Черты стиля и жанровая динамика

Билет 12. Творческая эволюция И. Шмелева (доминантные темы, жанровая динамика, черты стиля).

Творчество Шмелёва отчётливо делится на 2 периода: дореволюционныйи послереволюционный (эмигрантский).

Религия пронизала жизнь и творчество Шмелёва. Он хотел создать "новую эстетику", "духовный роман", "обожить литературу". В этом стремлении он опирался на понимание русской культуры как православной в самом истоке, считая, что «все более или менее значительные русские писатели до известной степени причастны вере, у всех русских писателей можно найти более или менее ясно выраженное желание создать религиозно обоснованный роман, однако никто еще его не создал». Шмелев первым создалтакой роман, что и явилось итогом его творческой эволюции.

Доминантные темы

Темы дореволюционного творчества Шмелева были "классическими" для русской литературы: судьба "маленького человека", "униженного и оскорбленного". Шмелев шел от "сентиментального натурализма" Гоголя и Достоевского. "Знаньевский" период реализма, во время которого его произведения появились в свет, наложил на них отпечаток социальности и революционности. Вместе с тем, в новом отношении к герою, в новой истине, которую он обрел уже тогда, проявилось индивидуальное своеобразие Шмелева.

Во второй период дореволюционного творчества он, как и другие представители "неореализма", обратился к "вечным темам", изображая творяшую жизнь природы, рода: благую и мудрую. Эта творящая жизнь у Шмелева – именно РУССКАЯ жизнь, он становится изобразителем характерного и притом национально-характерного в русской жизни.

В эмиграции тема России становится для Шмелева главной. Он с документальной точностью и художественной образностью изображает Россию времени "красного террора". Позднее он обращается к России прошлого, времени своего детства и юности, и описывает её в реалистической манере, что дало повод советской критике сказать о возвращении Шмелева к реализму (после явных черт модернизма в рассказах 20-х). Он, действительно, стремится сохранить для будущих поколений, увековечить в слове все повседневные реалии прошлой русской жизни. Но за бытовой верностью у Шмелева встает нетленный и мистический облик России. Шмелев пишет о "душе Родины", и эта душа для него в православии. "Лето Господне" - не просто "энциклопедия русской жизни", это "энциклопедия русской православной жизни". Замоскворецкий двор становится его микрокосмом, автобиографическая тема перерастает в эпическую.

ИТАК,

Тема «маленького человека». Влияние масштабных общественных сдвигов на сознание и жизнь такого человека часто составляет сюжет произведений, больше всего отражаясь на взаимоотношениях отцов и детей.

Литературную славу Шмелеву принесла повесть «Человек из ресторана» (сборник «Знания» 1911): тема бедных и бесправных, «маленьких» людей, а также знаньевская ориентация на социальные конфликты и протесты, на осуждение довольных и сытых. Социальный срез богатых российских сословий ориентирован на спасение человека, его духовное возрождение через мобилизацию внутренних сил, данных ему Господом. Скороходов в какой-то мере моралист-христианин, он утешается Высшим Промыслом.

В том, что рвутся связи между поколениями, Шмелев видит нечто большее: распад всего бытия. Постепенно философская составляющая в творчестве Шмелева начинает преобладать.

Шмелев сомневается в силе и долговечности капиталистов, народившихся из русского купечества и предприимчивого крестьянства, потому что младшие поколения утрачивают исконные традиции.

В тот же период Шмелев обратился к иному герою — к патриархальному крестьянину. Тема русскости (например, цикл «Суровые дни», 1916).

Шмелёв категорически не принял Октябрьскую, воспринялеё как русский апокалипсис. В 1923 г. он написал автобиографическую прозу о Крыме времени большевиков «Солнце мертвых», об умирании когда-то сотворенного Господом мира, жанр которой он обозначил как «эпопею». Созерцающий гибель земного рая герой-рассказчик, окруженный голодной крымской живностью, в мыслях своих, как ветхозаветный муж, обращается к вечности — палящему солнцу, морю, ветру и находит утешение в Боге. Написанная в притчевой манере глава о карательной миссии красных «Что убивать ходят» выражает эсхатологическую, апокалипсическую тему «эпопеи»: время повернулось вспять, к пещерным предкам, черти вот-вот «начнут бить в стены, трясти наш домик, плясать на крыше».

Символ солнца мертвых дан Шмелевым в соответствии с православной верой. Он определяет как мертвую жизнь тех, кто сыт, благополучен, принимает жизнь по газетам и глух к людскому горю, кто не возлюбил ближнего.

Авторская сосредоточенность на темах борьбы за душу, духовного преодоления зла, воздаяния по вере, на конфликте апокалипсических явлений и воскресения отличает «эпопею» от близких ей по жанру, по автобиографическому материалу, по дневниковой форме, по усиленному субъективному лирическому началу «Окаянных дней» И. Бунина и «Взвихрённой Руси» А. Ремизова.

1920-е гг.Темарассказовв сказовом стиле, объединенных в сборник «Про одну старуху», - трагедия «бывшего» человека, пережившего революцию. Героиня рассказа «Про одну старуху» становится «мешочницей», «спекулянткой», добытчицей продуктов для своих голодающих внуков.

Создавая в 1930-1931 гг. автобиографическую прозу«Богомолье»и«Лето Господне» (1934-1944), писатель обратился к прошлому России. в «Лете Господнем» - о возникновении мира с рождения Христа и о вечном развитии. Мальчик Ваня и его наставник Горкин не просто живут по канону, но верят в Господа и бесконечность жизни. В этом - концепция бытия по Шмелеву. Становление детской души.

Тема исполнения своего долга в миру прозвучала в повести «Неупиваемая чаша», герой которой, крепостной художник, вместо подвига монастырского выбирает подвижничество мирское, едет учиться в Европу.

Роман «Няня из Москвы» написан в стиле сказа: оказавшаяся в эмиграции старая русская няня рассказывала за чашкой чая о русских бедах — революции 1917 г., бегстве из России, жизни беженцев. Сказ художественно мотивировал смещение временных периодов — эмигрантского и московского.

В «Путях небесных» писатель поставил своих героев перед выбором «путей земных», греховных, плотских, или «путей небесных», добродетельных.

 

 

Черты стиля и жанровая динамика

Постепенное изменение языка Шмелева началось еще в начале века. В "знаньевский" период слово у него было подчинено задаче изображения персонажей, для каждого из которых находился свой типический социально-речевой стиль. Но уже в период неореализма слово начало высвобождаться, приобретать самостоятельность, становиться не только средством, но и целью изображения. Импрессионизм стал отделять оболочку от содержания, которое приобрело возможность варьирования: дал "трамплин" для многозначности слова.

В эмиграции Шмелев сохранил функцию слова как характеристики персонажа - по-прежнему каждый из его героев узнается по языку, резко индивидуальному, но в то же время имеющему социальную, типическую окрашенность. Именно так разговаривали замоскворецкие мастеровые в России в конце XIX века. Но кроме того, в слове таится и раскрывается дополнительный, скрытый смысл. Он брезжит за оговорками, многозначительной игрой слова в просторечии; за отрывками из молитв, или текста Священного Писания, включенных в речь персонажей. Недоговоренный, но существующий - этот смысл православному сознанию внятен. Он как бы светит между слов незримым светом. Проза Шмелева уподобляется поэзии, не только благодаря ритмичности, мелодичности, проявившихся еще в начале века, но и благодаря этой недоговоренности. На язык, как и на другие уровни шмелевского текста ложатся отсветы иного света - иного смысла, иного мира. Такова "новая эстетика" Шмелева.

Новаторство Шмелёва проявляется и на других уровнях жанрово-стилевой структуры произведений – в их сюжетном построении, образной системе, хронотопе. Исследователями отмечается ослабленная сюжетность произведений Шмелёва, перемещение внешнего действия «вовнутрь», символическая многозначность образов и пространственно-временной организации текста. Эти особенности поэтики Шмелёва во многом определяют жанровое своеобразие его прозы – будь то повесть-сказ («Человек из ресторана»), повесть-драма («Волчий перекат»), повесть-поэма («Неупиваемая чаша»), повесть-идиллия («Богомолье») или «духовный роман» («Пути небесные»).

Цель Шмелёва – показать реальную действительность, а уж затем искать в ней скрытый смысл. Он проясняется постепенно и как бы без участия автора, «проявление» текста происходит в сознании читателя, функцию проявителя выполняет стиль. Соответственно, на первый план выходят стилевые поиски, обновление повествовательной манеры: для ранней прозы И. Шмелёва характерна поэтика сказа; в более поздних произведениях сказовые художественные традиции отступают, заменяясь собственно авторским повествованием, в котором эпические элементы сочетаются с драматическими («Волчий перекат») и лирическими («Неупиваемая чаша»).

Эволюция творчества Шмелёва – это переход от реализма к неореализму и «духовному реализму» (термин А. Любомудрова).

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!