Образец экзаменационного материала: изложение с творческим заданием (для обучающихся с ОВЗ)



№ И-11- К-1

В Зоопарке самый большой бурый медведь Борец и тоже огромная медведица Плакса живут не в клетке, а в бетонных стенах. Посередине этого пространства внизу растет большое дерево, обитое железом, чтобы медведи не повредили кору. В последнюю зиму медведям почему-то не доставили берложного материалу, и Плакса расположилась в одном углу, а Борец напротив её устроился в нише стены. Плакса выгадала: когда настала оттепель, ей было сухо лежать, а в нишу потекла вода.

В феврале Плакса, уже немолодая медведица, родила. Немедленно ей сбросили для гнезда соломы. В это время всех чрезвычайно удивило и заинтересовало поведение супруга Плаксы. Борец вдруг поднялся и направился к гнезду. Медведица, заметив это, оставила своих медвежат и направилась к нему навстречу. Когда они сошлись, медведица изо всей силы залепила Борцу лапой по уху и вернулась к гнезду. Борец приложил лапу к ушибленному месту, лег и так долго лежал и все держал лапу на ухе, как бы вызывая сострадание у глядящей на него во все глаза Плаксы. «Так тебе и надо», — говорили её глаза. Может быть, она и правда его пожалела, а может быть, просто устала и отвела глаза. А он тут же, не поднимаясь, прямо на брюхе пополз к ней. Она заметила это, и он сразу же бросил ползти и залег. Плакса смерила его сверху донизу и вновь дала ему оплеушину.

А как отвела глаза, он опять пополз. У всех принято правило не бить лежачего, так и медведица, конечно, заметила, что он ползет, но мер никаких не предпринимала и допустила его доползти вплотную до гнезда. Дальше ползти было некуда, и он остался лежать тут надолго в своей жалкой позе: «Хоть убей, никуда не пойду!» У нас начался большой спор о том, зачем медведь подполз к Плаксе.

Разгадка наступила, когда медведица стала к великану задом. Тогда он внезапно развернулся, сгреб огромными ручищами всю солому, взял её вверх, поднялся на задние ноги, принес её к себе и улегся…

 (По М. М. Пришвину)

(308 слов)

Задание

1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из дневника М.М. Пришвина.

Передайте главное содержание текста. Напишите сжатое или развернутое изложение (по выбору обучающегося).

Объем развернутого изложения не ограничен. Объём сжатого изложения рекомендован от 50 слов. Если в сжатом изложении менее 40 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

2. Напишите сочинение по прослушанному тексту.

Сформулируйте одну из тем или проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прослушанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 100 слов. Если в сочинении менее 70 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение не опирается на прослушанный (прочитанный) текст или представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Примечание для организатора:

o тест изложения читается 3 раза;

o глухим и слабослышащим обучающимся текст изложения дается для чтения на 40 минут (по истечении этого времени организатор забирает текст и обучающийся пишет сжатое или развернутое изложение с творческим заданием).

Образец диктанта

№ Д-11-1

Войдите в уютный маленький зал Третьяковской галереи. Там всегда людно.

Подойдите ближе к картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели», и вы услышите, как она звучит. Ваш слух уловит музыку весны. Звон капели, журчание воды в проталинах, шорох ветвей берез, грачиный гомон. Скрип сверкающего наста, шелест весеннего ветра и тихий благовест.

В стене зала будто вырублено светлое окно. Изысканные колебания бледно-лазоревых, голубых, бирюзовых тонов. Лучи солнца пробивают легкую пелену и бросают серо-голубые тени на снег. Живопись холста многослойна. Несмотря на его необычайно точное общее звучание, художник прибегает к ювелирной деталировке картины, которую можно рассматривать часами. Пейзаж до предела обжит. Время оставило свои следы в выщербленных кирпичах колокольни, в отсыревших досках заборов, в покосившихся домах. Все свидетельствует о неумолимом влиянии времени. Кричат грачи, вьется сизый дымок из труб деревянного домика, мерцает весеннее солнце.

Во всей картине чувствуется влюбленность поэта-художника в природу России, и эта его пристрастность передается вам. Вы дышите ещё морозным, колючим воздухом, слышите пение весны. Весь холст полон удивительного внутреннего движения. Бегут тени по снегу, дрожат отражения в проталинах, еле колышатся голые ветки берез, неспешно плывут перламутровые облака. В картине нет манеры, нет претендующих на виртуозность приемов. Язык холста прост до изумления, он почти коряв.

Саврасов — лирик, и его «Грачи» — пример проникновения в самую суть, душу русской природы. Прошло более ста лет со дня рождения «Грачей». Бесконечно далеко то время. Но жив тот благословенный мартовский миг, который озарил душу Саврасова и был запечатлен им на холсте.

Миг, остановленный на века!

И сегодня мы дышим воздухом той поры, мы слышим мелодичную песнь России.

«В России природа поет», — говорил Саврасов.

Идут тысячи людей через залы Третьяковки, останавливаются надолго у картины «Грачи прилетели» и уходят просветленные, приобщившись к прекрасному.

Крамской пришел в восторг от картины. Оценивая пейзажи, он писал, что на всех иных полотнах есть вода, деревья, даже воздух, а душа есть только в «Грачах».

Семидесятые годы были периодом подъема в творчестве мастера. После «Грачей» он создает ряд полотен, среди них «Проселок» и «Радуга».

В это сложное время Саврасов отвечает на все трудности работой и еще раз работой. Он как бы переносит столкновения с жизненными невзгодами в свои картины, изображая в них борьбу света и тени, солнца и надвигающейся грозы.

Саврасов бесхитростно передал то, что до него было видано сотнями художников, — русскую природу…

(По И.В.Долгополову)

(369 слов)


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 5910; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!