее неизвестные или малоизвестные труды в области теории в журнале "Социологическое обозрение". Н. А. Шматко и Ю. Л. Качанов не без успеха рассматривают наши реалии с позиций теории Бурдьё. Е. Н. Данилова и ее сотрудники следуют активистскому, и исследуют жизненные практики. Процветают сторонники качественной методологии вплоть до визуальной и социальной антропологии. Удостоилась внимания концепция фреймов. Андрей Давыдов энергично пытается просветить нас в области системной социологии, опирающейся, в отличие от двух последних направлений, на гигантские объемы разнообразных статистик, как правило, общемировых[7].

Заявили о себе "истинные патриоты", провозгласившие своим кредо "консервативную социологию", связанную с православием. Суть этого направления руководитель Центра консервативных исследований социологического ф-та МГУ проф. А. Дугин поясняет так: "Общий набор консервативных ценностей, в пользу которых склоняется общество, в целом очевиден - это ценности государства, суверенитета, державности, семьи, нравственности, стабильности, гармонии, традиции, исторической укорененности, сохранения и укрепления национальной, культурной и духовной идентичности. Часто к этому добавляют вновь открытые ценности религии". Декан социологического факультета МГУ проф. В. И. Добреньков статью, опубликованную в "Социологических исследованиях" по случаю его юбилея, назвал: "Ценностные ориентиры современной социологии". В ней он утверждает, что "решающую веху" в становлении социологической мысли установил граф С. С. Уваров. "Своей формулой, - пишет В. И. Добреньков, - он заглянул в сокровенные глубины общественной жизни России, в самые тайны ее бытия. Ориентация нашего народа на религиозную коллективистскую духовность (православие), сильную и авторитетную власть (самодержавие), социальную ответственность и патернализм (народность) является, на наш взгляд, не ситуационным идеологическим императивом первой половины XIX века, а гениально угаданным фундаментальным принципом российской общественной жизни, российского менталитета, российской цивилизации"[8] Смысл его высказываний Заключается в том, что пришло время позаботиться об укреплении трех охранительных начал, вспомнив С. С. Уварова, открывшего, что православие и самодержавие вырастают из традиции русской национальной истории и укоренены в народности.

Кроме внутренней дифференциации, социология в процессе своего развития вступала во взаимодействие с другими науками. Так возникли смежные науки на стыке социологии и других наук: социальная психология, социальная статистика, социальная антропология, социальная демография, социальный менеджмент.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!