Политико-правовые идеи раннего христианства

Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.) – знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах "О государстве" и "О законах". Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (res populi). При этом он подчеркивает, что "народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов". Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, "общий правопорядок". Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи "правового государства". Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон отвергал широко распространенные в его время представления о договорном характере возникновения государства. Влияние Аристотеля заметно и в трактовке Цицероном роли семьи как первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и естественным путем возникает государство. Он отмечал изначальную связь государства и собственности и разделял положение стоика Панетия о том, что причиной образования государства является охрана собственности. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон характеризует как осквернение и нарушение справедливости и права. Возникновение государства (также и права) не по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности они (государство и право) носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. Изучение всей природы, отмечал Цицерон, приводит к пониманию того, что "всем этим миром правит разум". Данное положение, сформулированное еще древнегреческим философом Анаксагором, используется Цицероном для обоснования своего понимания "природы" как обусловленного и пронизанного божественной волей всеобщего источника разумных и справедливых установлений и действий людей. Именно благодаря тому, что люди самой природой наделены "семенами" разума и справедливости и, следовательно, им доступно постижение божественных начал, стало возможным само возникновение упорядоченного человеческого общения, добродетелей, государства и права. Разум – высшая и лучшая часть души, "царский империй", обуздывающий все низменные чувства и страсти в человеке (алчность, жажду власти и славы и т. д.), "мятеж души". Поэтому, писал Цицерон, "при господстве мудрости нет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков". В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного устройства, возникновению одних форм из других, "круговороту" этих форм, поискам "наилучшей" формы и т. д. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). "И вот, когда верховная власть находится в руках у одного человека, мы называем этого одного царем, а такое государственное устройство – царской властью. Когда она находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая община, в которой все находится в руках народа". Все эти простые формы (или виды) государства не совершенны и не наилучшие, но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне прочны, если только сохраняются те основы и связи (в том числе и правовые), которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего участия в создании государства. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. В случае, если бы предстоял выбор среди них, предпочтение отдается царской власти, а на последнее место ставится демократия. "Благоволением своим, – пишет Цицерон, – нас привлекают к себе цари, мудростью – оптиматы, свободой – народы". Перечисленные достоинства разных форм правления, по мысли Цицерона, могут и должны быть в их совокупности, взаимосвязи и единстве представлены в смешанной (а потому и наилучшей) форме государства. В простых же формах государства эти достоинства представлены односторонне, что и обусловливает недостатки простых форм, ведущие к борьбе между различными слоями населения за власть, к смене форм власти, к их вырождению в "неправильные" формы. Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона, можно лишь в условиях наилучшего (т.е. смешанного) вида государственного устройства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления. "Ибо, – подчеркивал он, – желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа". В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан. Как путь к смешанной форме правления Цицерон (вслед за Полибием) трактовал эволюцию римской государственности от первоначальной царской власти к сенатской республике. При этом аналогию царской власти он видел в полномочиях магистратов (и, прежде всего, консулов), власти оптиматов – в полномочиях сената, народной власти – в полномочиях народных собраний и народных трибунов. Свою концепцию наилучшей (смешанной) формы государства, в отличие от платоновских проектов идеального государства, Цицерон считал реально осуществимой, подразумевая при этом практику римской республиканской государственности в лучшую пору ее существования ("при предках"). Платоновское же государство – это, скорее, не реальность, а лишь желание, оно "не такое, какое могло бы существовать, а такое, в каком было бы возможно усмотреть разумные основы гражданственности". Много внимания в творчестве Цицерона уделено восхвалению добродетелей истинного государственного деятеля и идеального гражданина. Мудрый государственный деятель, согласно Цицерону, должен видеть и предугадывать пути и повороты в делах государства, чтобы воспрепятствовать неблагоприятному ходу событий (смене форм правления в пагубную сторону, отклонению от общего блага и справедливости) и всячески содействовать прочности и долговечности государства как "общего правопорядка". Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме того, быть сведущим в учениях о государстве и "владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив". В том крайнем случае, когда под вопрос поставлено само благополучие государства как общего дела народа, с согласия последнего истинный государственный деятель, по Цицерону, должен "как диктатор установить в государстве порядок". Здесь политик выступает не в своих корыстных целях, а в общих интересах как спаситель республики. Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону, обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин не только не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иные несправедливости, но, кроме того, обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага. Всемерно восхваляя политическую активность граждан, Цицерон подчеркивал, что "при защите свободы граждан нет частных лиц". Он отмечал также долг гражданина защищать отечество в качестве воина. Апелляции к природе, к ее разуму и законам характерны и для правовой теории Цицерона. В основе права лежит присущая природе справедливость. Причем справедливость эта понимается Цицероном как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство и природы в целом, и человеческой природы. Следовательно, под "природой" как источником справедливости и права (права по природе, естественного права) в его учении имеются в виду весь космос, весь окружающий человека физический и социальный мир, формы человеческого общения и общежития, а также само человеческое бытие, охватывающее его тело и душу, внешнюю и внутреннюю жизнь. Всей этой "природе" (в силу ее божественного начала) присущи разум и законообразность, определенный порядок. Именно данное духовное свойство природы (ее разумно-духовный аспект), а вовсе не ее предметный и телесно-материальный состав, занимающий подчиненное и второстепенное место (как тело по отношению к душе, чувственные части души по отношению к разумной ее части), и является, по Цицерону, подлинным источником и носителем естественного права. Цицерон различает естественное и позитивное право. Он дает следующее развернутое определение естественного права: "Истинный закон – это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона – кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем". Этот "истинный закон" – один и тот же везде и всегда, и "на все народы в любое время будет распространяться один вечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей – бог, создатель, судья, автор закона". В своем учении о естественном праве Цицерон находился под большим влиянием соответствующих идей Платона, Аристотеля и ряда стоиков. Это влияние заметно и там, где он видит существо и смысл справедливости (и, следовательно, основной принцип естественного права) в том, что "она воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними". Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность. "Первое требование справедливости, – отмечал он, – состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной – как своей". С этих позиций он отвергал такие акции римских популяров, как кассация долгов, ущемление крупных землевладельцев и раздача своим приверженцам и плебсу денег и имущества, отнятых у законных владельцев. Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону, возникло "раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано". Само государство (как "общий правопорядок") с его установлениями и законами является по своей сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право. Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления (политические учреждения, писаные законы и т. д.) соответствовали справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей. Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. "Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, – писал Цицерон, – то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы". Закон, устанавливаемый людьми, не может нарушить порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла, честное из позорного. Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и естественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости. В качестве примера законов, противоречащих справедливости и праву, Цицерон указывал, в частности, на законы тридцати тиранов, правивших в Афинах в 404–403 гг. до н.э., а также на римский закон 82 г. до н.э., согласно которому одобрялись все действия Суллы как консула и проконсула и ему предоставлялись неограниченные полномочия, включая право жизни и смерти по отношению к римским гражданам. Подобные несправедливые законы, как и многие другие "пагубные постановления народов", по словам Цицерона, "заслуживают названия закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками". В Древнем Риме особое значение приобрели учения о единстве госу­дарства и права. Появились интегрированные государственно-правовые, частноправовые теории, а также сформировалась сама наука юриспруденция. Пер­воначально занятие правом являлось делом понтификов - одной из кол­легий жрецов. Они скрывали от непосвященных содержание правовых формул. Своеобразный переворот совершил Гней Флавий, похитивший и опубликовавший один из сборников процессуально-правовых формул. По имени Флавия была названа публикация этих формул. Знание свет­ского права теперь стало предметом юристов, как теперь стали называть­ся знатоки права. Считается, что публично преподавать юриспруденцию начал первый верховный понтифик из плебеев Тиберий Корунканнй (253 г. до н. э.). Он вместе с учениками разбирал юридические вопросы и открыто по ним высказывался. Но и позднее среди юристов считалось почетным упоминать о своих жреческих корнях и высоком призвании. Юриспруденция римлянами толковалась широко — как наука о пра­ве и государстве. Она включала в себя трактовку проблем организации и деятельности государства. Римские юристы разделили право на пуб­личное и частое. Публичное право отнесли к положению римского го­сударства, включили в него святыни, служение жрецов, положение ма­гистратов, а частное - к пользе отдельных лиц (Ульпиан). Последнее делилось на три части, в зависимости от того, составляется оно из есте­ственных предписаний, из предписаний народов или из предписаний цивильных. Среди мыслителей, обращавшихся к изучению публичного права, госу­дарственного управления, форм государства выделялись: Цицерон, Гай Саллюстий Крисп (86-35 гг. до н. э.) - крупный римский писатель и госу­дарственный деятель, Плиний Младший (61-111 гг.) - консул 100г., наме­стник императора Трояна в Вифинии, Марк Аврелий (121-180 гг.) - фи­лософ, правивший Римской империей в 161-180 гг. В область частного права неоценимый вклад внесли юристы прокулианской и сабинианской школ Помпоний Секст (II в.), Алфен Вар (I в.), Марк Антистий Лабеон (I в.), Публий Ювенций Цельс (II в.), Юлиан Сальвий (II в.). Гай (И в.), Павел Юлий (III в.), Ульпиан Домиций (III в.) и др. Были разработаны основополагающие понятия, принципы и концепции юриспруденции, обоснованы предмет и метод юридических исследований: Наряду с юридической догматикой (догмы действующего права, принципов, приемов и правил его анализа, классификации, системати­зации и толкования его источников и т.д.) исследовался целый ряд фун­даментальных проблем права и государства: учение об источниках дей­ствовавшего права (т.е. позитивное право), теоретико-познавательный, мировоззренческий и ценностный потенциал естественно-правовых идей и конструкций; была развита применительно к праву этика стои­ков, что стало отличительной чертой римской правовой науки. Изучались содержание и методы юридической науки как правоведе­ния, а не законоведения (теоретизирующего легизма). Римские юристы исходили из целостного понимания права, выделяя его органически связанные составные части (Павел Юлий). Во-первых, право означает то, что всегда является справедливым и до­брым (Публий Цельс), каково естественное право; во-вторых, право - это то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково ци­вильное право; в третьих, правом называется также jus honorarium (преторское право). Государство понималось как внутренний стержень правопорядка и его составная часть. Государствоведение органично входило в правове­дение, поскольку государство преимущественно понималось как полно­мочия и обязанности должностных лиц и учреждений (полномочий ма­гистратов, компетенции магистратур и т.д.). Основанием и критерием справедливости, правомерного и правиль­ного является право (правовая справедливость и справедливое право), а не государство. Государство должно существовать не по собственным правилам, а как субъект права в соответствии с общими для всех требо­ваниями права. Римские юристы; опираясь на древнегреческую философию права, разрабатывали также теорию закона и других источников права (Папиниан, Марциан, Ульпиан, Цицерон, Павел, Гай). Гай в «Институциях» писал об источниках права: «Права же римского народа состоят из зако­нов, плебисцитов, сенатусконсультов, конституций принцепсов, эдик­тов тех, кто имеет право издавать эдикты, и ответов юристов». Римляне также исследовали соотношение закона и права (Модестин, Юлиан, Цицерон, Цельс, Ульпиан и др.), отрасли права (Гай, Ульпиан, Папиниан, Марциан), основы международного права (права народов - Па­вел, Помпоний, Гермогениан). Особенно основательно они изучали вопросы собственности, договоров, семьи, завещаний, правовых статусов личности (П. Муций, Сцевола, М. Юний Брут, Гай, Ульпиан, Павел и др.). Павел, например, исследовал происхождение различных сделок, природу и связь между сделками мены, купли-продажи, аренды, подряда, ссуды, действи­тельности и недействительности сделок, определение момента вступления сделки купли-продажи в силу. Ульпиан в «Комментарии к преторскому эдикту» подробно рассматривал риск и ответственность при сделках куп­ли-продажи, аренды, найма, перевозки, подряда и хранения. Своего расцвета римская юриспруденция достигала в первые два с половиной века империи. Первые императоры стремились заручиться поддержкой известных юристов. Последним предоставили уже со времени правления Августа специ­альное право давать ответы от имени императора. Постепенно (по мере укрепления власти принцепса, который вначале не был законодателем) такие авторитетные ответы стали обязательными для судей. С III в. на отдельные положения таких ответов юристов ссылались как на текст са­мого закона. Со второй половины III в., когда при Диоклетиане импе­раторы получили неограниченную законодательную власть, наметился упадок авторитета юриспруденции. Из большого числа известных юристов классического периода наи­более выдающимися считались Папиниан, Гай, Павел, Ульпиан и Мо­дестин. Специальный закон Валентиниана о цитировании юристов (426 г.) придал силу закона толкованиям этих пяти юристов. При про­тиворечиях между их положениями спор решался большинством или же предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Закон признавал значе­ние положений и других юристов (Сабина, Сцеволы, Юлиана и Марцелла), которые цитировались в трудах названных пяти классиков. Высокий уровень юридической культуры римской юриспруденции (разработка понятийно-категориального аппарата, основополагающих правовых принципов, понятий, концепций и конструкций, предмета и методологии юридического анализа и т.д.) определил место римского права в истории. Созданная усилиями римских юристов, юриспруденция стала фундаментом развития юридической науки, что предопределило ее значительную рецепцию в ряде стран Европы. Сочинения римских юри­стов обеспечили славу Кодексу Юстиниана и стали важной частью этой кодификации, принятой в Восточной Римской империи, которая вклю­чила в себя: 1) Институции - основы римского права для начального обу­чения (были использованы «Институции» Гая, а также работы Ульпиана, Флорентина и Марциана); 2) Дигесты (или Пандекты) - собрание отрыв­ков из сочинений 38 юристов (среди которых - извлечения из работ пя­ти знаменитых юристов, составивших более 70% всего их объема); 3) собствено Кодекс Юстиниана - собрание императорских конституций (по названию этой части получила название вся кодификация); 4) Новел­лы и др. Руководил кодификационной работой, в том числе и составле­нием Дигест, выдающийся юрист VI в. Трибониан. Одновременно с опубликованием Дигест 16 декабря 533 г. Юстини­ан издал Конституцию, адресованную профессорам права - составите­лям Дигест. Она предусматривала существенные изменения в юридиче­ском образовании: вводился 5-летний срок обучения в юридических школах в Бейруте и Константинополе; учреждалось по четыре должно­сти профессоров права в каждой из них; на 1 курсе студенты должны были изучать Институции и первые четыре книги Дигест, на 2 и 4 кур­сах - остальные книги Дигест и на 5 курсе - Кодекс Юстиниана.

Политико-правовые идеи раннего христианства

В пределах Римской империи в начале нашей эры появляется христианство, которое выступило с проповедью идей всеобщего равенства и свободы людей.

Ранние христиане обрушивались с нападками и проклятиями на всех богатых, и властвующих, клеймили порядки Римской империи, отвергали частную собственность, деление людей на свободных и рабов, богатых и бедных, отдавали свое имущество в распоряжение своих сект и общин (церквей).

В "Откровении Иоанна Богослова" ("Апокалипсисе"), написанном в 68–69 гг., предрекается гибель Риму, "великой блуднице"; "яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее". Защита бедных и критика богатых отчетливо звучит в "Евангелии от Луки": "Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь... Напротив, горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение". Резкие выпады против богатых содержатся и в "Соборном послании апостола Иакова".

В раннехристианских общинах, как об этом сообщается в "Деяниях святых апостолов", никто не имел своего имущества, "но все у них было общее", а средства для жизни члены общины делили между всеми "смотря по нужде каждого".

В своем новом подходе к вопросам собственности, труда и распределения ранние христиане проповедовали принципы всеобщей обязанности трудиться и вознаграждения каждого по его труду. Эти новые требования звучат в таких положениях, как: "Каждый получает свою награду по своему труду"; "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь".

Для правопонимания ранних христиан, апеллировавших к божественному "закону свободы", характерно использование в духе требований новой религии целого ряда прежних естественно-правовых идей и представлений. Существенное значение при этом придавалось принципу равенства всех людей и соблюдению такого равенства в различных сферах человеческих взаимоотношений. Весьма энергично ранние христиане проповедовали (в общем контексте устремлений, идей и ценностей своей новой религии) основной принцип естественного права и естественно-правовой справедливости – воздаяние равным за равное. Этому посвящен ряд максим раннехристианской правовой идеологии: "Каким судом судите, таким будете судимы"; "Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам".

Появление и утверждение христианства как мировой религии свободы и равенства людей стало важным фактором обновления мира и оказало существенное влияние на все последующее историческое развитие. Но реальная практика и земные дела новой религии оказывались во многом иными, чем это представлялось энтузиастам раннего христианства.

Уже во II в. жизнь в христианских общинах заметно изменяется. Усиливается власть руководителей общин, налаживается постоянная связь между ними, формируется церковная бюрократия (духовенство). Одновременно с этим идет процесс формирования официального вероучения, канонизации христианской литературы. Церковь начинает делать акцент на божественном характере всякой власти, проповедуя покорность властям и осуждая сопротивление насилию.

Уже апостол Павел подчеркивал в своем "Послании к римлянам": "Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение". Павел отмечал, что "начальник есть Божий слуга", поэтому "надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести".

Процесс становления церковной иерархии, епископата и единой церкви, канонизации христианства сопровождался острой борьбой против разного рода сект и ересей, отклонявшихся от "истинного" вероучения. Приверженцы этих сект и ересей во II в. (в частности, "монтанисты" в Малой Азии, "агонистики" в Северной Африке) выступали за скорейшую реализацию идеалов раннего христианства, за уничтожение рабства, частной собственности и неравенства людей.

В борьбе против ересей формировавшаяся и укреплявшая свои позиции христианская церковь нередко находила себе союзницу в лице официальной власти. Правда, во II–III вв. сама церковь была на полулегальном положении и христиане нередко подвергались гонениям. Но уже в 311 г. христианство было официально признано одной из равноправных религий в Римской империи, а в 324 г. оно стало государственной религией. Видным выразителем официальной христианской доктрины и политической идеологии христианства в это время был Аврелий Августин.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!