Пасхальные традиции и символы



Очевидно, что такой глубокий по своему смыслу и великий по значению праздник Пасхи за время развития христианской культуры стал сопровождаться множеством традиций и обрядов, которые неразрывно связаны с великопостным и пасхальным циклами богослужений. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста – времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи.

Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

Задолго перед Пасхой на главных площадях европейских городов открываются Пасхальные ярмарки, где можно купить вещи, сделанные своими руками. Мосты и фонтаны украшаются зеленью и разноцветными яйцами, символизируя Пасхальные ручьи — Обновление и Весну Радости. Во многих двориках можно увидеть кусты и деревья, украшенные яйцами и разными персонажами, наподобие Рождественской ёлки.

Большую роль в христианском богослужении, а также в народных празднествах играет Пасхальный огонь, который символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В католическом богослужении перед началом Пасхальной службы возжигают «пасхал» - особую пасхальную свечу, огонь от которой раздают всем верующим. Эта свеча зажигается на всех богослужениях Пасхальной недели.

В дореволюционное время в России, а на Западе и по сей день на  территории около храма нередко разжигается большой костёр. С одной стороны смысл костра тот же, что и у пасхальной свечи – его огонь символизирует Свет и Обновление. С другой стороны, около этого огня могут греться те, кто вышел из храма или не дошёл до него, поэтому он является также символом костра, у которого в ночь неправедного суда над Христом грелся апостол Пётр. В дополнение к световой иллюминации костров и фейерверков используют всяческие хлопушки и «шутихи» для торжественности праздника.

Другой древней и широко известной пасхальной традицией является освящение яиц, которые верующие дарят друг другу как символ Воскресения Христова. Существует предание, что однажды Мария Магдалина – одна из жен-мироносиц, которая первой удостоилась встретить Воскресшего Спасителя – прибыла в Рим и поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения. Император усомнился и сказал, что, как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. В тот же миг яйцо в руках Марии Магдалины стало красным.

Яйцо является символом Воскресения Христова еще и потому, что напоминает гроб (скорлупа), внутри которого существует жизнь (цыпленок). Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы. В иконописной традиции воскресший Христос окружен сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у греков означала чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга.

Посещая родных и близких в дни празднования Пасхи, христиане дарят друг другу пасхальные яйца – приготовленные дома с помощью пищевых красителей или луковой шелухи или же искусно расписанные и украшенные, в том числе профессиональными мастерами. В качестве сюжетов при росписи яиц принято использовать иконы Воскресшего Спасителя, Божией Матери, Ангела Хранителя, изображения православных храмов или буквы «ХВ» - «Христос Воскресе!».

Изготовление пасхальных яиц – прекрасная семейная традиция, в которой могут принять посильное участие все члены семьи. Также в кругу семьи, например, за пасхальной трапезой можно организовать игры с крашеными яйцами. Участник такой игры берет яйцо и ударяет им по яйцу соперника, и так до последнего участника – побеждает тот, чье яйцо останется целым. Другая игра заключается в том, что ее участники берут деревянные лотки, которые, например, можно сделать из двух длинных, струганных досок, и катают по ним яйца. Побеждает тот, чье яйцо укатится дальше.

В некоторых странах Европы и Северной Америки существует обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети, проснувшись, тут же бросаются обыскивать весь дом. Так как яйца берутся не неизвестно откуда, то в итоге малыши обнаруживают «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц. Пасхальный заяц как символ плодородия и богатства стал символом Пасхи в Германии с XVI века и с тех пор распространился по всему миру. В виде зайчиков делают игрушки и сладости, а также сувениры, составляющие порой целые семейства или разные профессии.

В славянских странах ранее существовала еще одна пасхальная традиция. Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинались народные гуляния. В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались «Красной горкой».

Быть может, один из самых необычных обрядов существовал в Болгарии, где сотни изготовленных перед праздником больших и маленьких глиняных горшков разукрашенных добрыми пожеланиями сбрасывались с верхних этажей в ознаменование пасхальной победы над злом. Любой прохожий мог взять черепок от разбитого горшка на счастье.

Объединяющую роль праздника Пасхи подчеркивает приготовление «артоса» – квасного хлеба особого освящения. Он изготовляется накануне Пасхи, присутствует в храме за праздничным богослужением и в конце его освящается. На Светлой седмице артос участвует в крестных ходах, которые совершаются после каждой Божественной литургии – прихожане несут его впереди процессии под особым покровом. Затем священники раздают артос прихожанам. Так те, кто не мог причаститься на Пасху, могут ощутить единство через вкушение общего хлеба. Некоторые верующие хранят артос дома в течение целого года и при необходимости используют его, как лекарство от болезней или для духовного укрепления.

От артоса символ единства перешёл к куличам и паскам. Они изготавливаются из теста и молочных продуктов, которые христиане не употребляли во время Великого поста, и потому являются долгожданным праздничным лакомством. На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ», а также изображением «голгофы» - креста, установленного на вершине символически изображенного холма, или изображением «агнца» - молодого жертвенного ягненка, с которым Церковь сравнивает Христа, добровольно принесшего Себя в жертву для спасения мира.

Агнец – один из древнейших и наиболее распространенных символов Пасхи. В России в форме агнца обычно испекают пирог, а в южных странах — Болгарии, Италии, Балканах на Пасху обязательно закалывается ягнёнок или, по крайней мере, зажаривается «чеверме» («бедро») или шашлык из ягнёнка.

Издавна в России, а также других православных странах существует радостная и особенно любимая детьми традиция Пасхального колокольного звона. В Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню храма и позвонить в колокола в честь Христова Воскресения. Конечно, прежде всего, в колокола звонят те, кто умеет это делать, так как цель этого звона – не любопытство или безобразие, но славление Воскресшего Христа. В любом случае, делать это необходимо с благословения священнослужителей. Если же кто-то не умеет звонить в колокола, то можно подняться на колокольню вместе со звонарем и послушать красивый колокольный звон в исполнении мастера.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!