И не пытается его найти. И в то же время невозможно представить себе, какая
Польза будет ткачу или плотнику для их искусства, если они знают это самое
благо [само по себе], или каким образом благодаря уразумению (tetheamenos)
Этой идеи врач станет в каком-то смысле лучшим врачом, а военачальник -
Лучшим военачальником. Ведь очевидно, что врач рассматривает здоровье не
так, [т. е. не вообще], а с точки зрения здоровья человека и, скорее даже,
здоровья "вот этого" человека, ибо он врачует каждого в отдельности. Будем
считать, что об этом сказано.
5(VII). Вернемся теперь к искомому благу: ЧЕМ оно могло бы быть?
Кажется, что оно различно для различных действий и искусств: одно бдагодля
Врачевания, другое - для военачалия и точно так же для остального. Что же
тогда вообще благо в каждом случае?Может быть, то, ради чего все делается?
Для врачевания - это здоровье, для военачалия - победа, для строительства -
дом и т. д., а для всякого поступка (praxis) и сознательного выбора - это
цель, потому что именно ради нее все делают (prattoysi) все остальное.
Поэтому, если для всего, что делается (taprakta), есть некая цель, она-то и
Будет благом, осуществляемым в поступке (topraktonagathon), а если таких
Целей несколько, то соответственно и благ несколько.
Итак, избрав другой путь, рассуждение приходит все к тому же; однако
надо постараться прояснить это еще более.
Поскольку целей несколько, а мы выбираем из них какую-то определенную
|
|
(например, богатство, флейты и вообще орудия) как средство для другого,
постольку ясно, что не все цели конечны, [т. е. совершенны]. А наивысшее
благо представляется чем-то совершенным. Следовательно, если существует
только какая-то одна совершенная [и конечная цель], она и будет искомым
[благом], если же целей несколько, то [искомое благо) - самая из них
совершенная, [т. е. конечная]. Цель, которую преследуют саму по себе, мы
считаем более совершенной, чем та, [к которой стремятся как к средству] для
другого, причем цель, которую никогда не избирают как средство для другого,
считаем более совершенной, чем цели, которые избирают {как} сами по себе,
так и в качестве средств для другого, а безусловно совершенной называем
цель, избираемую всегда саму по себе и никогда как средство. Принято
считать, что прежде всего такой целью является счастье. Ведь его мы всегда
избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого, в то время как
почет, удовольствие, ум и всякая добродетель избираются как ради них самих
(ибо на каждом из этих [благ], пусть из него ничего не следует, мы бы
все-таки остановили выбор), так и ради счастья, ибо они представляются нам
средствами к достижению счастья. Счастье же никто не избирает ни ради этих
|
|
[благ], ни ради чего-то другого.
То же самое получится, если исходить из самодостаточности, потому что
Совершенное благо считается самодостаточным.Понятие самодостаточности мы
Применяем не к одному человеку, ведущему одинокую жизнь, но к человеку
Вместе с родителями и детьми, женой и вообще всеми близкими и согражданами,
поскольку человек - по природе [существо] общественное. Но здесь надо
принять известное ограничение: в самом деле, если расширять [понятие
общества] до предков и потомков и до друзей наших друзей, то придется уйти в
бесконечность. Но это следует рассмотреть в своем месте. [Здесь] мы полагаем
Самодостаточным то, что одно только делает жизнь достойной избрания и ни в
чем не нуждающейся, а таковую мы и считаем счастьем.Кроме того, [мы
считаем, что счастье] больше всех [благ] достойно избрания, но в то же время
не стоит в одном ряду с другими. Иначе счастье, разумеется, [делалось бы]
более достойным избрания с [добавлением даже] наименьшего из благ, потому
что добавлением создается перевес в благе, а большее из благ всегда
достойнее избрания. Итак, счастье как цель действий - это, очевидно, нечто
|
|
совершенное, [полное, конечное] и самодостаточное.
6. Впрочем, называть счастье высшим благом кажется чем-то
общепризнанным, но непременно нужно отчетливее определить еще и его суть.
Может быть, это получится, если принять во внимание назначение (ergon)
человека, ибо, подобно тому как у флейтиста, ваятеля и всякого мастера да и
вообще [у тех], у кого есть определенное назначение и занятие (praxis),
собственно благо и совершенство (toey) заключены в их деле (ergon), точно
так, по-видимому, и у человека [вообще], если только для него существует
[определенное] назначение. Но возможно ли, чтобы у плотника и башмачника
было определенное назначение и занятие, а у человека не было бы никакого, и
чтобы он по природе был бездельник (argos)? Если же подобно тому, как для
глаза, руки, ноги и вообще каждой из частей [тела] обнаруживается
определенное назначение, так и у человека [в целом] можно предположить
помимо всего этого определенное дело? Тогда что бы это могло быть?
В самом деле, жизнь представляется [чем-то] общим как для человека, так
и для растений, а искомое нами присуще только человеку. Следовательно, нужно
исключить из рассмотрения жизнь с точки зрения питания и роста (threptike
|
|
kaiayxetike). Следующей будет жизнь с точки зрения чувства, но и она со
всей очевидностью то общее, что есть и у лошади, и у быка, и у всякого
живого существа. Остается, таким образом, какая-то деятельная (praktike)
[жизнь] обладающего суждением [существа] (tologonekhon). {Причем одна его
[часть] послушна суждению, а другая обладает им и мыслит}. Хотя и эта
[жизнь, жизнь разумного существа] определяется двояко, следует полагать ее
[именно] деятельностью.потому что это значение, видимо, главнее.
Если назначение человека - деятельность души, согласованная с суждением
или не без участия суждения, причем мы утверждаем, что назначение человека
по роду тождественно назначению добропорядочного (spoydaios) человека, как
тождественно назначение кифариста и изрядного (spoydaios) кифариста, и это
верно для всех вообще случаев, а преимущества в добродетели - это [лишь]
добавление к делу: так, дело кифариста - играть на кифаре, а дело изрядного
кифариста - хорошо играть) - если это так, {то мы полагаем, что дело
человека - некая жизнь, а жизнь эта - деятельность души и поступки при
участии суждения, дело же добропорядочного мужа - совершать это хорошо (to
ey) и прекрасно в нравственном смысле (kalos) и мы полагаем, что каждое дело
делается хорошо, когда его исполняют сообразно присущей (oikeia) ему
добродетели; если все это так}, то человеческое благо представляет собою
деятельность души сообразно добродетели, а если добродетелей несколько - то
сообразно наилучшей и наиболее полной [и совершенной). Добавим к этому: за
полную [человеческую] жизнь. Ведь одна ласточка не делает весны и один
[теплый] день тоже; точно так же ни за один день, ни за краткое время не
делаются блаженными и счастливыми.
7. Итак, пусть это и будет предварительное описание [высшего
человеческого] блага, потому что сначала нужно, наверное, дать общий очерк,
а уже потом подробное описание.
Всякий, пожалуй, может развить и разработать то, для чего есть хорошее
предварительное описание, да и время в таких делах добрый подсказчик и
помощник, отсюда и успехи в искусствах: всякий может добавить недостающее.
Надо, однако, памятуя сказанное ранее, не добиваться точности во всем
одинаково, но в каждом случае сообразовываться с предметом, подлежащим
[рассмотрению, и добиваться точности] в той мере, в какой это присуще
данному способу исследования (methodos). Действительно, по-разному
занимается прямым углом плотник и геометр, ибо первому [он нужен] с такой
(точностью], какая полезна для дела, а второму [нужно знать] его суть или
качества, ибо он зритель истины. Подобным образом следует поступать и в
других случаях, чтобы, [как говорится], "задел не больше дела был".
Не следует также для всего одинаково доискиваться причины, но в иных
случаях достаточно правильно указать, что [нечто имеет место] (tohoti), как
и в связи с началами, ибо что [дано] (tohoti) - это первое и начало. Одни
из начал постигаются через наведение, другие - чувством, третьи - благодаря
некоему приучению (ethismoi), а другие еще как-то иначе. Нужно стараться
"преследовать" каждое начало по тому пути, который отвечает его природе, и
позаботиться о правильном выделении [начал] ведь начала имеют огромное
влияние на все последующее. В самом деле, начало - это, по всей видимости,
больше половины всего [дела] и благодаря [началу] выясняется многое из того,
что мы ищем.
8(VIII). Исследовать это [начало, т. е. счастье], нужно исходя не
только из выводов и предпосылок [нашего] определения, но также из того, что
об [этом] говорят. Ведь все, что есть, согласуется с истиной, а между ложью
и истиной очень скоро обнаруживается несогласие.
Итак, блага подразделяют на три вида: так называемые внешние,
относящиеся к душе и относящиеся к телу, причем относящиеся к душе мы [все]
называем благами в собственном смысле слова и по преимуществу, но мы именно
действия души и ее деятельности представляем относящимися к душе. Таким
образом, получается, что наше определение (высшего блага и счастья]
правильно, по крайней мере оно согласуется с тем воззрением, которое и
древнее и философами разделяется.
[Определение] верно еще и потому, что целью оно называет известные
действия и деятельности, ибо тем самым целью оказывается одно из благ,
относящихся к душе, а не одно из внешних благ.
С [нашим] определением согласуется и то [мнение], что счастливый
благоденствует и живет благополучно, ибо счастьем мы выше почти было назвали
некое благоденствие и благополучие (eyzoiakaieypraxia).
9. По-видимому, все, что обычно видят в счастье, - все это присутствует
в [данном нами] определении.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!