Жанровая динамика в творчестве драматурга
Планы практических занятий
по дисциплине «История русской литературы (1840-1860 гг.)»
для ООП по направлению: 050100 – Педагогическое образование
профиль: Русский язык и литература
профиль: Филологическое образование
Разработчик:
Семухина И.А.,
канд. филол. наук, доцент
Тема 1. Общественно-литературная деятельность А.И. Герцена. Стилевые особенности романа «Кто виноват?»
Задание
Опираясь на текст романа и литературу о нем, подготовить сообщения, освещающие и предложенные вопросы.
Вопросы
- Проблематика романа, тесно связанная с принципами реализма «натуральной школы».
- Особенности повествовательной структуры романа с включением в текст писем, дневников персонажей, обращений автора к читателю.
- Влияние проблематики на принципы создания характеров. Прием биографизма, позволяющий объяснить характеры обстоятельствами их жизни: интерес к биографии любого, даже самого обыкновенного человека; «Биография их превосходительств»; «Биография Дмитрия Яковлевича»; биография Бельтова.
- Типы молодых героев в романе: «романтическая натура» Круциферского; «бесполезный человек», «скиталец», «праздный турист» Бельтов; Любовь Александровна Круциферская, в которой «бесплодная среда» «не подавила ее развития». Приемы воплощения характеров.
- Средства выражения авторской позиции в романе: авторский аналитический комментарий, социально-философские отступления, ирония и сарказм (комическая сцена свидания на балконе, характеристика отдельных героев и города NN), алогизм.
- Смысл финала романа.
Литература
|
|
1. Белинский, В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года [Текст] / В. Г. Белинский // Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений : в 13 т. / В. Г. Белинский. – М. : АН СССР, 1956. – Т. 10. – 475 с.
2. Страхов, Н. Н. «Кто виноват?» : Страдания без вины [Текст] / Н. Н. Страхов // Страхов, Н. Н. Литературная критика / Н. Н. Страхов. – М. : Современник, 1984. – 431 с.
3. Гершензон, М. О. Избранное [Текст]. – М. ; Иерусалим : Университетская книга : Gesharim, 2000. – Т. 3 : Образы прошлого. – 704 с.
4. Путинцев, В. А. Герцен-писатель [Текст] / В. А. Путинцев. – М. : АН СССР, 1963. – 239 с.
5. Семенов, В. С. Александр Герцен [Текст] / В. С. Семенов. – М. : Современник, 1989. – 383 с.
6. Шаталов, С. Е. Герцен: жизненный и творческий путь [Текст] / С. Е. Шаталов. – М. : Дет. лит., 1980. – 159 с.
Тема 2. Эстетические взгляды и творчество Н.Г. Чернышевского. Жанрово-стилевое своеобразие романа «Что делать?»
Задание
Внимательно прочесть роман, ознакомиться с критическими суждениями о нем, подготовить сообщения на основе предложенных вопросов.
Вопросы
- Воплощение принципов реализма в романе. Обусловленность стиля общественно-эстетической позицией писателя, разновидностью реалистического метода и романного жанра.
- Многоаспектное решение проблемы «человек и среда». Признание эстетической значимости обыкновенного и внимание к особенному человеку. «Внешний» и «потаенный» сюжет романа. Связь женского вопроса с проблемами демократических преобразований общества.
- Контраст как один из ведущих принципов построения художественного мира произведения. Дифференциация действующих лиц на «допотопное население допотопного мира» и «новых людей», разновидности внутри каждого из двух указанных типов («дурные» и «дрянные люди», «обыкновенные» и «особенные» новые люди). Система воображаемых читателей. Приемы зарисовки персонажей. Ирония и романтизация.
- Споры в литературоведении о художественном методе Чернышевского и жанровой разновидности его романа (утопия или философско-публицистический роман с элементами утопии, идиллии, детективного жанра).
- Субъективированный способ повествования, образ автора-повествователя, задействованный в сюжете. Письма, дневники, внутренние монологи. Беседы с читателями. Изложение своего эстетического кредо.
- Эзопов язык в романе. «Тайнопись», окружающая образ Рахметова. Сны Веры Павловны. Аллегорические образы, иносказательные детали, значение евангельских образов и мотивов. Функция главы «Перемена декораций». «Шифр» для читателей, содержащийся в предваряющих первую главу параграфах: «Дурак», «Первое следствие дурацкого дела», «Предисловие».
Литература
|
|
|
|
1. Вердеревская, Н. А. Роман Чернышевского «Что делать?» [Текст]: пособие для учащихся. – М. : Просвещение, 1982. – 96 с.
2. Паперно, И. Семиотика поведения : Николай Чернышевский – человек эпохи реализма [Текст] / И. Паперно. – М. : Нов. лит. обозрение, 1996. – 207 с.
3. Пинаев, М. Т. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» : Комментарий [Текст]: книга для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1988. – 303 с.
4. Покусаев, Е. И. Н. Г. Чернышевский : очерк жизни и творчества [Текст] / Е. И. Покусаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1976. – 223 с.
5. Проскурина, Ю. М. Жанрово-стилевое своеобразие романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» [Текст] / Ю. М. Проскурина // Проблемы жанра и стиля в литературе: сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2004. – С. 115-125.
6. Сердюченко, В. Футурология Достоевского и Чернышевского [Текст] / В. Сердюченко // Вопросы литературы. – 2001. – № 3. – С. 66-84.
|
|
Тема 3. Своеобразие реализма И.А. Гончарова.
Принципы и приемы типизации в романе «Обломов»
Задание:
Сделать выписки из работы И.А. Гончарова «Лучше поздно, чем никогда», раскрывающей представление писателя о специфике реалистического искусства; составить тезисно-цитатные конспекты критических статей (Н.А. Добролюбова, А.В. Дружинина) и литературоведческих трудов, обращая внимание на различие трактовок образа Обломова.
Вопросы:
1. Представление И.А. Гончарова о типическом в литературе. История создания романа «Обломов». Продолжение писателем традиций Н.В. Гоголя, натуральной школы и отличие от них.
2. Отражение в первой части романа принципов типизации, свойственных литературе 1840-х годов. Многообразие приемов воплощения типического характера: роль портрета, интерьера, деталей и символов, образа Захара в обрисовке главного героя.
«Сон Обломова» (ч. I, гл. IX) в реализации идейно-художественного замысла романа: специфика времени и пространства, функция пейзажа, характер образа жизни и мировоззрение обломовцев, символы обломовского существования, художественное воплощение процесса формирования личности Ильи Ильича.
3. Обломов и его время. Причины инертности, бездействия героя. Роль парада гостей в доме на Гороховой улице (ч. I, гл. II), описания чиновничьей службы героя (ч. I, гл. V), диалога Обломова и Штольца (ч. II, гл. VI) в характеристике современной эпохи. Илья Ильич и тип лишнего человека: общее и отличное.
4. Особенности сюжетно-композиционной структуры романа. Контрастное соотношение образов Обломова и Штольца. Значение женских персонажей в романе. Соотношение сюжетных линий Обломов – Ольга, Обломов – Агафья Матвеевна, Ольга – Штольц. Художественная роль образа дома на Выборгской стороне.
5. Синтез лирико-драматического и комического начала в выражении авторской позиции. Характер и значение эпилога (ч. VI, гл. X-XI). Многоплановость образа Ильи Ильича при наличии психологической доминанты. Смысл понятия «обломовщина».
6. Различие позиций Н.А. Добролюбова и А.В. Дружинина в трактовке образа главного героя романа И.А. Гончарова.
Литература
- Гончаров И.А. Лучше поздно, чем никогда (любое издание).
- Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? (любое издание).
3. Дружинин А.В. Обломов. Роман И.А. Гончарова (любое издание).
4. Захаркин А.Ф. Роман И. А. Гончарова «Обломов». М.: Учпедгиз, 1963. 152 с.
5. Краснощекова В.И. «Обломов» И.А. Гончарова. М.: Худож. литература, 1970. 95 с.
6. Лощиц Ю.М. Гончаров. М.: Молодая гвардия, 1986. 365 с.
7. Отрадин М.В. «Сон Обломова» как художественное целое (некотор. предв. замечания) // Русская литература. – 1992. – № 1. – С. 3-17.
8. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста М.; Л.: АН СССР, 1962. 230 с.
9. Тюпа В.И. «Обломов» И.А. Гончарова (глава первая) // Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. С. 137 – 144.
10. Эткинд Е.Г. И.А. Гончаров // Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII–XIX вв. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. С. 115-167.
Тема 4. Тип романа в творчестве И.С. Тургенева, жанрово-стилевое своеобразие. Жанрообразующая функция конфликта в романе «Отцы и дети»
Задание:
Составив тезисно-цитатные конспекты предложенных критических статей (М.А. Антоновича, Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова) и литературоведческих трудов, выявить различие трактовок образа Базарова; опираясь на наблюдения исследователей и собственный анализ текста, подготовить ответы на вопросы.
Вопросы:
1. Смысл заглавия романа, уровни постановки проблемы «отцов» и «детей»: философский, общечеловеческий и социально-исторический аспекты. Художественное решение И.С. Тургеневым общечеловеческой темы поколений в романе на примере семейств Кирсановых и Базаровых.
2. Влияние характера конфликта на жанровую разновидность тургеневского романа. Социально-историческое содержание романного конфликта, воплотившего идеологические противоречия России 1860-х годов. Роль диалога в раскрытии содержания конфликта и характеристике героев. Диалог культур, эпох, отразившийся в полемике между Базаровым и «отцами»: споры о формах и путях развития России, о народе, искусстве, природе и т.д. (6, 10, 27 гл.). Значение различного произношения отдельных слов героями («прынципы» – «принсипы», «немцы» – «германцы»). Отражение диалога культур в портретах Базарова и Павла Петровича (2, 4 гл.)
3. Основные этапы развития идеологического конфликта в романе. Значение образа Одинцовой в сюжетостроении произведения. Углубление внешнего конфликта внутренним конфликтом главного героя. Причины озлобленности Базарова (18, 21 гл.). Тема кризиса (27 гл.). Нигилизм, его сущность. В чем трагизм фигуры Базарова? Причины смерти героя.
4. Влияние характера конфликта на особенности пространственно-временной организации романа. Своеобразие тургеневского образа дворянского гнезда: Марьино, Никольское, усадьба Базаровых (3, 5, 16 гл.). Расширение романных пространственных границ: Петербург, Гейдельберг, Дрезден, губернский город. Характер изображения «государственных людей» и псевдонигилистов. Особенности организации романного времени: фабульное время, его динамика; роль предысторий героев. Значение ассоциативного фона Александровской эпохи начала века (портреты генерала Ермолова и Суворова, воспоминания Василия Ивановича о службе штаб-лекарем и т.п.)
5. Эпилог как одна из важнейших форм выражения авторской позиции в романе: итоги конфликта, характер описания могилы Базарова.
6. Споры о Базарове «вчера» и «сегодня», в критике и литературоведении:
а) основные точки зрения на героя в полемике 1860-х гг.: клевета на молодое радикально-революционное поколение (М.А. Антонович); в основном верное изображение демократической молодежи (Д.И. Писарев); воплощение черт не всех «детей», но «лицо новое», «предугаданное», «Тургенев взял известный взгляд на вещи, имевший притязания на господство в нашем умственном движении, он последовательно и стройно развил этот взгляд до его крайних выводов» (Н.Н. Страхов).
б) продолжение обозначенных позиций в отечественном литературоведении: Базаров – карикатура на «новых людей» (В.А. Архипов), отождествление героя с демократами (П.Г. Пустовойт), Базаров –предупреждение Тургенева о тенденциях политического максимализма, крайностях демократического движения (В.М. Маркович).
Литература
1. Антонович М.А. Асмодей нашего времени (любое издание).
- Писарев Д.И. Базаров (любое издание).
- Страхов Н.Н. И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Дым» (любое издание).
4. Архипов В.А. К творческой истории романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» // Русская литература. – 1958. – №1. – С. 132-162.
5. Батюто А.И. Творчество Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л.: Наука, 1990. 300 с.
6. Бялый Г.А. И.С. Тургенев и русский реализм. М.: Сов. писатель, 1962. 248 с.
7. Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романиста. Тула: Приок. кн. изд-во, 1972. 344 с.
8. Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982. 144 с.
9. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30–50–е годы) / Ленингр. ун-т. Л., 1982. 207 с.
10. Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев – художник слова / Моск. ун-т. М., 1987. 302 с.
11. Семухина И.А. «Отцы» и «деды» в романе И.С. Тургенева // Филологический класс. – 2012. – № 27. – С. 22-25.
- Цейтлин А.Г. Мастерство Тургенева-романиста. М.: Сов. писатель, 1958. 445 с.
Тема 5. Поэзия Н.А. Некрасова: традиции и новаторство
Задание
Прочесть ряд стихотворений Некрасова, в том числе «Размышление у парадного подъезда», «Поэт и гражданин», «Памяти Добролюбова», «Элегия» (1874); выучить наизусть одно из стихотворений поэта по выбору, подготовить его целостный анализ; составить тезисный конспект 2-й главы книги Б. Кормана «Лирика Некрасова», осветить следующие вопросы.
Вопросы
1. Продолжение Некрасовым традиций Пушкина, Лермонтова, Кольцова, поэтов-декабристов.
2. Программный характер стихотворений о назначении поэта: «Вчерашний день...», «Поэт и гражданин», «Элегия» (1874). Формы выражения авторской позиции. Диалог поэта и гражданина. Ораторские интонации – стихи-призывы («Иди в огонь за честь отчизны... Будь гражданин!», «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»), обилие риторических фигур. Автобиографизм. Полемичность. Монолог-размышление в «Элегии»: «Ответа я ищу на тайные вопросы, кипящие в уме», «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Элегический тон: «…кому посвящены мечтания поэта, - Увы! Не внемлет он - и не дает ответа...».
3. Образ народного заступника «героя деятельного добра» в лирике поэта. Романтизация героя, торжественная интонация. Средства высоко стиля, жанровый синтез в стихотворении «Памяти Добролюбова».
4. Народ и его судьба в изображении Некрасова. «Размышление у парадного подъезда». Средства выражения переживания: антитеза, зрительность образов, ирония, лирический пафос.
5. Б.О. Корман о формах выражения авторского сознания в лирике Некрасова.
Литература
1. Бойко, М. Н. Лирика Некрасова [Текст] / М. Н. Бойко. – М. : Худ. лит., 1977. – 118 с.
2. Корман, Б. О. Лирика Некрасова [Текст] / Б. О. Корман ; Воронеж. ун–т. – Ижевск : [б. и.], 1978. – 390 с.
3. Прокшин, В. Г. «Где же ты, тайна довольства народного?..» [Текст] / В. Г. Прокшин. – М. : Наука, 1990. – 208 с.
4. Скатов, Н. Н. Сочинения [Текст] : в 4 т. – СПб. : Наука, 2001. – Т. 3 : Некрасов. – 536 с.
5. Трофимов, И. В. Идейно-художественное своеобразие лирики Н. А. Некрасова : пособие для учителя [Текст] / И. В. Трофимов, А. М. Гаркави. – Киев, 1989. – 128 с.
6. Чуковский, К. И. Мастерство Некрасова [Текст] / К. И. Чуковский. – М. : Худ. лит., 1962. – 710 с.
Тема 6. Жанрово-стилевое своеобразие поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Задание
Прочесть поэму, составить тезисные конспекты к первому вопросу плана, подготовить ответы на следующие вопросы.
Вопросы
- Определение жанра «Кому на Руси жить хорошо» в литературоведении. Споры о порядке расположения частей поэмы.
- Фольклорная основа сюжета: «хождение» за правдой, реальный и сказочный план содержания, эпический размах изображения (дореформенная и пореформенная Русь, эпическая фигура Савелия-богатыря святорусского, образ русской женщины Матрены Тимофеевны).
- Народные песни и сказы как органичная форма выражение народной психологии и народного сознания. Тема будущего России («доброе время»). Образ Гриши Добросклонова и художественное своеобразие его песен.
- Значение фольклорных образов, приемов, жанров в организации стиля и стиха поэмы.
Литература
1. Бухштаб, Б. Я. Н. А. Некрасов : статьи и исследования [Текст] / Б. Я. Бухштаб. – Л. : Сов. писатель, 1989. – 352 с.
2. Евстигнеева, Л. Спорные вопросы изучения поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» [Текст] / Л. Евстигнеева // Некрасов и русская литература. – М. : Наука, 1971. – С. 383-433.
3. Прокшин, В. Г. «Где же ты, тайна довольства народного?..» [Текст] / В. Г. Прокшин. – М. : Наука, 1990. – 208 с.
4. Розанова, Л. А. О творчестве Некрасова [Текст] / Л. А. Розанова. – М. : Просвещение, 1988. – 237 с.
5. Скатов, Н. Н. Сочинения: в 4 т. [Текст]. – СПб. : Наука, 2001. – Т. 3 : Некрасов. – 536 с.
6. Чуковский, К. И. Мастерство Некрасова [Текст] / К. И. Чуковский. – М. : Худ. лит., 1962. – 710 с.
Тема 7. А.Н. Островский – создатель русского национального театра.
Жанровая динамика в творчестве драматурга
Задание:
Составив тезисно-цитатные конспекты предложенных критических статей (Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева), выявить различие трактовок конфликта в драмах А.Н. Островского; опираясь на наблюдения исследователей и собственный анализ текста, определить характер жанровой динамики в драмах Островского.
Вопросы:
1. Жанровая динамика драмы А.Н. Островского: от социально-бытовой – к социально-психологической.
2.1. Семейно-бытовая разновидность социального конфликта в драме А.Н. Островского эпохи 1860-х годов («Гроза»). Преломление общественных противоречий в сфере семейных отношений. Отражение жанровых особенностей в композиции драмы.
2.1.1. Принципы организации системы действующих лиц: сопоставление и противопоставление характеров в пьесе. Роль афиши.
2.1.2. Акцентирование типичности семейных устоев, приемы воплощения образа города Калинова в пьесе: роль затяжной экспозиции, монолога Кулигина (1 д., 3 явл.), образа Феклуши, диалога калиновцев о Литве (4 д., 1 явл.), обстановочных ремарок.
2.1.3. Характер назревающего конфликта в «Грозе». Нравственное противоборство Катерины с «темным царством». Истоки характера героини (стихийный порыв к свободе, сдержанный нравственными ограничениями). Психологический накал завязки – в монологе героини с ключом (2 д., 9-10 явл.) и кульминации – в сцене принародного признания (4 д., 6 явл.). Содержание внутреннего конфликта Катерины.
2.1.4. Полемика в критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев) и литературоведении о финале «Грозы»: самоубийство героини – поражение или нравственная победа над «темным царством»?
2.1.5. Смысл названия, функции образа грозы в пьесе.
2.2. Судьба «горячего сердца» в мире денег как центральная тема драматургии А.Н. Островского 1870-х гг. Специфика конфликта социально-психологической драмы «Бесприданница» в сопоставлении с «Грозой»: общее и отличное.
2.2.1. Особенности воплощения образа города Бряхимова, системы действующих лиц, отражающих систему ценностей буржуазной эпохи (всевластие денег, отождествление человека с вещью-товаром).
2.2.2. Основные этапы развития действия: роль затяжной экспозиции, своеобразие завязки (3 д., 12 явл.), кульминации (4 д., 7 явл.) и случайной развязки (4 д., 11 явл.).
2.2.3. Внутренняя драма Ларисы. Психологические приемы раскрытия противоречивой натуры героини: пейзажные образы в репликах и авторских ремарках, музыкальные средства, характеристика другими персонажами, значение имени, соотношение с Робинзоном и его судьбой, характер монологов (анализ 4 д., 9 явл.) и диалогов (анализ 4д., 11 явл.), роль психологических ремарок.
2.2.4. Разрешение драматургом проблемы «горячего сердца» в мире денег. Смысл финала пьесы («Никто не виноват, никто...»).
Литература
1. Добролюбов Н.А. Темное царство. Луч света в темном царстве (любое издание).
2. Писарев Д.И. Мотивы русской драмы (гл.1-4) (любое издание).
3. Анастасьев А.Н. «Гроза» Островского. М.: Худож. литература, 1975. 101 с.
4. Драма А.Н. Островского «Гроза» в русской критике / сост. И.Н. Сухих; Ленингр. гос. ун-т. Л., 1990. 335 с.
- Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н. Островского. М.: Просвещение, 1986. 205 с.
6. Костелянец Б.О. «Бесприданница» А. Н. Островского. Л.: Худож. литература, 1982. 192 с.
7. Лакшин В.Я. Александр Николаевич Островский. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1982. 568 с.
- Лебедев Ю.В. О финале «Грозы» А.Н. Островского // Литература в школе. – 2005. – № 5. – С. 19–21.
9. Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н. Островского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1974. 334 с.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 481; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!