Мир лесных культур Восточной Европы: дьяковская и городецкая КИО



Общая характеристика:Насленеи лесной и лесостепной зоны ВЕ в раннем железном веке в основном было оседлым и занималось скотоводством и земледелеием.От Балтики до среднего Повольжьяраспростарнилась область финно-угорских лесных культур 8-7 в.до н.э. с «текстильно « и «рогожной» керамикой,названнх по способу нанесения орнамента на глиннянуюпосуду.Крупнейшие из них-городецкая культура (4-5 в.-3-4 в.до н.э.)в среднем Поволжье и Среднем Поочье,Верховье Дона и характеризуемая ниже дьяковская культура в междуречьи Оки и Волги и Заваольжье.К востоку от дьяковской культуры в бассейны Камы до её впадения в Волгу и на северо-востоке Европы,в персидско-скифвский период располагались финно-угорские ананьинская культурно –историческая область.

Дьяковская культура:

Дьяковская культура датируется в пределах 6 -4/5 вв.дотн.э.,хотя сохраняется мнение о следующих датировках :8-7 вв. до н.э.В любом случае наиболее интенсивная жизнь на поселениях дьяковской культуры относится кпериоду 5-4вв.до н.э.

В этноязыковом отношении это население было финно-угорским ,а затем с провдживжениембалтов на запад ,стал наслаиваться балтийский элемент.Поэтому исследователи делят дьяковскую культуру на восточный регион ,где преобладал финно-угорский элемент,и западный-где веял балтийский элемент.
Создатели дьяковскойкултуры были предками мери и веси-Финноугорских народов Средновековья.Очевидно вступали в контакт и славаяне,пришедшие ближе к закату дьяковской культуры в Волго-Окское междуречье.Дьяковская культура известна почти исколючительно по поселениям.(известно ок.500 селищ и городищ)Основсная информация получена в результате раскопок городищ(ок.200извсетно).Часто они распологались на мысах рек,в местах слияния.и между овргами,площадь их невелика,но заселены достаточно плотно.Начало жизни в городищах не позднее 6 века,а апустение-5-4 в.дон.э.Самсые известные из них :Дьяково(ок.Дьякова и Коломенского в черте Москвы),Троицкое под Можайском,Щербинское под Подольском,Настасино под Коломенским.Их оборонительная система постоянно совершенствовалась :сначала это был вал и ров,местами использовалась система жилых стен,формируемаямногкамернымижилищами,расположенными по периметру городища.Жилищамиприимущественно служили прямоугольные наземные срубные и плетно-столбовые дома –в основном многокомнатные(«длинные дома»).Погребения известны только в связи с средним и позднем этапами существования культиуры.Это «домики мертвых»-срубы,содержащие сосуды с остатками кремации. Для хозяйств дьяковсец характерно земелдельческо-скотоводческий уклад при существенной роли рыболовства и охоты.Док-вами яв-ся остатки серпов,мотыг и зерен (просо,пщеница,лён)О скотоводстве св-ют многочисленные кости свиней,коров,лошадей,об охоте-кости пушных и иных животных,о существовании цветной и черной металлургии –тигли, льячки, крицы.В совершенстве была развита костная индустрия(рукояти ножей,гарпуны,терешковые и втульчатые наконечники стрел,зооморфные изображения).На рубеже эр широко распространяются железные наконечники стрел с двумя шиповидными выступами в основании пера.Начиная с 2-3 в.до н.э. ассортимент изделий из железа особо широк:мотыги,косы,клещи,проушныетопоры,шилья,рыболовныекрючки.Бронза применяется для браслетов,подвесок,блях.
Харкатерная черта-господство сетчатой («текстильной»)керамикой,более редкие сосуды с рогожной поверхностью(создаются с помощью гребнечатного штампа).Примерно в 2 в.до н.э. сетчатая керамика керамика сокращается и на первый план выходит гладкая грубая посуда,сбогатооранаментированным по края венчиком.В основном характерны горшки –приземистые и вытянутой баночной формы,а так же миниатюрные сосудики.Интерес вызывают грузики «дьяковского типа» из глины или кости в форме гриба, усеченного конуса. Предположения о назначении этих предметов весьма разнообразны: рыболовные грузила,ткацкиегрузилки,меравеса,пуговицы или элемент обряда.Возможные древние этнонимы создателей дьяковской (по др.версиямананьинской и городецких культур )иирики и фиссагеты,интресное описание котоых как охотников мы находим в трудах Герадота в 5 в до .н .э.

Городецкая культура:Городецкая культура - по мнению большинства исследователей относится к культуре поволжских финнов (мордвы и марийцев). Однако данное предположение основано только на частичном совпадении территории распространения древнемордовских могильников и городецких памятников. Данная точка зрения утвердилась в 1930-х годах, когда в советской археологии господствовала теория атохтонного происхождения подавляющего большинства народов, заселявших в древности территорию современной России. Автохтонное происхождение мордвы было обосновано А.П. Смирновым, который отнес к городецкой культуре и мордовские могильники III-V вв. Но впоследствии В.И. Ледяйкин доказал, что мордовские могильники не имею отношения к городецкой культуре, и ограничил ее верхнюю дату II в.н.э. Археологическая культура железного века (VII век до н.э. - II век н.э.), памятники которой находят на территории Нижегородской, Пензенской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Тамбовской и Липецкой областей, а также Марий Эл, Мордовии и Чувашии. Иногда ассоциируются с тиссагетами Геродота.

Городецкая культура сложилась на основе культуры текстильной керамики и бондарихинской культуры на территории лесотепной зоны. Севернее неё (за р. Окой) располагались памятники родственной дьяковской культуры, происхождение которых также связано с культурой текстильной керамики, но бондарихинские племена в ее формировании участия, видимо, не принимали. Есть основание полагать, что древнейшие памятники городецкой культуры располагались в бассейне р. Дон, где известно более сотни неукрепленных городецких селищ и только 14 городищ. Городища (укрепленные поселения) появляются несколько позже и их появление, некоторые исследователи, связывают с периодом "военной демократии", который наступает на территори лесной зоны в раннем железном веке. Строительство городищ объясняется тем, что возникает необходимость в защите стад домашнего скота, на который зарились завистливые соседи. Другим каким-то богатством они не располагали. На городищах практически не находят кладов,на ранних городецких памятников находок металлических изделий очень мало, преобладают орудия из кости. В VI-V вв. до н.э. городецкие племена были вытеснены скифами с большей части территории Подонья. Часть их перешла на Оку, другая - на территорию Саратовского Поволжья, откуда их впоследствии вытеснили сарматы. Финал носителей городецких древностей связан с формированием древнемордовских племен, в котором они несомненно приняли участие, поскольку древнейшие мордовские памятники появляются на городецкой территории. Но вопреки существующим точкам зрения, вряд ли их роль в этом процессе была главной, поскольку в древнемордовских могильниках до сих пор не найдено ни одного городецкого сосуда с текстильным орнаментом, а среди городецких памятников неизвестно ни одного могильника. Обряд погребения в землю городецкие племена не практиковали и он явно был заимствован у другого народа, представители которого появились в начале нашей эры на территории проживания городецких племен. Одни считают, что это были прикамские финны (пьяноборская культура), другие отводят эту роль сарматам, третьи полагают, что имело место миграция племен саргатской культуры

Культура представлена небольшими укрепленными городищами, реже - открытыми селами, жертвенниками, могильники не известны. На поселениях открыты землянки, полуземлянки, наземные жилища. Керамика со следами рогожи и ткани, гладкая грубая, в позднейшее время - лощеная. Они знали металлургию железа, но металлических орудий у них было еще очень мало. Гораздо шире использовались в обиходе изделия из кости, в т.ч. наконечники стрел и гарпунов. Население занималось охотой, рыболовством, бортничеством, скотоводством, подсобным мотыжным земледелием; поддерживало связи со скифами, племенами дьяковской культуры, с Прикамьем.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 532; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!