Билет №15: Композиция литературного произведения



КОМПОЗИЦИЯ -(от лат. Сompositio, сочинение, составление) - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом. Это аспект формы литературного произведения, но через особенности формы выражается его содержание. Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи.

Композиция осуществляет единство и целостность художественных творений. Фундаментом композиции является упорядоченность вымышленной и изображенной писателем реальности.

Типы композиций по составу.

В отношении эпических произведений уместно говорить о разных типах композиции, строящихся на основе взаимоотношений сюжета и фабулы. В самом общем виде выделяют линейную, инверсионную, кольцевую, новеллистическую композицию.

- В линейной к. сохраняется фабульная последовательность, то есть чередование событий в хроникальном измерении. Иногда ее называю прямой – «Кому на Руси жить хорошо».

- Инверсионный тип связан с перестановкой фрагментов, имевших временную связь, а иногда даже обусловлен ретроспективой – обращением назад. Пример – роман Набокова «Лолита». В таком случае автор может делать отступления в прошлое, к событиям и времени, которые предшествовали завязке основного конфликта.

-Новеллистическая композиция предполагает, что важные события, умалчиваемые в произведении, оказываются узнанными только в конце. Такой тип помогает автору держать читателя в напряжении и поражать неожиданным поворотом.

Но бывают случаи, когда разные типы композиции сосуществуют, перемешиваются.

-Кольцевая –когда последний эпизод обращается к первому или просто повторяет его, тем самым текст как бы «закольцовывается»

-Текст в тексте, или рассказ с обрамлением –Спиралевидная композиция «Героя нашего времени.

Композиция произведения может быть тематической, при которой главным становится выявление отношений между центральными образами произведения. Этот тип композиции больше характерен лирике. Различают три вида такой композиции:

· последовательная, представляющая собой логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и последующий вывод в финале произведения ("Цицерон", "Silentium", "Природа - сфинкс, и тем она верней…" Тютчева);

· развитие и трансформация центрального образа: центральный образ рассматривается автором с различных сторон, раскрываются его яркие черты и характеристики; такая композиция предполагает постепенное нарастание эмоционального напряжения и кульминацию переживаний, которая нередко приходится на финал произведения ("Море" Жуковского, "Я пришел к тебе с приветом…" Фета);

· сопоставление 2-х образов, вступивших в художественное взаимодействие ("Незнакомка" Блока); такая композиция строится на приеме антитезы, или противопоставления.

В эпических, драматических и отчасти в лироэпических произведениях основной частью композиции является сюжет. Такая композиция включает в себя обязательные сюжетно-композиционные элементы (завязка, развитие

действия, кульминация и развязка) и дополнительные (экспозиция, пролог, эпилог), а также так называемые внесюжетные элементы композиции (вставные эпизоды, авторские отступления и описания).

При этом композиционное оформление сюжета бывает различным.

Элементы и уровни композиции:

- сюжет (художественно обработанные события);

- система персонажей (их соотношение между собой);

- повествовательная композиция (смена повествователей и точка зрения);

- композиция деталей (соотнесенность деталей);

- соотношение элементов повествования и описания (портреты, пейзажи, интерьер и т. д.)

Элементы композиции – отражают стадии развития конфликта в произведении.

По функциональности элементов необходимо различать внешнюю и внутреннюю композиции.

Внешняя организация текстов в большей степени связана с их родовой, жанровой спецификой, Хотя разделение на части почти всегда носит вспомогательный характер, оно тоже дает ключ к постижению смысла художественного произведения. Следует обращать внимание на последовательность частей, их номинацию.

- В эпических текстах внешняя композиция представляет собой деление на тома, книги, части, главы, авторские предисловия, послесловия.

- В лирических произведениях признаки внешней композиции – строфы, стихи.

- В драматических произведениях внешняя композиция включает в себя авторский текст (список действующих лиц, деление на акты, картины, сцены, явления, ремарки) и текст персонажный (диалоги, монологи, полилоги).

У многих произведений есть общие композиционные черты, которые не зависят от родовой и жанровой специфики. Это прежде всего рамочные компоненты (разные способы размещения текста и его частей на листе бумаги, обозначение глав), заголовочные (заглавие, подзаголовок, посвящение, эпиграфов) и финальные комплексы (датировка, указание места), комментарии.

Внутренняя композиция.

Внутренней композицией называют организацию предметного мира произведения. Большинство слов суть знаки вещей, явлений, которые структурируются в предметный мир произведения, в то, что читатель может мысленно представить.

*Пролог – вступительный текст, открывающий произведение, предваряющий основную историю. Как правило, тематически связанный с последующим действием.

Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Как правило, в экспозиции приводится характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция бывает прямой и задержанной. Прямая экспозиция располагается в самом начале произведения. Задержанная экспозиция размещается в середине или в конце. Задержанная экспозиция придает произведению таинственность.

Завязка действия – это событие, которое становится началом действия. Завязка или обнаруживает уже имеющееся противоречие, или создает, «завязывает» конфликты.

Основное действие, развитие действий – события, совершаемые героями после завязки и предшествующие кульминации.

Кульминация (от латинского culmen – вершина) – наивысшая точка напряжения в развитии действия. Это высшая точка конфликта, когда противоречие достигает наибольшего предела и выражается в особенно острой форме.

Развязка – исход конфликта. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании.

Эпилог (от греческого epilogos – послесловие) – всегда заключает, закрывает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев.

Лирическое отступление – отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки, мало или совсем не связанные с темой произведения. Лирическое отступление, с одной стороны, тормозит развитие действия, с другой – позволяет писателю в открытой форме выразить субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной тем.

Дополнительные средства композиции:

Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции);

-Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);

-Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий;

-Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл;

-Композиционные приемы - внутренние монологи, дневник и др.

Традиционные композиционные приемы:

- повторы и вариации. Служат выделению и акцентированию наиболее значимых моментов и звеньев предметно-речевой ткани произведения.

- со- и противопоставления. У истоков этого приема – образный параллелизм, разработанный Веселовским. Основан на сопряжении явлений природы с человеческой реальностью («Стелется и вьется / По лугу трава шелкова / Целует, милует / Михайла свою женушку»).

- «умолчание/узнавание, минус-прием. Умолчания находятся за рамками детализированного изображения. Делают текст более компактным, активизируют воображение и усиливают интерес читателя к изображаемому, порой его интригуя. В ряде случаев за умолчаниями следуют прояснение и прямое обнаружение дотоле скрытого от читателя и/или самого героя.

- монтаж. В литературоведении монтажом называется фиксирование со- и противопоставлений, не продиктованных логикой изображаемого, но впрямую запечатлевающих авторские ход мысли и ассоциации. Композицию с таким активным аспектом называют монтажной. Пространственно-временные события и сами персонажи в таком случае связаны слабо или нелогично, но все изображенное в целом выражает энергию авторской мысли, его ассоциации.

- Усиление применимо в тех случаях, когда простого повтора недостаточно для художественной выразительности. Худож.эффект усиливается за счет использования однородных деталей и образов. Средством их организации часто выступает фигура амплификации.

ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ. ПОРТРЕТ. ПЕЙЗАЖ. ИНТЕРЬЕР.

К описательным элементам композиции принято относить пейзаж, интерьер, портрет, а также характеристики героев, рассказ о многократных, регулярно повторяющихся их действиях, привычках.

Пейзаж – это изображение незамкнутого пространства, в отличие от интерьера, изображения внутренних помещений. Устойчивое представление о том, что пейзаж является изображением природы ошибочно. Само слово происходит от французского корня «страна, местность», и оно может обозначать различные образы, занимающие положение в пространстве, например, образы вещей, могут быть урбанистические пейзажи. Существуют произведения без пейзажа. В драме пейзаж сильно редуцирован. Но роль его велика в эпосе. Он может передавать сведения о месте и времени протекания событий. Именно передавать в образной форме, а не просто указывать на их наличие. Пейзаж может влиять на мотивировку действий, так, в «Капитанской дочке» буран заставляет встретиться Гринева с Пугачевым. Мотивировочное значение пейзажа проявляется в сюжетах, где первенствуют события, не зависящие от воли персонажей («Одиссея» Гомера). Еще одна роль пейзажа – создание психологического настроя, который подготавливает читателя к изменениям в жизни героя. Пейзаж может выражать току зрения героя, так, в романах Набокова бабочка – это авторский знак; бабочки появляются в кульминационных моментах, совершенно неожиданно, когда персонаж находится в ситуации выбора, и от его отношения к бабочке, зависит его судьба.

В драме и лирике скупость пейзажа восполняется его символичностью. В драме эту символику могут нести не только декорации и костюмы персонажей, но и звуковые образы, звукоподражания, шумы («Чайка», «Три сестры»). В лирике пейзаж очень экспрессивен, представляет, в основном, не атрибуты внешнего мира, а ощущения от событий реальности, отсюда слова Северянина фиольно, росно, мольно. Психологизм и символичность пейзажа в лирике передаются через различные тропы – от психологического параллелизма до метонимии.

Портрет – это описание наружности персонажа. С ним тесно связано изображение видимых свойств поведения: жестов, мимики, манеры держаться. Портрет является важным способом создания образа персонажа. Для эпических произведений фольклора и для классической литературы характерно проведение соответствия между внутренним состоянием человека и его внешним обликом. Место и роль портрета определяются родом и жанром произведения, художественными задачами автора. Гоголь представил точное описание поз актеров в заключительной сцене – сцене окаменения.

В лирике важна не конкретика портрета, а обобщенное впечатление автора. В пушкинских стихах мы не найдем черт Анны Керн и других прелестниц, но есть образ любви или возлюбленной, создаваемый деталями-символами.

Интерьер – это описание замкнутого пространства, в основном жилища.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2658; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!