Тема II: Искусство древнего мира 8 страница



Развитие реалистических устремлений в живописи продолжает другой великий испанец Диего де Сильва Веласкес (1599 – 1660). Ранние работы Веласкеса написаны в жанре бодегонес.

Все внимание художника сосредоточено на правдивом, точном изображении людей из народа ("Завтрак", около 1617 г., С. – Петербург, Эрмитаж; "Старая женщина, жарящая яичницу", около 1620 г., Эдинбург, Национальная галерея; "Водонос", 1628 г., Лондон, Музей Веллингтона).

В жанровых картинах Веласкеса все – правда, в изображениях нет театральности, оценивающей отстраненности стороннего наблюдателя, свойственных творчеству приверженцев академизма. В 1623 г. Веласкес переехал в Мадрид, где вскоре стал придворным живописцем короля Филиппа IV. Появляется галерея портретов короля, членов королевской семьи, придворных.

Рамки испанского парадного портрета ограничивали художника, и все же Веласкес старается углубить внутреннюю характеристику портретируемого (серия портретов Филиппа IV, портрет инфанты Маргариты, около 1660 г., Мадрид, Прадо).

Живописцем создана галерея портретов придворных шутов, отличающихся точной психологической характеристикой образов. Трагичен Себастьян Морра: кажется, через большие, темные глаза шута, художник заглянул в бездну тоски и отчаяния, только на миг открывшуюся ему, обычно скрытую от посторонних глаз внутри этой нелепой маленькой фигурки.

В последнее десятилетие жизни Веласкес создал три самых известных своих произведения: "Венера с зеркалом", "Менины", "Пряхи".

"Венера с зеркалом» (Лондон, Национальная галерея) - первое в испанском искусстве того времени изображение обнаженного тела.

"Менины" (Мадрид, Прадо) - это, по сути, групповой портрет. Стоя у мольберта, сам художник пишет короля и королеву, их отражение зрители видят в зеркале. На переднем плане изображена инфанта, Маргарита, видимо, пришедшая на сеанс для развлечения родителей, в окружении фрейлин, карлиц, придворных и собаки. Композиция усложнена тем, что в ней объединены черты жанровой картины и группового портрета.

Веласкес одним из первых изобразил сцену труда, придав ему высокий и поэтичный смысл в монументальной композиции "Пряхи". Открытия Веласкеса в области цвета и света, его поиски средств в реалистической передаче изображения, внесли большой вклад в развитие европейской живописи, оказав влияние на искусство XVIII – XIX вв.

Архитектура. Зодчество Испании XVII в. развивается в общем, русле барочного стиля, ориентируясь на итальянскую архитектуру. Произведения зрелой архитектуры барокко в Испании впитали в себя традиции мавританского зодчества, тяготея к восточной пышности, праздничности. Архитектура Испании XVII столетия не достигла того уровня, которого достигла испанская живопись.

Скульптура. Скульптурные рельефы, статуи обильно украшали архитектурные сооружения, нередко полностью скрывая поверхность стены. Фасады казались скульптурными картинами. Наряду с декоративной скульптурой в архитектуре появляется станковая пластика, которая впоследствии приобрела ведущее значение. Круглая скульптура также была предназначена для религиозных надобностей: служила украшением интерьера церкви, использовалась во время ритуальных процессий. Глубоко народной по духу, рассчитанной на эмоциональное восприятие простыми людьми была деревянная скульптура. Статуи святых, Богоматери, Иисуса Христа ярко раскрашивались, в скульптуру вставлялись стеклянные глаза, иногда для придания изображению большей достоверности применяли настоящие ткани и волосы, а рукам и ногам придавали подвижность. Порой полихромная деревянная статуя казалась пугающе естественной, почти живой. Однако, лучшие произведения испанской скульптуры того времени – подлинные шедевры. Таковы работы Педро де Мена (1628 – 1688) - "Святой Франциск" (около 1663 г., Толедо, собор), "Скорбящая богоматерь" (Мадрид, монастырь Дескальсас Реалес). Испанская пластика XVII в. глубоко национальна, ей свойственна предельная, жизненная простота изображения, воплощающего возвышенный идеал прекрасного.

С конца XVII в. в искусстве Испании наблюдается упадок. XVIII в. не дал ничего значительного испанскому изобразительному искусству. Лишь на рубеже XVIII – XIX вв. наступит период нового подъема, связанного с именем Франсиско Гойи.

 

ЛЕКЦИЯ 18

                                                     ФЛАНДРИЯ

 


       В конце XVI в. в Нидерландах народ поднимается на освободительную борьбу против власти испанского короля и католической церкви, в результате чего страна разделилась на две части. Провинции юга вошли в состав государства Фландрия (по названию крупнейшей провинции). XVII в. был временем создания фламандской национальной школы живописи. Господствующим в искусстве Фландрии направлением стало барокко.

       Живопись. С наибольшей полнотой национальные особенности фламандской художественной культуры проявляются в живописи. Полотнам живописцев Фландрии свойственна жажда познания мира, жизнерадостность, насыщенный колорит, праздничность, жизненная мощь.

       Главой фламандской школы живописи и центральной фигурой всего искусства Фландрии был Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640). В творчестве Рубенса сложился самобытный вариант национального стиля барокко, с его ярко выраженной жизненно реалистической основой. Искусство великого мастера полно динамики и большого внутреннего напряжения, радости бытия. Даже религиозные темы страшного суда, гибели рода человеческого трактуются Рубенсом без эмоционального надрыва, - в них нет мрачной безысходности. Персонажам художника свойственны энергия, накал страстей, телесная мощь, но при этом они не кажутся надуманными или искусственными. Стихия Рубенса – это возвышенный, героизированный мир, при всей своей патетике прочно связанный с жизненной реальностью ("Охота на львов", Мюнхен, Старая пинакотека).

       Основным средством передачи эмоций в искусстве Рубенса становится цвет: голубые, красные, желтые, оливковые, серебристые тоны, дополняя друг друга, живут на полотнах великого мастера.

       Темы работ Рубенса самые разные: библейские и евангилийские сказания, мифологические сюжеты, жанровые сцены. В 1620-х гг. он работает и как портретист. Живописец продолжает традиции портрета Высокого Возрождения, но проявляет личное отношение к портретируемому ("Портрет молодой женщины" 1625, С. – Петербург, Эрмитаж). Рубенс обогащает портретную характеристику раскрытием социального статуса изображенного человека. Спокойная и уверенная посадка, ироничный взгляд, особый легкий поворот головы, полный достоинства жест, эффектный костюм – все говорит о том, что перед вами человек "значительный и достойный". Такую значительную фигуру мы видим в автопортрете (1638, Вена, Историко-художественный музей), изображающем человека, занимающего видное положение, одаренного, умного и уверенного в своих силах. Одна из центральных тем позднего Рубенса – сельская природа, то могучая и изобильная, то полная возвышенной лирики ("Крестьяне, возвращающиеся с полей", после 1635, Флоренция, галерея Питти).

       Творчество Рубенса оказало огромное воздействие на развитие европейской живописи.

       Учеником прославленного живописца был Антонис Ван Дэйк (1599 – 1641), выдающийся художник, творчество которого определило пути развития фламандской живописи второй половины XVII в.

       Как и Рубенс, Ван Дэйк, работая в различных жанрах, писал картины на сюжеты из Ветхого и Нового завета, мифологические сцены, портреты. Но в историю искусств Ван Дэйк вошел, прежде всего, как выдающийся портретист. Уже в ранние годы творчества художник создает превосходные произведения портретного жанра: "Портрет Корнелиса ван дер Геста" (Лондон, Национальная галерея), "Семейный портрет" (С. – Петербург, Эрмитаж).

       Ван Дэйк становится модным портретистом аристократии, создает официальный парадный портрет, которому свойственны барочная изысканность, удлиненность пропорций, некоторая театральность поз и жестов, эффектность тяжелых, ниспадающих одеяний.

       Великолепен портрет маркизы Бальби (1622 – 1627, Вашингтон, Национальная галерея); с него на нас смотрит молодая прекрасная женщина, - гордая посадка головы, строгий взгляд глубоких темных глаз, сдержанная улыбка, слегка приподнимающая уголки губ, холеные руки – все убеждает нас в том, что перед нами знатная особа. Пышный легкий кружевной воротничок, подчеркивающий нежный овал лица, тяжелые складки добротных дорогих тканей платья выполнены виртуозно. Удивительно красиво сочетание темно-зеленого цвета платья с золотыми нитями кружев.

       Последние десять лет жизни Ван Дэйк провел в Англии при дворе Карла I. Здесь он пишет портреты королевской семьи, придворной знати. Композиция портретов усложняется, становится декоративной.

       В своих аристократических заказчиках, в людях искусства, которых рисовал художник, он хотел видеть ту духовную избранность, которая была близка его идеалу духовно – утонченной личности, идеалу внутреннего аристократизма, поэтому из-под руки живописца выходили поэтически идеализированные портреты.

       Оригинален по замыслу "Портрет Карла I на охоте" (1635, Париж, Лувр). В образе Карла I сочетаются черты ловкого, элегантного кавалера знающего цену радостям жизни, и величественного монарха. Король изображен в охотничьем костюме в непринужденной позе. Романтическую окраску портрету придает задумчивый, устремленный вдаль взгляд Карла. Прекрасным фоном является пейзаж, серебристо–коричневый колорит, которого во многом определяет очарование картины.

Многочисленные заказы, с которыми художник не успевал справляться, заставляли Ван Дэйка прибегать к помощи учеников и использованию манекенов при создании портретов, что не могло не сказаться на качестве работ последних лет. Тем не менее, и среди поздних портретов великого фламандского живописца есть выдающиеся произведения ("Портрет Томаса Чалонера", 1639, С. –Петербург, Эрмитаж). Принципы парадного портрета, разработанные Ван Дэйком, легли в основу последующего развития этого жанра в Европе.

Во фламандской живописи наряду с широко распространившимся портретным жанром появляется натюрморт, утвердившийся как самостоятельный жанр в XVII в.

Крупнейшим мастером натюрморта был ученик Рубенса Франс Снейдерс (1579 – 1657). Его картины прославляют земное изобилие и многообразие даров природы: сочные плоды, дичь, рыба, добыча охотника заполняют все пространство картин ("Рыбная лавка" 1618 – 1621 гг. С. – Петербург, Эрмитаж; "Кухонный натюрморт", Мюнхен, старая пинакотека). Яркие контрастные краски, точное изображение фактуры предметов свойственны натюрмортам Снейдерса. Преувеличенные в масштабах предметы как бы наделяются высшим совершенством – все самое спелое, сочное, ароматное, свежее. Такие картины, благодаря своей декоративности, нередко служили украшением пиршественных и гостиных залов во дворцах и замках.

Выполненная Снейдерсом серия "Лавок" была заказана архиепископом Тристом для загородного дворца (1620-е годы, С. – Петербург).

Архитектура. Зодчество Фландрии XVII в. не достигло таких выдающихся успехов как живопись.

Фламандская храмовая архитектура повторяет формы итальянского барокко. Своеобразие культового зодчества Фландрии проявилось, прежде всего, в богатстве декора, который нередко играл самостоятельную роль в архитектурном ансамбле, а зачастую противоречил конструктивным формам постройки, заглушая их. Стены церквей обильно украшены пластическим орнаментом, рельефом, круглой скульптурой, что придает им вид величавый, торжественный, вычурный.

Создания фламандской культовой архитектуры отличают праздничность и великолепие, светские по духу. Светские же постройки сооружались по типу средневековых, где элементы стиля барокко обнаруживаются лишь в декоративном убранстве зданий. С XVI в. под влиянием художественных традиций Возрождения фасады готических по конструктивному решению жилых построек стали делить по горизонтали на этажи, а по вертикали – ордером. В XVII в. ордер используются как декоративный элемент: карнизы и фронтоны усложняются, принимают криволинейную форму, разрываются, колонны удваиваются и утраиваются, следуя традициям стиля барокко. Таковы, например, дома цеховых корпораций в Брюсселе и Антверпене.

Скульптура. Скульптура Фландрии также развивалась в общем, русле стиля барокко, испытывая сильное влияние итальянской пластики (особенно Бернини). С другой стороны на художественный строй фламандской скульптуры большое влияние оказывают местные традиции, она развивается на базе национальных народных ремесел.

Барочную скульптуру Фландрии отличают жизненная выразительность образов, живописность композиции. Фламандская пластика чаще всего служила украшением фасадов и интерьеров зданий (церквей, дворцов, ратуш) примером могут служить работы Арта Квеллина Старшего (1609 – 1668 гг.) кариатиды и "Суд Соломона" в Амстердамской ратуше, выполненные в 1650-х гг.

В скульптурном декоре кафедры Брюссельского собора, исполненном Х. Ф. Вербрюггеном, чувствуется влияние творчества Рубенса с его жизнеутверждающим характером столь свойственным всему искусству Фландрии XVII в.

 

ЛЕКЦИИ 19, 20

                                                    ГОЛЛАНДИЯ


        

 

 

       Победа нидерландской революции в северных провинциях привела к образованию нового государства. Голландия (по названию самой крупной из провинций). Протестантская Голландия освободилась от гнета испанской короны и католической церкви, и это благоприятствовало развитию свободной мысли, сказалось на характере голландского искусства.

       Архитектура. Особенности архитектуры Голландии XVII в. были определены новыми условиями жизни, а также специфическими природными условиями страны.

       Необходимость отвоевывать землю у океана, вызвала появление мощных гидротехнических сооружений. Каналы, плотины, шлюзы, дамбы, стали неотъемлемой частью голландского прибрежного пейзажа. Жилые постройки нередко спускались к самой воде, придавая необычайный облик голландским городам. Городские общественные здания – ратуши, больницы, склады, рынки, биржи, постройки коммерческих компаний, также бюргерские дома строили из кирпича и облицовывались белым камнем, что придавало им нарядный вид, несмотря на отсутствие обильного декора.

       В протестантской Голландии нет величественных, богато украшенных храмов, приметы эпохи барокко, как в других западноевропейских странах (Италии, Испании, Фландрии и др.); не строились там и грандиозные по размерам и декоративному убранству дворцы. Бюргерский жилой дом, весьма скромный на вид, сохранил традиционные для Голландии формы: узкий фасад в два – четыре этажа, высокая крыша, островерхий фронтон, часто ступенчатой формы. Барочная архитектура, с ее пышными криволинейными формами, изобилием декора, мощной динамикой объемов, не получила широкого распространения в Голландии. Стиль классицизм, пришедший на смену барокко во второй половине XVII в. отказался от декоративной тяжеловесности барочных форм, придал постройкам разумную пропорциональность и симметрию, уравновесил объемы. Классицизм, в Голландии принимает формы более простые и скромные, чем в других странах Европы. Величественным строгим фасадом отличается здание ратуши в Амстердаме (ныне королевский дворец), построение в 1648 – 1655 гг. Якобом ван Кампеном, оно стало самым значительным памятником голландского классицизма.

Скульптура. Скульптура Голландии XVII в., как и архитектура, не имеет значительных достижений. Главные достижения голландского искусства XVII столетия связаны с живописью. Достаточно назвать такие имена, как Хальс, Рёйсдаль, Вермеер, Рембрандт.

Живопись. В Голландии XVII в. живопись была популярнейшим видом искусства. Наибольшее развитие получает станковая живопись. Картины перестали быть предметом роскоши, они украшали дома не только представителей знати, но и небогатых бюргеров, ремесленников, крестьян.

Многочисленные голландские художники, конкурировавшие между собой, были лишены таких выгодных заказчиков как двор, знать и церковь. Они работали в основном на продажу: нередко сами торговали своими картинами на ярмарках. Покупателями были буржуа, желавшие видеть в картинах то, что было им хорошо знакомо: природу, родные края, море, корабли, свои повседневные вещи, дом, быт, который разрабатывали голландские живописцы в своем творчестве и широту диапазона жанров: рисовались портрет и пейзаж, натюрморт и бытовые сцены, не оставили голландцы без внимания и библейские сюжеты. Натюрморт и бытовой жанр, пользовавшийся самым широким спросом, сформировались именно в Голландии в своих зрелых формах, достигнув наивысшего расцвета.

Стремясь к правдивому отображению действительности передовые голландские художники участвуют в становлении реалистической живописи, основываясь на традициях национальной художественной школы.

Наиболее ярко реалистические тенденции в развитии голландской живописи проявились в бытовом жанре и портрете.

У истоков голландского реалистического портрета стоит Франс Хальс (1580 – 1666). Портрет в творчестве первого великого мастера Голландии занимает исключительное место. Можно выделить три вида портретных композиций в его искусстве: групповой, индивидуальный заказной, и особый вид портрета "на стыке" бытового жанра, близкий по характеру жанровой картине.

Все слои общества представлены в портретах Хальса: бюргеры, мелкие буржуа, ремесленники, представители низов. В этих персонажах нет театральности, нарочитого позирования, нередко свойственных барочным портретам. Они естественны и непринужденны, откровенно демонстрируют себя, показывая свои нравы, настроения, характер. Удивительно тонко художник подмечает жесты и мимику, способные передать внутренний мир портретируемого, мастерски "вписывает" модель в окружающую среду.

Черты жанровости присущи портретам раннего Хальса. Так в портрете Малле Баббе (начало 1630, Берлин – Далем, Картинная галерея) хозяйки трактира, прозванной "гарлемской ведьмой", кажется, "звучат" хриплый смех и шутки шумных посетителей кабачка, грубоватая речь самой старухи.

Персонажам Хальса не свойственны философская самоуглубленность, внутренняя сосредоточенность, они показаны в действии, во взаимосвязи с окружающим, они обращаются к зрителю, ведут с ним разговор о своих обычных делах, повседневных заботах. Людям, изображенным на портретах Хальса, почти всегда присущи неукротимая энергия, жизненная хватка, жизнелюбие; они всегда уверены в себе, порой самодовольны ("Цыганка", около 1630, Париж, Лувр).

Однако в образах зрелого Хальса появляется грусть, порой проскальзывает легкая ирония автора ("Портрет Яспера Схаде", около 1645, Прага, Национальная галерея).

В портретах 60-х гг. дается более глубокая внутренняя характеристика ("Портрет мужчины в широкополой шляпе", около 1660 – 1666, Кассель, Картинная галерея).

Высшим достижением великого мастера стали его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых, выполненные в 1664 г. (музей Франса Хальса, Харлем), они стоят в одном ряду с самыми замечательными произведениями мировой портретной живописи.

Наряду с портретом в Голландии широкое распространение получает пейзаж, не получавший такого важного значения как в Голландии ни в одной другой художественной школе XVII в.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 394; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!