Глава 15. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII - начале ХX в



§ 1. Введение 399

§ 2. Учение И. Канта о государстве и праве 399

§ 3. Политико-правовая теория И. Г. Фихте 408

§ 4. Историческая школа права 412

§ 5. Учение Гегеля о государстве и праве  415

Глава 16. Политическая и правовая мысль в России в первой половине ХIХ в.

§ 1. Политико-правовые взгляды М. М Сперанского  431

§ 2. Политические идеи Н. М Карамзина   435

§ 3. Политические программы декабристов 442

§ 4. Политические идеи П. Я. Чаадаева 453

§ 5. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников   456

Глава 17. Политические я правовые учения в Западной Европе в первой половине ХX в.

§ 1. Основные направления западноевропейской политико-юридической мысли     464

§ 2. Английский либерализм    466

§ 3.Французский либерализм   476

§ 4. Немецкий либерализм 482

§ 5. Политико-правовые воззрения идеологов социализма  489

§ 6. Политические взгляды О. Конта 498

Глава 18. Политико-правовое учение марксизма

§ 1. Социально-исторические корни и теоретические источники марксистского понимания государства и права 504

§ 2. Государство и право как надстроечные явления   509

§ 3. Классовый характер государства и права    512

§ 4. Социалистическая революция и диктатура пролетариата 515

§ 5. Судьбы государства и права в коммунистической формации 516

Глава 19. Европейская политико-правовая мысль второй половины ХX в.

§ 1. Введение 522

§ 2. Учение Р. Иеринга о праве и государстве    523

§ 3. Социологическая теория государства. Л. Гумплович.   528

§ 4. Неокантианское учение о праве. Р. Штаммлер 531

§ 5. Учение Дж. Остина о праве 535

§ 6. Политические идеи Г. Спенсера  539

§ 7. Политико-правовое учение Ф. Ницше 544

Глава 20. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX-первой половине ХХ в.

§ 1. Реформаторы   554

§ 2. Радикалы. 559

§ 3. Либералы. Б. Н. Чичерин. 572

§ 4. Консерваторы. 582

§ 5. Политико-правовые взгляды В. С. Соловьева 586

§ 6. Политико-правовые идеи начала XX в 591

§ 7. Политико-правовые взгляды русских философов I половины XX в. (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин) 599

§ 8. Правоведы русского зарубежья 613

Глава 21. Политико-правовая идеология большевизма

§ 1. Введение. 620

§ 2. Политическое учение В. И. Ленина.     622

§ 3. Политические идеи Н. И. Бухарина 630

§ 4. Политические взгляды И. В. Сталина. 635

§ 5. Правопонимание советского времени  641

Глава 22. Политические и правовые идеи ХХ в.

§ 1. Аналитическая юриспруденция  657

§ 2. Позитивистский нормативизм Кельзена 661

§ 3. Прагматический позитивизм. 667

§ 4. Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма 668

§ 5. Социологическая юриспруденция 677

§ 6. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого.     683

§ 7. Политико-правовая идеология национал-социализма    688

§ 8. Возрожденное естественное право 699

§ 9. Интегративная юриспруденция  704

§ 10. Теории элит, бюрократии и технократии   707

Заключение    718

Указатель имен 722

 

 

Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М Москва, 1998

Авторский коллектив:

В. Г. Графский, доктор юридических наук, профессор – гл. 14, 16 (§ 4––5), 17 (§ 6), 19 (§ 4–5), 20, 22 (§ 1–6, 8–10);

Н. М. Золотухина, доктор юридических наук, профессор – гл. 7, 9, 13, 16 (§1-3);

Л. С. Мамут, доктор юридических наук – гл. 5, 8, 11, 12 (§ 1–2, § 5–8), 15 (§ 1–4), 17 (§ 1–5), 18, 19 (§ 1–4), 21 (§ 1–4), 22 (§ 7);

В. С. Нерсесянц, член-корреспондент РАН, доктор юридических наук, профессор – введение, гл. 1– 4, 10, 12 (§3–4), 15 (§ 5), 19 (§ 7), 21 (§ 5), заключение;

Л. Р. Сюкияйнен, доктор юридических наук, профессор – гл. 6.

 

История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е, стереотип. Под общ. ред. члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсесянца. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М, 1998. – 736 с.

 

Учебник посвящен всемирной истории политической и правовой мысли. В нем освещаются основные политико-правовые теории древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени. Дается общая характеристика современных политико-правовых концепций Значительное место уделено истории политических и правовых учений России.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, политологических, философских и других гуманитарных вузов и факультетов.

Предмет истории политических и правовых учений как самостоятельной юридической дисциплины

Политика, государство, право, законодательство являются, как известно, объектами исследования различных гуманитарных наук (юриспруденции, философии, социологии, политологии, этики и т.д.). Причем каждая наука (с учетом своеобразия ее предмета и метода), находящаяся в системе междисциплинарных связей и взаимовлияний, отличается своим специфическим подходом к этим общим объектам, имеет свой особый предмет. Свою специфику и свой предмет имеют и отдельные научные дисциплины в рамках юридической науки в целом.

В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.

Под соответствующими «учениями», следовательно, в данной дисциплине имеются в виду по существу различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логико-понятийное выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений.

Поэтому вне предмета истории политических и правовых учений в принципе остаются различные фрагментарные, не развитые до уровня самостоятельной и оригинальной теории высказывания и суждения разных мыслителей, общественных и политических деятелей, писателей, поэтов и т.д. о политических и правовых явлениях, хотя, разумеется, подобные положения могут быть весьма глубокими и интересными.

В общей совокупности политико-правового знания прошлого и современности политические и правовые учения занимают особое место. Как теоретически оформленные комплексы знаний они по своему гносеологическому уровню и характеру отличаются от иных форм отражения политической и правовой действительности – таких как разного рода представления, чувства, верования, настроения, мнения и т.д.

Эти формы обыденного (дотеоретического и нетеоретического) сознания и познания, хотя и не входят непосредственно в предмет истории политических и правовых учений, однако весьма важны для понимания реальной и конкретной ситуации формирования и функционирования соответствующих теорий. Большой интерес они представляют при исследовании идеологических позиций различных борющихся между собой классов, социальных групп и партий, мировоззренческих платформ, программ, требований, задач, целей и установок соответствующих социально-политических (массовых и групповых) движений и направлений в жизни государственно-организованного общества.

Соединение в рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений обусловлено в конечном счете той тесной внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и соответствующих понятий, которая особенно отчетливо видна со специфических предметно-методологическх позиций юридической науки в целом, представляющей собой единый комплекс государствоведения и правоведения. Именно под углом зрения этого единого комплекса и следует понимать сочетание политических и правовых теорий прошлого в предмете нашей науки.

Этот взгляд с точки зрения юридической науки, юридический подход к истории политической и правовой мысли весьма существен для понимания смысла затронутого вопроса о предмете. Так, ясно, что, например, с позиций политологии (или политической науки), если таковая понимается и трактуется как самостоятельная, неюридическая (внеюридическая по своему дисципилинарному статусу) наука, история предшествующей политической мысли будет выглядеть (и изучаться) иначе, чем в нашей науке, а именно – главным образом и по существу в предметных очертаниях самой этой политологии, в плане присущих ей представлений о своем предмете и методе, своих научных возможностях, целях и задачах, направлениях и аспектах своей связи с политической мыслью прошлого. История такой политологочески ориентированной мысли будет определенной политологической ретроспекцией, за рамками предмета которой останется история правовых учений – если и не вся целиком, то в своей основной части.

Это обусловлено уже тем, что юридическая наука и политология изучают различные аспекты политических явлений. Юридическая наука в целом (и это решающим образом сказывается на предмете истории политических и правовых учений как юридической дисциплины) исследует политические явления в их необходимой взаимосвязи и взаимодействии с правом, в правовой форме их выражения, их существования в рамках определенного правопорядка.

Объемы понятий «политическое» и «государственное» не совпадают. Представление об их соотношении различно в разные эпохи, у разных авторов и т.д. Так, древнегреческие авторы, начавшие теоретическую разработку явлений политики на основе опыта полиса, еще вообще не знали термина «государство», который вошел в научный оборот во времена Макиавелли. Для них в целом характерна тенденция трактовать политическое как феномен лишь эллинского устройства совместной жизни свободных граждан. Иначе говоря, в таком понимании политическое уже государственного: политическое здесь лишь особая, достигшая своей развитости форма государственности, присущая лишь эллинам и предполагающая свободу граждан. 06 этом прямо говорит, например, Аристотель, согласно которому восточная деспотия (т.е. деспотическая форма правления) – это не доросшее до высот политики «варварское» правление с бесправием и рабством подданных. Аристотелевская характеристика человека как политического существа как раз и означает, что только в своей развитости (умственной и нравственной) люди, будучи свободными, могут организовать свою совместную жизнь на политических началах (т.е. как в эллинском полисе). Примечательно и то, что лишь лучшая (весьма редкая, смешанная) форма правления обозначается им как полития.

В отличие от этих древнегреческих представлений о полисе и политике в древнеримской мысли, когда она касается проблем, современным язьпсом.говоря, политических и государственных, наряду с несколько идеализованными конструкциями (например, республика как дело народа и правовое образование – в концепции Цицерона), существенно большее внимание, особенно в условиях империи, уделяется властным учреждениям, должностным лицам и их полномочиям, институциональным, властно-организационным и публично-правовым моментам политической жизни – словом, собственно государственным аспектам. Существенную роль в выделении из общеполитического комплекса собственно государственных аспектов и их юридико-

4 Глава 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений

теоретическом оформлении сыграли римские юристы, особенно свой трактовкой проблем публичной власти и публичного права.

В новое время различение «политического» и «государственного» осознается и проводится четче и последовательней (как в содержательном, так и в понятийно-терминологическом отношении). Причем «политическое» трактуется – в противоположность древнегреческим авторам – как более широкое явление и понятие, чем «государственное».

Поучительно в этой связи сравнение позиций Аристотеля и Макиавелли как зачинателей различных концепций политической науки, соответственно античности и нового времени. Освобождение политики от морали и ставка на силу в концепции Макиавелли опирались на трактовку политики как прежде всего борьбы за власть и на понимание государства как суверенной организации власти, учреждение или овладение которой – главная цель всей политики и политической борьбы.

Идея суверенитета государства (у Макиавелли и последующих авторов) включала в себя представление о том, что государство – единственный правомерный и легальный (и, следовательно, в принципе действующий на началах и в формах общеобязательного права) носитель публично-политической власти. Взаимосвязь государственно-организованной общественной и политической жизни с правом (с правовой формой опосредования общественных и политических отношений) при таком подходе очевидна.

Также и для последующих мыслителей (вплоть до современности) в целом типично представление о более широком объеме «политического» по сравнению с «государственным».

Сказанное о предмете нашей дисциплины, разумеется, не означает, что в прошлых политических теориях ее интересуют лишь узкоспециальные вопросы учения о государстве. Напротив, можно сказать, что политические учения прошлого представлены в предмете данной дисциплины не как история государствоведения, а в виде соответствующих теоретических исследований проблем государства как особого политического явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов, во взаимосвязи и взаимодействии с ними, т.е. так, как проблематика теории государственности исследовалась представителями различных школ и направлений в реальной истории политических учений.

§ 1. Предмет истории политических и правовых учений как самостоятельной юридической дисциплины 5

Также и правовая мысль прошлого освещается в данной дисциплине не в виде истории юриспруденции (со всеми ее отраслями, специальными приемами юридико-догматического анализа и т.д.), а по преимуществу в виде тех теоретических концепций права и законодательства, в которых освещается природа, понятие, сущность, ценность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни. Такая проблематика относится в основном к сфере общей теории права или философии права, однако подобные проблемы в истории правовой мысли нередко ставились и анализировались и на правовом материале отраслевого характера. Именно в своем общеправовом значении проблемы частного или отраслевого профиля (например, о преступлении и наказании, вине и формах ответственности, субъектах права, формах организации, роли и полномочиях суда, источниках судебных доказательств, формах и направлениях административной деятельности и т.д.) приобретают существенное значение для характеристики правового и политического состояния общества в целом и тем самым входят в предметную область истории политических и правовых учений.

История политических и правовых учений – дисциплина юридическая. Однако кроме юристов значительный вклад в историю политических и правовых учений внесли также представители иных гуманитарных наук, и прежде всего философы. Целый ряд известных представителей философской мысли (например, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Конфуций, Августин, Фома Аквинский, Гоббс, Локк, Кант, Фихте, Гегель, Н. А. Бердяев и др.) являются одновременно выдающимися фигурами также и в истории политических и правовых учений.

Влияние философии на историю политических и правовых учений, разумеется, не сводится к тому, что многие классики из истории философии являются вместе с тем классиками и в истории учений о государстве и праве. Значительное влияние тех или иных философских идей, концепций, методологических принципов и приемов исследования испытали и те мыслители, которые по преимуществу занимались проблемами не философского, а политико-правового или социально-политического профиля (например, древнегреческие софисты, древнекитайские легисты, римские юристы, М. Падуанский, средневековые юристы, Н. Макиавелли, тираноборцы, Ж. Воден, Г. Гроций, Ш. Л. Монтескье, Ж-Ж Руссо, Т. Джефферсон, Т. Пейн,

6

С Е. Десницкий,Б. Констан.И. Бентам, Л. Штейн, Р. Иеринг, Б. Н. Чичерин, Л. И. Петражицкий, П. И. Новгородцев и др.).

В должной мере учитывая роль философии в развитии политической и правовой мысли, следует, однако, иметь в виду теоретическое своеобразие политической и правовой мысли, обусловленное в конечном счете спецификой политических и правовых явлений как особых форм реальной действительности и объектов научного исследования. Предметное своеобразие различных наук проявляется, в частности, в том, что соответствующие философские концепции государства и права (например, Платона, Канта, Гегеля и других философов) в рамках истории политических и правовых учений (в сравнении с историей философии) освещаются под своеобразным углом зрения, в контексте специфического понятийного аппарата этой науки, в плоскости особых ее познавательных средств, задач и целей, с преимущественным акцентом на собственно политический и правовой смысл рассматриваемых концепций, на уяснение специфической логики специфического объекта – политических и правовых явлений и отношений.

Особо следует отметить своеобразие предмета истории политических и правовых учений по сравнению с предметами других юридических дисциплин теоретического (теория государства и права) и исторического (всеобщая история государства и права, история государства и права России и т.д.) профилей.

В отличие от предметов юридических наук, изучающих историю государства и права, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияние истории политико-правовых идей и учений, с одной стороны, и истории государственно-правовых форм, учреждений, институтов – с другой. Без знания истории государства и права так же невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политикоправовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно научно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность.

В соотношении с общетеоретическими юридическими науками история политических и правовых учений выступает по преимуществу как историческая дисциплина, по своему предмету ориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникнове-

§ 2. Методологические проблемы истории политических и правовых учений 7

ния и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.

В сложном процессе взаимосвязей в юридической науке исторических и теоретических дисциплин история политических и правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных историко-теоретических предпосылок развития современного политико-правового знания, совершенствования теоретических разработок проблем государства и права.

Соотношение истории политических и правовых учений с другими юридическими и философскими науками, равно как и взаимосвязи исторических и теоретических аспектов внутри самой этой дисциплины, отчетливо отражают то принципиальное обстоятельство, что предмет рассматриваемой дисциплины – это не просто совокупность политических и правовых учений прошлого, а именно их история. Выяснение смысла этой историчности значимо для характеристики, как предмета данной дисциплины, так и ее методологии.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 398; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!