Познавательное отношение человека к миру



Гносеология – философское учение о природе познания, его структуре и важнейших закономерностях, формах и методах поиска истины и др. Познание – это процесс получения знаний о внешнем мире, самом человеке, о допустимых и недопустимых формах взаимодействия людей с природой и друг с другом и др. Знание – это результат познания (обыденного, мифологического, религиозного, художественного, научного). Гносеология, как раздел философии, решает множество проблем. В настоящее время познавательная деятельность человека изучается психологией, нейрофизиологией, семиотикой, историей культуры и другими науками. ощущения, восприятия, мышление для общей психологии выступают в качестве форм психического, изменяющихся под влиянием внешних и внутренних факторов и влияющих на поведение человека. Аностицизм отрицает возможность достижения знания о сущности предметов и явлений. Человек не может, оценить совпадение своего знания с реальностью. Проблемы познания формируются в русле проблемы бытия и культуры в целом. 

Многообразие типов познавательной деятельности.

Человек постигает окружающий его мир, и овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных. Первый материально-технический - производство средств к жизни, труд, практика. Второй - духовный в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта - лишь одно из многих других. Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из них процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества. Поэтому познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо форме, хотя бы и такой важной как научная, которого не «покрывает» собой познание как таковое. Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играла мифологическое познание. Его специфика в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т.д Мифологическому мышлению свойственно его слитность с эмоциональной сферой, неотчетливое разделение объекта и субъекта познания, предмета и знака, вещи и слова, происхождение (генезиса) и сущности явлений и т.д. Объяснение природных и социальных явлений, а также мира в целом сводилось к рассказам об их происхождении и творении.

Субъект и объект

Познание является сложнейшим видом человеческой деятельности. В схематизированном виде его можно представить как специфическое субъект-объектное гносеологическое отношение. Субъект – человек или социальная группа, которые являются носителями определенных познавательных средств. Объект – фрагмент реальности, который противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В результате гносеологического взаимодействия субъекта и объекта появляется знание. Для получения представления об особенностях познавательной связки «субъект – объект», надо всегда давать ответ на три вопроса: кто познает, что познается, как, какими средствами и методами? Классическая философия разработала модель (схему, подход, парадигму) субъект-объектного познавательно отношения, которую можно назвать пассивно-созерцательной. Она представлена двумя вариантами: эмпирическим и рационалистическим. Эмпиризм полагал, что для получения достоверного знания органы чувств должны «сканировать» внешний мир, затем, полученная информация с помощью рациональных средств упорядочивается, систематизируется и подвергается индуктивному обобщению. сами же субъект и объект познания трактуются как конкретно-исторические системы, продукты соответствующей эпохи.        

Проблема истинности познания

Существуют различные формы познания: обыденно-практическое, мифологическое, религиозное, художественное, научное. Каждое из них имеет свою специфику. Но есть и общие черты. Поэтому появляется возможность выделить в познавательном процессе независимо от формы его осуществления некую инвариантную структуру. При самом общем подходе процесс познания можно представить в виде двухъярусной системы, «нижний» и «верхний» этажи которой содержат свои базовые элементы. Важную роль в познавательном процессе играет интуиция как способ мгновенного схватывания сути познаваемых явлений во время «инсайта», творческого озарения. Есть точка зрения, что любая интуитивная догадка представляет собой скрытое логическое движение мысли с временным разрывом цепи рациональных рассуждений (т.н. «короткое замыкание в коре больших полушарий»). Сторонники противоположных взглядов полагают, что интуиция по своей сути иррациональна, таинственна, носит мистический характер. Большинство современных ученых склоняется к первой версии. Ими разработана схема интуиции: «инкубационный» период (длительное обдумывание проблемы) – временное забвение темы («мышление в сторону» или перемещение накопленной информации на подсознательный уровень) – «инсайт», интуитивная вспышка. Считается, что решающую роль здесь играет связка, которая образуется между сознанием и подсознанием. Истина обычно скрывается не в крайних, полярных точках зрения, а где-то посередине. Взгляды эмпиризма, рационализма и интуитивизма можно свести к одной синтетической концепции Процесс познания есть системное образование, в котором все уровни, а также их элементы, представляют собой взаимосвязанное органическое целое. Без чувственного контакта с окружающим миром мы о нем ничего бы не узнали. Но реальное чувственное познание всегда избирательно, оно озарено светом разума, контролируется и направляется им.

Понятие науки.

Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация знаний о действительности. Основные задачи науки — описание, объяснение и предсказание явлений действительности на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, технические, общественные и гуманитарные науки. Научные дисциплины по их направленности, по их отношению к практике принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки занимаются познанием закономерных отношений между явлениями действительности. Непосредственной целью прикладных исследований является применение результатов фундаментальных наук для решения технических, производственных, социальных задач. Под словом «наука» подразумевают: 1) деятельность по получению новых знаний, 2) знания, полученные посредством научно-исследовательской деятельности, 3) социальный институт, занятый выработкой знаний. 1) Если в повседневной жизни знания служат средством для достижения практических целей, то для науки именно получение знаний является целью. Для научной деятельности характерны: выработка и использование методов научного исследования, использование специального оснащения (приборы, инструменты, лаборатории и т. п.), усвоение и переработка обширной информации (библиотеки, базы данных и т. п.).2) Совокупность научных знаний характеризуется понятийной формой их выражения, их эмпирической и теоретической обоснованностью, их доступностью для критики, их ориентацией на истинность и объективность, их тенденцией к системной связности и непротиворечивости.3) Наука в качестве социального института характеризуется функционированием научных обществ, учреждений, научных периодических изданий, проведением научных конференций, дискуссий, связями науки с другими социальными институтами. Науку нельзя смешивать с паранаукой. Паранаукой называют воззрения, которые претендуют на научный статус, однако не признаются официальными научными кругами в качестве научных, поскольку эти воззрения не соответствуют критериям научности.  


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 418; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!