Определение Других. Парадигмы отношения субъекта к Другим



Под Другими понимаются те люди, с которыми человек вступает в смысловые отношения на протяжении своего бытия, начиная с рождения. Частным случаем таких отношений будут отношения с Другими такого человека, который (еще) не является субъектом в полном смысле этого слова, т.е. младенца.

 

Естественная установка к Другим в философии

Тематизация отношения Я (субъекта) к Другим произошла в философии относительно недавно, хотя об отношениях человека с другими людьми философы рассуждали всегда. Обычно этот разговор велся в рамках этики и политики. Хотя иногда можно было встретить и более экзотические варианты, например, совместное разыскание истины. Оба эти варианта – этическое рассмотрение взаимоотношений человека с людьми и нетематизированное отношение субъекта и Других – можно назвать естественной установкой. Под «естественной установкой» я понимаю здесь отсутствие тематизации отношения субъект-Другие, предположение, что их взаимодействие достаточно просто и уж во всяком случае не приводит к фундаментальной перестройке субъектности. Другими словами, «естественная установка» – стихийная, наивная «теория» чего бы то ни было, в том числе теория субъектности, которой исследователь придерживается до специального (обычно феноменологического) исследования данного вопроса.

Итак, прежде всего, здесь предполагается, что субъект сущностно не зависит от Других. В коммуникацию с ними он вступает свободно и добровольно, будучи до нее самим собой, пребывая в процессе самим собой, и после нее тоже оставаясь самим собой. Он может, конечно, обогатиться в информационном смысле, но в естественной установке не рассматривается зависимость структур субъектности от опыта субъекта. В коммуникации, а также в любом другом отношении субъекта и Других, не происходит ни исчезновения, ни появления, ни изменения сущностных черт субъектности и, конечно, самой субъектности. Структура субъекта не трансфигурируется. Группы формируются самими участвующими субъектами на основе общественного договора. Субъект свободно выбирает группу и свое место в ней (понятно, что в реальности выбор групп и мест ограничен, но не природой субъекта, а внешними обстоятельствами). Его, если можно так выразиться, высшие и самые главные человеческие качества не зависят от места в группе и от отношения к Другим (обоснования этой точки зрения, в том числе очень убедительные, мы встречаем в христианстве: святым может стать человек любого происхождения, любой истории; важнейшее из отношений – отношение к Богу). Ни у Декарта, ни у Канта мы вообще не находим упоминания Других в их центральных произведениях, посвященных субъекту, его устройству, его структурам, его способу существования (у Декарта это «Размышления о первой философии», у Канта – «Критика чистого разума»). Более того, как ни странно, в вопросе отношения субъекта и Других придерживался «естественной установки» даже Гуссерль. В «Картезианских размышлениях» Гуссерль пишет, что восприятие Других происходит, в сущности, по аналогии с самим собой, во всяком случае, восприятие себя ему предшествует.

Короче говоря, в естественной установке социум и Другие вторичны по отношению к субъекту.

Естественная установка постепенно сменялась в философии пониманием того, насколько большую роль играют Другие в существовании субъекта, насколько мало без них он вообще является субъектом. Здесь можно выделить 2 подхода, точнее, 2 группы подходов: 1) субъект как функция социума и Других, как это дано здесь и сейчас; 2) субъект как функция того социума и тех Других, которые сформировали его ранее. Обзору первой группы подходов посвящена работа Д.А. Алексеевой[130], где она выделяет четыре варианта философского рассмотрения взаимодействия субъекта и Других: феноменологический, герменевтический, структуралистский и еще какой-то наиболее радикальный. Субъект, указывает она, встречается с Другими в поле смыслов, полагание смыслов – это всегда со-творчество субъекта и Других (эта мысль будет нам очень важна далее).

Далее рассмотрим другую группу подходов, где отношения субъекта и Других предстают с точки зрения динамики: формирование, деформирование, реформирование и т.п.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 310; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!