ВОПРОС (Идеалы, нормы и ценности культуры) 1 страница



Билет №1

Вопрос №1 (Культурология как интегративная научная дисциплина. Специфика культурологического знания)

Термин "культурология" состоит из сочленения двух слов: латинского cultura – культура и греческого logos – наука, знание, т.е. означает буквально "наука о культуре". Она представляет собой интегративную научную дисциплину, которая изучает культуру и с точки зрения поведенческого подхода к ней, и с точки зрения выявления специфического места различных форм искусства в единой системе культуры, и с точки зрения ее социальной обусловленности, динамики ее структуры и функции, ее роли в развитии человека и общества. Следовательно, она впитывает в себя и переосмысливает с позиций собственной предметной области знания, концепции, методы, свойственные социологии, психологии, философии культуры, антропологии, этнологии, искусствоведению и другим гуманитарным наукам, но добавляет ко всему этому еще нечто, присущее только ей. Вот это-то специфическое, присущее только культурологии и выделяющее ее из всех других областей социально-гуманитарных наук. Объект культурологи целостный феномен культуры как творческого специфически человеческого способа деятельности и ее результатов в виде материальных и духовных предметов, необходимых для подлинно человеческого существования и развития личности. Появление термина culturology) в научном употреблении связано с именем американского исследователя Л. Уайта, который первым в начале ХХ в. поднял вопрос о целесообразности специальной науки о культуре. Л. Уайт понимал культуру как целостное, системное образование и отождествлял ее с “классом предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации” [2, с. 26]. Его взгляды, касающиеся обоснования научного статуса культурологии отражены в работах “Наука о культуре”, “Эволюция культуры”, “Понятие культуры”. Предметом культурологии является исследование закономерностей становления и развития целостного феномена культуры как специфически человеческого способа деятельности, системы символических форм, идеалов, ценностей и норм, регулирующих поведение людей и развивающихся по своим собственным принципам, в контексте исторических особенностей социально-экономического, политического и духовного развития определенного народа и определенной эпохи. Культурология есть интегральная наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления и развития культуры как специфически человеческого способа деятельности и системы символических форм, идеалов, ценностей и норм, регулирующих взаимодействия личностей и социальных общностей (семейных, этнических, территориальных и т.п.) в исторически своеобразных социально-экономических, политических, духовных условиях определенной эпохи.

Культурологическое знание отличается междисциплинарным характером, поскольку формируется благодаря преемственной связи со многими смежными гуманитарными отраслями, которые предоставляют свой многими смежными гуманитарными отраслями фактический материал, понятийно- категориальный аппарат и методологию исследования. Научные направления, к опыту которых обращается культурология, часто именуются эмпирическими донорами. Согласно одному из подходов к пониманию научного статуса культурологии, ее рассматривают в качестве комплекса гуманитарных дисциплин, которые описывают, классифицируют и объясняют реалии культуры с точки зрения исторических, семиотических, функциональных, коммуникативных, художественно-эстетических и других аспектов. В этом и заключается специфика культурологического знания.

Вопрос 26. (Восток как культурная целостность. Цивилизации Древнего Востока.)

Понятие Восток является условным обозначением типологической целостности и конструкции культурной идентичности, альтернативных Западу. Запад и Восток рассматриваются в качестве двух разных типов цивилизаций отличающихся культурными традициями, системами миропонимания и моделями духовности. По определению В.С. Соловьева, этот древний, “великий” и в то же время «пагубный» спор Востока и Запада «достиг до наших дней, и доселе он глубоко разделяет человечество и мешает его правильной жизни»

С. Хантингтон назвал дихотомию Восток – Запад мифом, придуманным самим Западом, и считал более уместным вариантом этого определения выражение “Запад и остальные”, подразумевая многообразие культурных миров, существенно отличающихся от парадигмы западной цивилизации. “Мир слишком сложен, чтобы его можно было в большинстве случаев просто разделять в экономическом плане на Север и Юг и в культурном на Восток и Запад.

Культура Востока отличается устойчивостью ценностно-смыслового

содержания, которое обеспечивается благодаря роли традиции в накоплении и сохранении социального опыта. Гомогенность культур восточного типа обеспечивается за счет закрытости, что выражается в неприятии иных культурных парадигм, настороженности и недоверии к спонтанным заимствованиям. Каноничность и приверженность к традиции составляют основу генотипа восточной культуры и ограничивают активность творческих преобразований мира, регламентируют развитие художественного творчества, определяют специфику этикета и норм коммуникативных отношений.

В условиях глобализации локальные культуры Востока выбрали разные способы адаптации к интенсивным социокультурным преобразованиям. По степени реагирования на активные изменения в мире арабский Восток продолжает оставаться самым консервативным и неподвижным. Исламский мир активно противостоит влиянию массовой культуры и демократичных веяний западной культуры, воспринимающихся в качестве угрозы ассимиляции собственных стилей жизни деятельности и феноменов богоотступничества и идолопоклонничества. Борьба за устранение западных интересов в пространстве мусульманской культуры приобретает государственно-политический характер. Но в то же время исламская цивилизация не брезгует многими западными технологиями в инженерной, медицинской, автомобилестроительной, компьютерной сферах, допускает активное вмешательство в окружающую природу с помощью научных достижений.

В культурах Востока человек тесно связана с социальными структурами, ( сословием, кастой, общиной кланом), в отличии от западного типа личности, в жизнедеятельности которой индивидуалистическое начало является определяющим. В духовном восприятии мира человеком Востока преобладают созерцательность и целостность,не предполагающие строгого субъектно-объектного размежевания человека и окружающего мира. Это определяет большую умеренность в потребительском отношении к природе и обуславливает формирование иного,чем на Западе, типа экологического сознания.

В религиозно-философских учениях Древнего Востока отражено стремление к универсальному эмоционально-чувственному осмыслению

действительности, в то время как западное философствование, начиная с античности, базировалось на рациональном постижении мира для дальнейшего овладения им с помощью научного знания. Развитие научного знания в Древнем Востоке во многом обусловливалось необходимостью эффективной организации хозяйственной деятельности и соответственно отличалось утилитарной,практической направленностью.

Неправомерно утверждать о полной полярности, несовместимости и отчужденности Востока и Запад Историко-культурный опыт человечества свидетельствует о их непрерывном взаимодействии. Размышляя о результатах культурного диалога между Востоком и Западом, Ю.М. Лотман писал, что западная цивилизация, сталкиваясь с восточной в пространстве мировой культуры как с партнером, “прежде всего пересказывает необычные для нее тексты с помощью метаязыков своей философии или науки” Ввиду сложностей адекватного перевода текстов с одного языка

культуры на другой, они приобретали трансформировавшийся облик иполучали иррациональный характер.

 

Билет №2

Вопрос №2 ( Понятие культуры. Основные подходы к определению ее сущности)

Исходной и вместе с тем базисной категорией в системе культурологии является понятие культуры. Но в связи с тем, что в культуру включают все, что создано человеком – книги и одежду, симфонии и обычаи, правила поведения и прохладительные напитки, традиции и современные хит-парады, а также все то, что и как делает человек – одевается, питается, общается, трудится, влюбляется и т.д., понятие "культура" становится очень многогранным. Первоначальным, исконным значением слова культура (лат. cultura) является его отождествление с обработкой земли и культивированием растений. Понятие культуры этимологически восходит к латинскому глаголу colere ‘обрабатывать, возделывать , разводить, обитать , заботиться, деятельно осуществлять, почитать, уважать’. Библия рассматривает способность индивида к преобразующей творческой деятельности в качестве одной из черт божественного подобия в духовной сущности человека и согласно божественному замыслу, труд и творчество возвышают человека над всеми земными созданиями и играют созидательную роль в его жизни. Поэтому одни исследователи выделяют в культуре деятельность созидателей культурных ценностей (деятельностный подход). Другие выдвигают на передний план аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура есть, прежде всего, система идеалов, ценностей и норм. Третьи говорят о культуре как нормативно-регулирующей системе, поскольку ее ценности и нормы регулируют поведение людей (нормативная интерпретация). Четвертые акцентируют внимание на знаково-символической стороне культуры, рассматривая ее как систему коммуникаций. Пятые определяют культуру как передаваемую небиологическим путем коллективную память человечества, совокупность создаваемых и передаваемых из поколения в поколение знаний, умений, навыков, традиций и ценностей.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что и первые, и последующие оказываются по-своему правы. Дело в том, что культура – это и специфически человеческая деятельность, которой не существует в животном мире, это и совокупность ценностей, это и нормативно-реглирующая система, это и многое другое. Поэтому к началу XXI столетия сложилось свыше 500 определений культуры, каждое из которых выражает одну из множества граней этого сложного и вместе с тем целостного, динамично развивающегося социального феномена.

Если дать обобщающее определение культуры, учитывающее наиболее обоснованные точки зрения на ее сущность, содержание и роль в развитии человека и общества, то оно принимает следующую форму. Культура – это специфически человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, норм, образцов поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.

В процессе своего функционирования культура выступает в качестве сложной и весьма разветвленной динамической системы, в которой взаимодействуют три основных фактора:

 1)деятельность общественного человека, осуществляемая в определенной совокупности конкретно-исторических отношений и направленная на создание материальных и духовных ценностей;

 2)возникающая и обогащающаяся в процессе этой деятельности совокупность достижений общества, опредмеченных в материальных и духовных ценностях;

 3) процесс воспроизводства и саморазвития общества и человека в ходе творения и освоения ранее созданных материальных и духовных ценностей.

Создавая возможности для усвоения ценностей и норм, ориентируя человека на определенные поступки и предостерегая от других, подвигая его к определенным целям, культура всем богатством своего содержания, форм, стилей и образов воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность.

Вопрос 27.(Специфика арабо-мусульманской культуры.)

Арабо-мусульманская культура формировалась в среде семитских племен, населявших Аравийский полуостров и находившихся на низком уровне социокультурного развития. Древнейшими центрами арабской культуры были оазисы, в которых кочевые племена занимались скотоводством, развивали ремесла и вели торговлю. В языческий период арабской культуры существовало множество разрозненных культов, препятствовавших объединению племен.

Накануне возникновения ислама (VII в.) племена, населявшие Аравийский полуостров, находились в состоянии социально-экономического кризиса, сопровождавшегося упадком караванной торговли в Мекке, разложением родоплеменного строя и началом классового общества, а также переходом племен к оседлому образу жизни междоусобными конфликтами.

В условиях обострения внутренних противоречий и разрушения традиционных социальных отношений стала актуальной необходимость консолидации арабских племен и формирования единого государства путем объединения многочисленных племенных культов в единую религию арабов – ислам. В процессе своего становления и развития ислам вобрал в себя мифологические представления и религиозные традиции кочевых языческих племен и оседлого населения Аравийского полуострова, а также испытал сильное влияние иудаизма, христианства, зороастризма и культурных традиций разных народов Ближнего Востока. Ислам как строгая монотеистическая религия сложился в процессе проповеднической деятельности пророка Мухаммеда, получившего,согласно мусульманскому преданию, Священное Откровение и создавшего мусульманскую общину (Умма). Главной идеей ислама является отказ от идолопоклонства и покорение единому и неделимому богу Аллаху, не имеющему конкретного образа и не допускающему его изображения.

Первоисточником ислама является Коран (араб. кур’ан чтение вслух, наизусть’), составленный после смерти пророка Мухаммеда на основе его проповедей и излагающий основные положения вероучения. Коран состоит из 114 сур расположенных по степени убывания длины и делящихся на законченные фразы. В отличие от библейских текстов, Коран не подвергался тщательной литературной обработку,поэтому его стиль отличается мозаичностью,тематической несогласованностью внутри отдельных глав, речевой неоднородностью обращений к верующим. По своему содержанию Коран представляет собой совокупность мифологических сказаний, легенд и преданий, отражающий религиозный взгляд на окружающий мир и сущность поведения которые регламентируют правовые, нравственные, семейно- брачные отношения мусульман.

Вторичным источником религиозной информации в исламе является Сунна состоящая их хадисов ( рассказов о жизни и поучениях Мухаммеда и его сторонников) объединенных в канонические сборники.

Самым многочисленным направлением в исламе является суннизм приверженцы которого наряду с Кораном признают священный авторитет Сунны.

Ислам оказывает существенное влияние на разные стороны социокультурной,государственно-политической,личной и семейной жизни арабоязычных народов. Особенности жизнедеятельности и нормы поведения мусульман определяются Кораном и шариатом (путь) – сводом закрепленных Кораном и Сунной предписаний, запретов и разрешений. Культовая сторона мусульманской жизни предполагает соблюдение обязательных ритуальных предписан , или пяти столпов веры которые включают акт исповедания (покорения), ежедневную пятикратную молитву, пост в девятый месяц лунного календаря рамазан, ежегодную милостыню, паломничество в святые места в Мекке и Медине, связанные с жизнью и проповедничеством Мухаммеда. К числу самых общих вопросов имеющих немалое значение для повседневной жизни мусульман, относится вопрос о пище. В категорию запрещенных входят свинина, насекомые, хищные звери и птицы, кровь, алкоголь, мясо задушенных и убитых недопустимыми способами животных.

Под влиянием идей строгого монотеизма в арабо-мусульманской культуре изобразительное искусство не является основным средств выражения религиозных идей и представлений. В связи со строгим запретом на изображение, отождествляющимся с идолопоклонством, иконопись, портретная живопись и скульптура совершенно не получили развития. Их отсутствие компенсируется искусством каллиграфии, книжной миниатюры и арабески, которые обладают глубоким символическим смыслом отражают красоту и гармонию созданного Аллахом мира.

Недостаток пластических жанров искусства в мусульманской культуре восполняется также за счет изящной арабской и персидской поэзии, популярным жанром прозы были приключенческие рассказы и анекдоты. Под влиянием традиций разных народов возник сборник сказок “Тысяча и одна ночь”. Под влиянием античной научной традиции в арабской культуре развивалось математическое, астрономическое медицинское знание.

Арабский мир включил в себя крупные культурные центры Ближнего Востока и Северной Африки, оставивших наследие народов Месопотамии и Египта, и освоил античные и восточные традиции. Крупнейшим центром арабской культуры в Европе стала Андалузия со своим известными городами Кордовой, Севильей, Толедо, Громадой

 

 

Билет 3

Вопрос №3 (Становление и развитие культурологического знания с периода Античности по эпоху Просвещения)

Представления о культуре возникли задолго до появления самого термина культура, относящегося к периоду римской античности. В русле древнегреческой философской мысли были определены многие культурологические проблемы, которые не утратили своей актуальности и в современной науке. Отличительной чертой этого искусственного мира считалась идея воспитания (пайдейя), которая определяла основное содержание древнегреческой культуры. В целом понятие подразумевало непрерывный воспитательный и образовательный процесс, являвшийся подготовкой к социальной жизни в соответствии с установленными традициями, обычаями, нормами. В сознании древних греков пайдейя являлась основным критерием для противопоставления эллинов далеким от образования и цивилизованной жизни чужеземцам (варварам). Впервые понятие культура было употреблено древнеримским философом III–II вв. до н.э. Катоном в трактате “De agri cultura” по отношению к обработке земли (agricultura). Позднее термин культура в переносном значении использовал Цицерон (“Тускуланскиебеседы”, II–I в. до н.э.). Говоря о возделывании души (cultura animi), он подразумевал высокий уровень духовной зрелости человека, степень развития личностных качеств, его мыслительные и рефлексивные способности. В работе “О происхождении германцев и местоположении Германии” римского историка I–II в. н.э. Тацита осмыслено соотношение представлений о культурности ицивилизованности. Сравнивая уровни культурного развития римлян и германских племен, он показал, что приобщение к благам цивилизации может идти вразрез с духовным совершенствованием людей.

Средневековые представления о  культуре обусловливались христианскими догматическими представлениями и связывались с религиозной традицией и культом. Пространство культуры отождествлялось уже не со сферой творческой деятельности человека, а с миром, детерминированным волей Бога. Смысл культуры связывался с духовным совершенствованием человека, сегоспособностью раскрыть свой потенциал любви к Богу через верное служение ему. В трактате “Ограде Божием” Августина Аврелия (IV–Vвв.) представлен своеобразный вариант исторической типологии культуры, основанной на библейских событиях и охватывающей шесть этапов развития человечества.

В культурологической мысли эпохи Возрождения наблюдалось возвращение к античному идеалу гармоничной личности, свободной от идеалов аскетизма и церковной догматики; одобрялось стремление к разумному удовлетворению потребностей души и тела, развитие интеллектуального, творческого и нравственного потенциала личности. В становлении культурологического знания существенную роль сыграло гуманистическое движение Ренессанса. Гуманисты Ренессанса, посвятившие себя проблемам человека в разных сферах научного знания и искусства, мало занимались теоретическим осмыслением культуры, но благодаря их активной деятельности возобновилось античное представление о культуре как о результатах образования и свободного творчества человека. В многочисленных теоретических работах Ф. Петрарки впервые осмысляется античность как самостоятельный и полноценный тип культуры, выявляются характерные черты ренессансной культуры, обосновывается идея культурного единства Европы (“О достопамятных вещах и событиях”, “О знаменитых мужах древности”, “О презрении к миру”).  


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!