Слово lex означает позитивный закон



 

Политико-правовая идеология раннего христианства

В христианстве выделяют раннее и официальное.

Христианство на Руси было принято в 988 году.

Раннее христианство.Самым ранним памятником является Апокалипсис (Откровения Иоанна) (68-69 г.г.). Осуждается римская рабовладельческая система. Она именуется дьявольским миром зла и насилия. Ей предрекается гибель и установление тысячелетия. Существует 4 Евангелия, обосновывающих христианскую религию, содержащие послания апостолов. Часть произведений из них была канонизирована (послания Марка, Иоанна, Луки). Высказывается ненависть к богатым, знатным за то, что они угнетают бедных. Нищих ждёт блаженство, богатых – горе.

В ожидании пришествия ранние христиане объединялись в общины, в которых воплотилась идеология христиан. Они основывались на демократических началах. Все, кто вступал в них обобщали своё имущество с общинным. В них существовал общий труд, кто не работает, тот не ест. Апостолы и пророки не пользовались привилегиями. Они были первыми среди равных. Дьяконы, преститоры и епископы управляли имуществом общины, но льготами тоже не пользовались.

Устои общин сводились к общему труду, равенству всех в ожидании прихода мессии, руководству постулатами Христа. В них содержались революционные устремления не исключались определённые насильственные действия, но значение имело пассивное ожидание.

Основные идеи:

· равенство;

· непротивление насилию;

· всеобщность труда;

· воздаяние равным за равное.

Официальное христианство. Оно восприняло позицию непротивления насилию. Богатые пытались захватить власть в христианских общинах, раздуть мистический туман выделялось духовенство, которое стояло над верующими, господствовало над ними.

Учреждалась должность патриарха, архиерея, папы, митрополита. В раннем христианстве при возникновении иерархии всех, кто выступал против нового порядка, объявляли еретиком подготавливалась почва для превращения христианской религии в религию государственную. На первый план выдвигаются постулаты: всякая душа должна быть покорна господам, ибо нет власти, не данной от бога. Право рассматривалось как справедливость, идущая от бога.

Политико-правовые взгляды Августина

Официальный представитель идеологии раннего христианства Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354 - 430 г.г.), прозванного православной церковью “Блаженный”, а католической – признанного святым и учителем церкви. Жил на рубеже 2-х эпох – рабовладельческой и феодализма. Он родился в семье крупного негоцианта – отдал всё имущество бедным, принял сан и стал праведником.

В произведении “О граде божием” Августин писал, что в мире существует два государства: “божий град” (церковь) и “град земной” (государство). Церковь “странствует по земле, имея цель на небе”, “церковь и теперь есть царствие небесное”. Только к ней подходит определение государства, данное Цицероном, так как лишь в церкви – право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. К граду божьему принадлежит первый праведник – Авель. Основателем града земного был братоубийца Каин; государство – создание человеческое, его цель – временная, оно создано насилием, держится принуждением: “При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки, так же как и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре”.

Он утверждал, что природа толкает людей к объединению сначала в семьи, потом в государства для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности. При этом он полагал, что правители не сами устанавливают свою власть, она не принадлежит им по воле бога, который делегирует ее каждому народу. В одних случаях, исключительных, бог прямо назначает правителя, - так это было с народом Израиля, в других его воля проявляется через, естественных ход событий, через действие норм позитивного права. По его мнению, бог создал человека так, что объединение в общество и политическая власть для него были необходимы. Что же касается формы власти и ее носителей, то они устанавливаются людьми.

К формам государства Августин проявлял некоторое безразличие, т.к. выбор формы он считал делом второстепенным: любая форма может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда уважают бога и человека, т.е. соблюдают справедливость, верность заветам религии.

Отношение церкви к государству духовной власти к светской – вот главная проблема, занимавшая мыслителя. По его мнению, светская власть и церковная имеют различный характер, и каждая обладает суверенитетом, независимостью, но между ними есть точки соприкосновения, взаимодействия, они должны оказывать друг другу поддержку, т.к. вторжение одной власти в сферу другой опасно. Государство должно защищать церковь от ее врагов, варваров, еретиков. Церковь призвана воспитывать паству в духе лояльности, гражданственности.

Августин резко противопоставляет государство и церковь. Государство основано на любви человека к самому себе, на эгоизме. Государство – царство греха, т.к. это область непрерывной борьбы. Войны, конфликта.

Церковь основана на сомоотверженной любви человека к богу.

 

 

Лекция № 5.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 294; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!