Мая по старому стилю / 20 мая по новому стилю



Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Глас 6-й. Попразднство Вознесения.

Воспоминание явле́ния на небе Креста Господня в Иерусалиме. Мч. Ака́кия сотника. Прп. Ни́ла Со́рского. Лю́бечской и Жиро́вицкой икон Божией Матери.

Обре́тение мощей прп. Ни́ла Мироточи́вого, Афонского.

Воскресная служба совершается вместе со службами попразднства Вознесения и святых отцов (по Триоди).

Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1–14. Лит. – Деян., 44 зач., XX, 16–18, 28–36. Ин., 56 зач., XVII, 1–13.

На великой вечерне«Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 3, праздника, глас тот же – 3, и отцов, глас тот же – 4. «Слава» – отцов, глас тот же: «Та́йныя днесь…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе́ не ублажи́т…».

Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3.

На литии стихира праздника, глас 1-й: «Возше́д на Небеса́…». «Слава» – отцов, глас 3-й: «Апо́стольских преда́ний…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Го́споди, смотре́ния…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава» – отцов, глас 4-й: «Моле́бную па́мять…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Го́споди, та́инство…».

По Трисвятом – тропарь отцов, глас 8-й: «Препросла́влен еси, Христе́ Бо́же наш…» (дважды), и тропарь праздника, глас 4-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» – тропарь отцов, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные (см. в Триоди).

Непорочны26. «Ангельский собор…». Ипакои, глас 6-й: «Во́льною и животворя́щею…». Степенны – антифоны 6-го гласа. Прокимен, глас 6-й: «Господи, воздви́гни си́лу Твою́…». Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), праздника Вознесения 1-й на 4 и отцов на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Боже́ственным покрове́н…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Вознесения, глас 6-й; седален отцов, глас 4-й: «Свети́льницы пресве́тлии…». «Слава» – ин седален отцов, глас тот же: «Нике́йский све́тлый град…», «И ныне» – седален праздника, глас тот же: «Возше́д на Небеса́…».

По 6-й песни – кондак отцов, глас 8-й: «Апо́стол пропове́дание и оте́ц догма́ты…», и икос, глас тот же: «Высо́ким пропове́данием…».

На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й (см. в Триоди). «Слава» – светилен отцов, «И ныне» – светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 6-й – 4, и отцов, глас тот же – 4 (со своими припевами). «Слава» – отцов, глас 8-й: «Святы́х отце́в лик…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам следующие. Стих 1-й: «Благослове́н еси, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших, / и хва́льно и просла́влено и́мя Твое́ во ве́ки»; стих 2-й: «Собери́те Ему́ преподо́бныя Его́, / завеща́ющыя заве́т Его́ о же́ртвах».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 10-я, глас 6-й: «По е́же во ад соше́ствии…» (см. в Триоди).

На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника.

На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов. Кондак отцов.

На Литургии блаженны гласа – 4 (см. в Триоди), 1-го канона праздника (Вознесения), песнь 4-я – 4, и отцов, песнь 6-я – 4.

На входе – «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь отцов. «Слава» – кондак отцов, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен – Песнь отце́в, глас 4-й: «Благослове́н еси, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших…»; стих: «Яко пра́веден еси о всех...».

Апостол и Евангелие – Недели 7-й по Пасхе.

Аллилуиарий, глас 1-й: «Бог бого́в, Господь, глаго́ла…»; стих: «Собери́те Ему́ преподо́бныя Его...».

Задостойник Вознесения.

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода с Небе́с…», и отцов: «Ра́дуйтеся, пра́веднии…».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».

26 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

Мая по старому стилю / 21 мая по новому стилю

Понедельник 7-й седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения. Апостола и евангелиста Иоа́нна Богосло́ва. Прп. Арсе́ния Великого.

Прп. Арсе́ния Новгоро́дского. Прп. Арсе́ния трудолюбивого, Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Кассиа́на послушника и постника, Печерского, в Дальних пещерах.

Бденная служба апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершается вместе со службой прп. Арсения Великого и службой Триоди.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – Деян., 45 зач., XXI, 8–14.Ин., 49 зач., XIV, 27 – XV, 7.

Ап.: 1 Ин., 68 зач., I, 1–7. Ин., 61 зач., XIX, 25–27; XXI, 24–25.

На великой вечерне«Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди (отцов), глас 6-й – 3, апостола, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды), и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – апостола, глас 2-й: «Сы́на гро́мова…», «И ныне» – Триоди (праздника), глас 6-й: «На гора́х святы́х…».

Примечание. Допустимо стихиры на «Господи, воззвах» петь следующим образом – стихиры на 10: Триоди (отцов), глас 6-й – 3, апостола, глас 1-й и глас 2-й – 4 (со славником: «Сы́на гро́мова...»), и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – Триоди (отцов), глас 6-й: «Та́инственныя днесь…», «И ныне» – Триоди (праздника), глас тот же: «На гора́х святы́х…».

Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 327.

На литии стихира храма [или стихиры праздника Триоди (отцов), глас 6-й и глас 3-й; см. на стиховне вечера, без припевов]28, затем – стихиры апостола, глас 1-й, и преподобного, глас 5-й. «Слава» – апостола, глас 4-й: «Возле́г на пе́рси…», «И ныне» – Триоди (праздника), глас 2-й: «Возне́слся еси во сла́ве…» (см. на стиховне утрени).

На стиховне стихиры апостола, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Апо́столе Христо́в…», «И ныне» – Триоди (праздника), глас тот же: «Взы́де Бог в воскликнове́нии…» (см. в стихирах на стиховне).

Примечание. Допустимо стихиры на стиховне петь следующим образом29 – стиховные стихиры праздника Триоди (отцов), глас 6-й: «Все собра́вше душе́вное худо́жество…» и др. (см. на хвалитех утрени в Неделю 7-ю по Пасхе, со стихами их). «Слава» – апостола, глас тот же: «Апо́столе Христо́в…», «И ныне» – Триоди (праздника), глас тот же: «Взы́де Бог в воскликнове́нии…» (см. в стихирах на стиховне в Неделю 7-ю по Пасхе вечера).

По Трисвятом (на благословении хлебов)30 – тропарь апостола, глас 2-й (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды)31.

Примечание. «И отдае́тся после́дование святы́х оте́ц» (Триодь Цветная. М., 2002. Л. 217).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й: «Возне́слся еси во славе...» (единожды), тропарь апостола, глас 2-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й: «Возне́слся еси во славе...».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален апостола, глас 1-й: «Христа́ учени́к быв…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас тот же: «А́нгелом дивя́щимся…» (см. по 1-м стихословии).

По 2-м стихословии – седален апостола, глас 5-й: «Апо́стола вси…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 1-й: «А́ду плени́вшуся…» (см. по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Возле́г на пе́рси…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 1-й (см. по 1-м или по 2-м стихословии)32, или Богородичен Минеи, глас 8-й: «Небе́сную дверь…»33. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю зе́млю изы́де веща́ние их и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их»; стих: «Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь». Евангелие апостола – Ин., зач. 67. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго апо́стола и евангели́ста…». Стихира апостола, глас 2-й: «Богосло́ве де́вственниче…».

Каноны: праздника Вознесения 2-й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), апостола на 6 и преподобного на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Вознесения: «Спасителю Богу…».

По 3-й песни34 – кондак и икос преподобного, глас 3-й; седален апостола, глас 8-й. «Слава» – седален преподобного, глас тот же, «И ныне» – седален праздника, глас тот же: «Всед на о́блаки…» (см. в праздник Вознесения, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – светилен праздника: «Ученико́м зря́щим Тя…» (см. в праздник Вознесения).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: Триоди (праздника), глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени), и апостола, глас 8-й – 3. «Слава» – апостола, глас тот же: «Благове́стниче Иоа́нне…», «И ныне» – Триоди (праздника), глас 2-й: «Возне́слся еси во сла́ве…» (см. на стиховне утрени).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 2-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й: «Возне́слся еси во славе...».

Отпуст: «Иже во славе...».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь апостола35. Кондаки праздника и апостола читаются попеременно.

На Литургии блаженны 2-го канона праздника (Вознесения), песнь 5-я – 4 (со ирмосом), и апостола, песнь 6-я – 4.

На входе – «...вознесы́йся во славе...».

По входе – тропарь праздника, тропарь храма Богородицы, тропарь апостола, тропарь преподобного; кондак апостола. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника.

Примечание. Тропарь и кондак храма святого не поются, так как совершалось всенощное бдение.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника (см. на Литургии в праздник Вознесения) и апостола.

Апостол и Евангелие – дня и апостола.

Задостойник Вознесения.

Отпуст: «Иже во славе...».

27 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

28 Ср.: Типикон, 8 мая. На литии могут петься стихиры праздника Триоди (отцов), глас 6-й: «Все собра́вше душе́вное худо́жество…», «Все прие́мше у́мное сия́ние...», «Все собра́вше па́стырское иску́сство...» (см. на хвалитех утрени в Неделю 7-ю по Пасхе), и глас 3-й: «Апо́стольских преда́ний...» (см. славник стиховен вечерни в Неделю 7-ю по Пасхе вечера). В этом случае праздничные стихиры Триоди (отцов) не поются на стиховне великой вечерни.

29 Ср.: Типикон, 21 декабря (свт. Петра) и 11 января (прп. Феодосия); Минея общая, «Изъявление вкратце...».

30 Ср.: Типикон, 8 мая; Минея общая, «Изъявление вкратце...».

31 Допустимо тропари по Трисвятом (на благословении хлебов) петь следующим образом – тропарь апостола, глас 2-й (дважды) и тропарь праздника, глас 4-й: «Возне́слся еси во славе...» (единожды). Ср.: Типикон, 21 декабря.

32 Ср.: Типикон, 8 мая.

33 Ср.: Минея, 8 мая. Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

34 «Пра́здника конда́к зде оставля́ется. Глаго́лем конда́к пра́здника на 1-м часе́, и на про́чих часе́х, пременя́юще со святы́м вели́ким» (Типикон, гл. 50, «В понеде́льник 2-я седми́цы Антипа́схи...», «Подоба́ет ве́дати: Ка́ко пое́тся от Неде́ли Фомины́ Трио́дь с Мине́ею во всю 50-цу, ко́ея седми́цы, да́же до отда́ния Пентико́стии, кроме́ суббо́т и Неде́ль...»). Ср.: Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 133–134.

35 Ср.: Типикон, 8 мая; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 717.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!