Храм после второго Пришествия



Коснемся этой темы очень коротко, только чтобы завершить общую картину. При описании нового Иерусалима на новой земле в 21 главе Откровения голос с неба называет его «скинией Бога с человеками» (21:3), т.е. по сути — храмом. Но затем апостол Иоанн отмечает, что не видел в новом Иерусалиме никакого здания храма, потому что Бог там будет присутствовать Сам непосредственно (21:22). Спасенные снова увидят Бога лицом к лицу (22:4). В каком-то смысле всё новое творение станет храмом, а новый Иерусалим похож на Святое святых в этом храме. Любопытно, что его форма — куб (21:16), каким было и внутреннее святилище в ветхом завете.

Эта окончательная картина спасения еще раз указывает нам на то, что восстановление, совершённое Христом, упраздняет феномен храма как здания.

 

 

Священство

 

Священство в православии

Православный ритуализм делает фигуру священника, совершающего таинства в храме, крайне важной. 

С одной стороны, православные признают то, что протестанты называют всеобщим священством всех верующих, называя его духовным священством.[13] Но главный акцент делается на так называемом таинственном священстве. По определению уважаемого катехизиса, «священствоестьТаинство, в котором Дух Святой правильно избранного через рукоположениесвятительское (епископское) поставляетсовершатьТаинства и пасти стадо Христово».[14]

Обратим внимание, что в таком понимании священства упор делается на таинства. Само священство — это таинство, и цель его, опять-таки — совершение таинств. Пасти стадо через наставление в вере и благочестии тоже нужно, но это на втором месте. В том же Катихизисе объясняется:

Необходимыхстепеней священства три: епископ, пресвитер, диакон.

Между ними различие в том, чтодиаконсослужит при Таинствах (но не совершаетих); пресвитерсовершаетТаинства, пребывая в подчиненииепископу; епископ не толькосовершаетТаинства, ноимеетвласть и другим через рукоположениепреподаватьблагодатный дар совершатьих.[15]

Итак, православная церковь, как правило, называет священниками отдельных людей, служителей церкви, которые получили таинство священства через рукоположение и сами могут совершать таинства. Теперь сравним это с библейским учением о священстве.

 

Священство в Ветхом и в Новом заветах

Если сказать вкратце, православное священство очень похоже на систему Ветхого завета. Там тоже отдельные люди помазывались на священство. Только они могли входить в храм, приносить жертвы и совершать другие ритуалы. У них были особые одеяния. Как мы уже отмечали, православный ритуализм во многом является возвратом к ветхозаветным формам.

Для сравнения идеи священства в Ветхом и в Новом заветах трудно найти более подходящий текст Писания, чем послание к Евреям. Исследуем некоторые его отрывки, чтобы лучше понять, что такое священство, и кто сегодня является священником.

Общая тема послания к Евреям: сравнение Ветхого и Нового заветов с указанием на величайшее превосходство Нового. Одним из ключевых аспектов этих двух заветов является разное священство.

Кто является нашим Первосвященником, согласно стихам 4:14-15?

___________________________________________________

Куда открыл нам доступ наш великий Первосвященник, согласно 4:17?

_______________________________________________________

Для чего избирается всякий первосвященник, каковы его функции, согласно 5:1?

__________________________________________________________________

 

Стих 5:1 указывает на суть священнического служения. Священник — это тот, кто приносит Богу дары и жертвы за грехи людей. Этим занимались священники Ветхого завета, и это же сделал Христос.

Куда предтечею за нас вошел Иисус, согласно 6:19-20?

______________________________________________________

Почему, согласно 7:11,18-19, необходимо было прийти новому священнику?

____________________________________________________________

Кто этот иной священник по чину Мелхиседека, согласно 7:13-14?

________________________________________________

Какое отличие священника Иисуса от священников Ветхого завета описано в 7:23-24?

_________________________________________________________________

В отличие от многих священников Ветхого завета, в Новом священник — Один.

Как о сути служения священника Иисуса говорится в 7:25?

__________________________________________________________

Здесь говорится о том, что истинный священник ходатайствует за людей, таким образом приводя людей к Богу и спасая их.

Назовите свойства нашего Первосвященника в 7:26.

______________________________________________________________

 

В чем важное отличие нашего Первосвященника от ветхозаветных, описанное в 7:27?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

Этот стих содержит ключевую истину о том, что однажды принесши Себя Самого в жертву за грехи людей, наш Священник достиг цели. Он не имеет нужды снова и снова повторять это.

Какое главное превосходство нашего Священника описано в 8:1-5?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

Наш Господь есть священнодействователь истинного храма — небесного, которого земные ритуалы являются всего лишь тенью, образами.

До какого времени был закрыт путь в святилище, согласно 9:8-10?

_____________________________________________________________

В чем заключается величие пролитой Крови Христа, согласно 9:12? Как вы думаете, достаточно ли этой жертвы для искупления, или к ней должны быть добавлены еще какие-то священнодействия, приношения и т.п.?

_____________________________________________________________

 

Снова утверждается истина о том, что Кровь Христа раз и навсегда приобрела вечное искупление призванных.

От чего и для чего очищает нас Кровь Христа, согласно 9:14?

____________________________________________________________

 

Кто является Ходатаем нового завета по 9:15 и для чего?

_______________________________________________________

 

На основании текста 9:24-28, сделайте выводы: чего достиг Христос Своей жертвой? Нужно ли еще многократно приносить Христа в жертву?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

Что Иисус Христос совершил принесением Своего тела, согласно 10:10-12? Должно ли Его тело приноситься многократно?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Что совершил Господь Своим приношением, согласно 10:14? Нужны ли еще какие-либо другие приношения (10:18)?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

 

На основании 10:19-22, подведите итоги: кто является нашим священником? Куда Он открыл нам доступ, каким образом, и к чему это побуждает нас?

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

Сделаем выводы. Новый завет учит, что теперь есть только один Священник — Иисус Христос. Благодаря Своей жертве, Он вошел в истинный небесный храм и раз и навсегда приобрел для Своего народа вечное искупление. Его Кровь очистила верующих, сделала их совершенными. Жертва Христа абсолютно достаточна, потому что совершенна. Никакое другое приношение не может быть добавлено к ней. Тело Иисуса не должно приноситься в жертву многократно.

Говоря о самих терминах «священник» и «священство», стоит заметить, что в Писаниях Нового Завета они применяются только к священникам ветхозаветного храма, к народу Божьему вцелом (всеобщее священство) и к Иисусу Христу. Ни разу Новый Завет не называет руководящих служителей церкви Христовой (апостолов, пастырей, учителей) священниками. В Синодальном переводе 1 Тимофею 4:14 используется слово «священство», но это неверный перевод. В оригинале использовано слово presbuteri,ou, т.е. старейшины, пресвитеры.

Таким образом, получается, что система православного священства противоречит Новому завету. В церкви нет никаких других священников, кроме Иисуса. В широком, духовном смысле все христиане являются священниками — служителями Бога, но с этим православные вроде бы согласны. Но есть только Один Священник, принесший жертву за грехи народа, только Один Ходатай. Не может и не должно быть никаких других жертвоприношений. Поэтому православная практика евхаристии как «бескровной жертвы», приносимой на каждой литургии, представляется небиблейской. Не соответствует Св. Писанию понимание церковных служителей как «священников», а равно и обычай называть их «отцами», «владыками» и т.д. (Мф. 23:8-10).

 

 

Апостольская преемственность

 

Естественным следствием православного учения о таинственном священстве является их понимание апостольской преемственности. Вот как говорится об этом у Петра Могилы:

Священство, именуемоеТаинством, заповедано Апостолам от Христа. Посвящениепроизводилосьчрезвозложение рук их, и донынепроизводится по преемствуЕпископов, наследовавших Апостолам для раздаянияБожественных Тайн… По сему рукоположению и преемству, никогданепрерывающемуся, те толькоимеютвласть[16]

Православные верят, что преемственность передается через непрерывную цепочку рукоположения, и что только они обладают такой преемственностью. Поэтому только их церковь благодатна и таинства действительны. Протестантов ониобвиняют в том, что у наспреемственностинет. Как реагировать на эти упреки? Есть ли у протестантов преемственность? Обязательна ли она?

Сформулируем основной тезис так: обычно передача полномочий для руководящего служения в церкви сопровождается рукоположением, но в Священном Писании нет учения о том, что всегда необходима непрерывная физическая преемственность, восходящая к апостолам. В этой связи интересна беседа Христа с апостолами в Евангелии от Марка 9:38-40. 

…Иоанн сказал: Учитель! Мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас.

Иисус говорит Своим ученикам, что любой, кто верен Ему, может совершать служение во имя Его, а значит и с Его властью, даже если этот человек напрямую не связан с апостолами. Обратите внимание, что в данном случае полномочия того человека подтверждены не только словами Христа, но также и силой Святого Духа, Который давал ему способность изгонять бесов.

 

Кроме того, повсюду в Писании мы встречаем примеры, как Бог призывает служителей извне официально установленных Им структур, когда эти официальные структуры впадают в грех или отступничество. Например, Господь часто призывал пророков, которые никак не были связаны с другими пророками, или с царем, или со священством. Он заменял нечестивых царей другими, которые не были из их потомства. Бог призывал чужие народы совершить суд над Его народом. Он заменил руководство Израиля Христом. Он оставил Израиль, как общество завета, содержащее верный остаток, и воссоздал это общество завета во Христе. Эти примеры показывают, что как наше наследие передается по духовной линии, а не по физической, так и преемственность церкви — вопрос прежде всего духовный, а не физический.

Библия снова и снова свидетельствует, что группы, имеющие четкую физическую преемственность, могут отступать от Бога. Важнейший пример здесь — конфликт между Христом и Израилем. Иисус не был из колена Левия; Он был отлучен и предан смерти официальными руководителями иудаизма. Однако Он есть наш законный первосвященник и в Нем сосредоточен верный остаток Божьего народа. 

Иудеи времен Христа были склонны преувеличивать важность физической преемственности. «Мы – семя Авраамово», говорили они (Ин. 8:33), будучи уверены в том, что «правильное происхождение» (преемственность) гарантирует их принадлежность к Божьему народу. И Иисус, и Креститель Иоанн развенчивают их ложную уверенность:

… не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. (Мф. 3:9)

И Бог действительно воздвиг детей Аврааму из тех, кто раньше не имел никакого отношения к физической преемственности Божьего народа – Господь принял множество верующих во Христа язычников в церковь, и они стали сынами Авраама (Гал. 3:7-9). Об этом же Павел говорит и в послании к Римлянам 4:11-18; 9:7-8 и в других текстах.

 

С другой стороны, даже церкви основанные апостолами (т.е. имевшие законную преемственность) могут отступать от Бога. И в Писании есть примеры того: вспомните послание к Галатам, или обращение Христа к семи церквам в Откровении.

А в после-апостольскую эпоху? Во времена Афанасия вся «официальная» церковь, имевшая преемственность, отвергла учение о Троице, так что тринитариев считали еретиками, а самого Афанасия неоднократно ссылали. И сегодня можно столкнуться с тем, когда «евангелие», проповедуемое официальной, господствующей церковью, отличается от евангелия библейского.

Итак, если перед нами станет выбор – церковь с преемственностью рукоположения, но ложным евангелием, или церковь без преемственности, но с истинным евангелием – то библейское решение представляется ясным: выбрать истинное евангелие.

Это же можно сформулировать по-другому: суть апостольской преемственности не столько в рукоположении, сколько в верности апостольскому учению. Единственная преемственность, которой Писание требует однозначно — это истинное учение, то евангелие, которое Христос открыл апостолам. Любопытно пишет об этом апостол Павел в послании к Галатам 1:8. Он ставит авторитет истинного учения, соответствующего изначально возвещенному евангелию, выше своего личного авторитета как апостола.

Поэтому нас не должна беспокоить необходимость подробно проследить линию преемственности епископов и пресвитеров – Писание не требует этого. Хотя люди порой пытаются навязать нам такое требование, оно не является библейским. Но мы должны всегда беспокоиться о том, чтобы сохранять преемственность библейской веры (Еф. 2:20). Этот вопрос тесно связан с проблемой авторитета Писания и предания, который мы обсуждали в главе 4.

 

С другой стороны, необходимо отметить, что в обычных ситуациях мы должны уважать порядок существующей церкви и подчиняться ему. Практика рукоположения, как признания церковью полномочий, авторитета и дарований служителей, является библейской и очень полезной. Она помогает поддерживать чистоту учения и святость церкви. Христиане не вправе вообще игнорировать соборное мнение и древней, и современной церкви по вопросам учения, поведения, порядка, дисциплины и т.д. Обычно новых служителей рукополагают уже существующие, ибо они обладают особыми дарами, мудростью и опытом, чтобы признать достоинство кандидатов.

Мы должны с уважением относиться ко всем существующим христианским церквам. Важно искать братского общения, особенно со своими соседями. Поэтому, например, создавая общину или миссию там, где уже есть христианские церкви других конфессий, и собираясь рукополагать там служителей, лучше всего согласовывать свои действия с этими существующими церквами. Необходимо также стараться уважать дисциплинарные решения христианских церквей на межконфессиональном уровне.

Поэтому преемственность рукоположения служителей обычно является полезной библейской практикой. Но это в обычных случаях. Бывают же исключения, когда преданность Слову Божьему требует «необычных» мер, особенно если обычными средствами не удалось исполнить волю Бога. Так часто бывало в Ветхом Завете, так случилось во дни Христа, так ранняя церковь порвала с официальным иудаизмом, и так было во дни Реформации. В такие моменты, отвергать необычные действия Бога – значит отвергать Его план и цель.


Глава 7


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 384; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!