Исследовательские парадигмы в социологии



Структура и характер научного содержания современной социологии невозможно понять без учёта того, что помимо дифференциации по видам и аспектам исследовательской деятельности, в социологии существуют различия между принципиальными теоретическими подходами, которые определяют стратегию и направляют ход исследования, т.е. дают ответы на вопросы:что,как и зачем исследуется. Эти различия проявляются в существовании внутри социологии конкурирующих школ и направлений исследования, обозначаемых по принадлежности к той или иной концептуальной традиции: социология позитивизма, исторический материализм, интерпретативная социология феноменологическая социология и др.

Основой для развития и существования в социологии разных научных направлений является приверженность социологов различным парадигмам.

Понятие «парадигма» (от лат.paradeigma– пример, образец) было введено американским историком и социологом Томасом Куном(1922-1994). В ставшей знаменитой книге «Структура научных революций» (1962) Кун назвал парадигмами научные концепции, достаточно беспрецедентными для того, чтобы на длительное время привлечь группу сторонников и в то же время достаточно открытыми, чтобы новые поколения учёных могли в рамках этих концепций найти для себя проблемы, требующие решения.

Структурно-функциональная парадигма– это научная схема для построения теорий, рассматривающих общество как сложную систему, отдельные части которой работают слаженно для обеспечения единства и стабильности.

Как ясно из названия, данная парадигма сосредотачивает внимание на социальной структуре, под которой понимается любой относительно устойчивый образец социального поведения. Социальная структура придаёт форму нашей жизни, идёт ли речь о семье, работе, учёбе, досуге. Кроме того,эта модель направлена на выяснение социальных функций структуры или её последствий для деятельности общества в целом. Все структуры – от простого рукопожатия до сложных религиозных ритуалов – обеспечивают существование общества, по крайней мере, в той форме, которая уже существует.

Парадигма социального конфликтапредставляет собой модель для построения теории, которая воспринимает общество как арену неравенства, порождающего конфликты и изменения.

К основоположникам данной парадигмы обычно относят К. Маркса и Г. Зиммеля.

К. Маркс(1818-1883) – немецкий социальный теоретик и экономист – в середине XIX века на основе так называемого «экономического детерминизма» в обществе разрабатывает дихотомную модель социального конфликта, согласно которой всё общество делится на два основных класса, представляющих интересы труда и интересы капитала. В конечном счете, конфликт между классами ведёт к революции и к изменению общества.

Г. Зиммель(1858-1918) – немецкий философ и социолог – подчёркивал значение конфликта, но не принимал дихотомную модель Маркса и его концепцию, согласно которой конечным результатом конфликта является разрушение существующего социального устройства. Он полагал, что конфликт имеет позитивные функции в отношении социальной стабильности и способствует поддержанию существующих групп и общностей.

Альтернативу социоцентрической парадигме создают теории, где осмысление общества идёт от человека, т.е. общество таково, каковы люди его образующие. Такая парадигма и её теории получили название антропоцентрических(от греч.antropos– человек). В них социологи сосредотачивают внимание на изучении человеческого поведения как социального действия. К основным микросоциологическим концепциям данной парадигмы относят: концепцию социального действия М. Вебера, символический интернационализм, феноменологию, этнометодологию и др.

Сторонники парадигмы социального действия не согласны с тем, что общество имеет чёткую структуру, определяющую поведение индивидов. Они сходятся во мнении, что социологам необходимо понять и интерпретировать, в первую очередь, поведение людей и раскрыть значение, которое сами люди ему придают.

Своими корнями эта парадигма уходит в идеи М. Вебера, немецкого социолога, который подчёркивал необходимость понимания средыпонимающая социология») с точки зрения тех людей, которые в ней находятся. М. Вебер считал, что главная задача социологической науки – изучение социальных действий людей, интерпретация их понимания через первичное объяснение. По его мнению, социальное действие, осуществлённое индивидом, это такое действие, которому он придаёт значение и при реализации которого он принимает во внимание возможное ответное поведение других людей. Для понимания социального действия необходимы наблюдение и объяснение мотивов действия.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1546; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!