Вопрос 3 Материалистические идеалистические гипотезы происхождения языка



Вопрос 1.Объект, предмет языкознания. Связь языкознания с другими науками

Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.

Языкознание - наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях.

Объектом изучения языкознания является язык, предметом - структура и функции языка, его общественная природа, методы лингвистических исследований и т.п.

Предметом языкознания является человеческий язык в его различных аспектах, а именно язык как знаковая система, как отражение мышления, показатель как продукт общества социума.

Языкознание связано с социальными науками:

 с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка, данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории, контакты между народами.

 Языкознание с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам - орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и т. п., и этнография - наука о быте и культуре народов.

Языкознание соприкасается тесно с этнографией при изучении диалектного словаря - названий крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел.

Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.

Языкознание тесно связано с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию.

Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика.

 

Вопрос 2.Язык и речь. Язык как общественное явление. Основные функции языка. Структура языка.

а)Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка. Язык - ϶ᴛᴏ совокупность средств общения людей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств; язык как сущность находит свое проявление в речи. Речь представляет собой использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей, в связи с этим речь должна быть определœена как функционирование языка.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, язык и речь тесно взаимосвязаны: если нет речи, то нет и языка. Чтобы в данном убедиться, достаточно представить себе, что существует некий язык, на котором никто не говорит и не пишет, и при этом не сохранилось ничего, чтобыло бы написано на нем раньше. В этом случае разве мы можем знать о существовании этого языка? Но и речь не может существовать без языка, поскольку речь - ϶ᴛᴏ его практическое использование. Язык необходим, чтобы речь была понятной. Без языка речь перестает быть собственно речью и превращается в набор бессмысленных звуков.

б)Язык неразрывно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в обществе. Принадлежащий обществу язык и его использование каждым отдельным человеком – два разных, хотя и тесно взаимосвязанных явления: с одной стороны, это общественное явление, некая совокупность единиц, правила употребления которых хранятся в коллективном сознании носителœей языка; с другой стороны, это индивидуальное использование какой-то части этой совокупности.

с) Функции языка это проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, ᴛ.ᴇ. его характеристики, без которых язык не может существовать. Главнейшие базовые функции языка – коммуникативная и когнитивная, имеющие разновидности, ᴛ.ᴇ. функции более частного характера.

Коммуникативнаяфункция означает, что язык является важнейшим средством человеческого общения (коммуникации), ᴛ.ᴇ. передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с какой-либо целью. Язык существует именно для того, чтобы обеспечивать общение (коммуникацию). Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга, добиваются общего взаимопонимания. Язык дает им возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности, являясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.

Коммуникативная функция языка играет ведущую роль. Но язык может выполнить эту функцию благодаря тому, что он подчинен строю мышления человека; в связи с этим возможен обмен информацией, знаниями, опытом.

Из этого неизбежно следует вторая основная функция языка – когнumuвная (ᴛ.ᴇ. познавательная, гносеологическая), означающая, что язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека.

D)Cтруктура языка

(< лат. structura строение, расположение)

Внутренний порядок, организация частей языка в единое целое.

Выделяют:

1) внешнюю структуру языка (пространственная, временная и социальная вариантность языка, обусловленная структурой общества, его функционированием и историей);

2) внутреннюю структуру языка, состоящую из разных ярусов (уровней) языка: звукового, лексико-семантического, грамматического;

3) признак системы языка, совокупность отношений между элементами системы.

 

Вопрос 3 Материалистические идеалистические гипотезы происхождения языка

Интерес к проблеме происхождения языка, возникший очень давно, уже в философских построениях древних индусов и древних греков, не ослабевает и в настоящее время. Решение и освещение этой проблемы всегда зависело и зависит от общих философских устремлений того автора, который занимался ею. Поэтому как в древние времена, так и в настоящее время существовали и существуют две основные концепции происхождения языка -- материалистическая и идеалистическая

Материалистическое учение о языке «пронизано социолингвистической идеей: творцом исторического прогресса возникновения и развития является общество» [3, с. 52]. Материалистическая теория о происхождении языка опирается на достижения наук прошлого и данные современных наук. Методологическое значение имеют работы Ф. Энгельса [см. 8; 9]. Принципиальное значение в этом учении имеют следующие признаки:

1. Длительность процесса очеловечивания природы. Возникновение человека, общества, языка – очень длительный процесс эволюции живой природы. Причем возникновению человека предшествовал длительный процесс умственного развития животных, а появление человеческого общества коренным образом изменило развитие живых существ. Человек как общественное существо представляет собой высшую ступень развития живых организмов на земле; сознание, членораздельная речь и общественность являются существенными признаками человека.

2. Производственная деятельность как основа происхождения человека, 46 общества, языка. Несмотря на признание разных факторов, оказавших воздействие на формирование человека и его языка, марксистская постановка вопроса состоит в том, что из всех этих факторов ведущим признается производительная деятельность, которая может быть только в обществе. Люди воспроизводят не только самих себя, но и материальную жизнь, определяющую образ жизни. Изготовление орудий труда и использование их – два отличительных компонента трудовой деятельности человека, причем они требуют не только физических, но и умственных действий.

3. Возникновение сознания и происхождение языка. Для марксистской постановки проблемы происхождения языка характерно рассмотрение ее в связи с происхождением сознания. Сознание, как и язык, возникает только в обществе.

4. Возникновение и совершенствование физиологической основы мыслительной и речевой деятельности. Основой мыслительной и речевой деятельности является высокоразвитое строение нервно-мышечного аппарата человека.

Внечеловеческое происхождение языка первоначально объяснялось как «божественный дар». В соответствии с идеалистическим мировоззрением в основе зарождения мира лежит духовное начало. Дух (бог, слово, дао) воздействует на материю, упорядочивает ее; конечным актом творения духа является человек. Дух же передает человеку дар слова. К внечеловеческому происхождению языка относят идеалистические теории и научные гипотезы о передаче языка человеку по принципу «от учителя к ученику». В качестве учителя на разных исторических этапах выступал духовный патриарх, ангел, внепланетный пришелец.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1896; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!