Поворот индивидуального гуманизма в гражданское русло (КолюччоСолютани)



Однако, «примирение и слияние гуманистической позиции и гражданского духа стали возможными лишь только когда Флоренция оказалась в финале кризиса». Таким образом, эпоха гражданского гуманизма, по Барону, начинается с 1402 г., т.е. с окончания противостояния между Флоренцией и миланской синьорией. Во Флорентийской республике, отстоявшей независимость, начинается осмысление своего демократического опыта, пробуждается интерес к истории и этике человеческого поведения, основанной на приоритете гражданственности.

Единый гражданский организм по Гоббсу

Строение государства он уподоблял устройству живого организма: суверена – душе государственности, тайных агентов – глазам государства и т.д. Гражданский мир сравнивался им со здоровьем, а мятежи, гражданские войны – с болезнью государства, влекущей за собой его распад и гибель. Т.Гоббс считал саму природу, вообще все существующее в мироздании устроенными и функционирующими по типу механизма

Единое политическое тело по Локку

Тот, кто хочет сколь-либо ясно говорить о распаде системы правления, должен сначала провести различие между распадом общества и распадом системы правления. То, что создает сообщество и сводит людей из разъединенного естественного состояния в одно политическое общество, – это соглашение, которое каждый заключает со всеми остальными о том, чтобы объединиться и выступать в качестве одного целого и стать таким образом единым особым государством.

Естественное состояние общества в эпоху Просвещения» (Монтескье, Руссо)

Общественный договор по Гоббсу и по Руссо, их различие

Руссо: Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, которые враждуют между собой. Неравенство развивается постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем - могущество и беззащитность, наконец - господство и порабощение. Общество нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству.Но в основе государственной власти,по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого отдельного человека.

Гоббс: В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение ,обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех.Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира.Они договариваются между собой об этом ограничении .Это взаимное самоограничение называется общественным договором.

Эти взгляды отличаются радикализмом и революционностью.Именно они лежали в основе идеологии самой крайне группы революционеров времен Французской революции - якобинцев и служили обоснованием якобинского террора.

Идея гражданского гуманизма

Гражданский гуманизм — флорентийское направление ренессансного гуманизма рубежа XIV—XV веков, в котором проблемы этики тесно переплелись с социально-политической мыслью. Наметившись в трудах СалютатиКолюччо, это направление обрело чёткие формы в творчестве Леонардо Бруни, МаттеоПальмиери, других гуманистов. Выдвинутые ими идеи получали широкий общественный резонанс не только во Флоренции, но и в Милане, Венеции, Риме.

Основные принципы: Труд на благо общества, превосходство общественных интересов над личными, полит свобода.

Гражданская свобода по Монтескье и Руссо.

Этот договор должен становится не договором подчинения, а договором равенства. Недаром поэтому Ж.-Ж.Руссо говорит: «Хотя люди могут быть неравны по силе или способностям, они становятся все равными в результате соглашения и по праву». Но как же свобода естественная? Какой же это договор, если общая воля будет принуждать заключать его? – Руссо предлагает единственный способ не подчиняться общей воли – не вступать в договор, что означает не вступать в общество.

Монтескье: 1) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к государственному устройству, и 2) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину. Речь, следовательно, идет об институциональном и личностном аспектах политической свободы, подлежащих законодательному закреплению. Без сочетания этих двух аспектов политическая свобода остается неполной, нереальной и необеспеченной.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 659; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!