Общественно-государственный строй русских княжеств в условиях политической раздробленности. ( XII - XIV вв.)



История ГИП.

1. Предмет и метод истории отечественного государства и права, ее место в системе юридических наук. Периодизация.

История государства и права России – самостоятельная историческая и юридическая наука, изучающая процесс и причины возникновения российского государства, историческое развитие, государственный и общественный строй, государственное устройство и правовые институты, отдельные отрасли права и нормы, характеризующие правовую и государственную систему российского государства в конкретный исторический период.

Как юридическая дисциплина история государства и права России является одной из фундаментальных правовых дисциплин. В этом качестве она охватывает зарождение и развитие всех отраслей права, всех аспектов эволюции государства: его государственный механизм, форму государственного единства и т. д.

Государство и право – явления относительно недавние.

 При изучении истории государства и права России выделяют:

1) историю государства (устройство государства, государственные органы, механизмы управления);

 2) историю права (процесс возникновения правовых систем, институтов, наиболее значимых правовых актов, возникновение и развитие отраслей права, кодификацию права).

Предметом истории государства и права Россииявляется изучение возникновения, развития структур, институтов и механизмов государственной власти, правовых институтов, отраслей права, норм права, государственного и общественного строя на различных этапах исторического развития. История государства и права России изучает юридический быт и правовую культуру народов, населяющих ее территорию. Юридический быт состоит из обычаев, действий (представлений о законном и незаконном), правил и органов, с помощью которых осуществляется правовая деятельность.

 Методы истории государства и права России представляют собой совокупность приемов, способов и средств, используемых при изучении предмета науки.

Различают следующую систему методов истории государства и права России:

 1) общие методы:

 а) метод историзма (хронологический метод) – используется при исследовании государства и права в процессе развития под воздействием характерной для конкретного периода политической и социальной обстановки;

б) философский метод – использование диалектического материализма и идеализма, прагматизма, структурализма, позитивизма, экзистенциализма, инструментализма;

в) дедуктивный метод – изучение права с помощью логических операций от общего к частному, т. е. на основании общих исторических процессов определяются частные предпосылки и явления, происходящие в праве;

г) индуктивный метод – выведение общих закономерностей в праве путем сопоставления различного рода частных фактов;

д) экзегетика – изучение права на основании толкования его исторических источников;

2) специальные методы:

а) сравнительный метод – изучение государственно-правовых явлений в развитии путем сопоставления с другими странами и основными институтами государства и права на разных этапах исторического развития;

б) систематический метод – изучение истории государства и права посредством разделения на историю развития и образования юридических норм и институтов и историю источников права;

в) метод периодизации – изучение истории путем деления на отдельные временные периоды для наиболее полного изучения особенностей состояния институтов права и государства в тот или иной отрезок времени их существования.

К специальным методам изучения истории государства и права также относят статистический, математический, социологический методы.

Периодизация истории государства и права России представляет собой разделение истории отечественного государства и права на определенные периоды и этапы. Изучение истории государства и права осуществляется в хронологической последовательности.

Периодизация позволяет подробнее проследить динамику изменений основных институтов государства и права при смене различных исторических эпох. На осуществление периодизации влияют многие явления и факторы, от которых зависит выделение определенного исторического этапа.

Выделяют следующие факторы, влияющие на процесс периодизации:

1) социальное развитие общества (классовая структура общества, наличие разногласий между различными слоями населения);

2) экономическое и технологическое развитие общества (развитие экономики, степень технического прогресса, соотношение ручного и машинного производства);

3) развитие государства (политический режим, форма правления, тип государства);

4) развитие права (появление и развитие отраслей права, изменение правовых институтов, появление новых институтов права);

5) внешнеполитическую обстановку.

Критериями периодизации являются форма государственного устройства, форма правления и правовая система.

Периодизация истории государства и права представляет собой специфический метод изучения предмета науки, познавая историю путем деления ее на отдельные периоды для наиболее полного рассмотрения изучения особенностей состояния институтов права и государства в тот или иной отрезок времени их существования.

Единообразной и однозначной периодизации государства и права России не существует, т. к. периодизация зависит от восприятия исследователя, который ее осуществляет.

В настоящее время различают следующие периоды истории отечественного государства и Периодизация курса:

- феодальный ( 9 – 1 пол 19 века)

- буржуазный (2 пол 19 – окт 1917)

- советский (окт 1917 – 25.12.1991)

- реставрация капитализма

ТЖ по форме правления: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, конституционная монархия, республика (февр-окт 1917), советская республика, смешанная республика (по К.1993).

2. Формирование древнерусского государства предпосылки и особенности. Научные теории образования государства

Объединение восточнославянских племен послужило формированию единого Древнерусского государства, которое стало своеобразной федерацией племен. Древнерусское государство возникло в IX в. на территории восточных славян вокруг следующих нескольких политических центров:

1) Куябы (южной группы славян, центром которых был г. Киев);

2) Славии (северной группы славянских племен с центром в г. Новгороде);

3) Артании (юго-восточной группы славян – г. Рязани). После объединения восточнославянских племен центром Древнерусского государства стал г. Киев, в котором правили Кий, Дир и Аскольд.

Особенностями возникновения Древнерусского государства являются:

1) географические и климатические условия, затрудняющие координацию земель и проведение единой государственной политики (большие слабозаселенные территории, большое количество водоемов, препятствующие сообщению между отдельными землями);

2) многонациональность государства (проживание на территории Древнерусского государства различных по этническому составу племен, но схожих по этнической общности и языческим верованиям);

3) взаимоотношения с соседними народами и государствами.

Факторы, способствующие образованию Древнерусского государства:

1) развитие ремесел, техники обработки земель, торговых отношений;

2) укрепление связей между существовавшими государственными образованиями славянских племен;

3) внешняя торговля;

4) сложные политические отношения с Византией;

5) необходимость борьбы с половцами, хазарами и другими кочевыми племенами, которые нападали на восточных славян.

Для Древнерусского государства характерно:

1) разложение первобытно-общинного строя;

2) формирование феодальных общественных отношений;

3) становление государственного и общественного строя Древнерусского государства с характерными чертами раннефеодального государства;

4) возникновение и развитие ранних государственно-правовых институтов;

5) принятие нормативных актов, которые касались основных сторон жизни государства и общества;

6) укрепление внешнеполитических связей;

7) принятие христианства.

Во второй половине XI – начале XII вв. на территории Древнерусского государства – Киевской Руси – стали образовываться Киевское, Черниговское и Переяславское княжества, которые на тот момент были достаточно устойчивыми полугосударствами.

Основными теориями происхождения Древнерусского государства признают следующие:

1) «норманнскую теорию», создателями которой считают немецких ученых Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера, А.П. Шлецера. Основанием для возникновения «норманнской теории», по мнению представителей данной теории, является древнерусская летопись XII в. «Повесть временных лет», в которой говорилось о призвание на землю Русскую трех братьев – варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. По мнению сторонников этой теории, братья-варяги основали Древнерусское государство и дали ему название «Русь»;

2) «антинорманнскую теорию», представителями которой являются М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский, Н.И. Костомаров и др. Сторонники данной теории считают, что Древнерусское государство не было создано братьями, выходцами из Скандинавии, а явилось следствием эволюционных исторических процессов. Такими историческими процессами считают разложение первобытно-общинного строя и развитие феодальных отношений. Представители «антинорманнской теории» доказали, что название Древнерусского государства «Русь» произошло от названия одного из племени восточных славян «рось», которые существовало задолго до появления варяжских князей.

3. Киевская Русь как раннефеодальная монархия: характеристика общественно-государственного строя.

Киев как политический и военный центр силой, убеждениями и договорами стремился подчинить себе соседние славянские племена. Однако были вполне конкретные обстоятельства, требовавшие установления единства, это — защита территории и населения от степных кочевников. Союзниками славян в этой борьбе оказались варяжские княжества. Феодальная поземельная собственность складывается с IX в. в двух основных формах — княжеский домен и вотчинное землевладение. Правовыми основаниями для владения землей становятсяпожалование, наследование, купля. В начальный период существенное значение имел захват пустующих и населенных земель.

Формирование правящего класса приводит к появлению феодальной зависимости. Дружина князя дифференцируется на «старшую» и «младшую». Бояре из боевых соратников князя превращаются в землевладельцев, его вассалов, вотчинников. В XI—XII вв. происходитоформление боярствакак особого сословия.

Дружина не имела ничего, кроме своего князя. Дружиннику за службу князь жалует землю, населенную крестьянами.

Одним из важнейших способов обеспечения боярского хозяйства стало использование труда кабально зависимых людей(закуп).

Бояре усиливают эксплуатацию крестьян-общинников, попадающих к ним в зависимость, с помощью (захват, насилие) и (кабала, долг). Совершая военные походы, князь с дружиной захватывает пленных и превращает их в рабов (холопов). Холопы выполняли вспомогательные хозяйственные функции, главной рабочей силой были крестьяне-общинники

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоялкиевский великий князь. В своей деятельности он опирался надружинуисовет старейшин. Управление на местах осуществляли егонаместники(в городах) иволостели(в сельской местности). Великий князь находился в отношениях с другими князьями. Усиление местных феодалов (XI—XII вв.) вызывает появление новой формы и нового органа власти -феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Первыми вассалами становились князья-наместники, не служившие непосредственно в княжеской дружине. Основной обязанностью вассалов является не уплата дани, а военная служба.

Существовала значительная роль вечевых собраний в принятии государственных, политических решений.

Киевский престол по традиции должен был занимать старший член княжеского рода.

Одновременно шел процесс территориального раздробления: отдельные земли и области становились все более независимыми от Киева

В XI—XII вв. города заключали с князьями договоры, которые регламентировали и ограничивали княжескую власть на территориях, центром которых были областные города. Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община —вервь. В ее компетенцию входили земельные переделы, полицейский надзор, налоги, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.

Совет при князе состоял из бояр и «княжих мужей». Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Складывались два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина, становление системы происходило в условиях феодальной раздробленности.

4. Этапы и особенности формирования древнерусского права. Русская правда, источники права, редакции, общая характеристика.

Источники права Древнерусского государства представляют собой документально не зафиксированные нормы права (нормы обычного права), официальные документы или документы иной формы, содержащие нормы права, которые существовали в период становления и развития Древнерусского государства. Источниками права Древнерусского государства являются:

o нормы обычного права (обычай), существовавшие долгое время в отношении крестьян как в устной, так и письменной формах;

o закон русский – свод устных норм обычного права в области наследственного, семейного, уголовного и процессуального права;

o Русская Правда, существовавшая в следующих 3 редакциях, как то:

· а) Краткая Правда – древний сборник норм права, которые не структурированы, не систематизированы и содержат обычное право, нормы процессуального (формального), уголовного права, формы установления права и санкции за правонарушения. Краткая Правда состояла из 43 статей и делилась на Правду Ярослава, связанную с именем князя Ярослава (30-е гг. XI в.) и Правду Ярославичей, принятую в г. Киеве на съездах князей и крупных феодалов (последняя четверть XI в.);

· б) Пространная Правда (XII в.) – систематизированный сборник правовых норм Краткой Правды, но с изменениями и дополнениями. Пространная Правда состояла из: Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха;

· в) Сокращенная Правда – сборник правовых норм более позднего периода (XV в.);

o «Стоглав» 1551 г. – сборник правовых норм, характеризуемый более полным объемом правовых норм уголовного и уголовно-процессуального характера, семейных, гражданских отношений;

o Псковская и Новгородская судные грамоты XIV–XV вв., принятые на основе Русской Правды, но представленные более широким спектром норм;

o межгосударственные договоры – международно-правовые акты, содержащие нормы византийского и древнерусского права в области международного, торгового, процессуального и уголовного права. Договоры содержали положения о смертной казни, о праве найма на службу, о мерах по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров;

o договоры северно русских племен, нормы которых не отнесены к какой-либо отдельной отрасли права, но более систематизированы, чем варварские правды;

o договоры русских с греками – древние источники, основанные на византийском праве и содержащие структуру, схожую с современной, (преамбулу, основную часть и заключение). Эти договоры регулировали порядок выдачи преступников, порядок торговли, официально оформляли отношения между Византией и Русью;

o договоры русских с немцами XII–XIII вв., устанавливающие торговый союз с немецкими городами;

o церковные уставы (князя Владимира Святославича, князя Ярослава Владимировича, князя Всеволода) – нормы права, закрепляющие десятину (налог церкви), компетенцию церковных судов (семейные и наследственные отношения, преступления против церкви, нравственности и семьи), освобождение зависимых от церкви людей от подсудности княжескому суду и т. д.;

o номоканоны и кормчие книги – сборники византийских церковных норм, повлиявшие на многие сферы общественных отношений (греческий номоканон, Эклог);

o акты юридического быта, представляющие собой междукняжие ряды (договоры) о браке, купле-продаже, дарственные акты;

o судебный прецедент, объединяющий решения княжеского суда, растолковывающие или уточняющие обычные правовые нормы, некоторые из которых вошли впоследствии в текст Русской правды;

o юридические пословицы и поговорки, свидетельствующие об отношении населения к праву и государственной системе.

5. Характеристика имущественных правоотношений по Русской Правде: вещное, обязательственное, наследственное право.

Русскую Правду можно определить, как кодекс частного права — все ее субъекты являлись физическими лицами, понятия юридического лица закон не знал. С конкретными субъектами связывалось содержание права собственности; оно могло быть различным в зависимости и от объекта собственности. Русская Правда еще не знает абстрактных понятий «собственность», «владение», «преступление». Кодекс строился по принципу казуистичности, законодатель стремился предусмотреть все возможные жизненные ситуации. Эти юридические особенности обусловлены источниками Русской Правды. Включенные в нее нормы и принципы обычного права несовместимы с абстрактным понятием юридического лица. Для обычая все субъекты равны, и все они могут быть только физическими лицами. Нормы Русской Правды защищали частную собственность (движимую и недвижимую), регламентировали порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам.

Обязательственные отношениямогли возникать из причинения вреда или из договоров. За невыполнение обязательств должник отвечал имуществом, а иногда и своей свободой. Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника. В Русской Правде упоминаются договоры купли-продажи (людей, вещей, коней, самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы), хранения, поручения.

Граница между уголовным наказанием и возмещением ущерба в Русской Правде столь же неразличима, как между сферой уголовного и гражданского права вообще. Формальная граница только на порядке взыскания, за уголовным преступлением следует штраф в пользу князя, за гражданским правонарушением — возмещение убытков в пользу потерпевшей стороны.

В области гражданско-правовых отношений Русская Правда довольно точно определяет и различает разные институты из области вещного и обязательственного права.

Закон отличает сдачу имущества на временное хранение («поклажа») от займа, при котором заемное имущество используется заемщиком; простой беспроцентный заем (ссуду) от дачи денег в рост из определенного условленного процента; краткосрочный процентный заем от долгосрочного.

ПП регулирует порядок разрешения споров по долговым обязательствам, предусматривает упрощенное судопроизводство по делам о торговой ссуде, разбирает недоразумения, возникающие при сдаче товара на хранение. Знает институт конкурса, который назначается при банкротстве неисправного должника, регламентирует проценты ростовщического роста.

Наряду с этим в Русской Правде содержатся некоторые архаические, древние элементы, явно заимствованные из прошлого. Таков, например, порядок истребования истцом принадлежащей ему вещи в процессе «свода» или спор о принадлежности имущества посредством «ордалия».

В области обязательственного праватакже сохранялись архаические элементы, деформирующие гражданско-правовую свободу договора — наступление личной кабальной ответственности при невозможности выполнить имущественное долговое обязательство, отсутствие компенсации при заключении негодной сделки, когда одна из сторон договора лишена дееспособности и т.п.

Что касается сферы наследственного права, то здесь наметилось социальное расслоение и юридическая дифференциация (разный порядок для «бояр» и для простых свободных людей), но все еще важную роль на практике в наследственном процессе играет родовой элемент и община-вервь, сохраняется традиционный для Руси миноратный принцип (преимущества младшего сына в наследовании) и приоритет законного порядка над завещательным.

Закон упоминает наследование движимых имуществ — домов, дворов, холопов, скота, товаров. О наследовании земли речи еще не идет, она не была объектом частной собственности. В завещание включались только законные наследники, завещатель лишь распределял между ними доли.

Русская Правда говорит только о наследовании после родителей, дочери наследуют только при отсутствии сыновей, наследство разделяется между детьми поровну (за исключением преимуществ младшего сына). Братья-наследники обязаны снабдить сестер приданым, часть наследства передавалась церкви, часть вдове («на прожиток»). После смерти матери ей наследовали дети, у которых она проживала. Боковые родственники не участвовали в наследовании. Муж не наследовал после жены. При отсутствии у умершего детей имущество поступало к князю, в низших слоях общества (у смердов) этот порядок осуществлялся даже при наличии у умершего дочерей.

6. Понятие, виды преступлений и наказаний по Русской Правде. Характеристика судебного процесса.

По Русской Правде судебный процесс имел следующие стадии:

1) заклич – начальная стадия судопроизводства, означающая объявление о совершении преступления. Лицо^, которое обнаружило, что пропала вещь или найдено тело, должно было всенародно огласить об этом на площади при свидетелях (всех присутствующих);

2) свод (отыскание ответчика) – последующая стадия процесса. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не находили человека, неспособного дать объяснения, где была приобретена вещь. Такого человека признавали вором – татем;

3) гонение следа – третья форма судебного процесса, заключающаяся в поиске доказательств и преступника. Гонение следа осуществлялось потерпевшими, их близкими, членами общины и добровольцами. Доказательствами по Русской Правде были свидетельские показания видаков (очевидцев преступления), послухов (поручителей), вещественные доказательства (поличное), ордалии (испытания огнем, водой, железом) и присяга. В Русской Правде ничего не говорилось о судебном поединке, собственном признании и письменных доказательствах, хотя они присутствовали на практике. Русская Правда не различала гражданско-правовое нарушение и преступление. Преступление в Русской Правде называлось обидой, под которой понималось причинение морального и материального вреда лицу или группе лиц.

Виды преступлений по Русской Правде:

1) против личности: убийство (убийство в ссоре или на пиру, убийство в разбое), причинение телесных повреждений, выраженное в нанесении ран, отсечении руки, ноги, лишении глаза, побои, оскорбления действием (в виде вырывания бороды, усов, толкания);

2) против имущества: поджог, конокрадство, потрава посевов, пользование чужим имуществом.

Объектами преступления были личность и имущество.

Объективная сторона преступления включала покушение на преступление и оконченное преступление. Русская Правда уже содержала понятие соучастия (осуществление преступления скопом), но не различала ролей соучастников. Существовало представление о превышении пределов необходимой обороны. По Русской Правде к смягчающим обстоятельствам относилось состояние опьянения преступника, а к отягчающим – корыстный умысел. Русская Правда также знала понятие повторности преступления (рецидива).

Субъектами преступления могли быть все, кроме холопов, т. к. их правовое положение определялось как собственность господ. В случае совершения правонарушений холопами, имущественную ответственность за них нес их господин.

Субъективная сторона преступления включала умысел и неосторожность, хотя четкого разграничения между мотивами преступления и виновностью еще не существовало. Виды наказаний по Русской Правде:

1) месть – наказание, применяемое при убийстве. Мстителями могли быть только ближайшие родственники, при отсутствии которых взимался штраф (вира) в пользу князя;

2) поток и разграбление – наказание, назначаемое за убийство в разбое, конокрадство и поджог дома или гумна;

3) штраф – наиболее распространенный вид наказания:

а) вира – штраф за убийство, уплачиваемый в пользу князя (одинарная, двойная, дикая вира);

б) головничество – штраф, уплачиваемый родственникам убитого;

в) продажа – взимаемый в пользу князя штраф за нанесение побоев, посягательство на собственность, оскорбления;

г) урок – штраф, уплачиваемый в пользу пострадавшего за иные виды преступлений, размер которого зависел от характера обиды и от имущественного ущерба.

Смертная казнь, заключение в тюрьму (темницу) не упоминаются в Русской Правде, хотя считается, что на деле они применялись.

Общественно-государственный строй русских княжеств в условиях политической раздробленности. ( XII - XIV вв.)

Политическая раздробленность Руси стала следствием феодальной раздробленности, которая началась со второй трети XII в. после смерти великого князя Мстислава и длилась до конца XV в. Причины феодальной раздробленности Киевской Руси:

1) Любеческий съезд (съезд князей), на котором было решено, что удельные князья полноправно управляют своими вотчинами независимо от воли киевского великого князя;

2) экономические причины (господство натурального хозяйства, которое ограничивала товарооборот между землями и способствовала их изоляции);

3) социально-политические причины:

а) превращение бояр из членов дружин в феодалов-землевладельцев, стремящихся к политической независимости;

б) замена дани рентой, которая взималась собственником земли с проживающих и пользующихся ею;

в) замена десятичной системы управления на дворцово-вотчиную;

г) преобразование государственных чинов в государственные должности в пределах отдельной территориальной единицы;

4) внешнеполитические причины (вторжение монголотатар и исчезновение древнего торгового пути «из варяг в греки»).

В период политической раздробленности на Руси образовались Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская феодальная республика, Киевское княжество, Черниговское и Смоленское княжества, Полоцкая-Минская земля, Рязанское княжество, Муромской княжество, Переяславское княжество и др. В конце XII – начале XIII вв. на Руси образовались 3 основных политических центра:

1) Владимиро-Суздальское княжество, влияющее на население Северо-Восточной и Западной Руси;

2) Галицко-Волынское княжество, влияющее на Южную и Юго-Западную Русь;

3) Новгородская феодальная республика, влияющая на Северо-Западную Русь.

Владимиро-Суздальское княжество. Территории Владимиро-Суздальского княжества находились на северо-востоке Руси. По государственному строю Владимиро-Суздальское княжество было раннефеодальной монархией. Великокняжеский титул перешел во Владимир из Киева, т. к. все владимиро-суздальские князья были великими князьями (потомками Мономаха). Позднее Владимир стал центром православия.

При великом князе совещательные функции выполнял княжеский совет, в который входили лично преданные ему крупные феодалы (служилые бояре). В управлении государством князь опирался на дружину, состоящую из служилого боярства и иных княжеских слуг. В чрезвычайных случаях великий князь созывал феодальные съезды. Вече первоначально созывалось для решения вопросов внутренней и внешней политики, а впоследствии перестало собираться. Во Владимиро-Суздальском княжестве развивалось дворцово-вотчинное управление. Местное управление было сосредоточено в руках наместников и волостелей. Законодательной основой Владимиро-Суздальского княжества была система Древнерусского государства (Русская Правда).

Галицко-Волынское княжество. Это княжество было образовано из Волынской и Галицкой земель на юго-западных территориях Русской земли. Галицко-Волынские земли делились на воеводства, возглавляемые воеводами, которые назначались из числа бояр. Экономическим и политическим центром был г. Галич. Отличия Галицко-Волынского княжества от Владимиро-Суздальского княжества:

1) соседство с могущественными и воинственными народами (поляками, литовцами, уграми, половцами);

2) сильное княжеское боярство и старшая дружина наряду с княжеским единодержавием. Высшими органами власти были князь, вече и совет бояр, в функции которого входило распоряжение княжеским столом, приглашение и смещение князей. В вечевых собраниях участвовало только свободное мужское население. Вече созывалось глашатаями или колокольным звоном.

8. Новгородская и Псковская феодальные республики: общественно-государственный строй.

Эти государственные образования сложились на севе­ро-западе Руси. Для них были характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и экономиче­ский вес новгородского (псковского) боярства, имеющего давние традиции и его активное участие в торговой и промысловой деятельности.

Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необыч­ную для средневековой Руси форму государственного правления.

Новгородское (псковское) боярство организовывало торгово-промышленные предприятия, торговлю с западными соседями (городами ганзейского торгового союза) и с русскими княжествами.

По аналогии с некоторыми регионами средневековой Западной Европы (Генуя, Венеция) в Новгороде и Пскове сложился свое­образный республиканский (феодальный) строй. Развитие ремесла и торговли, более интенсивное, чем в других русских землях (что объяснялось выходом к морям), потребовало создания более демок­ратического государственного строя. Основой для такой политической системы стал довольно широкий средний класс новгородско-псковского общества: житьи люди занимались торговлей и ростовщичеством, своеземцы (своего рода хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабатывали землю, купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с "заграницей" ("гости"). Городское население делилось на патрициат ("старейших") и "черных людей".

Новгородское (псковское) крестьянство состояло, как и в других русских землях из смердов-общинников и зависимых крестьян (половников), работающих "из полу" за часть продукта на господской земле; закладников, "заложившихся", поступивших в кабалу, и холопов.

Государственное управление Новгородом и Псковом осуществ­лялось через систему вечевых органов: в столицах существовало общегородское вече, отдельные части города (стороны, концы, улицы) созывали свои вечевые собрания. Формально вече было высшим органом власти (каждое на своем уровне), решавшим важнейшие вопросы из экономической, политической, военной, судебной, административной сфер. Вече избирало князя.

На вечевых собраниях участвовали все свободные люди города. К собраниям подготавливалась повестка дня, кандидатуры избира­емых на вече должностных лиц. Решения на собраниях должны были приниматься единогласно. Имелись канцелярия и архив ве­чевого собрания, делопроизводство осуществлялось вечевыми дья­ками. Организационным и подготовительным органом (подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность, созыв веча) являлся боярский совет ("Оспода"), включавший наи­более влиятельных лиц (представителей городской администрации, знатных бояр) и работавший под председательством архиепископа.

Высшими должностными лицами "Господина Великого Новгорода" были: посадник, тысяцкий, архиепископ, князь.

Посадник — исполнительный орган веча, избранный им на срок один ― два года. Он руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, пред­ставительствовал во внешних сношениях. Тысяцкий занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение.

Архиепископ был хранителем государственной казны, контроле­ром торговых мер и весов. (Основная его роль — духовное главенство в церковной иерархии).

Князь приглашался гражданами на княжение, выполнял функ­ции главнокомандующего и организатора защиты города. Военную; и судебную деятельность разделял с посадником. Князю по догово­рам с городом (известно около 80 договоров XIII―XV вв.) запреща­лось приобретать землю в Новгороде, раздавать землю новгород­ских волостей своим приближенным, запрещалось управлять новгородскими волостями, вершить суд за пределами города, изда­вать законы, объявлять войну и заключать мир. Ему запрещалось заключать договоры с иноземцами без посредничества новгородцев, судить холопов, принимать закладников из купцов и смердов, охотиться и рыбачить за пределами отведенных ему угодий. В случае нарушения договора князь мог быть изгнан.

Территория Новгородской земли делилась на волости и пятины, управляющиеся на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода. Центром самоуправления пятины был пригород.

Когда-то таким пригородом был Псков, в ходе упорной борьбы выросший в самостоятельный политический центр, вокруг которого сложилось Псковское государство. Политическая и государствен­ная организации Пскова повторяли новгородскую: вечевая система, выборный князь, но вместо тысяцкого — два степенных посадника. Существовало шесть концов, двенадцать пригородов. Административное деление производилось на округа (губы), полости, села.

9. Правовая система Новгородского и Псковского княжеств. Регламентация вещного, обязательственного, наследственного права по Псковской судной грамоте.

Псковская судная грамота 1467 г. представляла собой свод норм права, в большей степени регламентировавший гражданское право. Ее система состоит из преамбулы и различаемых по периодам внесения в закон частей (первой части – ст. 1-76, второй части – ст. 77-108, третьей части – ст. 109–120).

Источники Псковской судной грамоты:

1) княжеские уставы;

2) грамоты Александра Невского (около 1242 г.) или Александра Тверского (1327–1337 гг.);

3) псковские пошлины, обычаи, постановления псковского вече, которые обязательно принимались в виде письменного документа.

Псковская судная грамота содержала:

1) гражданское право, рассматривающее семейные отношения, владение собственностью, индивидуальную и коллективную собственность, обязательства (поручительство, заклад, закупничество);

2) наследственное право;

3) формы документов, установлений, удостоверений, передачи прав (как то: грамота, доска, рядница, запись, выкупок, рукопись);

4) уголовное право.

Вещное право по Псковской судной грамоте.

Псковская судная грамота выделяла право собственности:

1) на недвижимость (вотчину, земли, лес, двор, рыболовный участок);

2) на движимое имущество (живот). Способами приобретения права собственности

являлись переход по договору, наследование, дарение, пожалование, получение приплода (от скота), истечение срока давности владения.

Одним из видов вещного права по Псковской судной грамоте была «кормля», под которой понималось временное пользование чужой собственностью. Кормля устанавливалась в качестве права пользования имуществом умершего супруга для пережившего супруга на срок его жизни или до заключения нового брака. В Псковской судной грамоте среди вещных прав также выделялся залог. В залоге выделяли залог движимого имущества, при котором заложенная вещь хранилась у заимодавца до уплаты долга и залог недвижимости, при котором заложенная недвижимость не переходила во владение залогодержателя, но документы на эту собственность передавались заимодавцу. Обязательственное право по Псковской судной грамоте знало следующие договоры:

1) купли-продажи, форма заключения которого могла быть письменной либо устной при свидетелях. При составлении договора в пьяном виде, он мог быть опротестован и признан недействительным;

2) мены;

3) дарения;

4) займа;

5) поклажи (хранения имущества), составляемого в форме «записи» и устанавливающего ограниченную ответственность хранителя за потерю товара в результате пожара, грабежа, восстания, в пути или в чужой земле;

7) имущественного найма;

8) личного найма, по которому наемный работник был обязан выполнять работу для хозяина в течение определенного срока за указанную в договоре плату. В случае отказа в оплате за работу работник мог прекратить работу до истечения срока и обратиться в суд с иском о взыскании платы.

Формы заключения договоров:

1) в устном порядке при свидетелях, которые могли подтвердить условия договора в случае спора;

2) запись – письменный документ, который должен быть передан на хранение в Троицкий собор в Пскове либо иной собор города;

3) доска – простой письменный документ без особых требований, хранящийся у составителя без передачи в архив собора.

Наследственное право по Псковской судной грамоте различало наследование по закону (ближайшими родственниками) и наследование по завещанию (письменно оформленное, государственного удостоверенное).

В наследственном праве допускалось лишение наследства за виновное поведение наследника.

10. Псковская и Новгородская судные грамоты: характеристика уголовного права и судебного процесса.

Псковская Судная Грамота.

Уголовное право

ПСГ вводит в понятие «преступление» не только причинение ущерба лицу, но и государству.

Система преступлений выглядела так:

Против государства: измена («перевет»).

Против порядка управления: взятка («посул») судье, вторжение в судебное помещение, насилие в отношении судьи.

Против личности: убийство («головщина»), побои, оскорбление действием. Наиболее тяжкими считались — братоубийство и убийство родителей.

Имущественные преступления: кража («татьба»), кража церковного имущества, поджог, конокрадство, грабёж, разбой. Наказание за кражу дифференцируется в зависимости от размеров похищенного, способа совершения и повторности. Наиболее тяжкими преступлениями против собственности считались поджог и конокрадство. За них присуждалась смертная казнь.

Наказание и его цель.

Система наказаний:

Смертная казнь (ст 7-8).

Денежные штрафы — за большинство преступлений по ПСГ.

Телесные наказания, применявшиеся на практике, законодательно предусмотрены не были.

Наказание, в основном, несло компенсационный, а не карательный характер.

Судопроизводство

Процесс в целом носил состязательный характер, то есть строился на началах процессуального равенства сторон и разделения функций между обвинителем, защитой и судом. При этом обвинитель нёс «бремя доказывания» виновности обвиняемого, а суд выступал как арбитр между сторонами.

Однако по сравнению с Русской Правдой, роль суда усилилась.

Вызов в суд происходил по повестке («позовнице»). Среди судебных доказательств отмечаются и письменные доказательства. Возник институт судебного представительства, которым могли воспользоваться только женщины, глухие, подростки, монахи и престарелые люди.

Вместе с тем сохраняется и такая архаическая форма доказывания своих прав, как судебный поединок (поле): вооружённое единоборство сторон или их представителей перед судом.

Новгородская судная грамота.

Уголовное право.

Новгородское уголовное право ближе к праву Киевской Руси, чем к Московскому последующего периода. В Новгороде могло караться всякое деяние, причинившее вред, ущерб в широком смысле. Иногда наказывались проступки безобидные, неумышленные, но повлекшие за собой тяжелые последствия. В Новгороде впервые в истории русского уголовного права появилась категория государственных преступлений. Особо опасным преступлением считалось покушение на православную веру, связанное с нарушением общественного спокойствия. Борьба с язычниками и еретиками была суровой. Считалось, что они подрывают основы государственности. Ведал такими делами не церковный суд, а вечевой. Должностные преступления в Новгороде - прямое следствие республиканских обычаев, контроля вече над деятельностью штата управления и частных взаимных разоблачений боярско-купеческих группировок.   За должностные преступления карались высшие новгородские чиновники. Суд над князем мало отличался от суда над посадниками, но он разнился от него тем, что новгородцы, устанавливая любую вину князя, не могли наказать его иначе как лишением новгородского стола.   Последняя категория преступлений, связанная с деятельностью Новгородского государства, - посягательство на правильное отправление правосудия: наводка (клевета на судью или истца), ябедничество (ложный донос) и самосуд. К преступлениям также относились убийство, татьба (кража), наезд (разбойное нападение, совершенное шайкой), разбой.   Новгородскую систему наказаний можно определить как смешанную, соединившую имущественные кары, которые были характерны для Русской Правды, с уголовными, полностью восторжествовавшими в Московском государстве. Цель наказания уже не исчерпывалась возмещением убытка, которое при государственных преступлениях, как правило, вообще было невозможно, но включала в себя и кару, и известную долю назидания.   Смертная казнь, чуждая Киевской Руси, стала в Новгороде вполне обычным явлением. Но в отличие от Москвы новгородское право не знало наказаний устрашающих и членовредительских. Наказания комбинировались. За одно преступление лицо могло быть подвергнуто нескольким наказаниям, к примеру: избито, сброшено в Волхов и лишено имущества. В последнем случае наказание часто распространялось на всю семью, это было вызвано подозрением родственников в соучастии. Наиболее интересный своеобразный опыт новгородской системы наказаний - несоблюдение социального принципа в обычном для русского феодального права виде. Взамен бояр, житьих, купцов, черных людей в новгородских нормах уголовного права фигурируют мужи и жёны. Однако, при совершении государственных преступлений представители привилегированных слоёв наказывались более сурово, чем "молодшие" люди.

Судопроизводство

Структурно суд делится на управы. Суд созывался в Новгороде три раза в неделю: по понедельникам, средам и пятницам, а также организовывались выездные заседания по Новгородским городам. Дела в суде должны были решаться в определенный срок и регулярно докладываться архиепископу.

Суд был церковным или княжеским, на котором соответственно присутствовал архиепископ или князь. Суд был состязательным. Предварительно тяжущимся сторонам предлагалось нанять рассказчиков, которые пытались помирить истца и ответчика в досудебном порядке. Если примирение было достигнуто, выдавались судебные грамоты, которые обжалованию не подлежали и решение считалось окончательным. Если одна из сторон не согласилась на судебное примирение, созывался суд. Присутствовавший на суде приказчик «целовал крест» точно исполнять решение суда. Судебные издержки и пошлины оплачивала проигравшая сторона, которая могла обжаловать это решение в церковном суде. В качестве пережитка существовал и обычай судебного поединка («поле»).

Итак, суд в Новгороде осуществляли новгородский владыка -архиепископ, княжеский наместник, посадник, тысяцкий.

Князь не мог вершить суд без посадника, последний же осуществлял суд вместе с княжеским наместником, которому предоставлялось право пересмотра дела. Судебное сотрудничество посадника и наместника выражалось в деятельности их уполномоченных — тиунов: последние, каждый в отдельности в присутствии представителей спорящих сторон (приставов) рассматривали дело, но не решали его окончательно.

После этого дело переносилось в высшую инстанцию для доклада (окончательного решения) или на пересуд (для пересмотра). В суде высшей инстанции заседали наместник и посадник с 10 присяжными (из бояр и житьих людей). Эти присяжные составляли постоянно действующую судебную коллегию докладчиков, регулярно собиравшуюся во дворе архиепископского дома.

Споры церковного человека с мирянином разбирал городской судья вместе с наместником архиепископа. Княжеские люди судились городским и княжеским боярами на территории резиденции князя (городища), пересуд по этим делам осуществлял сам князь в присутствии посадника. На тысяцкого возлагалось руководство торговым судом и разбор дел полицейского характера (нарушение общественного порядка, мер и весов и т.п.), при участии посадника он разбирал споры новгородских и иноземных купцов.

Споры купцов, ремесленников рассматривали кооперативные общественные суды — суды старост и братчины.

11.  Золотая Орда: государственно-правовая система. Влияние на политическую и правовую культуру Руси.

Золотая Орда не имела четко определенных границ. Столицей этого государства стал сначала Сарай-Бату, а затем Сарай-Берке в нижнем течении Волги. Постепенно монголы смешались с тюркскими народами и племенами, официальным стал тюркский язык. Со временем монголо-татары приняли ислам.

Общественный строй. Социальная структура Золотой Орды была сложной и отражала пестрый классовый и национальный состав этого разбойничьего государства. Четкой сословной организации общества не было. Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате. В военно-феодальной иерархии Золотой Орды господствующее положение занимал аристократический род потомков Чингисхана и его сына Джучи. Этот многочисленный род владел всей землей государства, ему принадлежали огромные стада, дворцы, множество слуг и рабов, неисчислимые богатства, военная добыча, государственная казна и т.д. Впоследствии джучиды и иные потомки Чингисхана еще целые столетия сохраняли привилегированное положение в среднеазиатских ханствах и в Казахстане, закрепив за собой монопольное право носить звание султанов, занимать ханский престол. Сам хан имел наиболее богатый и большой улус типа домена. Джучиды обладали преимущественным правом на занятие высших государственных постов. В русских источниках их называли царевичами. Им присваивались государственные и военные титулы и звания.

Следующую ступень в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимали нойоны (в восточных источниках - беки). Не являясь членами рода джучидов, они тем не менее вели свои родословные от сподвижников Чингисхана и их сыновей. Нойоны имели множество слуг и зависимых людей, огромные стада. Они часто назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Они награждались тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Знаками их власти являлись ярлыки и пайцзы.

Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занимали многочисленные нукеры - дружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности - сотников, десятников и др. Эти должности позволяли получать значительные доходы с населения тех территорий, где были размещены или куда направлялись соответствующие воинские подразделения или где нукеры занимали административные должности.

Из среды нукеров и других привилегированных людей в Золотой Орде выдвинулся небольшой слой тарханов, получивших от хана или его высших должностных лиц тарханные грамоты, в которых их обладателям предоставлялись различные привилегии.

К господствующим классам относились также многочисленное духовенство, прежде всего мусульманское, купцы и богатые ремесленники, местные феодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Поволжья, Кавказа и Крыма.

Трудящиеся - крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуги - находились в различной степени зависимости от государства и феодальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой Орды составляли карачу - кочевники-скотоводы. Выполняя все хозяйственные обязанности, карачу вместе с тем должны были служить в войске.

В земледельческих районах Орды трудились феодально-зависимые крестьяне. Одни из них - сабанчи - жили сельскими общинами и обрабатывали, помимо выделенных для них участков, земли феодалов, несли натуральные и другие повинности. Другие - уртакчи (издольщики) - кабальные люди, обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая, несли иные повинности.

В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванных стран. Довольно распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Однако большинство рабов как в городах, так и в сельском хозяйстве через одно - два поколения становились феодально-зависимыми или получали свободу.

Государственный строй.Золотая Орда не имела четко определенных границ. Ее власть рас­пространялась не столько на территорию, сколько на народы и племена, находившиеся на разных стадиях социально-экономического и культурного развития, исповедовавшие различные религии. Сами монголы у покоренных народов получили двойное название - монголо-татары (от названия одного из самых многочисленных монгольских племен — татар).

Государственный строй:

Верховная, деспотическая власть принадлежала хану, возводимому на престол курултаем. Им становился старший сын предшествующего хана или другой ближайший родственник из чингисидов. Хан являлся верховным собственником и распорядителем всех земель в государстве, которые раздавал родичам и должностным лицам. Он был главой вооруженных сил, производил назначения и смещения все высших должностных лиц. Самим ханом или от его имени осуществлялись внешнеполитические акции, в том числе объявление войны и заключение мир, Был он верховным судьей, его воля считалась законом.

Коллегиальный орган - курултай, в котором участвовали сыновья хана, его ближайшие родственники (царевичи), вдовы ханов, эмиры, нойоны, темники и др. На курултае решались вопрос войны и мира, наиболее важные споры и распри между представителями феодальной верхушки, объявлялись решения хана. Воля хана, его решение на курултае являлись неоспоримой. Курултаи созывались эпизодически и проходили в торжественной обстановке.

В Золотой Орде сложилась своеобразная система цен­тральных органов управления, многие черты были заимствованы от восточных деспотических государств (Китая, Персии, среднеазиатских ханств). В конце XIII в. появились диваны (канцелярии)для ведения дел по различным отраслям управления. Диваны находились в подчинении высших должностных лиц, назначаемых ханом, выполняли их поручения, давали им различные сведения о положении дел в отраслях управления или на местах. Четкого разграничения компетенции диванов по отраслям управления не было.

Визирь:высшее должностное лицо, в его ведении находились ханская казна и общее управление делами государства от имени и по поручению хана.

Бекляри-бек - военное управление в государстве, направлял военную деятельность эмиров, темников и тысячников. Бекляри-бек в источниках часто называется старшим, главным эмиром при хане.

Букаул, ведавший снабжением, вооружением, довольствием воинских подразделений и гарнизонов, учетом военной добычи, ее доставкой и распреде­лением по указаниям хана и высших должностных лиц.

 

Военная организация ЗО была основой ее государственности. Многие носители государственной власти являлись командирами соответствующих воинских подразделений. Многочисленная конница, состоявшая из монголо-татар, кыпчаков и других кочевых племен и народов.

Темники, тысячники - высший командный состав, состоял из представителей рода джучидов-царевичей и знатных нойонов. Все командиры были связаны между собой своеобразными сеньорально-вассальными отношениями. Чингиз-хан организовал разведывательную службу. Впоследствии секретная служба была учреждена и для собственного государственного аппарата, охватила значительные слои населения, в том числе феодальную верхушку.

Судебная власть не была отделена от административной. Хан, другие государственные органы сами осуществляли правосудие по всем делам — уголовным, гражданским и пр. Однако в связи с неуклонной исламизацией Золотой Орды в конце XIII — начале XIV в. были учреждены исламские суды кадиев во главе с верховным кадием государства. Эти суды рассматривали главным образом дела, связанные с нарушением требований Корана, т.е. религиозные и брачно-семейные. Кроме того, в городах для разбора гражданских дел назначались специальные судьи-яргучи.У кочевых народов ЗО существовали традиционные суды родовых старейшин-биев. Судебный и административный произвол, внесудебная расправа являлись характерными чертами судебной системы военно-феодального государства Золотой Орды.Судебный и административный произвол, внесудебная расправа.

Право. Источником права в Орде являлась прежде всего Великая Яса Чингисхана, составленная в 1206 г. в качестве назидания его преемникам, состоявшая из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки. Источниками права были также нормы обычного права кочевых народов. По мере исламизации Золотой Орды в ней начал действовать шариат. Устные и письменные распоряжения и предписания ханов применялись в практике государственных органов.

Право Золотой Орды характеризуют крайняя жестокость, узаконенный произвол феодалов и должностных лиц, архаичность и юридическая неопределенность.

Имущественные отношения регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям - основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах. Владельцы поместий, естественно, должны были нести различные вассальные обязанности хану или назначенному им местному правителю.

В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын. По монгольскому праву младший сын вообще имел приоритет в наследовании.

Семейно-брачное право регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи, составлявшей часть аила, рода, являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Количество жен не было ограничено. Дети жен и наложниц юридически были в равном положении при некоторых преимуществах сыновей от старших жен и законных жен у мусульман. После смерти мужа управление всеми делами семьи переходило в руки старшей жены. Так продолжалось до тех пор, пока сыновья не становились взрослыми воинами.

Власть мужа над женой устанавливалась заключением брака, одной из форм которого являлось действительное или обрядовое похищение невесты. При заключении брака семья или род жениха выкупали невесту из семьи или рода последней. В свою очередь, родственники невесты обязаны были выделить ей приданое. Размер выкупа и приданого, расходы на брачные торжества определялись общественным и имущественным положением родичей брачующихся.

Уголовное право отличалось исключительной жестокостью. Это проистекало из самой природы военно-феодального строя Золотой Орды, деспотической власти Чингисхана и его преемников, суровости отношений, низкой общей культуры, присущей кочевому скотоводческому обществу, находящемуся в самой начальной стадии феодализма. По Великой Ясе смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам и должностным лицам, самовольный переход из одного воинского подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сторон в поединке, ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника, в некоторых случаях за убийство, супружескую неверность и др. Смертная казнь, как правило, производилась публично посредством удавливания на веревке, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми. Можно было также зарезать человека "как барана".

Применялись и другие виды наказаний, например, за бытовое убийство допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выкупа определялся социальным положением убитого.

В уголовном процессе при дознании привлекались свидетели, произносились клятвы, применялись жестокие пытки. В военно-феодальной организации розыск необнаруженного или скрывшегося преступника возлагался на десятку или сотню, к которым он принадлежал. В противном случае ответственность несла вся десятка или сотня.

Время монголо-татарских завоеваний составляет крупный период в истории нашей страны. Это период тяжких испытаний для попавших под иноземное иго народов. Монголо-татарское нашествие надолго приостановило и отбросило назад экономическое, политическое, культурное развитие Руси. Монголы-татары сохраняли существующую государственную организацию, ставя лишь местных князей в положение своих вассалов.

Правовая система, принесенная Чингисханом и его преемниками, была архаичной и примитивной. Принятие ислама обогатило ее, поскольку шариат был примером развитого феодального права. У покоренных народов завоеватели сохраняли их собственные правовые системы. Монголо-татарские завоевания на столетия задержали социально-экономическое и культурное развитие русского общества.

12. Предпосылки, этапы и особенности складывания единого русского централизованного государства в XIII-XV вв.

Предпосылками образования русского централизованного государства считают:

1) экономические предпосылки, заключающиеся в возрождении на Руси хозяйственной жизни, городов, ремесла, торговых связей к началу XIV в. Население возвращалось, возделывало землю, занималось ремеслом и налаживало торговые связи. Это возрождение стало началом объединения и борьбы за независимость;

2) социальные предпосылки, свидетельствующие о стабилизации к концу XIV в. экономической обстановки на Руси. Изменение экономической обстановки на Руси приводило к большей эксплуатации и закрепощению крестьян, в связи с чем увеличивался рост зависимости крестьян от крупных землевладельцев. Сопротивление со стороны крестьян, обострение борьбы между господствующим классом и зависимыми делали необходимыми сильную централизованную власть, проведение политических реформ, которые смогли бы способствовать упрочению власти, совершенствованию государственного управления, суда, сбора податей и защиты от внешних врагов;

3) политические предпосылки:

а) внутренние (значительный рост и расширение в XIV–XVI вв. власти Московского княжества, князья которого строили государственный аппарат для укрепления своей власти);

б) внешнеполитические (необходимость свержения монголотатарского ига, которое существенно тормозило развитие Русского государства, и всеобщее объединение против единого врага: с юга – монголотатар, с запада – Литвы и Швеции).

Объединение Руси происходило вокруг Москвы, причинами возвышения которой явились:

· выгодное географическое и экономическое положение;

· нахождение в центре национально-освободительной борьбы в связи с независимым положением Москвы во внешней политике по отношению к Литве и к Орде;

· поддержка со стороны крупнейших русских городов (Новгорода, Пскова, Рязани, Смоленска и др.);

· нахождение центра православного государства, объединяющего одновременно все княжества Руси;

· отсутствие внутренней вражды среди московских князей.

Образование русского централизованного государства имело следующие особенности:

· объединение русских земель в период расцвета феодализма;

· осуществление объединения союзом московских князей;

· вначале объединение по политическим причинам, а затем по экономическим;

· многонациональный состав государства;

· отсутствие (в отличие от европейских стран) капиталистического уклада в экономике (опора на дворянство, отсутствие класса буржуазии).

  Образованию единого Русского государства также послужила подписанная византийско-константинопольским патриархом уния православной церкви и католической западной, согласно которой Русское государство стало единственным православным государством, объединяющим одновременно все княжества Руси.

Объединение русских земель вокруг Москвы началось в конце XIII в. и закончилось в конце XV – начале XVI вв. В это время к Москве присоединились Новгородская республика, Псков, Рязанское княжество, Смоленск и др. Образование русского централизованного государства происходило под руководством московских князей. Московские князья Иван III и его сын Василий III стали именовать себя государями всея Руси. Московское княжество впервые создает из служилых людей новый класс – дворян, которые были воинами великого князя и награждались землей на условиях службы. Для процесса образования единого Российского централизованного государства вокруг Московского княжества характерно:

1) объединение территорий ранее независимых государств-княжеств в одно Московское княжество;

2) изменение государственности, преобразование политической власти.

Объединение русских земель вокруг Москвы привело к коренному изменению политического значения этого города и великих московских князей. Они, недавние правители одного из русских княжеств, оказались во главе обширнейшего государства в Европе. Возникновение единого государства создало благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам. Включение в состав единого государства ряда нерусских народностей, создавало условия для роста связей этих народностей с более высокой по своему уровню экономического и культурного развития России.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 3468; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!