Глобальные проблемы современности и альтернативного будущего
Современная эпоха поставила перед обществом новые проблемы, требующие философского осмысления. Среди них – так называемые глобальные проблемы. Они связаны с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития; увеличение антропогенного воздействия на природу; обнаружение исчерпаемости природных ресурсов
По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.
Глобальные проблемы - совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих человечество в целом и не разрешимых в рамках отдельных государств и даже географических регионов.
Глобальные проблемы не возникли внезапно. Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности.
Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармонической связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее.
По-видимому, заметный ущерб природе наносили уже синантропы (около 400 тысяч лет назад), которые стали использовать огонь.
Человечество, развиваясь по пути прогресса, постепенно накапливало материальные и духовные ресурсы для удовлетворения своих потребностей, однако ему никогда не удавалось полностью избавиться от голода, нищеты и безграмотности. Острота этих проблем ощущалась каждым народом по своему, и пути их решения никогда прежде не выходили за пределы границ отдельных государств.
|
|
Глобальные проблемы:
Носят планетарный, общемировой характер и, в силу этого, затрагивают жизненные интересы всех народов, всех государств.
Угрожают или гибелью цивилизации как таковой, или серьезным регрессом в условиях жизни, в развитии общества.
Требуют для своего решения коллективных усилий всех государств, всего мирового сообщества.
Классификация:
политических проблем, которая включает в себя недопущение военных действий между государствами с применением оружия массового поражения, прекращение производства ядерного и иных особо смертоносных видов оружия (химического, бактериологического).
Экологическая группа глобальных проблем, связанных с катастрофическим разрушением природы.
техногенное потепление на планете привело к тому, что только в Северном полушарии за последние годы число аномальных и катастрофических природных ситуаций (бури, наводнения, засухи) возросло в 2,5 раза.
Самостоятельную группу образуют проблемы ресурсообеспечения настоящего и будущих поколений людей.водных и других природных ресурсов.
|
|
Проблема исчерпаемости ресурсов. Научно-технический прогресс
4. Группа актуальных социальных и медико-биологических проблем, к которым относятся: демографическая проблема, проблема борьбы с наиболее опасными, быстрораспростроняющимися заболеваниями (СПИД, туберкулез и т.д)
5. Демографический кризис.за 200 лет в 6 раз увеличилось население планеты.
6. международный терроризм это особая, жестокая форма насилия, в первую очередь политического.
Число нерешенных проблем растет. Проблемы войны и мира, например, связаны с появлением ядерного оружия, его испытанием в атмосфере и под землей; эти атомные взрывы повлекли и серьезные изменения в окружающей природной среде, что, в свою очередь, явилось причиной роста злокачественных опухолей и лейкемии и соответственно увеличило смертность населения.
Решение глобальных проблем современности – это общее дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволил бы всем странам действовать сообща.
Универсальные духовные ценности
Универсальные духовные ценности. Каждая эпоха имеет свои ведущие ду-ховные ценности. До XVIII века высшей ценностью было Благо и Добро, которые отождествлялись с Богом. В XVIII-XIX веках высшими ценностями становятся счастье всего человечества, справедливое общество, где все счастливы. Отсюда борьба против эксплуатации, постоянные революции как попытки перехода к такому состоянию.
|
|
В XX веке высшая ценность свобода личности. По Н. Бердяеву, свобода выше счастья. В XXI веке высшей ценностью становится свобода нации. Поэтому впереди полоса национальных войн и революций, переделка границ.
Существуют в то же время универсальные, так называемые высшие ценно-сти, ценности на все времена. Это нравственные, художественные и религиозные ценности. Всегда будет “не убий”, “не кради”, “не прелюбодействуй”, прекрас-ное, священное.
Прекрасное в конкретную эпоху прекрасно всегда. Искусство Древней Гре-ции, Древнего Египта, Сикстинская мадонна Рафаэля, импрессионисты всегда будут прекрасны. Универсальные ценности вневременны и внепространственны.
Оценочные отношения в принципе противоречат этим ценностям. Бес-смысленно спрашивать, что ценнее: “Джоконда” Леонардо да Винчи или “Крас-ный виноградник” Ван Гога. Невыразимо в деньгах. Поэтому их рыночная стои-мость только растет со временем, не становится то выше, то ниже.
|
|
Четыре признака высших, или универсальных, ценностей. Первый: беско-рыстие полное и абсолютное. Неутилитаризм, бесполезность. Бессмысленно спрашивать: для чего быть добрым, честным, почему “не убий”. Красота ради красоты, добро ради самого добра. Честь ради чести.
Второй признак. Наивысшая целесообразность без конкретной цели. Со-вершенство вопреки несовершенству всего остального. Даже деталь совершенна и самодостаточна. Рука статуи Венеры Милосской прекрасна даже в виде об-ломка.
Третий признак. Обязательность и необходимость для всех. Не действует: на вкус и цвет товарища нет. Эта обязательность логически невыводима, но дей-ствует в нас независимо от нас. Если Сикстинская мадонна не нравится, значит, не дорос.
Четвертый признак. Предельная правдивость и искренность. Справедли-вость выражения “как на духу”. Нельзя создать произведение искусства или со-вершить нравственный поступок, не веря в то, что делаешь. Нельзя имитировать или захотеть что-то, потому что захотел захотеть, наступает распад личности. Поэтому искусство, нравственность и религия являются высшим проявлением человеческого в человеке.
Сознание и бессознательное
Бессознательное — сложный феномен, «свое другое» сознания (неосознанное, подсознательное, досознательное). Хотя человек, прежде всего существо сознательное, но бессознательное занимает большое место в его духовной жизни. Например, далеко не все последствия наших поступков мы осознаем. Многие человеческие действия носят машинальный, автоматизированный характер.
Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. Среди них (кроме упомянутых) называют сновидения, обмолвки, оговорки, утрату полноты ориентировки во времени и пространстве, некоторые патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п.
Было бы неверно приравнивать бессознательное к животной психике. Однако понятие «психика человека» шире понятия «сознание». Низший уровень человеческой психики и есть бессознательное. Фактически все действия людей оказываются соединением сознательного и бессознательного.
Предысторией бессознательного можно считать учение Платона об анамнесисе — припоминании душой созерцавшихся ею до вселения в тело всеобщих истин. В дальнейшем стремление осмыслить феномен бессознательного шло как по линии философии (Декарт, Лейбниц, Шеллинг, йенские романтики и др.), так и по линии психологии — особенно в связи с изучением патопсихологических процессов и гипнотических явлений (Бернгейм, Шарко, Жане и др.).
Однако наиболее распространенные и влиятельные концепции бессознательного были созданы в XX в. австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом (1856—1939) и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом (1875—1961).
Кратко суть концепции Фрейда выглядит следующим образом. Разработанные им идеи основаны на представлении о доминирующей роли бессознательного в человеческой жизни, инстинктов — в основном сексуального характера. Именно Фрейду принадлежат слова о том, что «я» «не является хозяином в собственном доме» и что сознание человека вынуждено довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно.
Фрейд развертывает структурную концепцию психики, выводящую всю психическую динамику из взаимодействия трех инстанций — Оно, Я, Сверх-Я. Бессознательное Оно — это, по Фрейду, «кипящий котел инстинктов». Задачей сознательного Я является такое удовлетворение импульсов Оно, которое не шло бы вразрез с требованиями социальной реальности. За соблюдением этих требований следит Сверх-Я, представитель общества. Присмотримся ближе к этой структуре.
Оно (Ид) — является древнейшим психическим образованием, содержащем в себе безудержные примитивные телесные инстинкты (сексуальные и агрессивные влечения). Его функции всецело подчинены принципу удовольствия. Простейшие методы раскрытия содержания Оно, по Фрейду, заключаются в анализе снов и свободных ассоциаций.
Всей силой Оно управляет «либидо» (лат. «влечение, желание») — психическая энергия сексуальных влечений, желаний, г. е. половой инстинкт. Фрейд описал способы превращения •либидо». Инстинктивный импульс может быть: а) вытеснен неразряженным в бессознательное; б) разряжен в действии либо посредством стыда и морали, либо посредством сублимации.
Сублимация (лат. «возвышать, возвеличивать») — психический процесс, представляющий собой переключение энергии полового инстинкта (либидо) с непосредственных целей (низменных) на цели несексуального свойства — социально и культурно приемлемые (высшие), нравственно одобряемые: занятие наукой, создание художественных произведений, саморазвитие человека и т.п.
Я (Эго) — та часть личности, которая осознается и реагирует на окружающую среду посредством своих познавательных способностей. Я — посредник между Оно и Сверх-Я. По мере развития индивида происходит дифференциация Я и развитие Сверх-Я. Фрейд установил, что люди существенно различаются между собой в формах и эффективности деятельности Я (в частности, могут быть сильными или слабыми).
Сверх-Я (Супер-Эго) — высшая инстанция в структуре душевной жизни, выполняющая роль внутреннего цензора. Сверх-Я служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом, социокультурно обусловленным
Иначе говоря, Сверх-Я — это система социальных фильтров. То, что не пропускается через эти фильтры, загоняется в бессознательное, от которого можно избавиться системой моральных норм и социальных запретов, особенно с помощью чувства совести.
Пафос учения Фрейда — в требовании постоянного превращения Оно в Я — подлинно гуманистическая (хотя и очень трудная) и благородная работа, достойная и каждого человека, и человечества в целом.
К.-Г. Юнг хотя и начинал совместную работу с Фрейдом, однако впоследствии разошелся с ним во взглядах. Их основные расхождения касались двух принципиальных моментов:
роли сексуального начала в психической жизни индивида;понимания природы бессознательного.
Юнг подверг критике пансексуализм Фрейда, доказывая, во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности и, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение человеческой культуры и творчества только с позиций либидо.
Строя свою оригинальную концепцию бессознательного, Юнг исходил из того, что оно:
1.вовсе не является темным океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека;
2.вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат
интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознания;
3.действует отнюдь не во вред человеку, а наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную, более высокую, ступень развития.
Одна из самых кардинальных идей Юнга в психологии: кроме личного, индивидуального бессознательного, существует более глубокий пласт внутреннего мира — коллективное бессознательное, которое имеет всеобщую сверхличностную природу. Носителей коллективного бессознательного Юнг назвал архетипами (греч. «начало, образ»), которые и составляют его содержание (структуру) и присущи от рождения всем людям. Архетипы многообразны, важнейшие из них: Анима (женское начало), Анимус (мужское начало), Тень, Персона, Самость, Герой, Спаситель, Чудовище и др. Архетипы не могут быть схвачены разумом, это некие мифические вневременные и внепространственные образования, общие для всех людей. Это некие «дремлющие мыслеформы», в которых сосредоточена колоссальная энергия. Архетипы — это «образы-символы», представляющие собой адекватные выражения всеобщих человеческих нужд, инстинктов, стремлений и потенций, и, в конечном счете, предшествуют человеческой истории. Архетипы — некие доопытные структуры, которые являются человеку через сны, образы, мифы, фантазии, воображение.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 244; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!